Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Восточный полигон» активизирует спрос

«Восточный полигон» активизирует спрос

Василий Колташов

руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО)

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО):

- В России для стимулирования экономики нужны крупные проекты. Инфраструктурно-транспортный проект «Восточный полигон» теоретически должен соединить целый ряд направлений, таких как лесопромышленность, горная промышленность, машиностроение, то есть всю обрабатывающую промышленность и инновационную сферу, потому что потребуется многочисленная техника. Будет очень хорошо, если заказы получат российские предприятия.

Предполагается, что «Восточный полигон» будет работать как проект, активизирующий спрос. Спрос хотя бы в формате бизнес для бизнеса, а затем и в формате потребительского спроса. Это новые рабочие места, которые «оздоровят» рынок труда в стране. Посмотрите, спрос на автомобили в России снижается в последнее время, на рынке недвижимости наблюдается застой. Снижение цен в ряде сегментов уже идет. По крайней мере, в некоторых местах спрос упал очень сильно. Просел, например, в Москве, а это очень важный показатель, Москва – экономическое сердце России.

Мировой рынок не вытягивает российскую экономику, он не приходит на помощь и не говорит: «Все проблемы будут решены за счет повышения спроса на российскую продукцию». В то же время возникают проблемы геополитического порядка. Конфликт с Европейским Союзом и США ставит под удар сложившиеся торговые отношения с этими странами, в первую очередь европейскими, потому что становится непонятно, сохранятся ли стабильные поставки российского сырья на эти рынки, будет ли усиливаться конкуренция с российскими товарами, будет ли выдавливаться российское сырье. В этих условиях Россия совершает поворот на Восток, и начинается сближение с Китаем. Кстати, Китай тоже получил серьезный урок в последнее время. Именно поэтому китайские инвесторы заинтересованы в том, чтобы активнее работать в Приморье и Сибири.

В 2012 году произошла экономическая блокада Ирана, и ЕС, США и их партнеры продемонстрировали Китаю, что его морские коммуникации очень легко могут обрубаться, а Китай колоссально зависит от импорта. Несмотря на то что Китай выплавляет огромное количество стали, добывает огромное количество руды и угля, ему постоянно не хватает сырьевых ресурсов. В этих условия есть единственная страна, которая способна обеспечить Китаю стабильные и надежные поставки, - Россия.

Между тем, в Китае говорят о строительстве Шелкового Пути - железной дороге, которая пойдет по направлению Южного Шелкового Пути через Иран, Афганистан, возможно Пакистан, или обогнет эти опасные зоны через Казахстан. Но это пока проекты, а готовые линии коммуникаций, которые возводились не одно десятилетие, есть только у России, это РЖД. Поэтому модернизировать подвижной состав, пути сообщения, станции, обеспечить сокращение времени на перевозки – одна из задач «Восточного полигона».

«Восточный полигон» может внести изменения в направление мирового потока товаров, по крайней мере, в масштабах Евразии - крупнейшего и самого развитого экономически континента в мире. Проект действительно имеет большое евразийское значение. В нем заинтересованы Южная Корея и другие страны, которые хотели бы использовать железнодорожные пути для поставки товаров. Российские компании также планируют многочисленные инвестиции в добычу в этом регионе различных природных ресурсов.

Подробнее: http://eastrussia.ru/region/5/4262/