Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Восточному кольцу» нужно крыло

Транспортная недоступность тормозит развитие федерального туристического проекта на Дальнем Востоке

Масштабный проект «Восточное кольцо России», разработанный для развития туризма на Дальнем Востоке, все еще стоит на месте. Одна из главных причин — транспортная недоступность его объектов. Решить этот вопрос помогли бы авиарейсы по доступным ценам. На этом фоне актуальной становится предложение о создании дальневосточной авиакомпании. Поможет ли она поднять проект на задуманный уровень — выясняло EastRussia.

«Восточному кольцу» нужно крыло
Фото: primorsky.ru

ТУРЫ ЕСТЬ, ТУРИСТОВ НЕТ

Федеральный проект «Восточное кольцо России» впервые презентовали в рамках Тихоокеанского туристского форума-2016. В его реализации примут участие 12 субъектов. Планируется, что проект соединит лучшие места Дальнего Востока в единый маршрут и даст возможность посетить сокровищницы каждого региона.

Основой маршрутов, предлагаемых к открытию в рамках бренда, служат якорные туристские объекты. В зависимости от компоновки объектов, направленность туров делится на культурную, экологическую, гастрономическую, морскую и другие.

На сегодняшний день «Восточное кольцо» насчитывает семь действующих маршрутов: «Восточное ожерелье», «Восточное кольцо», «Пять стихий», «Тигровый бриллиант», «Легенды Тихого океана», «Огненный тигр» и «Праздник вкуса». Разработаны еще 30. Приморский край входит в 29 из них, Камчатский край — в 14, Хабаровский край — в 13, Сахалинская область — в восемь, Якутия — в семь, Иркутская область — в три. Предлагается достаточно разнообразный отдых — от дайвинга до путешествий на собачьих упряжках. Правда, пока туры в основном «виртуальные».

Председатель правления Приморского отделения Российского союза туриндустрии Ольга Кудрявцева утверждает, что ресурсы и специалисты у туроператоров есть. Были бы желающие — туры по Дальнему Востоку существуют, но не все до конца реализованы.

«Мы делали фан-трипы по макрорегиону, в том числе, для блогеров из Южной Кореи. Конечно, пока большинство маршрутов работает только на бумаге, но дело только за заказами», — считает Ольга Кудрявцева.

Так или иначе, с некоторой помпой раскручиваемый несколько лет федеральный проект «скорее мертв, чем жив». Даже официально обозначенные в Интернете участники «Восточного кольца» не особо оптимистичны по поводу привлечения клиентов. Представитель компании «Гидрострой ТУР» Наталья Сподорок (базируется на Курильских островах) отмечает, что из Владивостока на Курилы приезжают редко, в основном люди едут с Сахалина. «Восточное кольцо», по ее словам, пока не заработало, всплеска туризма не наблюдается.

Региональная авиакомпания и развитие аэропортов могли бы помочь в снятии ограничений по развитию туризма на Дальнем Востоке, в том числе, по маршрутам «Восточного кольца». Дороговизна авиаперелетов по ДФО — самая актуальная проблема. По подсчетам туроператоров, 80% затрат туристов на «Восточном кольце» приходятся на транспортную составляющую.

«Возможно, решению проблемы транспортной доступности помогло бы создание дальневосточного авиаперевозчика, — отметил заместитель министра культуры и туризма Магаданского края Максим Шурхно. — Пока мы решаем вопрос путем субсидирования. Так, Магаданская область совместно с Камчаткой организует авиационные пассажирские перевозки на льготных условиях».

Создать авиакомпанию для ДФО в январе этого года поручил Владимир Путин. Он распорядился определить маршрутную сеть региональных и местных авиаперевозок Дальнего Востока с учетом 40 аэропортов, реконструкция которых предусмотрена комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также потенциальный пассажиропоток по таким маршрутам.

Транспортная доступность может помочь развитию «Восточного кольца», которое как «Золотое» за две недели не посетишь — нужно порядка 20 дней и доступные перелеты.

«Расстояния между Владивостоком и Якутском, Петропавловском-Камчатским не сравнимы с европейскими. Хотя отдельными направлениями, например, Байкалом очень интересуются как иностранцы, так и россияне», — рассказывает директор компании «Диалог народов» Евгения Белянина.

По мнению директора Туристско-информационного центра Приморья Дарьи Гусевой, развитие бренда «Восточное кольцо» и внутреннего туризма в ДФО должно сопровождаться субсидированием авиабилетов, а также введением единого тарифа. По ее мнению, такая мера активизирует не только путешествия дальневосточников по макрорегиону, но и будет стимулировать интерес жителей западной части России.

 

ЗАКОЛЬЦЕВАТЬ НА ПРИМОРЬЕ

Власти Приморья ставят перед собой цель — развивать транспортную инфраструктуру, чтобы стать настоящим логистическим хабом, где сосредотачиваются внутренние и международные туристские потоки Восточного кольца России. Предпосылки к тому очевидные — уже сегодня 80-85% иностранцев, да и значительная часть россиян прибывают в ДФО через Владивосток. Есть предпосылки «закольцевать» круизные пароходы, которые заходят из Японии на Камчатку и Сахалин, на Приморье. Но турпоездки из Приморья на полуостров и обратно обходятся не меньше, чем в 100 тыс. рублей.

«Многие туристы из КНР, Японии, Кореи приезжают во Владивосток, а затем отправляются на Камчатку, — подтверждает Евгений Белянина. — Была у нас группа корейцев, которые прибыли во Владивосток, поехали на поезде (трое суток!) в Иркутск, затем отправились на самолете в Москву, Санкт-Петербург, откуда вернулись в Сеул. Были обеспеченные туристы из Китая, которые отправились на Камчатку — вертолеты, поездки на собаках и так далее. Вертолет стоит 600 тыс., а помещает восемь человек. Находятся люди, которым такой туризм нравится. Проблема еще и в том, что "на северах" маленький турсезон — июль-август».

Китайцы и корейцы не любят отдыхать, лежа под пальмами, а предпочитают активно путешествовать. Это могли бы им предоставить туры по «Восточному кольцу», однако пока о массовости интуризма в этом направлении речь не идет — слишком дорого. Кроме того, о проекте немного информации, на международных туристических выставках проблематично найти каталоги, проспекты про вроде бы известный и поддерживаемый государством проект.      

«Если брать "Восточное кольцо" как все 12 регионов, оно неподъемное по финансам и времени, — объясняет Ольга Кудрявцева. — Как сюда отправятся японцы, у которых две недели отпуска? Можно раскрутить отдельные сегменты: Приморье, Камчатка, Сахалин. С этим согласны наши коллеги. Потенциал огромный — красивая природа и так далее. Самая сложная сдерживающая составляющая — транспортная. Скидки на билеты предоставляются в несезон. Нет никакой возможности организовать группы даже из российских туристов — нет билетов, групповых тарифов. Летом билеты просто отсутствуют. За те же деньги или дешевле, проще отправиться в Испанию или в Турцию. А ведь сейчас отели во Владивостоке полупустые. Китайцы приезжают на майские праздники, когда уже тепло, затем до ноября, зимой их совсем мало».

 

МАЛЫЕ КОЛЬЦА

Никаких особых надежд по поводу появления дальневосточной авиакомпании туроперераторы не питают: пока ее вообще нет, а если и будет, то прежде всего, для перелетов местных жителей. Ольга Кудрявцева считает, что люди могли бы прилетать хотя бы из «глубинок» Приморья во Владивосток. Немало жителей других регионов ДФО посещают край с туристическими целями. В этом случае региональная авиакомпания могла бы помочь.

Пока же доступ на Дальний Восток и в его столицу расширяют иностранные авиакомпании. Так, 28 февраля состоится первый вылет самолета авиакомпании Japan Airlines по маршруту Токио — Владивосток. Первые полеты будут проходить три раза в неделю, но с конца марта частота рейсов увеличится. Сейчас билет в эконом-классе можно забронировать за 229 евро, в бизнесе — от 799. Исполнительный директор JAL Onuki Tetsuya заявил, что у него есть три основных мечты, связанных с запуском новой авиалинии: открыть для японцев «невероятно красивый и вкусный Владивосток», сделать жизнь простых людей счастливее, предоставив им дополнительную возможность для путешествий, и дать жителям России и Японии пропуск в большой мир.

Некоторые аналитики сомневаются, что «Восточное кольцо» вообще когда-нибудь заработает, даже при доступности перелетов и развитой инфраструктуре гостеприимства.

«Как обычно, у нас высказывается довольно здравая идея. Эту идею подхватывают и искажают в нечто свое, — рассуждает директор АНО "Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов" Юрий Авдеев. — Если говорить о "Дальневосточном кольце", надо понимать, о чем речь. Войдите в шкуру туриста: на Камчатку люди едут на горы, кататься на лыжах. Зачем им Владивосток? Приезжая на Камчатку, турист рассчитывает, что на полуострове ему предоставят все те услуги, которые есть в Андорре, Швейцарии. Где он приедет налегке, а его снабдят всем необходимым — от трусов до шлема. Насколько на Дальнем Востоке развита инфраструктура? Государство ничего не вкладывает, инвестирует исключительно частный бизнес, естественно, туда, куда считает нужным».

Он предлагает развивать более скромные «Приморские кольца», не хватаясь пока за глобальный проект.

«Люди приезжают с вполне определенными намерениями. Скажем, в Приморье группа археологов в пределах кольца может посетить древние городища под Уссурийском, в Чугуевском, Ольгинском районах и так далее. Строго определено — поездка 12 дней, три дня там, три дня здесь. Кольцо замыкается, когда люди возвращаются в аэропорт Владивостока. Или приезжает группа, которая хочет ознакомиться с тиграми. Они путешествуют по всем заповедникам края. Работает транспортная компания, организованы точки входа и выхода. Целый день туристы на объектах, вечером приходят в благоустроенное жилье, где есть бар, биллиард, баня и так далее. В каждой точке, где останавливаются туристы, создана инфраструктура», — рассуждает Юрий Авдеев.

По его мнению, по мере развития проекта в регион можно будет привлечь известные мировые гостиничные бренды, туристические компании, привлекать больше представителей бизнеса, чтобы они обучали предпринимателей на местах, делились опытом.

«На территории Приморья по определенным маршрутам выстроится целое кольцо, где будут курсировать не только туристы, но и обслуживающий персонал. Допустим, заработает передвижная прачечная, наладится целый комплекс сферы обслуживания. Чтобы туристы, приезжая в лес, получили весь комплекс услуг. Это обеспечит занятость местного населения, высокий уровень услуг. Ведь заезды не случайные — мы рассчитываем на контракты, по которым туроператоры будут отправлять в Приморье не меньше определенного количества групп туристов», — считает эксперт.

По его словам, необходимо задействовать административный и коммерческий ресурсы, чтобы проект был рентабельным и окупаемым. При этом у проекта должны быть организаторы, чтобы он реализовался и приносил прибыль.

24 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика