Поделиться
Воздушные и подводные крылья Якутии
Поделиться

Развитие инновационных видов транспорта для Якутии – насущная необходимость

За Якутией давно закрепилась репутация региона, который задает тренды в развитии альтернативных видов транспорта. Эксперты подчеркивают: огромные территории и климатические условия заставляют искать нестандартные решения, в каждом из которых тщательно просчитывается экономическая составляющая.

pixabay.com

Безусловный тренд – это использование беспилотных летательных аппаратов. Людям, далеким от отрасли, применение грузовых беспилотников в России пока кажется экспериментом, но правительство РФ уже приняло Концепцию интеграции беспилотных авиационных систем в единое пространство. Минпромторг планирует нарастить ежегодные объемы авиагрузоперевозок беспилотниками до 18,5 тыс. тонн к 2030 году. Пока в России не сертифицирован ни один коммерческий дрон, так как процедура слишком сложна, но со временем они смогут составить конкуренцию пилотируемым аппаратам.

Впрочем, это пока все-таки остается в перспективе, пусть даже и не очень далекой, убежден Александр Мярин, заместитель председателя по инновационному развитию комитета по транспорту, дорожной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты РС(Я), общественный советник директора ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия». «Пока технологии уступают человеку, который сидит в кабине. Сейчас беспилотники по грузоподъемности и по надежности менее эффективны, чем, например, автожиры», -- говорит эксперт.

Автожир (гироплан, ротоплан, гирокоптер) - «мопед» вертолетного мира. В эксплуатации он на порядок дешевле легких самолетов и вертолетов, прост в управлении и при этом является наиболее безопасным летательным аппаратом, которому не страшны порывы ветра до 20 метров в секунду, а приземляться он может с выключенным двигателем. У автожира в Якутии довольно много «поклонников», а несколько лет назад в республике появился один из первых в России обладателей лицензии на управление этим транспортным средством. По словам Мярина, для мониторинга труднодоступных территорий и доставки небольших грузов на 100 – 150 кг автожир подходит идеально. 


«Он может стать тем видом транспорта, который по достоинству оценят рыбаки и оленеводы. Техника с большой грузоподъемностью нужна среднему и крупному бизнесу, а рыбаку и оленеводу часто надо отвезти только 100 – 150 кг, и автожир может легко справиться с этой задачей», -- отмечает он. Эксперт приводит в пример Аляску, где количество джипов и малой авиации почти сопоставимо: гидросамолет или вертолет есть практически в каждом дворе. А автожиры только начинают активно появляться, в т.ч. российского производства. Широкому распространению автожиров в России пока мешают сложности с сертификацией и получением разрешений для законного выполнения полетов в воздушном пространстве, но популярность их стремительно растет.

Есть среди инновационных транспортных средств и те, чья стихия не только небо, но и вода. Это разработки Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Предприятие ведет строительство сразу 3 судов нового поколения: «Комета -120Р», «Метеор -120Р» и «Валдай-45». Два «Валдая» уже успешно работают на реке Лена. И при том, что автономность и дальность плавания этого судна 400 км, в прошлую навигацию «Валдай» ходил до Олёкминска, а это около 700 км. Сейчас идет работа по заключению договора на поставку в Якутию первого «Метеора - 120Р», это судно уже с дальностью до 800 км и повышенной комфортности: в кормовой части есть салон-бар, в котором можно перекусить, есть раздача в самом салоне -- большие проходы, как в самолете, позволяют раздавать снеки и напитки.


Спуск на воду судна на подводных крыльях «Валдай-45»
Фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»

«И «Валдай», и «Метеор» имеют скорость 65 – 70 км в час. Но люди хотят еще быстрее. Для обеспечения транспортной мобильности населения в условиях якутских расстояний нужно искать транспорт не менее комфортный, но с большей скоростью. И такие суда уже есть: пассажирские экранопланы», —говорит Сергей Итальянцев, генеральный директор ЦКБ имени Алексеева. ЦКБ -- проектно-производственное предприятие и мировой лидер в своем направлении, обладает уникальными компетенциями в строительстве экранопланов специального назначения и сертифицировано морским, речным и авиационным регистром.

«Экранопланы бывают трех типов – типа А, тип В и тип С, - объясняет Итальянцев. Первые – летят в экранном режиме, не подлетая как самолеты, вторые могут лететь и на экранном уровне, и время от времени делать подлёты, а тип С представляет собой практически экраноплан - самолет и способен набирать высоту до 5 тысяч метров. Это морское судно, оно может находиться на одной акватории и перелететь с одного моря на другое». К достоинствам экранопланов относится энергоэффективность и низкий расход топлива (почти вдвое ниже, чем у самолета), простота базирования и берегового обеспечения (судно может пристать даже к необорудованному берегу), безопасная посадка в особых случаях в любой точке маршрута, высокий комфорт экранного полета.

Якутии ЦКБ имени Алексеева предлагает 40-местный речной пассажирский экраноплан, причем предприятие берет на себе работу по опытной эксплуатации с обучением от капитанов-наставников и технических специалистов.

Дальность судна -- 3 тысячи километров, максимальная скорость 250 км в час, крейсерская – 200 км в час. До Олёкминска оно будет доходить менее чем за 4 часа. «По скорости --практически как самолет, но в отличие от самолета экраноплану не нужен аэропорт, а это значит, пассажирские перевозки будут дешевле», -- говорит Итальянцев. При этом в зимний период акватория остается трассой для судна: на реке нет строений, возвышений, и экраноплан идет на высоте 1, 5- 2 метра над льдом по руслу реки.

Перспективными якутские специалисты считают и работы по развитию вездеходной программы – как альтернативы вертолетным перевозкам, но здесь предстоит большое количество работы по внедрению ГОСТов и техрегламентов Таможенного Союза для очень холодного климата с рабочими температурами минус 60, и до минус 70 градусов в качестве предельной температуры.

«Есть много работы по снегоболотоходной, вездеходной, карьерной технике, по аэросаням. Сейчас надо расширять «климатический» ГОСТ Р 50992-2019 по колесной технике, который был принят по нашей инициативе на внедорожную и карьерную технику и затем обеспечить включение его требований в Техрегламент Таможенного Союза.   И больше того – нужна программа создания техники для территорий экстремально холодного климата, аналогичная той, что существовала в СССР и называлась «Техника Севера», решать проблему надо комплексно», -- говорит Александр Мярин.

Все транспортно-логистические решения, которые рассматриваются сегодня в Якутии, продиктованы необходимостью обеспечить связанность внутри самой республики. Обеспечение транспортной доступности и мобильности населения – стратегическая задача. Это и повышение качества жизни людей, и новый стимул к развитию экономики, и снижение стоимости северного завоза. Доля транспортных расходов в ВРП большинства регионов Севера и Арктики значительно больше среднего по стране. Оптимизация даст миллиарды рублей экономии в год. Во главе угла при внедрении альтернативных решений в этой сфере должны быть экономичность и экологичность решений, подчеркивают эксперты.

Ирина Николаева Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
И один в небе самолет

1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.

Читать полностью
Поделиться
Технопарк «Якутия»: «Стремимся в «метавселенную» и на глобальные рынки»

В интервью EastRussia руководитель одного из самых успешных Технопарков Дальнего Востока Петр Габышев рассказал для чего уже в ближайшие годы резидентам понадобятся VR-очки, откочуют ли IT-компании в «тёплые края», про проекты, которые «не вышли на орбиту» и про космические амбиции своих резидентов.

Читать полностью
Поделиться
Якутский драйв до Иннополиса доведет

Как рождаются стартапы, где взять идеи для передовых проектов и как искусственный интеллект изменит подходы к привлечению клиентов в интервью EastRussia рассказал основатель конструктора сайтов «Айгер», участник акселератора «Б8» Роман Бабеев.

Читать полностью
Поделиться
Якутия на ВЭФ расширила географию международного сотрудничества

Глава республики Айсен Николаев провел встречи с представителями властей и бизнеса пяти дружественных стран – Китая, Индии, Казахстана, Вьетнама и Лаоса. На переговорах лидер региона уделил значительное внимание развитию торгово-экономических и гуманитарных связей Якутии. В частности, на встречах с официальными лицами он приглашал спортивные делегации государств принять участие в готовящихся Международных играх «Дети Азии», а также рассмотреть возможности увеличения туристического потока и привлечения обучающихся. Важной темой для переговоров стал рост экспорта из республики и расширение логистических связей. Перспективы расширения трансграничного сотрудничества Якутии специально для Ленского клуба оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.

Читать полностью
Поделиться
Новые форматы взаимодействия: что ожидать от проведения первого форума КНР и Якутии?

О перспективах, которые открываются перед регионом в связи с расширением связей с представителями КНР, и их значимости для России Ленскому клубу рассказал исполнительный директор Северного Форума Владимир Васильев.

Читать полностью
Поделиться
Предприниматель с безупречным реноме

В Якутии, куда ни глянь – то Борисовы, то Николаевы, то Никифоровы: русские фамилии у народа саха обычное дело. Вот и наш герой – по имени – Гавриил, по фамилии – Никифоров, хотя сам из древнего знатного якутского рода Атсыыкай. Впрочем, под фамилией Никифоров он также знатно вошел в историю.

Читать полностью
Поделиться
Цифровой феномен Якутии

Лидерства в сфере цифровизации и инноваций Республика Саха (Якутия) добилась благодаря планомерной и давней поддержке ИТ-отрасли.

Читать полностью
Поделиться
Спешите получить: EMS в Якутии показывает двукратный рост

Руководитель управления федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) Пётр Птицын рассказал в интервью EastRussia о причинах популярности отправлений EMS, как она связана с цифровизацией республики, на что приходится идти, чтобы отправление пришло вовремя.

Читать полностью
Поделиться
Безопасная Арктика

В технопарке «Якутия» привыкли, что к ним с проектами и идеями приходят, как правило, IT-специалисты, ученые, изобретатели, а тут на пороге появился настоящий полярник. Представился Николаем Находкиным, сказал, что представляет ООО «Безопасная Арктика», до этого долгое время возглавлял Службу спасения республики Саха (Якутия). В новой для себя роли решил воплотить в жизнь все то, что не успел, будучи главным спасателем Якутии. Название компании говорило само за себя – Находкин с коллегами предлагали технологии, позволяющие спасать жизни людей в бескрайней Арктике.

Читать полностью
Поделиться
Взмывая над Южно-Сахалинском

В Южно-Сахалинске с 15 октября заработал новый аттракцион — колесо обозрения. Для островной столицы это сооружение стало уже вторым по счету: собственное колесо уже есть в городском парке имени Гагарина. Теперь можно с высоты оценить и вид на южную часть областного центра, причем с особым комфортом — кабинки оснащены кондиционерами и обогревом. Редакция EastRussia узнала, чем новое колесо отличается от аналогичного аттракциона в Хабаровске и при чем тут самый крупный торговый центр Южно-Сахалинска.

Читать полностью
Поделиться
Многоликость углеродной нейтральности

В рамках 26-го Дальневосточного международного энергетического форума «Нефть и газ Сахалина 2022» состоялась крайне насыщенная дискуссия, которая продемонстрировала слушателям ряд альтернативных взглядов на достижение углеродной нейтральности. Участники диалога, обсудив первый российский (и сахалинский) успех по торговле единицами СО2, вспомнили о том, чего не хватает для дальнейшего развития «зеленой» энергетики в стране. EastRussia публикует основные тезисы, прозвучавшие в диалоге экспертов.

Читать полностью
Поделиться
Сахалин - точка опоры в повороте нефтегазовой отрасли РФ на Восток

Шельфовые проекты по добыче углеводородов, которые реализуют дочерние компании «Газпрома» на территории Сахалинской области, останутся ключевыми в долгосрочной стратегии развития нефтегазовой отрасли России. Более того, островной регион может стать опорой в переориентации энергетического рынка на страны АТР, что происходит прямо сейчас, в условиях сложившейся внешнеполитической обстановки. Существующие возможности и перспективы обсудили в рамках форума «Нефть и газ Сахалина 2022». Eastrussia.ru публикует основные тезисы дискуссии.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО

Обсуждению туристической области было уделено особое внимание в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), где, в частности, при участии президента В.Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам туризма.

Читать полностью
Больше материалов