Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Восточному полигону наращивают тягу

На выходе к портам Дальнего Востока будет работать новый локомотив

Брянский машиностроительный завод (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») получил сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза на магистральный тепловоз 3ТЭ25К2М, специально разработанный для эксплуатации на Байкало-Амурской магистрали. Мощный локомотив - лишь часть решения проблемы пропуска растущего грузопотока к портам Дальнего Востока. EastRussia разбиралось, хватает ли поездам региона топлива, песка и тяги.

Восточному полигону наращивают тягу
Фото: Пресс-служба "Трансмашхолдинг"
Новый грузовой тепловоз для БАМа в полтора раза мощнее по сравнению с эксплуатируемыми сегодня. Сейчас два первых построенных локомотива этой серии проходят подконтрольную эксплуатацию. В январе-феврале были проведены тягово-энергетические испытания с поездами весом свыше 6300 и 7100 т на участках Таксимо - Тында - Ванино и Комсомольск-на-Амуре - Волочаевка-2. Теперь для подтверждения полного соответствия поставленным задачам каждому локомотиву предстоит пройти 50 тыс. км с составами имеющихся весовых норм на участках со сложным рельефом, в том числе на подходах к Ванинско-Совгаванскому узлу.

Пополнение локомотивного парка необходимо не только вследствие увеличения перевозок в адрес дальневосточных портов, но и старения существующей техники. В настоящее время основой тягового подвижного состава на северном широтном ходу ДВЖД остаются тепловозы серии 3ТЭ10МК, которые хотя и прошли модернизацию, но были выпущены еще в советский период. 

Согласно расчетам Института экономики и развития транспорта, для обеспечения роста грузоперевозок на железных дорогах Восточного полигона (кроме Дальневосточной, это Забайкальская, Восточно-Сибирская, Красноярская магистрали) в 2018-2020 годах нужно закупить 589 грузовых локомотивов, в том числе 338 тепловозов.

В случае подтверждения надежности новой техники, как ожидается, за счет широкого использования тепловозов 3ТЭ25К2М можно снизить эксплуатационные расходы. В конструкцию машины, помимо улучшенных тяговых характеристик, заложены увеличенный пробег между экипировками и периодичность обслуживания и ремонтов. К примеру, в настоящий момент существует большая потребность в экипировке локомотивов 3ТЭ10МК, обеспечивающих вывоз угля с месторождений на юге Якутии в направлении тихоокеанских портов. При подходе к станции Февральск (Амурская область) у них, как правило, заканчивается песок и не всегда хватает топлива доехать до Нового Ургала (Хабаровский край). Поэтому в Февральске организован пункт экипировки. «В перспективе не исключен пересмотр технологии работы тепловозного парка на направлении Беркакит - Тында – Февральск – Новый Ургал (протяженность участка превышает 1,1 тыс. км – EastRussia), если сюда поступят новые трехсекционные локомотивы 3ТЭ25К2М, которые способны работать без экипировки на более длинных плечах. То есть этот тепловоз сможет идти на проход станции Февральск», - пояснили в региональной дирекции тяги ОАО «РЖД».

Вместе с тем, отмечают в пресс-службе «Трансмашхолдинга», использование более мощных локомотивов позволит решить вопросы пропускной способности и оперативной доставки грузов на Дальнем Востоке. Благодаря тепловозам 3ТЭ25К2М возможно увеличить весовые нормы поездов, в состав которых включаются инновационные вагоны с повышенной нагрузкой на ось. Сейчас такой подвижной состав уже используется на таких угольных маршрутах, как Инская - Находка (протяженностью 5861 км), Ерунаково - Находка-Восточная (5751 км) Челутай - Ванино (3556 км). Пока на Дальневосточной магистрали обращаются вагоны с максимальной нагрузкой 23,5 т на ось, но уже рассматривается вопрос о широком выходе на сеть РЖД вагонов с нагрузкой 25 т, а также 27 т на ось (пока что такие вагоны не эксплуатируются).

Кстати, отмечают в руководстве ДВЖД, в рамках проекта I этапа модернизации БАМа и Транссиба (Восточный полигон) «Российские железные дороги» взяли на себя обязательства по увеличению к 2020 году перевозок по отношению к уровню 2012-го до 66 млн т ежегодно, в том числе на 11 млн т за счет обращения тяжеловесных поездов и инновационных вагонов.

Подвижной состав с увеличенным внутренним размером кузова обладает повышенной грузоподъемностью - до 75-77 т против 70 т у типового образца. Так, грузовой поезд, сформированный из 71 полувагонов производства Тихвинского вагоностроительного завода массой 7100 т брутто, перевозит почти на 500 т груза больше по сравнению с типовыми вагонами.

О плюсах использования инновационного подвижного состава для увеличения экспорта свидетельствуют угольщики и стивидоры, в частности, представители СУЭК (располагает терминалом в Ванино) и Управляющей портовой компании (под ее управлением находится АО «Восточный Порт»). «Новые вагоны имеют больший запас прочности, больший межремонтный пробег. РЖД приняло решение осматривать их реже. За счет этого экономится порядка 10% времени в пути. Такую практику нужно развивать», - ранее говорил заместитель гендиректора - директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский.

Производство таких вагонов планируется развивать и за счет мер господдержки. В феврале 2018 года премьер РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении госсубсидий организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на возмещение части затрат по приобретению грузового вагонного парка. Субсидия будет предоставляться на единицу техники в размере 450 тыс. руб. и 350 тыс. руб. в зависимости от технических характеристик вагонов – с нагрузкой 27 и 25 т на ось. Всего в федеральном бюджете на этот год на реализацию данного механизма господдержки предусмотрено 2 млрд руб.

Однако регулярное обращение инновационных вагонов на БАМе сегодня затруднительно, в первую очередь по техническому состоянию искусственных сооружений. На магистрали насчитывается больше 140 мостов с ограничением скорости движения поездов с вагонами нагрузкой 25 т на ось и выше.
По предварительным прогнозам, ежегодный суммарный объем передачи и выгрузки грузов на ДВЖД к 2025 году превысит 300 млн т. Для сравнения, в прошлом году этот показатель составил 137 млн т. Соответственно создастся дефицит провозных способностей, который можно было минимизировать за счет увеличения весовых норм поездов. В целом для снятия барьерных мест на Дальневосточной дороге предлагается направить до 2025 года 124,8 млрд руб. Сейчас формируются предложения для второго этапа программы развития Восточного полигона, которые будут вынесены на итоговое рассмотрение правительства РФ.

О том, что данный вопрос важен, говорит принятое накануне правительством России решение о  расширении режима свободного порта на территорию Советской Гавани. Статус порто-франко позволит начать проекты дополнительно к реализуемым сегодня в соседнем Ванино, а значит рост перевозок в этом направлении заметно возрастет. Напомним, когда Совгавани планировалось организовать особую портовую зону, ее резидентами намеревались выступить ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» с проектом терминала по перевалке 7 млн т железной руды в год, ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» с проектом комплекса по перегрузке до 6 млн т контейнерных, зерновых грузов и рыбной продукции, ООО «Ремсталь» и ООО «Терминал Блэк» с проектами нефтебаз мощностью 10 млн и 0,4 млн т соответственно.
20 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика