Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Sunrise" - a delicate matter

Expectations from the new investment platform of the FRDF and the RTS are akin to the expectation of a miracle: very few people understand how it will work, but everyone needs money today

"Sunrise" - a delicate matter
Last week, at the Minex forum in the Magadan Region, in the presence of Governor Vladimir Pechenyi, the Voskhod investment system was presented - a joint project of the Far East Development Fund and NP RTS. The story with Voskhod is developing very rapidly: the agreement between the creators of the platform was signed at the St. Petersburg Economic Forum in June, and today, according to the release of the Ministry for the Development of the Russian Far East, the system is working in test mode. Recall that we are talking about the so-called "Russian NASDAQ" - a new exchange online platform with simplified rules for identifying customers, aimed at creating a market for risky retail investments in dynamic Far Eastern companies.

From the official release on the presentation of Voskhod in Magadan, it follows that the Government of Russia and the Ministry for the Development of the Russian Far East have already sent a list of proposals to create attractive conditions for access to the collective investment market for companies implementing projects in the Far East, including for junior companies in the mining industry ... In particular, the Government was invited to consider the possibility of introducing a number of tax incentives on transactions with securities of Far Eastern issuers, to ensure the possibility of transferring exploration costs in favor of primary investors with the subsequent possibility of deducting costs from the tax base of investors, to simplify procedures for attracting foreign investment in Far Eastern projects, and procedures for issuing securities and their inclusion in the Lombard list of the Central Bank, apply mechanisms of state insurance of brokerage accounts.

"Now we are holding an active dialogue with industry participants and professional participants in the financial market. We will try to achieve such a calibration when the system is fast, convenient and cheap for issuers and investors, "the head of the FRDF Alexey Chekunkov.

The Fund and the NP RTS do not sound any clearer parameters of the system: the press service of the Foundation refused to provide EastRussia with information on the scale of Voskhod, its cost, its plans for promotion. As well as where the first money of investors will come from.

But the Fund has sufficiently detailed about the advantages of "Sunrise", which are laid in it in the process of creation. So, the key features of the platform are the convenience of registration and the use of the capabilities of individual investment accounts for investors; Planned future grant of benefits for Russian and foreign investors; Use of comfortable legal constructions for conducting operations (exchange instruments).

Equally important, the platform will operate in the Far Eastern time, which is much closer to the centers of business activity of the APR. The creators of "Sunrise" promise to build interaction with Asian exchanges - Hong Kong Exchanges and Clearing Limited and Singapore Exchange. 

“At the first stage, the system will include shares and bonds of Far Eastern issuers; in the future, it is planned to expand the toolkit to create the widest possible opportunities for investors. The project will use the capabilities of existing stock exchanges. So, at the beginning of June, on the basis of the exchange infrastructure of the St. Petersburg Exchange, which is part of the NP RTS group, a placement of bonds of one of the Russian banks was carried out, "the EastRussia correspondent was told at the Far East Development Fund.

The first real deals using the Voskhod platform are planned to be concluded in September this year at the Eastern Economic Forum in Vladivostok. At the same time, at the first stage, companies that have passed the expertise of the Far East Development Fund will be able to use its capabilities. Currently, the FRDV is considering 130 projects totaling about 2 trillion rubles. investment. According to the head of the Fund, Aleksey Chekunkov, about a third of projects can be financed through the placement of shares or bonds, including using the mechanisms of the Voskhod investment system.

For example, Kolmar announced that it plans to place a loan of about 200 million rubles at Voskhod before the end of the year. Such a message came to journalists about a month ago from the company's CEO Sergei Tsivilev.

"We confirmed that we will be among the first who will be placed on the" Sunrise. " Probably, about 200 million rubles (loan). This is the first experiment. Our task is to see the investors' interest in our project. This money, attracted at this site by a simplified procedure, will go on completing the processing plant of Denisovsky GOK with a capacity of 6 million tons per year, "Sergei Tsivilev noted in his communication.

True, when the EastRussia correspondent turned to Kolmar when writing this material, they did not tell him any additional details about the company's participation in the project, and did not even give his opinion about Voskhod, citing the fact that the launch moment was still ahead and not the fact that the plans for its presentation at the WEF will still come true.

At the same time among the experts interviewed by EastRussia experts there were mostly positive expectations from the future work of Voskhod.

"The system will undoubtedly be useful for Far Eastern business. It seems to be one of the state instruments by means of which an investor can really come to the Far East, and her idea itself is good and expedient. It seems that "Amuragrocenter" could attract the investor to the construction of the third stage of the soybean processing plant in the Amur Region with the help of this system, and not only, "stated the general director of the company Amurragrocenter Alexander Sarapkin.

“I haven't heard anything about the Voskhod investment system as such. But it is absolutely certain that there is no difficulty in finding an investment project in Russia that needs funds, and, accordingly, the business behind it for an investor interested in investing, - the Advisor to the General Director of Russian Coal OJSC told EastRussia Alexander Kovalchuk... - There are simply no investors who want to invest in the Russian economy, including the Far East. Accordingly, it is not clear what kind of investors we are talking about when creating Voskhod. It seems that its developers have them only in words. And on the general. "

According to Alexander Kovalchuk, "for example, as the head of the company, I would use any means in order to get cheaper funding for my projects in the conditions of modern Russian reality. Why not the system "Sunrise." But, at the same time, I would, first of all, first look at how this system will work, before placing shares of the company within its framework - I would look at the volume of its operations and transactions, would understand how viable it is. "

However, according to the expert, for the most part, the situation is different: many initiators of Russian projects seek mainly to obtain investments under any pretext, after which - to depict the stormy activity, and then shrug their shoulders and in various forms notify the investor about the failed project implementation. At the same time, the investor's funds are invested by the initiators of Russian projects until they are fully spent. "Thus, most modern schemes of certain investments do not lead to practically anything - the process ends at the so-called" entrance. "Moreover, this situation is widespread throughout Russia. In such a state of affairs, it is extremely unlikely that investors will come to any Russian And even a very attractive one - for example, a simple, developed, customer-oriented, technological one, ”concludes Alexander Kovalchuk.

"I have heard a little about this system," the deputy general director of NEO Center JSC tells the EastRussia correspondent Dionys Vasilyev... - But in any case, Voskhod is so far only an undertaking, with a number of statements about it. The very idea of ​​this system is undoubtedly good, correct and progressive. Because it is one of the possible solutions to such an acute problem of modern Russian reality as providing money I would like to see how this idea will work in practice - what practice it will be supported by and how it will be linked to the modern regulatory framework. And look at the results after a while - because only then it will be possible to judge the efficiency and effectiveness of this idea. "

According to the expert, if the system works, but there is no doubt that the system is in demand by the business. "Any company, and especially a small one, which has a need for debt financing - in borrowed capital, will use every opportunity not prohibited by law to get a loan," says Dionis Vasiliev. It is extremely difficult for a borrower to get it from a bank today, because, albeit due to objective circumstances, banks are now putting forward significant requirements both for collateral and business profitability. Granting a loan by banks is a rather complicated process, not always available to companies компания whose need is measured at 50-200 million rubles. "

In this context, he added that at present in Russia the potential of the stock market is largely undeveloped. And in comparison with the developed countries of the West, there is a strong bias towards bank financing - the share of both debt and those involving the use of various financial instruments of financing in it is extremely small. Therefore, due to this circumstance, the investment system "Voskhod" as a state instrument seems to be more than a positive project.

According to the analyst of the Finam Group of Companies Timur Nigmatullina, the effectiveness of Voskhod's work will primarily depend on the quality of the projects that enter the system. “I am very skeptical that the mechanism envisaged by the Voskhod investment system will work effectively,” says Timur Nigmatullin. “Because, as a rule, companies at the initial stage of their development attract capital investments from qualified specialized investors In some cases, they are also called venture capital. If you help ensure that the company is placed on the market from the very beginning, then these are risks, including infrastructure. Since if the company's shares begin to decline and investors lose confidence in them, then the current situation can spill over into the real sector and lead to such serious consequences as, for example, an increase in unemployment or a recession in the region, including the level of the country's economy.In turn, immature companies are not clear to investors, since they do not yet have a full-fledged history of activity ".

According to the expert, even if we assume the possibility of a strict selection of developing Far Eastern companies in the future in order to select those in which one can invest through a public offering, then the creation of the system itself will require significant investments and time. That is, to a large extent, the success of Voskhod depends on the amount of investment it provides for its creation and whether the initiators of the project themselves have it.

“One way or another, the very idea of ​​creating alternative sites, including the one envisaged by Voskhod, is correct,” says Timur Nigmatullin. - Due to the fact that today there is no exchange competition as such on the Russian market. And the appearance of a new player on it, specializing in fast-growing companies, is certainly more than good. Although the idea underlying the system needs some adjustment - taking into account the features of companies' development that I have mentioned. "


September 25: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

“Восход” – дело тонкое

Ожидания от новой инвестплатформы ФРДВ и РТС сродни ожиданию чуда: мало кто понимает, как она будет работать, но деньги сегодня нужны всем

“Восход” – дело тонкое
На прошлой неделе на форуме «Майнекс» в Магаданской области в присутствии губернатора Владимира Печеного была представлена инвестиционная система «Восход» – совместный проект Фонда развития Дальнего Востока и НП РТС. История с «Восходом» развивается очень стремительно: соглашение между создателями платформы было подписано на Петербургском экономическом форуме в июне, а сегодня уже, согласно релизу Минвостокразвития, система работает в тестовом режиме. Напомним, речь идет о так называемом «русском NASDAQ» – новой биржевой онлайн-платформе с упрощенными правилами идентификации клиентов, направленной на создание рынка рисковых розничных инвестиций в динамичные дальневосточные компании.

Из официального релиза о презентации «Восхода» в Магадане следует, что в Правительство России и Минвостокразвития уже направлен перечень предложений по созданию привлекательных условий доступа на рынок коллективных инвестиций для компаний, реализующих проекты на Дальнем Востоке – в том числе, для юниорных компаний в горнодобывающей отрасли. В частности, Правительству предложено рассмотреть возможность введения ряда налоговых льгот по операциям с ценными бумагами дальневосточных эмитентов, обеспечить возможность передачи затрат на геологоразведку в пользу первичных инвесторов с последующей возможностью вычета затрат из налоговой базы инвесторов, упростить процедуры привлечения иностранных инвестиций в дальневосточные проекты, а также процедуры выпуска ценных бумаг и их включения в ломбардный список ЦБ, применять механизмы государственного страхования брокерских счетов.

«Сейчас мы ведем активный диалог с участниками отрасли и профессиональными участниками финансового рынка. Постараемся достичь такой калибровки, когда система будет быстрой, удобной и дешевой для эмитентов и инвесторов», – проинформировал глава ФРДВ Алексей Чекунков.

Каких-то более четких параметров системы ни Фонд, ни НП РТС, не озвучивают: пресс-служба Фонда отказалась предоставлять EastRussia информацию относительно масштабов «Восхода», его стоимости, планов по продвижению. Как и то, откуда в системе возьмутся первые деньги инвесторов.

Зато Фонд достаточно подробно проинформировал про преимущества «Восхода», которые закладываются в него в процессе создания. Так, ключевыми особенностями платформы являются удобство регистрации и использование возможностей индивидуальных инвестиционных счетов для инвесторов; планируемое в будущем предоставление льгот для российских и иностранных инвесторов; использование комфортных юридических конструкций для проведения операций (биржевые инструменты).

Не менее важно то, что платформа будет работать по “дальневосточному” времени, что гораздо ближе к центрам деловой активности АТР. Создатели «Восхода» обещают выстроить взаимодействие с азиатскими биржами – Hong Kong Exchanges and Clearing Limited и Singapore Exchange. 

«На первом этапе в системе будут акции и облигации дальневосточных эмитентов, в дальнейшем предполагается расширение инструментария для создания максимально широких возможностей для инвесторов. В рамках проекта будут задействованы возможности существующих биржевых площадок. Так, в начале июня на базе биржевой инфраструктуры Санкт-Петербургской биржи, входящей в группу НП РТС, было осуществлено размещение облигаций одного из российских банков», – рассказали корреспонденту EastRussia в Фонде развития Дальнего Востока.

Первые реальные сделки с помощью платформы «Восход» планируется заключить в сентябре этого года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. При этом на первом этапе её возможностями смогут воспользоваться компании, которые прошли экспертизу Фонда развития Дальнего Востока. Сейчас на рассмотрении ФРДВ находятся 130 проектов общим объемом около 2 трлн руб. инвестиций. По оценке главы Фонда Алексея Чекункова, финансирование примерно трети проектов может быть организовано через размещение акций или облигаций – в том числе, с использованием механизмов инвестиционной системы «Восход».

Так, например, компания «Колмар» объявила, что планирует до конца года разместить на «Восходе» заем в размере около 200 млн рублей. Такое сообщение поступило журналистам около месяца назад от генерального директора компании Сергея Цивилева.

«Мы подтвердили, что будем одними из первых, кто будет размещаться на "Восходе". Наверное, около 200 млн рублей (заем). Это первый эксперимент. Наша задача посмотреть интерес инвесторов к нашему проекту. Эти деньги, привлекаемые на этой площадке по упрошенной процедуре, пойдут на достраивание обогатительной фабрики Денисовского ГОКа мощностью в 6 млн тонн в год», – отметил в своем сообщении Сергей Цивилев.

Правда, когда корреспондент EastRussia при написании данного материала обратился в «Колмар», какие либо дополнительные подробности об участии компании в проекте ему не рассказали, и даже не сообщили своего мнения о “Восходе", сославшись на то, что момент запуска ещё впереди и не факт, что планы о его презентации в рамках ВЭФ ещё сбудутся.

При этом среди опрошенных корреспондентом EastRussia экспертов в основном бытовали позитивные ожидания от будущей работы «Восхода».

«Система несомненно будет полезна для дальневосточного бизнеса. Она представляется одним из государственных инструментов, посредством которого на Дальний Восток реально может прийти инвестор, а сама её идея – хорошей и целесообразной. Думается, что «Амурагроцентр» мог бы привлечь с помощью данной системы инвестора к строительству III очереди завода по переработке сои в Амурской области, да и не только», – констатировал генеральный директор компании ООО «Амурагроцентр» Александр Сарапкин.

«О как таковой инвестиционной системе "Восход" я ничего не слышал. Но совершенно точно, что сложности найти в России инвестиционный проект, нуждающийся в средствах, а соответственно, и стоящий за ним бизнес для инвестора, заинтересованного во вложениях, нет никакой, – заявил корреспонденту EastRussia Советник Генерального директора ОАО «Русский уголь» Александр Ковальчук. – Просто инвесторов, желающих вкладываться в российскую экономику, и, в том числе, Дальнего Востока, сейчас нет. Соответственно, непонятно, о каких инвесторах идёт речь при создании «Восхода». Представляется, что у её разработчиков они есть только на словах. Причем на общих».

По словам Александра Ковальчука, «к примеру, я, как руководитель компании, в условиях современной российской действительности использовал бы любые средства, чтоб получить более дешевое финансирование для своих проектов. Почему не систему "Восход". Но, при этом, я бы, все таки, сначала посмотрел, как заработает эта система, прежде чем размещать в рамках неё акции компании – посмотрел бы на объём её операций и сделок, понял бы, насколько она жизнеспособна».

Однако, по мнению эксперта, в массе своей дела обстоят иначе: многие инициаторы российских проектов стремятся главным образом под любым предлогом получить инвестиции, после чего – изобразить бурную деятельность, а затем развести руками и в различных формах уведомить инвестора о неудавшейся реализации проекта. При этом средства инвестора инициаторами российских проектов инвестируются до тех пор, пока не будут полностью израсходованы. "Таким образом большинство современных схем тех или иных вложений не приводят практически ни к чему - процесс заканчивается на так называемом "входе". Причем такая ситуация распространена повсеместно в России. При таком состоянии дел, крайне маловероятно, чтобы инвесторы пришли на какую-либо российскую биржу. И даже на очень привлекательную – к примеру, простую, развитую, клиентоориентированную, технологичную", – заключает Александр Ковальчук.

"О данной системе я слышал немного, – рассказывает корреспонденту EastRussia заместитель генерального директора АО «НЭО Центр» Дионис Васильев. – Но в любом случае "Восход” – пока что только начинание, с рядом заявлений о нём. Сама идея этой системы несомненно благая, правильная и прогрессивная. Потому, что она – одно из возможных решений такой острой проблемы современной российской действительности, как обеспечение деньгами инвестпроектов. Хочется посмотреть, как данная идея будет работать на деле – какой практикой она будет подкрепляться и как будет увязываться с современной нормативной базой. И посмотреть на результаты спустя время – так как только тогда можно будет судить о работоспособности и степени эффективности данной идеи".

По мнению эксперта, если система будет работать, но в ее востребованности бизнесом системы сомнений нет. "Любая компания, и, в особенности, некрупная, у которой есть потребность в долговом финансировании – в заемном капитале, будет использовать любую возможность, не запрещённую законодательством, чтобы, все-таки, получить заём, – рассуждает Дионис Васильев. – Так как среднему заёмщику сегодня крайне тяжело его получить от банка. Потому, что, пускай и в силу объективных обстоятельств, но банки сейчас выдвигают существенные требования как по залогу, так и по доходности бизнеса. Предоставление кредита банками – процесс довольно сложный, далеко не всегда доступный компаниям¸ потребность которых измеряется в 50–200 млн рублей".

В данном контексте он добавил, что в настоящее время в России в большой степени недореализован потенциал фондового рынка. И в сравнении с развитыми странами Запада в ней имеет место сильный перекос в сторону банковского финансирования - доля как долгового, так и предусматривающего использование различных финансовых инструментов финансирования в ней крайне мала. Поэтому ещё и в силу данного обстоятельства инвестиционная система "Восход" как государственный инструмент представляется более, чем положительным проектом.

По мнению аналитика ГК “Финам” Тимура Нигматуллина, эффективность работы “Восхода” в первую очередь будет зависеть от качества проектов, которые попадут в систему. "Я очень скептично отношусь к тому, что тот механизм, который предусматривается инвестиционной системой "Восход" будет работать эффективно, – говорит Тимур Нигматуллин. – Потому, что, как правило, компании на начальной стадии своего развития привлекают инвестиции в капитал у квалифицированных профильных инвесторов. Их ещё в ряде случаев называют венчурными. Если же способствовать тому, чтобы компания с самого начала размещалась на рынке, то это риски, и, в том числе, инфраструктурные. Так как если акции компании начнут снижаться и инвесторы потеряют к ним доверие, то сложившаяся ситуация может перекинуться в реальный сектор и привести к таким серьёзным последствиям, как, допустим, рост безработицы или рецессия в регионе, в том числе и уровня экономики страны. В свою очередь инвесторам незрелые компании непонятны, так как у них ещё отсутствует полноценная история деятельности".

По словам эксперта, даже если предположить возможность проведения в будущем строгого отбора развивающихся дальневосточных компаний с целью выделения тех, в которые можно инвестировать посредством публичного размещения, то непосредственно создание самой системы потребует значительных инвестиций и времени. То есть в большой степени успешность “Восхода" зависит от того, какой объём инвестиций предусматривает ее создание и располагают ли им сами инициаторы проекта.

“Так или иначе сама по себе идея создания альтернативных площадок, и в том числе той, что предусматривается "Восходом" – правильна, – говорит Тимур Нигматуллин. – В силу того, что сегодня на российском рынке отсутствует как таковая биржевая конкуренция. И появление на нём нового игрока, специализирующегося на быстроразвивающихся компаниях – конечно, более чем хорошо. Хотя идея, положенная в основу системы, нуждается в некоторой корректировке – учёте упомянутых мной особенностей развития компаний".