Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

East vector

The development of Siberia and the Far East was the main topic of discussion at the Krasnoyarsk Economic Forum

East vector

At the largest in its history, the Krasnoyarsk Economic Forum-2014 (more than 5000 participants from 33 countries and 71 Russian regions), 4 topics were identified as priority topics for discussion: entrepreneurial activity and new industries; increasing the efficiency of the social sphere; improving public administration; the formation of the eastern vector of the country's development - that is, the development of Siberia and the Far East. However, it was the last topic that became the connecting link between the others and, in fact, set the tone for discussions on the forum.

The President of the Russian Federation, who called the development of Siberia and the Far East a national priority of Russia for the entire XXI century, at the same time outlined the principles by which the territories of advanced development should be formed and operate. Progressive investment policy, flexible and loyal approach to business, creation of effective infrastructure ... But do these mechanisms work today - and not only for the eastern regions, but throughout the country?

Former Minister of Finance of the Russian Federation Alexei Kudrin, a participant of the KEF-2014, is sure that the Russian economy is now experiencing stagnation, and therefore it is too early to talk about the effectiveness of these levers. “As an economist, I will add that today our economy has run into weak institutions and an underdeveloped political system. This has become our real limitation. We now have a variable situation: moving forward, and standing or a step back. This is what characterizes the feedback between the authorities and society, which exists today ”. And a little earlier, at one of the CEF discussions, he called the main resource for effective public policy "improving the quality of public administration and the most severe responsibility for the implementation of decisions," and, above all, state programs.

In fact, it is the development of the eastern territories that should reverse the stagnant tendencies and become a catalyst for the development of the Russian economy as a whole - this idea ran through almost all the forum’s events.

Thus, in the plenary discussion "Territories of advanced development - the eastern express", the Minister of Regional Development of Russia Igor Slyunyaev called the growth drivers for the TOP and the whole Russian economy into investments and the refusal of excessive regulation of entrepreneurship, combining the investment opportunities of business and the state on the basis of public-private Partnership. "When evaluating projects in which large-scale budgetary investments are invested, the main criterion is their effectiveness," he said.

In this sense, for the Russian Far East, the closest neighbors of the Asia-Pacific region, which showed tremendous growth with an initial lack of resources, could serve as an example. In their case, such an approach worked: the investor becomes the main subject of economic development, and government regulation is already guided by it. According to Alexander Galushka, Minister for the Development of the Far East, this is precisely the way to create companies and entire industries that are globally competitive.

It would be worth paying attention to the experience of our eastern neighbors, connected with the creation of industrial parks. In Russia, 2013 technology parks operated in 36, and the share of their production was 0,5% of the manufacturing industry. For comparison: in China, such parks - more than 400. They provide 60% of exports, 46% of foreign investment, 22% of the country's gross product. "Industrial parks are a classic example of concentration of resources, which leads to the creation of jobs, demand for engineering, and the development of innovations," said Gleb Nikitin, First Deputy Minister of Industry and Trade of the Russian Federation.

Now we are working on a state program to support Russian technology parks (and, first of all, on the territories of advanced development). According to it, up to 2020, 54 billion rubles will be allocated for these purposes (of which almost 2 billion - in 2014 year), and the result will be the creation of 205 parks for 260 thousand jobs. Their revenue, as expected, by 2020 will be more than 1 trillion rubles, and tax payments - 138 billion rubles a year.

The creation of industrial parks implies the development of modern, advanced industries. But what do you mean? Traditionally, here we mean high-tech enterprises (including processing ones). However, according to the governor of the Krasnoyarsk Territory Lev Kuznetsov, if it comes to Siberia and the Far East, "there is no need to fear a strong raw material component." In our regions, oil and gas production, energy, metallurgy, and forestry are traditionally strong, and serious investment projects have already been "ground" for them. And the more such "ready" investment projects will be in Siberia and the Far East, the more opportunities for industrial breakthrough will be in these regions, Kuznetsov is sure.

For all that, Far Eastern investments now amount to only 6% of Russian investments. And this is catastrophically small. The result is the same: stagnation in the economy, outflow of population, unemployment ... The way out experts see in massive attraction to the regions of private investments, including foreign ones.

“The most resource-rich countries have often actively developed through private initiative. Multi-billion investments are needed for the development of Eastern Siberia. Need less bans for the construction of pipelines and deposits. Siberia should be more open, ”said Vladislav Inozemtsev, director of the Center for Post-Industrial Society Research. “It will be useful for us to cooperate with the countries of the Pacific basin that are successfully introducing their new technologies, such as Japan and South Korea, as well as with countries with extensive experience in developing territories economically similar to Siberia, such as the United States and Canada.”

What is needed for strong investors to come to the Far East and Siberia? To begin with - a clear tax policy in our country. Its improvement and efficiency also became the subject of discussion at the forum. While the situation is far from ideal. Now Russia is in the ranking of tax practice in the international ranking of the World Bank Doing Business ranks 56-e (2 a year ago was 105-e). The result, frankly, is not brilliant - hence many other problems.

"The outflow of capital, the lack of investment and modernization, aging fixed assets - all this suggests that the tax policy does not meet the needs of the economy. We call for treating it not as a system that is fixed for the next three-year period, it should respond to changes in a timely manner and be fine-tuned, "Sergei Belyakov, Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation, told the CEF.

Actually, this is the creation of an effective and stable tax system, support for investments, development of human capital, and increased entrepreneurial activity - and is now the country's priority in the tax sphere, said Ilya Trunin, director of the tax and customs tariff policy department at the Russian Finance Ministry. Another direction of the work of the Ministry of Finance was indicated in its Message by the President of the Russian Federation - this is the de-fshorization of the Russian economy. Here it is necessary to arrange the receipt of information from foreign tax authorities, and for this - to ratify already in 2014 the OECD Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters.

And another, according to experts, "driver" of the development of the Russian economy - the transport system of the eastern regions. "This is dictated by objective factors," said Transport Minister Maxim Sokolov at the forum. "These territories are a natural transport bridge between Europe and the countries of East Asia, which have long been the locomotive of the world economy."

Of particular interest now are the markets of the countries of the Asia-Pacific region, hence the need for the development of the so-called "Eastern landfill" - the Baikal-Amur and Trans-Siberian highways. The volume of traffic in the Eastern region is consistently high, but in the coming years, according to the minister, it should still grow - and primarily thanks to projects for the extraction of minerals: by 2020, only this type of cargo traffic will amount to approximately 113 million tons. We are talking about deliveries, both from existing fields, and from pending developments. The main increase should be given to coal deposits - Elginskoye (Yakutia), Elegest (Tuva); Iron ore - the Kimkan-Sutarskoye (Jewish autonomous region), the Taiga (Yakutia); As well as polymetallic - Bystrinskoe and Bugdainskoye (Transbaikalia). Among other things, the modernization of transport infrastructure in the east of the country will create about 40 thousand new jobs.

However, it is, of course, not only railway transport. Its development should be accompanied by an increase in the loading capacity of seaports. Over the past 6 years, these capacities have doubled, and now construction of new transshipment complexes is underway, which will add work to Far Eastern ports - for example, at Cape Petrovsky (17 million tons of coal and 3 million tons of iron ore per year) and in the port of Vanino (to 24 million tons of coal per year).

But here, as it turned out, not without problems. Railway workers, Alexander Misharin, first vice-president of JSC Russian Railways, said at the discussion, are ready to modernize the eastern highways. But will there be a demand for increased freight traffic? For example, energy - the main consumers of coal - are not ready to identify their needs even for the near future. And, in turn, they say about the uncertainty of the order from the side of the business: different kinds of production projects seem to be outlined, but the terms for their implementation (and sometimes the realism of the plans) are in question ...

In general, the problems are indicated, the proposals are heard, the working materials of the KEF (and during its work, 45 panel discussions, round tables, and open discussions were held) were collected. The government of the Russian Federation should prepare methodical recommendations on the creation of priority development areas by June. 

September 24: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Восточный вектор

Развитие Сибири и Дальнего Востока стало главной темой обсуждения на Красноярском экономическом форуме

Восточный вектор

На самом масштабном за свою историю Красноярском экономическом форуме-2014 (более 5000 участников из 33 стран и 71 российского региона) приоритетными для обсуждения были названы 4 темы: предпринимательская активность и новые отрасли; повышение эффективности социальной сферы; совершенствование государственного управления; формирование восточного вектора развития страны — то есть развитие Сибири и Дальнего Востока. Однако именно последняя тема стала связующим звеном между остальными и, по сути, задала тон обсуждениям на форуме.

Президент РФ, назвавший развитие Сибири и Дальнего Востока национальным приоритетом России на весь XXI век, одновременно обозначил принципы, по которым должны формироваться и работать территории опережающего развития. Прогрессивная инвестиционная политика, гибкий и лояльный подход к бизнесу, создание эффективной инфраструктуры… Но работают ли сегодня эти механизмы – и не только для восточных регионов, но и в масштабах всей страны?

Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин – участник КЭФ-2014 – уверен, что российская экономика сейчас переживает стагнацию, а потому о действенности этих рычагов говорить рано. «Как экономист добавлю, что сегодня наша экономика уперлась в слабые институты и неразвитость политической системы. Это стало нашими реальными ограничениями. У нас сейчас переменная ситуация: и движение вперед, и стояние или шаг назад. Это и характеризует обратную связь власти и общества, которая сегодня имеется». А чуть раньше, на одной из дискуссий КЭФ, основным ресурсом для эффективной государственной политики он назвал «повышение качества госуправления и жесточайшую ответственность за выполнение принятых решений», и прежде всего – госпрограмм.

По сути, именно развитие восточных территорий должно переломить застойные тенденции и стать катализатором для развития российской экономики в целом – эта мысль красной нитью проходила практически через все мероприятия форума.

Так, на пленарной дискуссии «Территории опережающего развития – восточный экспресс» министр регионального развития России Игорь Слюняев «драйверами роста» для ТОР и всей российской экономики назвал в инвестиции и отказ от избыточного регулирования предпринимательства, соединение инвестиционных возможностей бизнеса и государства на основе частно-государственного партнерства. «При оценке проектов, в которые вкладываются масштабные бюджетные инвестиции, главный критерий — это их эффективность», - сказал он.

В этом смысле для российского Дальнего Востока примером могли бы послужить ближайшие соседи – страны Азиатско-Тихоокеанского региона, показавшие колоссальный рост при изначальной нехватке ресурсов. В их случае сработал именно такой подход: главным субъектом экономического развития становится инвестор, и уже на него ориентируется государственное регулирование. Именно это, по словам министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, и есть путь к созданию компаний и целых отраслей, конкурентоспособных в мировом масштабе.

Стоило бы обратить внимание и на опыт наших восточных соседей, связанный с созданием индустриальных парков. В России в 2013 году действовало всего 36 технопарков, и доля их производства составляла 0,5% от объема обрабатывающей промышленности. Для сравнения: в Китае таких парков — более 400. Они обеспечивают 60% экспорта, 46% иностранных инвестиций, 22% валового продукта страны. «Промышленные парки - это классический пример концентрации ресурсов, которая ведет за собой и создание рабочих мест, и спрос на инжиниринг, и развитие инноваций», – отметил Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ.

Сейчас идет работа над госпрограммой по поддержке российских технопарков (и прежде всего на территориях опережающего развития). Согласно ей до 2020 года на эти цели будет выделено 54 млрд рублей (из них почти 2 млрд – в 2014 году), а результатом станет создание 205 парков на 260 тыс. рабочих мест. Их выручка, как предполагается, к 2020 году составит более 1 трлн рублей, а налоговые платежи – 138 млрд рублей в год.

Создание индустриальных парков предполагает развитие современных, передовых производств. Но что таковыми считать? Традиционно здесь имеются в виду высокотехнологичные (в их числе и перерабатывающие) предприятия. Однако, по мнению губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, если речь заходит о Сибири и Дальнем Востоке, «не нужно бояться сильной сырьевой составляющей». В наших регионах традиционно сильны нефте- и газодобыча, энергетика, металлургия, лесная отрасль, и под них уже «заточены» серьезные инвестпроекты. И чем больше таких «готовых» инвестиционных проектов будет в Сибири и на Дальнем Востоке, тем больше возможностей для индустриального прорыва окажется у этих регионов, уверен Кузнецов.

При всем том «дальневосточные» инвестиции сейчас составляют лишь 6% от российских. А это катастрофически мало. Результат – всё тот же: застой в экономике, отток населения, безработица… Выход эксперты видят в массированном привлечении в регионы именно частных инвестиций, в том числе и зарубежных.

«Наиболее богатые ресурсами страны зачастую активно развивались благодаря частной инициативе. Для развития Восточной Сибири необходимы многомиллиардные инвестиции. Нужно меньше запретов для строительства трубопроводов и месторождений. Сибирь должна быть более открыта, — отметил директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. — Нам будет полезно сотрудничать со странами тихоокеанского бассейна, которые успешно внедряют свои новые технологии – такие, как Япония и Южная Корея, а также со странами с большим опытом освоения территорий, экономически схожих с Сибирью – таких, как США и Канада».

Что нужно для того, чтобы на Дальний Восток и в Сибирь пришли сильные инвесторы? Для начала – внятная налоговая политика в нашей стране. Ее оздоровление и повышение эффективности тоже стали предметом обсуждения на форуме. Пока ситуация далека от идеальной. Сейчас Россия в рейтинге эффективности налоговой практики в международном рейтинге Всемирного Банка Doing Business занимает 56-е место (2 года назад было 105-е). Результат, прямо скажем, не блестящий — отсюда и множество других проблем.

«Отток капитала, отсутствие инвестиций и модернизации, стареющие основные фонды – все это говорит о том, что налоговая политика не соответствует потребностям экономики. Мы призываем относиться к ней не как к системе, которая зафиксирована на ближайшую трехлетку, она должна своевременно реагировать на изменения и иметь тонкую настройку», — заявил на КЭФ замминистра экономического развития РФ Сергей Беляков.

Собственно, именно это — создание эффективной и стабильной налоговой системы, поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности — и является сейчас приоритетом страны в налоговой сфере, отметил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства финансов РФ Илья Трунин. Еще одно направление работы Минфина обозначил в своем Послании президент РФ – это деофшоризация российской экономики. Здесь необходимо наладить получение информации от иностранных налоговых органов, а для этого – ратифицировать уже в 2014 году Конвенцию ОЭСР (OECD) о взаимной административной помощи по налоговым делам.

И еще один, по выражению экспертов, «драйвер» развития российской экономики – транспортная система восточных регионов. «Это продиктовано объективными факторами, — отметил на форуме министр транспорта РФ Максим Соколов. — Эти территории являются естественным транспортным мостом между Европой и странами Восточной Азии, которые уже длительное время являются локомотивом мировой экономики».

Особый интерес сейчас представляют рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, отсюда и необходимость развития так называемого «Восточного полигона» — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Объем перевозок на Восточном регионе стабильно высокий, но в ближайшие годы, по словам министра, должен еще вырасти – и прежде всего благодаря проектам по добыче полезных ископаемых: к 2020 году только этот вид грузопотока составит ориентировочно 113 млн тонн. Речь идет о поставках, как с уже действующих месторождений, так и с ожидающих разработки. Основной прирост должны дать угольные месторождения – Эльгинское (Якутия), Элегестское (Тува); железнорудные - Кимкано-Сутарское (Еврейская автономная область), Таежное (Якутия); а также полиметаллические - Быстринское и Бугдаинское (Забайкалье). Кроме всего прочего, модернизация транспортной инфраструктуры на востоке страны создаст порядка 40 тыс. новых рабочих мест.

Однако речь идет, конечно, не только о железнодорожном транспорте. Его развитие должно сопровождаться и увеличением погрузочных мощностей морских портов. За последние 6 лет эти мощности удвоились, а сейчас идет строительство новых перегрузочных комплексов, которые добавят работы дальневосточным портам – например, на мысе Петровском (17 млн. тонн угля и 3 млн. тонн железорудного сырья в год) и в порту Ванино (до 24 млн. тонн угля в год).

Однако и тут, как оказалось, не без проблем. Железнодорожники, заявил на обсуждении первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, готовы модернизировать восточные магистрали. Но будет ли спрос на возросшие грузоперевозки? Так, например, энергетики – основные потребители угля – сейчас не готовы обозначить свои потребности даже на ближайшую перспективу. И, в свою очередь, говорят о неопределенности заказа со стороны бизнеса: разного рода производственные проекты вроде бы и намечены, но вот сроки их воплощения (а иной раз и реалистичность замыслов) – под вопросом…

В общем, проблемы обозначены, предложения услышаны, рабочие материалы КЭФа (а за время его работы прошло 45 панельных дискуссий, круглых столов, открытых обсуждений) собраны. Методические рекомендации по созданию территорий опережающего развития правительство РФ должно подготовить уже к июню.