Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

East of Russia through the prism of foreign ratings

East of Russia through the prism of foreign ratings

Vladislav Shulaev

Co-Chairman of the RASO Committee for Branding and Promotion of Territories, Director for Promotion of the Territories of the AGT Communications Agency

Vladislav Shulaev, Director for Promotion of Territories of AGT Communications Agency:

- Over the past two or three years, a whole segment of supporting technologies has emerged around such a PR direction as the development of territories. One of them is ranking promotion.

Territory ratings are actively and massively developing for less than 10 years, but have already become an independent powerful tool for promotion, as well as a tool for comparative and fairly objective analysis of the real situation in various areas: tourism, investment, education, export of goods, quality of life, and efficiency of interaction with higher authorities. Moreover, experts in modern innovative industries emphasize that it makes sense to spend attention and strength primarily on international ratings, providing a comparison with dynamic world standards and access to global information flows.

Moscow is present in almost 100 international ratings every year, St. Petersburg - in 40, Novosibirsk, Sochi, Yekaterinburg, Kazan - in 15. The regions and cities of the Far Eastern Federal District are represented much more modestly. But even the available information is enough to assess where the eastern cities have already managed to "light up", and where they have obvious reserves in comparison with their neighbors. It is important to record this at the beginning of 2015 and assess the frontiers available in the near future.

Innovations, business, finance

In the ranking of investment cities of the world, the Innovation Cities Global Index from the East of Russia, one delegate is Vladivostok, 381st overall place and 6th among 20 Russian cities included in the 2014 ranking.

For a long time, only one subject of the FEFD federation could present a long-term credit rating - the Republic of Sakha (Yakutia). Its current rating by Standard & Poor's is BB + (top 15 Russian regions) and Fitch is BBB- (top 6). Magadan Oblast has recently received a rating from Standard & Poor's - BB-. By the way, it is strange that the Sakhalin Oblast does not have a credit rating, which, judging by its financial indicators, should have a very high level.

According to Forbes magazine, Khabarovsk (25th place) and Vladivostok (30th) are among the thirty best cities in Russia for doing business, with the capital of the Far Eastern Federal District down 5 positions relative to the previous year, and the capital of APEC-2012 - by 9 positions. Now it is important at least not to fall out of sight of these ratings.

Vladivostok has something to strive for also in innovation and business promotion. This is indicated not only by the fact that 380 cities are higher than the seaside center in the innovation rating, but also the sensational successes of non-capital Russian cities in other international ratings. According to, for example, the research of the company Tholons, Nizhny Novgorod in 2015 took 5-place in the top-100 cities in the world, the most favorable for outsourcing. In addition to Nizhny Novgorod from Russia, this list also includes St. Petersburg (34-e place), Moscow (56-e) and Novosibirsk (92-e).

In the ratings of this direction there can be more than a hundred assessed parameters, therefore, serious progress in them is the painstaking and persistent work of a large community of managers over a long period. And yet there are starting solutions that can accelerate this upward movement, primarily in terms of communication. Firstly, it is the presence of global innovation and manufacturing companies in the city - in the form of representative offices or in the form of joint projects that attract the attention of media, experts and investors. Secondly, these are international forums on specializations of the city and region. The idea is applicable to Vladivostok, and to Khabarovsk, and to the capital of Yakutia, which is associated with a number of international projects.

Tourism

With foreign guests, regional tourism is becoming more active from the social sphere to the industry. This is especially noticeable against the backdrop of a new exchange rate of foreign currencies and a growing tourist flow from the People's Republic of China. However, while in the international tourist ratings (alas, even in the Russian lists of these ratings), the eastern cities of Russia are represented minimally.

Last year Vladivostok left the top 400 of the world ranking of cities by the number of international forums (ICCA), we hope temporarily. The only Far Eastern representative among the winners of the Travelers' Choice 2015 hotel rating from the global travel portal TripAdvisor was the Antarius guest house of the Kamchatka village of Paratunka - 23rd place in the Best B & B-Hotels in Russia nomination. In the rating of last year TripAdvisor "Travelers' Choice" the tourism industry of the East of Russia was also represented by one hotel - "Khabarovsk City", which was placed in 18th place in the nomination "Top 25 Best Hotels in Russia". However, in January 2015, the Khabarovsk hotel did not find a place in the new issue of Travelers' Choice due to the strong rating rise of hotels in the South of Russia, the Urals and Siberia. But the Vladivostok restaurant "Zuma", having overtaken the capital and southern points, won the 1st place in the nomination "Gourmet restaurants, popular among travelers - Russia". And this is a real sensation.

Travel ratings often include ratings for mobile photo services. In terms of the number of photos in the global Panoramio service, which is noticeably less popular among Russians than, for example, Instagram, St. Petersburg and Moscow took only 96th and 98th places. Even fewer photographs were taken in the cities of the Far Eastern Federal District: Vladivostok - 724th, Khabarovsk - 1750th, Petropavlovsk-Kamchatsky - 4726th, Yuzhno-Sakhalinsk - 5983rd, Komsomolsk-on-Amur - 6415th m, Magadan - at 9648th, Yakutsk - at 10th.

What does the East of Russia need to start moving up the steps of international tourist ratings? First of all, focus on drivers - those projects that already demonstrate growth potential.

Firstly, this is the "promotion" and increase in the availability of two "planets" in the Far Eastern Federal District - "the planet Yakutia" and "the planet Kamchatka." In terms of saturation with miracles of a global scale, these two regions can be attributed to the world leaders in nature tourism. But so far only in potential. Therefore, the promotion of the unexpected rating driver of Kamchatka tourism, the Antarius guest house, is an important step for improving the status of the tourism infrastructure of the “fire edge”.

Secondly, it is the study and development of the phenomenon of Vladivostok cuisine, headed by its rating leader - the Zuma restaurant, which, since this is the case, needs help to get into the European and Asian top-lists of restaurants.

Thirdly - and this is already beginning to be realized - the development of "red routes" in the South-East of Russia: in the Amur and Sakhalin regions, Khabarovsk and Primorsky regions. The factor that will help the Chinese tourist flow in the next few years will probably be the determining factor for the eastern regions.

Fourthly, this is a communication support for the rapidly developing topic of cloning of Yakut mammoths, which can cause serious tourist interest in the places of former and future habitats of ancient animals.

Fifth, this is the development and promotion of the Eastern Ring project, as well as Khabarovsk separately, not only as an air gateway to the world of Far Eastern tourist fairy tales, but also as a bearer of an ancient original culture.

Education

Over the past two or three years, the educational advancement of Russian territories has become a fully formed trend. The entry of Tomsk and Novosibirsk educational clusters into the top four, along with Moscow and St. Petersburg, is already an established fact, confirmed by a half dozen international ratings (despite the fact that Kazan, Yekaterinburg, Samara are unlikely to put up with this). The eastern territories cannot yet claim leadership in the struggle to attract applicants, but education in the federal district has its own driver.

Far Eastern Federal University (FEFU) is well represented in two global educational rankings at once: QS (701–800th in the world and 15–18th in Russia), GWC (488th in the world and 22nd in Russia) ... In addition, FEFU is the only one that represents the East of Russia in the list of the best universities in the CIS in 2014 (rating class D - an acceptable level of graduate training). In January 2015, QS published a new sub-rating - for the region "Developing countries of Europe and Central Asia" (QS UNIVERSITY RANKINGS: EECA), in which the Far Eastern Federal University shared 71-80th place with others (17-20th in Russia) ... In the rather authoritative QS BRICS rating, the FEFU company (100th place among universities in the BRICS countries and 19th in Russia) is the North-Eastern Federal University (NEFU) named after I. MK Ammosov in Yakutsk, which ranks 151-200th (38-50th in Russia).

Other Far Eastern universities are found only in the giant Webometrics Ranking of World universities (CSIC), which tracks more than two tens of thousands of universities in the world. In the first 10, in addition to DFU (000th place in the world and 3045th in Russia) and NEFU (67th in the world and 3500th in Russia), the following eastern Russian universities are located: Vladivostok State University of Economics and Service - 94th in the world (2565th in Russia), Amur State University in Blagoveshchensk - 46th (3746th), Far Eastern State Medical University in Khabarovsk - 104th (4190th), Maritime State University named after G. I. Nevelskoy in Vladivostok - 131th (4429th), Khabarovsk State Academy of Economics and Law - 154th (4937st), Far Eastern State University of Railways in Khabarovsk - 181th (5050th), Far Eastern State Humanities University in Khabarovsk - 187th (6232th), Far Eastern State Technical Fisheries University in Vladivostok - 264th (7631rd), Kamchatka State University named after V. Bering in Petropavlovsk-Kamchatsky - 333th (8550st), Pacific State University in Khabarovsk - 381th in the world (8843th in Russia).

The development and promotion of the university system affects the innovative, investment and social (especially among young people) attractiveness of the region. So, if you choose where to begin active rating promotion of Eastern Russia, then, perhaps, from the communication support of university activities, especially on the eve of the admission campaign. And the promotion of university sites can begin immediately: the next update of the Webometrics rating is coming in July.

December 5: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Восток России сквозь призму зарубежных рейтингов

Восток России сквозь призму зарубежных рейтингов

Владислав Шулаев

Сопредседатель комитета РАСО по брендингу и продвижению территорий, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ

Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ:

- За последние два-три года вокруг такого направления PR, как развитие территорий, возник целый сегмент обеспечивающих технологий. Одна из них – это рейтинговое продвижение.

Рейтинги территорий активно и массово развиваются менее 10 лет, но уже превратились в самостоятельный мощнейший инструмент продвижения, а также инструмент сравнительного и достаточно объективного анализа реального положения территории в различных сферах: туризме, инвестициях, образовании, экспорте товаров, качестве жизни, эффективности взаимодействия с вышестоящими органами власти. Причем эксперты в современных инновационных отраслях подчеркивают, что имеет смысл тратить внимание и силы прежде всего на международные рейтинги, обеспечивающие сравнение с динамичными мировыми стандартами и выход на глобальные потоки информации.

Москва ежегодно присутствует почти в 100 международных рейтингах, Санкт-Петербург – в 40, Новосибирск, Сочи, Екатеринбург, Казань – в 15. Регионы и города ДФО представлены гораздо скромнее. Но даже имеющейся информации достаточно для того, чтобы оценить, где восточным городам уже удалось «засветиться», а где у них есть очевидные резервы по сравнению с соседями. Важно зафиксировать это в начале 2015 года и оценить доступные в ближайшей перспективе рубежи.

Инновации, бизнес, финансы

В рейтинге инвестиционных городов мира Innovation Cities Global Index от Востока России один делегат – Владивосток, 381-е общее место и 6-е – среди 20 российских городов, включенных в рейтинг 2014 года.

Долгое время только один субъект федерации ДФО мог предъявить долгосрочный кредитный рейтинг – это Республика Саха (Якутия). Ее текущий рейтинг Standard & Poor's – BB+ (топ-15 российских регионов) и Fitch – BBB- (топ-6). Недавно рейтинг Standard & Poor's получила и Магаданская область - BB-. К слову, странно, что кредитного рейтинга нет у Сахалинской области, у которой, судя по финансовым показателям, уровень должен быть на весьма высоком уровне.

По данным журнала «Форбс» в тридцатку лучших городов России для ведения бизнеса входят Хабаровск (25-е место) и Владивосток (30-е), причем столица Дальневосточного федерального округа опустилась на 5 позиций относительно предыдущего года, а столица АТЭС–2012 – на 9 позиций. Теперь важно как минимум не выпасть из поля зрения этих рейтингов.

Владивостоку есть к чему стремиться также в инновационном и бизнес-продвижении. На это указывает не только тот факт, что 380 городов находятся выше приморского центра в инновационном рейтинге, но и сенсационные успехи нестоличных российских городов в других международных рейтингах. По данным, например, исследования компании Tholons, Нижний Новгород в 2015 году занимает 5-е место в топ-100 городов мира, наиболее благоприятных для аутсорсинга. Помимо Нижнего Новгорода от России в этот список вошли также Санкт-Петербург (34-е место), Москва (56-е) и Новосибирск (92-е).

В рейтингах этого направления может быть более ста оцениваемых параметров, поэтому серьезное продвижение в них – это кропотливая упорная работа большого сообщества управленцев на протяжении длительного периода. И все же есть стартовые решения, которые могут ускорить это движение наверх, прежде всего в коммуникационном плане. Во-первых, это присутствие в городе глобальных инновационных и производственных компаний – в виде представительств или в виде совместных проектов, привлекающих внимание медиа, экспертов и инвесторов. Во-вторых, это международные форумы по специализациям города и региона. Идея применима и к Владивостоку, и к Хабаровску, и к столице Якутии, с которой связан целый ряд проектов международного масштаба.

Туризм

С зарубежными гостями региональный туризм активнее превращается из социальной сферы в индустрию. Особенно это становится заметно на фоне нового курса иностранных валют и роста турпотока из Китайской народной республики. Однако пока в международных туристических рейтингах (увы, даже в российских списках этих рейтингов) восточные города России представлены минимально.

В прошлом году Владивосток покинул топ-400 мирового рейтинга городов по числу международных форумов (ICCA), надеемся, что временно. Единственным дальневосточным представителем в числе победителей рейтинга отелей «Travellers' Choice 2015» от глобального туристического портала TripAdvisor стал гостевой дом камчатского села Паратунки «Антариус» – 23-е место в номинации «Лучшие B&B-гостиницы России». В рейтинге прошлого года TripAdvisor «Travellers' Choice» туротрасль Востока России была представлена также одним отелем – «Хабаровск Сити», который размещался на 18-е месте в номинации «топ-25 лучших отелей России». Однако в январе 2015 года в новом выпуске «Travellers' Choice» хабаровскому отелю места не нашлось по причине мощного рейтингового подъема гостиниц Юга России, Урала и Сибири. Зато владивостокский ресторан «Zuma», обогнав столичные и южные точки, завоевал 1-е место в номинации «Рестораны высокой кухни, популярные среди путешественников – Россия». И это настоящая сенсация.

К туристическим рейтингам зачастую относят рейтинги мобильных фотосервисов. По числу фотографий в глобальном сервисе Panoramio, среди россиян заметно менее популярного, чем, например, Instagram, Петербург и Москва заняли лишь 96-е и 98-е места. Еще меньше фотоснимков сделаны в городах ДФО: Владивосток – на 724-м месте, Хабаровск – на 1750-м, Петропавловск-Камчатский – на 4726-м, Южно-Сахалинск – на 5983-м, Комсомольск-на-Амуре – на 6415-м, Магадан – на 9648-м, Якутск – на 10 932-м.

Что нужно Востоку России, чтобы начать движение вверх по ступеням международных туристических рейтингов? Прежде всего, сосредоточиться на драйверах – тех проектах, которые уже сейчас демонстрируют потенциал роста.

Во-первых, это «раскрутка» и повышение доступности двух «планет» в составе Дальневосточного федерального округа – «планеты Якутия» и «планеты Камчатка». По насыщенности чудесами глобального масштаба эти два региона могут быть отнесены к мировым лидерам природного туризма. Но пока только в потенциале. Поэтому продвижение неожиданного рейтингового драйвера камчатского туризма, гостевого дома «Антариус», – это важный шаг для улучшения статуса туристической инфраструктуры «огненного края».

Во-вторых, это изучение и развитие феномена владивостокской кухни во главе с ее рейтинговым лидером – рестораном «Zuma», которому, раз уж такое дело, нужно помочь попасть в европейские и азиатские топ-списки ресторанов.

В-третьих – и это уже начинает реализовываться – развитие «красных маршрутов» на Юго-Востоке России: в Амурской и Сахалинской областях, Хабаровском и Приморском краях. Фактор помощи китайского турпотока в ближайшие несколько лет будет, вероятно, определяющим для восточных регионов.

В-четвертых, это коммуникационное сопровождение стремительно развивающейся темы клонирования якутских мамонтов, которая может вызвать серьезный туристический интерес к местам бывших и будущих мест обитания древних животных.

В-пятых – это развитие и продвижение проекта «Восточное кольцо», а также отдельно Хабаровска, не только как воздушных ворот в мир дальневосточных туристических сказок, но и как носителя древней самобытной культуры.

Образование

За последние два-три года образовательное продвижение российских территорий стало вполне оформившимся трендом. Вхождение томских и новосибирских образовательных кластеров в четверку ведущих, наряду с Москвой и Петербургом – уже оформившийся факт, подтвержденный полутора десятками международных рейтингов (несмотря на то что Казань, Екатеринбург, Самара с этим вряд ли смирятся). Восточные территории пока не могут претендовать на лидерство в борьбе за привлечение абитуриентов, но свой драйвер у образования в федеральном округе есть.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) солидно представлен сразу в двух глобальных образовательных рейтингах: QS (701–800-е место в мире и 15–18-е в России), GWC (488-е место в мире и 22-е в России). Кроме того, ДВФУ единственный представляет Восток России в списке лучших вузов СНГ 2014 года (рейтинговый класс D – приемлемый уровень подготовки выпускников). В январе 2015 года QS опубликовал новый подрейтинг – для региона «Развивающиеся страны Европы и Центральной Азии» (QS UNIVERSITY RANKINGS: EECA), в котором Дальневосточный федеральный университет разделил с другими 71–80-е место (17–20-е в России). В достаточно авторитетном рейтинге QS BRICS компанию ДВФУ (100-е место среди вузов стран БРИКС и 19-е в России) составляет Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. М. К. Аммосова в Якутске, который занимает 151–200-е место (38–50-е по России).

Другие дальневосточные вузы встречаются только в гигантском рейтинге порталов Webometrics Ranking of World universities (CSIC), отслеживающем более двух десятков тысяч университетов мира. В первых 10 000, помимо ДФУ (3045-е место в мире и 67-е в России) и СВФУ (3500-е в мире и 94-е в России), расположились следующие восточные российские вузы: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – 2565-е в мире (46-е в России), Амурский государственный университет в Благовещенске – 3746-е (104-е), Дальневосточный государственный медицинский университет в Хабаровске – 4190-е (131-е), Морской государственный университет им Г. И. Невельского во Владивостоке – 4429-е (154-е), Хабаровская государственная академия экономики и права – 4937-е (181-е), Дальневосточный государственный университет путей сообщения в Хабаровске – 5050-е (187-е), Дальневосточный государственный гуманитарный университет в Хабаровске – 6232-е (264-е), Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет во Владивостоке – 7631-е (333-е), Камчатский государственный университет им. В. Беринга в Петропавловске-Камчатском – 8550-е (381-е), Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске – 8843-е в мире (397-е в России).

Развитие и продвижение вузовской системы влияет на инновационную, инвестиционную и социальную (особенно среди молодежи) привлекательность региона. Так что если уж выбирать, с чего начинать активное рейтинговое продвижение Восточной России, то, пожалуй, с коммуникационного сопровождения университетской деятельности, тем более в преддверии приемной кампании. Причем продвижение университетских сайтов можно начинать немедленно: следующее обновление рейтинга Webometrics грядет уже в июле.