Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Войны за местный рубль

Главы сельских поселений Хабаровского края подняли вопрос перераспределения полномочий

Войны за местный рубль
Фото: youtube.com
Законопроекты об отмене действия закона Хабаровского края от 26.11.2014 года №16 "О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения" внесли в законодательную думу еще в 2017 году собрания депутатов сразу трех поселений: Мичуринского и Елабужского Хабаровского района и поселка Софийск Верхнебуреинского района. Все три проекта состояли из одинаковых двух статей: первой предлагалось признать закон о перераспределении полномочий между муниципалитетами разных уровней утратившим силу, вторым - распространить эту норму на правоотношения, возникающие с 1 января 2018 года. 

Учитывая, что заседание думы, на котором рассматривались проекты, проходило 31 января 2018 года, шансов на принятие изменений в формулировках, предложенных поселениями, не было никаких. Кроме того, накануне профильный комитет думы рекомендовал отклонить законопроекты, а в октябре 2017 года в заключении на три проекта хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт назвал их принятие нецелесообразным, подчеркнув, что далеко не все поселения Хабаровского края поддерживают такую инициативу. Тем не менее, хотя борьба выглядела проигранной еще до ее начала, представить законопроекты краевым депутатам за трибуну вышли двое глав поселений: Александр Шадрин, глава Мичуринского, и Елена Залата, глава Елабужского. 

ПОЛНОМОЧИЯ БЕЗ СРЕДСТВ

Местные администрации недовольны тем, объяснил господин Шадрин, что полномочий, отнесенных к ведению сельских поселений в соответствии со 131-ФЗ, с 2015 года прибавились, а финансирование их исполнения - уменьшилось. Перераспределение произошло в рамках общей реформы МСУ. Сначала из 39 полномочий местного значения федеральный законодатель оставил селам 13 полномочий, никак не поменяв нормативы отчислений налогов и сборов в их бюджеты. Затем краевые парламентарии решили принять региональный закон №16, перераспределивший на уровень поселений еще 12 полномочий - для соблюдения баланса. 

Но буквально через два дня федеральный законодатель принял изменения в Бюджетный кодекс, снизив нормативы отчислений в бюджеты сел в пользу бюджетов районов - из расчета того, что у сельских поселений будет 13 полномочий, а не 25. Поселения, рассказал Александр Шадрин, "ранее неоднократно предлагали" передать полномочия обратно районам, раз уж финансирование осталось у них. Исполнять "спорные" полномочия поселения продолжили бы - но уже по соглашениям со своими районными властями, при условии обеспечения софинансирования из районных бюджетов. А когда мнение сельских администраций не удалось отстоять на различных рабочих группах и совещаниях, часть из них решилась на инициирование поправок в законодательство.

"В октябре 2016 года главы поселений Хабаровского края в количестве 66 человек (треть от числа сельских поселений в регионе. - EastRussia) подписали резолюцию о прекращении действия 16-го краевого закона в связи с тем, что полномочия финансово не обеспечены, и вопрос обеспечения не решается, - рассказал депутатам Александр Шадрин. - В декабре 2016 года был получен сводный ответ министерства экономического развития Хабаровского края. Процитирую: "Финансовое обеспечение полномочий, переданных сельских поселениям края законом №16, учитывается органами местного самоуправления в муниципальных районах при формировании межбюджетных отношений с поселениями". То есть круг замкнулся. В 2017 году правительство края провело работу по анализу того, какие средства необходимы на исполнение полномочий, переданных 16-м законом. Ответила только треть поселений. Проанализировали, поговорили, и все пошло своим чередом".

Сельские поселения, подчеркнул глава Мичуринского, может быть, и не вносили бы законопроект, если бы не "беспрецедентное давление проверяющих органов". "50% времени мы отрабатываем запросы районных и краевых структур, 50% - прокуратуры и проверяющих. Когда нам заниматься своими обязанностями? Прокуратуру и контрольные органы упрекнуть не в чем - они работают по букве закона, во многих вопросах помогают поселениям разобраться, принять правильное решение. Следующим основанием являются решения судов, которые в финансовом плане с точки зрения их исполнения могут в разы превышать бюджеты поселений. Никого это не интересует. Примеров можно привести много. Построить дороги к участкам, выделенным многодетным семьям, - десятки миллионов рублей. Предоставить жилые помещения нуждающимся в улучшении жилищных условий - десятки миллионов. При бюджетах 10-15 миллионов, а то и меньше" - посетовал он. 

Сейчас районная прокуратура, продолжил глава Мичуринского, вышла с иском, в котором потребовала обязать администрации поселений создать муниципальные предприятия по организации ритуальных услуг, "но средств на это в бюджетах поселений нет". "А следующим шагом будет требование привести погосты в надлежащий вид - на это требуются миллионы рублей, но их нет, а ответственность есть", - добавил он. 

Таким образом, подытожил Александр Шадрин, сложилась парадоксальная ситуация. Многие поселения по соглашениям вынуждены передавать исполнение полномочий своего уровня в районы, поскольку профильные министерства края отказываются работать напрямую с каждым поселением. Так случилось, например, с полномочиями по безопасности дорожного движения в Хабаровском районе. И поселения по соглашениям обязаны выделять софинансирование. В то же время действует специальный краевой закон о передаче части полномочий на уровень поселений - без их софинансирования. 

СРЕДСТВА ДЛЯ ПОЛНОМОЧИЙ

В 2015 году уменьшились с 10% до 2% отчисления в бюджеты сельских поселений по НДФЛ, с 50% до 0% - отчисления доходов за аренду или продажу неразграниченной земли, находящейся в государственной собственности. По этим источникам поступления в бюджет, к примеру, Мичуринского сельского поселения снизились с 7,8 млн руб. до 521 тыс. руб в 2016-м, выпадающие доходы в 2017 году составили 8,48 млн руб. Но район пока предоставил транфертов только на 3,17 млн руб. В целом по Хабаровскому району, следует из расчетов Александра Шадрина, выпадающие доходы поселений в 2017 году превысили 166,5 млн руб., а районный бюджет выделил им только 56,86 млн руб. - или всего 34,1% от потребностей. Елабужскому поселению район выделил 1,2 млн руб. дотации на выполнение полномочий, предусмотренных 16-м краевым законом, при общем бюджете поселения в размере 13,6 млн руб.

"Мы слышали на комитете заверения в том, что минфин края совместно с районами до конца 2017 года проведет работу по подготовке какой-то унифицированной методики перераспределения средств. Я так понимаю, методики нет, и мы будем ждать ее, наверное, долго", - сказал Александр Шадрин. Он подчеркнул, что регион и страна вступают в "большой предвыборный период": 18 марта пройдут президентские выборы, в сентябре этого года - череда кампаний, в том числе выборы губернатора Хабаровского края. "Как мы подготовимся, с тем и пойдем на выборы. Как мне смотреть в глаза людям, если с ними живешь на одной улице, в одном селе? Мне не очень просто. Может быть, краевым депутатам в этом отношении просто", - сказал глава. 

Глава Елабужского сельского поселения Елена Залата дополнила выступление коллеги несколькими конкретными примерами. "Пункт 5 - дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения. Это самая затратная статья расходов поселений после культуры. У нас 40 км дорог местного значения. Из них только 2% имеют асфальтовое покрытие. На протяжении восьми лет ежегодно я подаю документы для участия в краевой программе - для капремонта 2 км подъездной дороги к Елабуге. Ежегодно получаю отказ. А если будет создана районная структура по дорожному делу? И включена наша дорога в районную программу? Может быть, и у нас появится шанс доехать до родного села по асфальтированной, а не пыльной дороге. После каждого снегопада села чистятся по остаточному принципу. А если бы в районе была создана своя дорожная служба, то совсем другой был бы взгляд на проблему", - заявила Елена Залата. 

Аналогично, продолжила она, не могут поселения решить проблемы по обеспечению жильем малоимущих ("У нас в очереди 12 человек, но 30 лет не строилось в селе жилье, и не можем войти ни в одну программу - софинансирование не под силу"), предупреждению и ликвидации ЧС ("Должны быть созданы запасы оборудования, материалов, но созданы только на бумаге, а по-хозяйски должны быть созданы запасы в районе"), организации ритуальных услуг ("У нас три общественных кладбища, их инвентаризовали, два благоустроили, но на 1 февраля имеем повестку в суд по иску прокуратуры района - о создании специализированной службы ритуальных услуг, и наши доводы о том, что в год 8-10 захоронений, не принимаются"). "А если бы эта ритуальная служба была создана в районе - она могла бы решать вопросы всех поселений", - отметила Елена Залата. "Приняв наш законопроект, вы дадите нам возможность работать на благо людей, а не оправдываться в судах. Из пяти рабочих дней я три трачу на посещение судов. За три года мы так и не увидели обещанной методики расчета бюджетных средств на дополнительные полномочия, нет нормативов, поэтому закон нужно или корректировать, или отменять", - добавила она.

СПОСОБНОСТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ

Главам внесших законопроекты поселений краевые депутаты-единороссы попеняли на одно - неспособность договариваться. "Непросто всем. И депутатам, и губернатору, думаю, решение вопросов краевого значения дается непросто. Поэтому давайте все же более конструктивно решать вопросы - совместно", - обратился к Александру Шадрину спикер заксобрания Сергей Луговской. Вице-спикер краевого парламента Юрий Матвеев заявил, что "есть же другие пути, чем отклонить закон №16".

"Есть район, есть главы. С командой района сели. Внимательнейшим образом все свои 12 дополнительных полномочий посмотрели. Какие надо - может быть, дополнительные соглашения заключили, какие надо - с участием краевых служб. И с миром пошли их выполнять. Такой вариант возможен?"- спросил он Александра Шадрина. "Районам мы полномочия должны передать с софинансированием. А районы говорят открыто: у нас своих проблем хватает, и "дырок" закрывать нужно тоже много. Мы готовы к диалогу, но большое количество глав говорят, что уровень поселений не слышат", - отвечал Александр Шадрин.  

Глава профильного комитета по МСУ Татьяна Мовчан, взяв слово после докладчиков, напомнила, что краевые депутаты при принятии 16-го закона заботились в первую очередь о населении, передав полномочия, максимально приближенные к населению, на уровень поселений - особенно в труднодоступных и отдаленных местностях, которыми районы управлять не смогут. "Основная проблема - не в невозможности или нежелании исполнять эти полномочия, а в отсутствии достаточных бюджетных средств. Распоряжением губернатора в октябре 2016 года создана межведомственная комиссия, которая выявила разрыв между выделяемыми средствами и требуемыми. Поэтому рабочей группой принято решение о том, что минфин должен разработать методику межбюджетных отношений между поселением и районом. По информации правительства края, проект находится на согласовании и в ближайшее время будет предложен для обсуждения", - сообщила госпожа Мовчан. Она же сказала, что примеры решения проблем по исполнению 16-го закона есть: например, в Комсомольском районе края "вопросы в основном урегулированы", и эти положительные практики будут распространяться. 

Зампред правительства Хабаровского края по внутреннем политике Виктор Марценко заявил, что в выступлениях глав "больше присутствуют эмоции". "Да, тема есть. И создание рабочей группы - это доказательство того, что работу необходимо вести", - признал он. "Ряд муниципальных районов вполне успешно решил проблемы исполнения 16-го закона. А ряд - зациклило. Начали делить власть, денег нет, а нам нужно денег много, - сказал зампред. - Не везде главы районов умеют договориться с главами поселений, что-то мешает - видимо, излишняя амбициозность". В законе можно предусмотреть возможность перераспределения полномочий к районам, если у них не получается договориться с поселениями через соглашения, сказал он, но только после детального анализа ситуации.

"И знаете, что мне больше всего не нравится? Что главы поселений начали вести не такую публичную работу - в рамка ассоциации муниципальных образований или совета глав муниципальных образований, - а методами обзвона, путем иногда коверкая истинное положение дел. Поймите, кому бы полномочия ни передали, вы освободите себя от ответственности, но наделите ею глав районов. И не поедут главы районов решать вопросы вашего поселения", - обратился к главам поселений Виктор Марценко. Минфин Хабаровского края уже разработал методику расчетов, и в феврале проект документа "будет вынесен на обсуждение совета муниципальных образований" и в краевую думу, пообещал чиновник.

Инициативу сельских поселений в итоге поддержала только думская оппозиция. Елена Грешнякова от ЛДПР обратила внимание на то, что при обсуждении вопроса на комитете приводились "полярные мнения", и оставить без внимания и проигнорировать предложения глав поселений было бы неправильно, а Виктор Постников от КПРФ заявил, что "мирного решения вопроса не существует". "Район находится в привилегированном положении, он на вершине пирамиды иерархии, и он будет диктовать. А они хоть расшибутся - ничего они не сделают! Прозвучала мысль, что глава не поедет решать вопросы местного значения. Да, он не поедет хоронить мистера Икс. Но он будет решать вопросы за все поселения, чтобы они могли спокойно все это сделать", - сказал коммунист. 

Вице-спикер Юрий Матвеев высказался против принятия законопроектов, но напомнил, что на селе проживает 250 тысяч человек, которые "тоже хотят чувствовать себя комфортно", и одно-два полномочия, может быть, и целесообразно вернуть районам. "Где мы строим на селе? Это Тополево, Мирное, Восточное - пригороды Хабаровска, там 94%. Где мы не строим? Привожу в пример Сикачи-Алян. 30 с лишним лет не вводилось ни одного квадратного метра. Нашли желающим деловую древесину всего в 4 км от села. Но они полтора года не могут начать строиться - нет генплана поселка! А если было бы это в районе - наверное, и генплан бы был, и лес роздан, и стройка началась", - привел пример Юрий Матвеев.

"Думаю, депутатский корпус тоже заинтересован в решении ситуации", - сказал спикер думы Сергей Луговской, после чего законопроекты сельских поселений отклонили большинством в 23-24 голоса из 31 присутствовавшего.

ПОСЕЛЕНИЯ ПРО РАСХОДЫ, РАЙОНЫ - ПРО ДОХОДЫ

Глава Хабаровского района, где находятся и Мичуринское, и Елабужское, Денис Удод согласен с главами в том, что общее финансовое обеспечение муниципальных полномочий остается низким. Однако путем простого перераспределения полномочий, "перекладыванием денег из кармана в карман" проблему не решить, уверен он - "карман-то у нас один, общий". "Речь здесь не о том должна идти. Допустим, уйдут полномочия на исполнение в район - разве у района денег больше станет? Вопрос нужно ставить по-другому. Обеспеченность находится на низком уровне, потому что так выстроена налоговая система. И в этом я с главами поселений согласен", - говорит глава района.

По его словам, сегодня с муниципалитетов спрашивают за инвестиционный климат, создание новых предприятий, рабочих мест, которые генерируют налоги. Но эффекта от этого местные бюджеты не чувствуют - нормативы отчисления по НДФЛ, главному муниципальному налогу, все время снижаются. "Налог на прибыль - мы его не видим. То же самое с налогом на добычу общераспространенных полезных ископаемых - гравия, песка. Давайте подумаем, может быть, какую-то долю от этих налогов оставлять в муниципалитете? Но пока повлиять на ситуацию не получается", - говорит Денис Удод. 

Поселениям на этом фоне, считает он, нужно не жаловаться, а работать над оптимизацией бюджетов. Полномочия от поселений уже и так постепенно передаются на уровень районов, напоминает глава района: с 2016 года с первого уровня местного самоуправления ушли градостроительные полномочия, с 2017-го - вопросы по земле и ЖКХ. "Сегодня у поселений по сути из "финансово тяжелых" полномочий остались только культура и благоустройство, - говорит глава района. - Основные статьи расходов, если взять любой бюджет - это содержание органов местного самоуправления, культура и дороги, и то дороги - не у всех: есть поселения, у которых есть дорожный фонд, но они его не расходуют. Взять бюджет того же Елабужского: из 13 млн руб. расходов 8,5 млн руб. - расходы на содержание администрации. Может быть, в этом стоит сначала разобраться". 

Если проанализировать межбюджетные отношения в Хабаровском районе, уверен Денис Удод, картина будет далеко не худшей в крае. "Мы запустили множество программ софинансирования вопросов местного значения поселенческого уровня. Например, в программу устойчивого развития сельских территорий поселения сейчас могут вступать напрямую - подавая заявку в региональный минсельхоз. Мы ввели практику софинансирования из бюджета района, а кроме того, даем поселениям средства на изготовление проектно-сметной документации, чтобы они могли войти в программу. Емкий вопрос -  дорожная деятельность в отношении дорог местного значения, находящихся в границах поселений. Мы тоже помогаем поселениям, отрывая средства от районных программ. Так что договариваться мы умеем. Вопрос стоит глубже: в финансовой обеспеченности", - резюмирует Денис Удод.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике