Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Восходящее солнце" для "необычных людей"

Японский журналист Усио Адзуса на днях опубликовал в газете «Асахи» весьма любопытную информацию. Его заметка называлась - «Бар инвалидов»: люди с искуственными конечностями". И речь в ней шла об очередной попытке японского общества изменить отношение... Нет, не общества к инвалидам, с этим, как раз, в Японии все в порядке. Автор рассказывал о том, как общество помогает инвалидам изменить их отношение к самим себе

«В районе Синдзюку, одном самых дорогих и престижных районов столицы Японии, Токио, в январе 2016 года только на два дня откроется необычный бар, который называется «Бар инвалидов». Он необычен тем, что обслужваюший персонал, официанты в баре — инвалиды с искусственными конечностями. Для самих инвалидов это возможность откровенно продемонстрировать свою проблему. Данное мероприятие будет проводиться с целью изменения общественной тенденции отношения к инвалидам, а также свободного восприятия у инвалидов собственных физических недостатков.

«Бар инвалидов Buche De Noel» будет работать два дня, с 15 по 16 января. Этот бар уже открывался на несколько дней в октябре прошлого года. Администратор бара — г-н Ясукуни Ота, 40-летний художник из города Ямато в префектуре Канагава. Последние пять лет он пишет н своих холстах женщин с искусственными конечностями.

Обслуживающий персонал бара — две девушки, Сатико-сан (28 лет) и Котонэ-сан (22 года), которые уже работали с г-ном Ота.

В повседневной жизни Сатико-сан работает в дизайнерской компании в г.Кавасаки. Она попала в дорожную аварию когда ей было 7 лет, по дороге домой ее сбил самосвал, и она потеряла правую ногу. Когда она училась в средней и высшей школе, очень увлекалась косплеем, переодеваясь в костюмы героев изветных анимэ. Однако она вынуждена была избегать юбок. Она заматывала тканью свой протез и одевала чулки, чтобы окружающие не догадались, что девушка пользуется протезом. По ее словам, «протез не предусматривает возможности его показывать. Было бы чудестно, если бы я могла показать себя такой, какая я есть.» У нее осталось очень мало фотографий, где Сатико еще до аварии, без протеза.

Рядом с ней работает Котонэ-сан, из города Йокогама. Она потеряла нижнюю часть руки от локотя, когда ей было 15 лет. «Мои друзья мне говорили, что лучше показывать себя такой, как есть, но я всегда скрывала свой недостаток. Иногда люди меня жалеют. Но я не такая бедная, ведь у нормального человека тоже есть то, что он не умеет делать. Я хочу чтобы обычные люди поняли, как мы существуем».

Надежды девушек смогли воплотиться в работе в баре Ясукуни Ота. Когда клиенты просят у них показать протез, снять его, они говорят — «Это милый недостаток», «Хочу сказать, что Ваш ущерб очень сексуальный». Клиенты воспринимают физические недостатки девушек как нечто милое и обаятельное. Котонэ-сан говорит, что теперь она начала воспринимать свою инвалидность как обаятельную черту.

В последний раз, в октябре, бар посетили за два дня около 60 человек. В январе, также, как в прошлый раз, бар будет работать по предварительному бронированию. Уже распроданы все 60 мест, которые посетители забронировали за несколько часов предварительной записи. По словам руководителя проекта г-на Ота «Для нас будет большая честь, если у всех людей появится позитивное чувство к физическому недостатку, особенно это касается самих инвалидов».

Если одним словом охарактеризовать отношение японцев к инвалидам, то можно без преувеличения сказать, что оно трепетное. С детских лет жителям страны прививают чуткое отношение к «необычным» людям.

В школе идёт урок. Учитель вкатывает в класс инвалидную коляску. В неё по очереди садятся желающие и, кряхтя от напряжения, пытаются подняться на 20-сантиметровые подмостки у доски. Такие ролевые игры учат не просто толерантному отношению, но и сопереживанию.

Другой пример. В Японии распространен совместный отдых нескольких семей. Среди них давно стало традицией приглашать в свою компанию хотя бы одну семью с ребёнком-инвалидом. Причём инициаторами выступают обычно дети.

У некоторых народов исторически сложилось впечатление о японцах, как о жестокой и воинствующей нации. Однако даже скептики не могут не признать, что их забота о слабых и немощных никогда не была казённо-формальной.

В городе Осаке уже 20 лет по воскресеньям собирается группа волонтёров из 70 человек, чтобы обсудить, кому из подопечных и какая помощь требуется . Публика в группе самая разношёрстная: студенты, домохозяйки, врачи, слесари, водители и т.д. Помощь может носить самый разный характер, в том числе и изготовление различных устройств, облегчающих инвалиду жизнь. Например, специальные приспособления для надевания носков, для вязания одной рукой и даже специальной клавиатуры для парализованных пальцев. Всё это делается, конечно, добровольно и бескорыстно.

Первое, что поражает туристов в стране Восходящего солнца, — это высокие технологии, а второе — отношение к инвалидам.

Один из россиян во время ознакомительной экскурсии в крупную компанию заметил странного человека, сидящего у окна и постоянно что-то бубнящего в то время, как другие работники были углублены в схемы и чертежи. Оказалось, странный человек тоже работал. Его должность называлась «сидящий у окна». А работа заключалась в том, чтобы смотреть и рассказывать, что происходит на улице своим коллегам. Таким образом компания вносит свой вклад в реабилитацию и социализацию психически неполноценных людей. Мало того, компания платит им зарплату. Социальная ответственность бизнеса подтверждается здесь практически на каждом шагу.

Часто люди, оказавшиеся в Японии впервые, приходят в недоумение по поводу того, что середина тротуара выложена, казалось бы, неудобной плиткой с рифлением. При более глубоком знакомстве со страной они узнают, что это своеобразный ориентир для незрячих, который они ощущают сквозь тонкую подошву специальной обуви. Перед проезжей частью направление рифлений предупреждающе меняется. Русских туристов особенно удивляет то, что в Японии так много инвалидов. Но правда состоит в том, что их городская инфраструктура до мелочей адаптирована к нуждам людей с проблемами передвижения.

В начале 90-х годов в стране был разработан план помощи инвалидам в повседневной жизни, приняты соответствующие законы и создана общественная программа «Политика в отношении инвалидов». Ее цель — создание в городах среды, удобной для каждого жителя, но в первую очередь — для людей с физическими ограничениями. С обнародованием программы в японской прессе появилось слово «нормализация». Оно означает формирование такой среды обитания, где и здоровые, и больные будут жить в тесном взаимодействии, без вынужденной изоляции. «Нормализация» объединяет все прежние программы помощи инвалидам и постоянно пополняется новыми инициативами и конкретными делами. Например, программой «За удобные для инвалидов города» уже охвачено около 500 городов и всего около тысячи административных единиц.

Финансирование программы на треть берет на себя государство. Предусматривается предоставление налоговых льгот при выполнении конкретных заказов, например, по оборудованию лифтов для подъема инвалидов на платформы станций городских железных дорог. Специально созданный «Совет по созданию удобной для инвалидов среды проживания» разработал комплексную программу исследований по мерам, облегчающим быт инвалидов.

Ещё с 70-х годов прошлого столетия жилищное строительство ведётся с учётом особенностей немощных людей. Обязательный атрибут всех зданий — удобные пандусы и лифты. Все подземные переходы оборудованы специальными съездами. А общественные туалеты, которые в Японии на каждом шагу, существуют повсюду в трех вариантах.

Такого разнообразия технических средств для людей с ограниченными физическими возможностями нет ни в какой другой стране. Начиная со специальной ложки или приспособления для мытья головы и заканчивая коляской, управляемой силой мысли.

Рынок колясок очень вариабелен. Существуют коляски «для дома», «для прогулок», «для путешествий» (весом всего 5 кг), с вмонтированными дисплеем и клавиатурой (для людей с потерей речи). В последнее время фирмой «Nissin medical industries» налажено производство электроколясок на экологически чистой никельметаллгидридной аккумуляторной батарее. Вес её 25 кг. После 2-часовой зарядки её пробег составляет 5 км, скорость — 4,5 км/час. Коляска маневреннее, чем её предшественница.

Все японские фирмы-производители выпускают серийно версию «авто для инвалида», а также специальные системы, подающие коляску из багажника к водительским дверям. C конвейера «Honda» c 1975 года сходят автомобили с выезжающими креслами для посадки «опорников». В настоящее время «Honda» предлагает самые разные модификации: «Odyssey» — машина с ручным управлением. «Fit» — предназначена для управления только ногами(!). Всё же самыми востребованными остаются автомобили индивидуальной сборки. В этом случае дилеры «подгоняют» авто под особенности и нужды конкретного водителя.

Безбарьерная среда и беспрепятственное трудоустройство способствуют тому, что многие японские инвалиды работают. С 1976 года существует закон, по которому каждая компания и фирма должны предоставить определённое количество рабочих мест для этой категории граждан в зависимости от общей численности персонала.

А вот лечение здесь платное для всех без исключения. Это одна из многих причин его высокого уровня. Однако хорошее пособие не даёт поводов для переживаний, а пенсионеры-инвалиды имеют даже двойную пенсию. Мировой кризис не мог не внести свои коррективы в экономику Японии. Сейчас при устройстве на работу инвалид должен заплатить некую сумму денег, что возбудило в обществе гул недовольства, несмолкающий по сей день.

Если бы они знали, как за океаном живут их российские собратья по несчастью, то просто закрыли бы глаза на подобную «мелочь». Как известно, всё познаётся в сравнении.


Перевод японского Kazuma Handa, специально для ИА "EastRussia".

Материал был опубликован в газете "Здравствуй!" Пермской краевой общественнойорганизации ВОИ