Развитие инновационных видов транспорта для Якутии – насущная необходимость
За Якутией давно закрепилась репутация региона, который задает тренды в развитии альтернативных видов транспорта. Эксперты подчеркивают: огромные территории и климатические условия заставляют искать нестандартные решения, в каждом из которых тщательно просчитывается экономическая составляющая.
Безусловный тренд – это использование беспилотных летательных аппаратов. Людям, далеким от отрасли, применение грузовых беспилотников в России пока кажется экспериментом, но правительство РФ уже приняло Концепцию интеграции беспилотных авиационных систем в единое пространство. Минпромторг планирует нарастить ежегодные объемы авиагрузоперевозок беспилотниками до 18,5 тыс. тонн к 2030 году. Пока в России не сертифицирован ни один коммерческий дрон, так как процедура слишком сложна, но со временем они смогут составить конкуренцию пилотируемым аппаратам.
Впрочем, это пока все-таки остается в перспективе, пусть даже и не очень далекой, убежден Александр Мярин, заместитель председателя по инновационному развитию комитета по транспорту, дорожной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты РС(Я), общественный советник директора ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия». «Пока технологии уступают человеку, который сидит в кабине. Сейчас беспилотники по грузоподъемности и по надежности менее эффективны, чем, например, автожиры», -- говорит эксперт.
Автожир (гироплан, ротоплан, гирокоптер) - «мопед» вертолетного мира. В эксплуатации он на порядок дешевле легких самолетов и вертолетов, прост в управлении и при этом является наиболее безопасным летательным аппаратом, которому не страшны порывы ветра до 20 метров в секунду, а приземляться он может с выключенным двигателем. У автожира в Якутии довольно много «поклонников», а несколько лет назад в республике появился один из первых в России обладателей лицензии на управление этим транспортным средством. По словам Мярина, для мониторинга труднодоступных территорий и доставки небольших грузов на 100 – 150 кг автожир подходит идеально.
«Он может стать тем видом транспорта, который по достоинству оценят рыбаки и оленеводы. Техника с большой грузоподъемностью нужна среднему и крупному бизнесу, а рыбаку и оленеводу часто надо отвезти только 100 – 150 кг, и автожир может легко справиться с этой задачей», -- отмечает он. Эксперт приводит в пример Аляску, где количество джипов и малой авиации почти сопоставимо: гидросамолет или вертолет есть практически в каждом дворе. А автожиры только начинают активно появляться, в т.ч. российского производства. Широкому распространению автожиров в России пока мешают сложности с сертификацией и получением разрешений для законного выполнения полетов в воздушном пространстве, но популярность их стремительно растет.
Есть среди инновационных транспортных средств и те, чья стихия не только небо, но и вода. Это разработки Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Предприятие ведет строительство сразу 3 судов нового поколения: «Комета -120Р», «Метеор -120Р» и «Валдай-45». Два «Валдая» уже успешно работают на реке Лена. И при том, что автономность и дальность плавания этого судна 400 км, в прошлую навигацию «Валдай» ходил до Олёкминска, а это около 700 км. Сейчас идет работа по заключению договора на поставку в Якутию первого «Метеора - 120Р», это судно уже с дальностью до 800 км и повышенной комфортности: в кормовой части есть салон-бар, в котором можно перекусить, есть раздача в самом салоне -- большие проходы, как в самолете, позволяют раздавать снеки и напитки.
Спуск на воду судна на подводных крыльях «Валдай-45»
Фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»
«И «Валдай», и «Метеор» имеют скорость 65 – 70 км в час. Но люди хотят еще быстрее. Для обеспечения транспортной мобильности населения в условиях якутских расстояний нужно искать транспорт не менее комфортный, но с большей скоростью. И такие суда уже есть: пассажирские экранопланы», —говорит Сергей Итальянцев, генеральный директор ЦКБ имени Алексеева. ЦКБ -- проектно-производственное предприятие и мировой лидер в своем направлении, обладает уникальными компетенциями в строительстве экранопланов специального назначения и сертифицировано морским, речным и авиационным регистром.
«Экранопланы бывают трех типов – типа А, тип В и тип С, - объясняет Итальянцев. Первые – летят в экранном режиме, не подлетая как самолеты, вторые могут лететь и на экранном уровне, и время от времени делать подлёты, а тип С представляет собой практически экраноплан - самолет и способен набирать высоту до 5 тысяч метров. Это морское судно, оно может находиться на одной акватории и перелететь с одного моря на другое». К достоинствам экранопланов относится энергоэффективность и низкий расход топлива (почти вдвое ниже, чем у самолета), простота базирования и берегового обеспечения (судно может пристать даже к необорудованному берегу), безопасная посадка в особых случаях в любой точке маршрута, высокий комфорт экранного полета.
Якутии ЦКБ имени Алексеева предлагает 40-местный речной пассажирский экраноплан, причем предприятие берет на себе работу по опытной эксплуатации с обучением от капитанов-наставников и технических специалистов.
Дальность судна -- 3 тысячи километров, максимальная скорость 250 км в час, крейсерская – 200 км в час. До Олёкминска оно будет доходить менее чем за 4 часа. «По скорости --практически как самолет, но в отличие от самолета экраноплану не нужен аэропорт, а это значит, пассажирские перевозки будут дешевле», -- говорит Итальянцев. При этом в зимний период акватория остается трассой для судна: на реке нет строений, возвышений, и экраноплан идет на высоте 1, 5- 2 метра над льдом по руслу реки.
Перспективными якутские специалисты считают и работы по развитию вездеходной программы – как альтернативы вертолетным перевозкам, но здесь предстоит большое количество работы по внедрению ГОСТов и техрегламентов Таможенного Союза для очень холодного климата с рабочими температурами минус 60, и до минус 70 градусов в качестве предельной температуры.
«Есть много работы по снегоболотоходной, вездеходной, карьерной технике, по аэросаням. Сейчас надо расширять «климатический» ГОСТ Р 50992-2019 по колесной технике, который был принят по нашей инициативе на внедорожную и карьерную технику и затем обеспечить включение его требований в Техрегламент Таможенного Союза. И больше того – нужна программа создания техники для территорий экстремально холодного климата, аналогичная той, что существовала в СССР и называлась «Техника Севера», решать проблему надо комплексно», -- говорит Александр Мярин.
Все транспортно-логистические решения, которые рассматриваются сегодня в Якутии, продиктованы необходимостью обеспечить связанность внутри самой республики. Обеспечение транспортной доступности и мобильности населения – стратегическая задача. Это и повышение качества жизни людей, и новый стимул к развитию экономики, и снижение стоимости северного завоза. Доля транспортных расходов в ВРП большинства регионов Севера и Арктики значительно больше среднего по стране. Оптимизация даст миллиарды рублей экономии в год. Во главе угла при внедрении альтернативных решений в этой сфере должны быть экономичность и экологичность решений, подчеркивают эксперты.
Ирина Николаева1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.
Иван Лукин, председатель Ассоциации малой авиации Якутии
- Иван Владимирович, как новые авиационные правила повлияют на развитие малой авиации?
- Настоящий нормативно-правой акт создан совместными усилиями департамента по государственной политике Минтранса РФ и авиационной общественности России. Новым приказом министра транспорта устранены избыточные требования к работе авиакомпаний малой авиации. Так, упрощены правила производственной деятельности эксплуатантов легких воздушных судов, то есть самолетов с максимальным взлетным весом до 5,7 т и вертолетов до 3,1 т (соответственно, до класса Ан-2 и Ми-2).
При этом расширена сфера авиационной деятельности для частных структур. С 1 сентября авиакомпании малой авиации смогут перевозить пассажиров, груз и почту, что несомненно будет способствовать повышению транспортной доступности. Это также улучшит снабжение продуктами питания и другими мелкопартионными грузами, ускорит доставку почтовых отправлений, заказов для интернет-магазинов в отдаленные населенные пункты с одновременным снижением стоимости авиабилетов и других авиационных услуг.
Очень важно, что в новых Федеральных авиационных правилах учтено предложение нашей Ассоциации по устранению требования по минимальному количеству флота для создания авиакомпаний. Теперь можно организовать полеты в режиме «авиатакси» (нерегулярные (чартерные) авиаперевозки), имея в аренде или в собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 мест, то есть класса Ан-24 и ниже.
Раньше необходимо было располагать тремя воздушными суднами.
Таким образом, финансово и организационно облегчен так называемый входной билет в авиационный бизнес. Например, чтобы приобрести и перегнать в Якутск один трехместный самолет импортного производства начинающему предпринимателю необходимо иметь на руках 25 млн руб. (при курсе доллара в 75 руб.), а по отмененным правилам потребовалось бы изыскать 75 млн руб. Кроме того, на три судна нужно набрать летно-технический состав - не менее 6-9 человек в зависимости от запланированного налета часов. Входной билет высокий, при этом частник сам несет финансовые риски, неизвестно же заранее, как у него пойдет бизнес. Снижение этих нагрузок будет благоприятствовать появлению новых авиаперевозчиков в области применения малой авиации.
Стоит сказать, для полетов по утвержденному расписанию необходимо по-прежнему наличие трех воздушных судов. Здесь требование оправдано, поскольку если ты работаешь по расписанию, то нужно его неукоснительно соблюдать, вне зависимости от того, какой на сегодня складывается пассажиропоток на твоих маршрутах.
- Какие еще положения нового приказа направлены на снижение административных барьеров?
- Дана возможность уменьшения количества командно-руководящего состава авиакомпании малой авиации с семи до двух человек. При этом допускается совмещение генеральным директором авиакомпании функций других руководителей предприятия, в том числе по организации летной работы, поддержанию летной годности ВС, авиабезопасности и наземному обслуживанию. Также возможно совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлением качеством.
Из перечня требований исключено предоставление отчетности и контроль уполномоченным органом финансово-экономического состояния авиакомпаний, имеющих в своем парке самолеты Ан-2 и класса ниже.
- Вероятно, новые авиационные правила не единственное условие для развития малой авиации в регионах.
- Упрощение требований госрегулирования - это только часть поддержки государством развития малой авиации России. В дальнейшем необходимы меры по улучшению финансово-экономических условий производственной деятельности субъектов малой авиации в виде уменьшения налоговых нагрузок с целью дальнейшего повышения доступности авиационных услуг. Наша Ассоциация озвучивала в мае 2021 года соответствующие предложения в Совете Федерации: они были одобрены и включены в рекомендации Комитета по экономической политике. Их исполнение находится на контроле данного Комитета.
Кроме того, сегодня нам нужно добиться принятия на региональном уровне (еще в 2019 году в Якутии была утверждена Концепция развития малой авиации) госпрограммы по приобретению (обновлению) воздушных судов. В свое время республиканским правительством и Корпорацией малого и среднего предпринимательства России было создано АО «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)» с уставным капиталом 2 млрд руб., из которых 0,5 млрд руб. внес регион. К сожалению, тогда в перечень ее лизинговых продуктов не вошли воздушные суда, как и вообще весь транспорт, - то есть самые необходимые для жизнедеятельности Якутии средства производства.
В целях обновления флота мы обращались в Государственную лизинговую транспортную компанию, но ГТЛК работает с крупными перевозчиками, необходимо, чтобы контракт был не менее $2 млн. Есть частные лизингодатели, однако процентная ставка у них гораздо выше. В то время как у Региональной лизинговой компании (РЛК) она составляла 6% на отечественное оборудование и 8% - на импортное, что достаточно привлекательно.
В настоящее время Корпорация МСП выходит из состава учредителей РЛК. Наша Ассоциация предлагает с учетом остающейся региональной доли в 0,5 млрд руб. создать на его базе республиканскую авиационную лизинговую компанию. Ее наличие дает возможность получения субсидии на возмещение лизинговых платежей из российского бюджета по постановлению правительства РФ №1212 от 30.12.2011.
При этом мы предлагаем на паритетных началах принять аналогичное постановление правительству Республики Саха. Такое двойное субсидирование, как показывают наши расчеты, даст возможность авиакомпаниям малой авиации выйти на доступный широким слоям населения уровень стоимости авиабилетов, например 10 руб./км. В качестве дополнительного механизма для ускорения приобретения или обновления основных фондов малой авиации предлагаем открыть кредитную линию по финансированию приобретения под залог приобретаемого судна (авиационная ипотека), обязательного и специального оборудования для технического обслуживания и ремонта ВС. Партнером здесь видится республиканский Алмазэргиэнбанк. Условия по кредиту - не более 3% на срок до 20 лет. Причем бюджет республики должен компенсировать банку процентную ставку, превышающую данный размер процентов. Такая авиационная ипотека подстегнет темпы обновления авиапарка.
- Насколько аэродромная инфраструктура учитывает запросы малой авиации?
- Безусловно, развитие авиации – комплексный вопрос. Чтобы отрасль функционировала, необходимо иметь собственно авиастроительное производство, востребованные финансовые инструменты для приобретения воздушных судов, наличие учебной базы для подготовки пилотов и техников, инфраструктуру, обслуживающую производственную деятельность гражданской авиации. Но при всем этом, если не будет расширения подготовленной сети аэродромов и посадочных площадок, о каком развитии авиаперевозок мы можем говорить.
Поэтому еще одна госпрограмма должна касаться восстановления посадочных площадок с необходимой инфраструктурой для малой авиации, в частности, оснащению их ночным стартом для круглосуточной эксплуатации с применением современных светодиодных технологий. Финансирование нужно планировать за счет федерального и регионального бюджетов.
При этом в ходе подготовки авиаплощадок рационально их обустройство искусственным покрытием из сборных бетонных плит. Следует уходить от грунтовых полос, которые размокают в межсезонье, в период, когда малая авиация наиболее востребована. Единовременные затраты, конечно, будут больше, но зато бетонированная площадка прослужит дольше и не потребует в дальнейшем таких эксплуатационных затрат по их ежегодному ремонту в виде подсыпки, выравнивания, кошения травы и т.д.
В настоящее время в Якутии действуют 90 посадочных площадок, но при Советском Союзе их было 456. Почти все населенные пункты республики имели возможность для приема Ан-2. Так что нам есть, к чему стремиться.
В интервью EastRussia руководитель одного из самых успешных Технопарков Дальнего Востока Петр Габышев рассказал для чего уже в ближайшие годы резидентам понадобятся VR-очки, откочуют ли IT-компании в «тёплые края», про проекты, которые «не вышли на орбиту» и про космические амбиции своих резидентов.
- Петр Петрович, каким выдался с Вашей точки зрения 2021 год для технопарка?
Год был интересный и непростой. Много было очень событий в этом году. Сразу приходит на ум наше мероприятие, которое мы проводили в Казани. Мы там были по приглашению – по линии республиканских обменов в честь 100-летия со дня образования Татарской АССР. Мы организовали там нашу выставку, проводили семинары, делились опытом. В июне вот ждем делегацию из Татарстана с ответным визитом на 100-летие нашей Якутской АССР.
Год был знаковый, юбилейный – нам исполнилось 10 лет. К тому же наши резиденты поставили рекорд по выручке – она выросла в два раза по сравнению с 2020-м годом и составила 2 млрд рублей. Удалось привлечь 70 млн рублей инвестиций. Как оказалось, в пандемийное время открыло для наших инновационных компаний окно возможности и наши резиденты этим окном воспользовались.
- В чем же этот год был тогда «непростым»?
- В первую очередь это конечно смешанный формат работы – то онлайн, то офлайн, то все вместе. Так или иначе, пандемия создает напряжение, с которым сталкиваются все. Кроме того, закрытыми до сих пор остаются многие границы, отменяются мероприятия – все это, конечно, сказывается.
- Вы уже упомянули про десятилетие Технопарка, и если оглянуться, то что было, что стало?
- Если уж совсем наглядно, то десять лет назад не было вообще ничего! И выручки никакой у резидентов наших не было. Ноль. А сейчас, повторюсь – два миллиарда! В Технопарке сейчас 170 резидентов и у них заняты порядка тысячи человек. Пять лет назад было 50 компаний с выручкой около 300 миллионов рублей. Примерно на четвертый год нашего существования появился и филиал в Нерюнгри. Это наш угольный кластер и оттуда был запрос на инновации. Город ведь второй по численности населения в республике, и была цель разнообразить бизнес, внести свежую струю, поднять экономику, которая не была бы завязана на уголь.
- Какая ситуация, какое мероприятие или быть может резидент стали самым ярким пятном за минувшие десять лет?
- Если говорить про резидентов, то это, конечно компания Fntastic. Она выросла в нашем подразделении - в IT-парке буквально за два года. Они к нам пришли вдесятером, сейчас у них уже порядка ста сотрудников, они постоянно растут. Они делают компьютерные игры – и вышедшая в прошлом году Propnight сразу же попала топ Steam (онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр - прим. ред.). Сейчас они разрабатывают другую игру – и она там же в Steam’e в топе самых ожидаемых игр года.
- Вот такой, немного «мозголомный» вопрос - на недавнем форуме «Региональная инновационная экосистема: эволюция» ядром обсуждений стал «поиск новых решений актуальных вопросов создания и развития региональной инновационной экосистемы» - цитирую, как у вас на сайте написано. Если на более понятный язык перевести - о решении каких именно актуальных вопросов идет речь? В чем проблематика?
- Проблематику обнажила пандемия. Люди переходят в онлайн, этот переход ускорился многократно, появляются онлайновые метавселенные, и мы считаем, что технопарк тоже должен больше переходить в онлайн. Мы сейчас будем разрабатывать для этого виртуальные сервисы , и переход в цифру станет для нас основной задачей на ближайшие десять лет. Я даже скажу, что к тому времени имеющиеся сегодня площади Технопарка не будут так востребованы, как сегодня. Мы будем делать виртуальный Технопарк.
- Зачем он нужен? Вот, предположим, я – стартапер. У меня есть друзья-единомышленники, зачем мне Технопарк, тем более виртуальный? Я с ними в Zoom’e, в Discord’e все смогу сделать-обсудить…
- Смотрите, какое дело. У нас, как я уже говорил, 170 резидентов в Технопарке. Из них физически в нем находятся где-то 70, остальные работают удаленно. У нас же есть компании с Сахалина, из Хабаровска, Владивостока, Москвы, Иваново, Тамбова, словом, со всей России. И, по сути, все они наши виртуальные резиденты. Зачем им нужен Технопарк? Потому что мы знаем, где инвестор, где взять деньги, как выйти на международный рынок. Мы их консультируем, они звонят нам – и это взаимодействие в дальнейшем, думаю, усилится. Это сейчас крайне востребовано.
- Хорошо, но есть вот ваш портал, там есть контактные телефоны ваших профильных сотрудников, я итак им могу позвонить. Зачем именно виртуальный Технопарк?
- Но когда мы все вместе находимся в одном месте онлайн, не надо никуда звонить! Это будет выглядеть как метавселенная, в которой мы с вами взаимодействуем, как будто мы рядом. У нас уже есть такая платформа в разработке – Serenity, мы уже обкатывали ее на форуме – у нас была выставка, по которой можно было ходить с помощью VR-очков и общаться в онлайн режиме. И наша цель – создать такой Технопарк. Думаю, через лет пять-семь VR-очки станут легкодоступны, перестанут быть экзотикой и они будут у каждого.
Еще один глобальный тренд – глобальный вопрос, требующий решения – организация выхода на глобальный международный рынок. Мы научились выращивать стартапы от идеи до проекта, но пока еще не очень умеем выводить их на глобальный рынок. Это одна из основных целей ближайшего десятилетия – прокачать эту компетенцию, чтобы на поток поставить выход наших резидентов на зарубежные рынки. Мы уже делаем это, но пока не идеально, пока скорее это единичные попытки.
- Расскажите про последнюю такую попытку.
- Например, компания «Sciberia». Они у нас «выстрелили» в прошлом году со своей интеллектуальной системой анализа медицинских изображений, в частности КТ легких. Их разработка была признана лучшим медицинским решением на Международном конгрессе «Информационные технологии в медицине» в Москве. Их заметили, потом ребята приняли участие в акселераторах наших зарубежных партнеров и сейчас они уже выходят на рынок Тайваня, Хорватии, Канады.
И возвращаясь к тем самым «новым решениям актуальных вопросов создания и развития региональной инновационной экосистемы», хочу отметить, что еще одним из них мы определили для себя создание специального фонда для инвестиций на стадии seed. У нас уже есть фонд для стадии pre-seed – для маленьких инвестиций, но нет своего фонда в Якутии для стадии seed, чтобы можно было в проект вложить 10-15 миллионов рублей. И вот такой фонд мы будем создавать. Поясню: стадия pre-seed – это стадия идеи. На этом этапе проект требует небольших вложений – два-три миллиона, чтобы показать, что проект вообще рабочий. А вот на стадии seed речь идет уже о том, чтобы этот проект масштабировать, и там уже деньги нужны более серьезные.
- Кого бы вы отметили из резидентов-новичков, тех, что пришли недавно совсем? Или кого-то из тех, чья идея не могла был появиться нигде больше, кроме Якутии?
- Например, «Бетукладин» – биологически-активная добавка, которая укрепляет иммунитет и помогает организму бороться с различными заболеваниями, в том числе с COVID-19, выводит из организма токсины. В рамках этого проекта уже открывается завод в Подмосковье, где этот БАД будут производить.
Также стоит отметить, нашего резидента Михаила Неустроева, руководителя НТЦ «Хоту Бакт», который делает пробиотики, и они уже востребованы за рубежом.
Удивила нас еще в этом году компания «Теплый край» - ребята попали в удачную конъюнктурную ситуацию, связанную с ростом цены на металл. Компания производит окна, двери, каркасы из ПВХ и панели из металла и благодаря и спросу, и выросшей цене их выручка возросла в три раза по сравнению с прошлогодними показателями. Окна при этом производят у нас в Технопарке, а производство панелей находится в ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы». Это не новички, но те, кто в 2021 году себя ярко проявил.
Хочется вот что отметить, к нам стали приходить молодые люди, которые говорят: «Мы давно следим за Технопарком, мы придумали идею и хотим воплотить её у вас». Эти слова лучшая похвала для нас. Уже выросло целое поколение, для которых Технопарк – это не пустой звук, они видели, как мы развиваемся, что у нас происходит, какие проекты запустились. Например, есть у нас ребята – они школьниками в 2016 году участвовали в конкурсе MPIT – «Моя профессия IT», получили высшее образование и пришли к нам с идеей производства спутников – ни больше, ни меньше! Им по 20 примерно лет, кому-то может 21. Они уже собрали прототип спутника и сейчас ведут переговоры, ищут возможности по его запуску. Они пока, естественно, не зарабатывают на своем проекте, мы им предоставили льготные условия по размещению, помогаем консультациями, контактами в тех сферах, отраслях и организациях, которые нужны для дальнейшего развития их проекта. Кроме того, мы помогаем им «упаковать» проект для получения грантов, для инвесторов, чтобы привлечь финансирование.
- Каков общий процент успешных реализаций проектов от общего числа? Анализируете ли вы те проекты, которые по каким-то проектам не запустились, не пошли?
- Мы за все наши проекты берёмся, как говорится «с руками и ногами» и всегда стремимся довести их до победного финала. Мы подсчитали – у нас выживаемость проектов составляет 90%. Скажем из 40 резидентов, которые вставали у нас на ноги, а затем «выпустились» успешную работу продолжают 30.
- А есть такие, которые «заглохли»?
- Есть, но это единичные случаи. Я уже рассказывал про наш филиал в Нерюнгри, про угольный кластер. Мы туда пытались привести инновации из Кузбасса – по переработке резины. Это был проект в сотрудничестве с одним из угледобывающих предприятий. У них существовала проблема с большими объемами отходов резины - в карьерах работают гигантские БелАЗы на гигантских же колёсах. Резина быстро изнашивается и это такой своеобразный расходный материал. Проект предусматривал переработку резины в крошку, которая потом шла покрытие для стадионов, беговых дорожек. Какое-то время проект работал – около года, но потом закрылся, потому что изначально речь была о том, что отходы переработчик получает бесплатно, но потом за них стали требовать деньги. Произошло непонимание между партнерами по проекту.
Еще один проект не получил должного развития из-за тяжелого заболевания его инициатора. Это проект по созданию сорбентов, поглощающих нефтепродукты при минусовых температурах. То есть такой сорбент, который эффективен при разливе, скажем нефти или бензина, в наших условиях при -50°С. В мире таких веществ нет, а у нашего резидента получилось вывести штаммы бактерий, которые справлялись. Был большой интерес у нефтедобытчиков, у организаций, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов, но, повторюсь, у создателя возникли серьезные проблемы со здоровьем, все патенты оформлены на него и пока история затормозилась, но не исключено, что в будущем у проекта случится «перезагрузка».
Ещё один интересны момент – к нам приходят не только молодёжь, которая хочет реализоваться и начать зарабатывать. К нам приходят энтузиасты, которые говорят: «Нам не важен заработок, нам важно, чтобы наша идея помогала людям!». Их мало, но они есть.
- Нет ли у вас опасений насчет того, что ваши IT-резиденты могут откочевать в «теплые края»? Ведь они создают продукты, которые не привязаны так уж сильно географически к Якутии, к Дальнему Востоку? Тем более, если вы создадите ваш «виртуальный Технопарк»?
- Конечно, опасения у нас такие есть, но практика показывает, что наш менталитет и наш патриотизм перевешивают. Даже если кто-то уедет – большинство останется. Это те, кто не на словах любит Якутию и хочет ее развивать.
Не надо далеко ходить за примерами – Арсен Томский и его InDriver (международный сервис пассажирских перевозок, работающий по децентрализованной модели. Все условия поездки определяются в результате договорённости между водителями и пассажирами. Работает в 39 странах мира – прим.ред.), братья Ушницкие со своей Mytona (разработчик игр и один из лидеров в мобильном геймдевелопменте – прим. ред.). Арсен Томский переехал в Калифорнию, перевез штаб-квартиру в Нью-Йорк, для того, чтобы расти на мировом рынке. НО основной офис он оставил в Якутии. И если у них всего где-то 1700 человек сотрудников – то треть работает здесь в Якутске. То есть локализация местная остается - центр разработки, основная работа делается здесь. Мы считаем, что это хорошо для всех, пусть так и будет в дальнейшем.
- Какие планы на 2022-ой год? Какие ожидания с ним связываете?
- Планов, как всегда много. Хотим первым делом свой сайт обновить, сделать его быстрее, наполнить новым содержанием, оптимизировать его мобильную версию. Хотим сделать для наших резидентов CRM (программное решение для автоматизации Интернет-торговли и взаимоотношений с клиентами – прим. ред.). В этом году у нас много мероприятий, связанных с юбилеем – 100-летием со дня образования Якутской АССР. В конце мая мы участвуем в «Startup Village 2022» - международной технологической конференции, которую проводит Сколково. У нас там будет отдельная сессия, своя экспозиция, будет шатёр Якутии стоять, установим сэргэ (ритуальный столб – прим.ред.) в Сколково, подпишем новые соглашений – программа обещает быть как всегда очень насыщенной. В конце июня во время Ысыа́ха (якутского праздника лета – прим.ред.) будет проходить выставка «Sakha innovation» - мы там покажем все наши достижения.
Еще мы хотим бросить силы на биоцентр. Это у нас будет красной линией проходить в течении всего года. Одна из основных точек приложения – это создание и внедрение новых лекарств, биологически активных добавок – про «Хоту Бакт» и препарат «Бетукладин» я уже говорил, есть еще перспективная и актуальная не только для Якутии разработка – крем от обморожений, есть БАД из рыбокостной муки, помогающий при заживлении переломов костей, есть проект по регенерации кожи, заживлению ран – надо какую-то общую платформу этим проектам создать.
Что касается роста выручки и увеличения количества резидентов, то мы не ждем каких-то рекордов. Это нормально – в минувшем году всё активно росло, особенно на фоне «зажатого» 2020-го года, и 2022-й, как мы рассчитываем, будет годом спокойным, годом планомерной работы.
Мы, конечно, очень ждём, что откроются границы. У нас много проектов с прицелом на Китай и страны Юго-Восточной Азии, и как только появится возможность, мы хотим продолжить нашу «экспансию», выход на эти рынки.
Как рождаются стартапы, где взять идеи для передовых проектов и как искусственный интеллект изменит подходы к привлечению клиентов в интервью EastRussia рассказал основатель конструктора сайтов «Айгер», участник акселератора «Б8» Роман Бабеев.
- Роман, стартапы сейчас у всех на языке, IT-сфера - одна из приоритетных в стране, но именно ваш проект эксперты называют прорывным. Как все начиналось и «о чем ваш стартап»?
- Десять лет назад я работал консультантом в крупном бренд-агентстве Приморского края и решил создать собственный бизнес. Я хорошо знал принципы построения бизнес-моделей и думал, что смогу построить что-то великое. На практике оказалось, что советовать со стороны легко - когда ты находишься внутри процесса, применять свои же принципы и механизмы крайне сложно. Консультант – это теоретическая работа, а бизнес – это практика. Тебе приходится очень много работать над собой, чтобы быть устойчивым, строить свою стратегию. У меня много времени ушло, чтобы изменить себя и начать адекватно двигаться в бизнес-среде. Это суперсложно, это совсем другой уровень, и конечно – это бесконечный процесс, в котором ты постоянно должен учиться и развиваться. За время запуска проекта я участвовал в акселераторе на базе технопарка Русский, затем в якутском акселераторе «Б8».
- В чем суть проекта?
- В рамках нашего стартапа мы делаем конструктор для бизнеса. Главная идея - дать предпринимателю возможность самому разобраться и научиться привлекать клиентов через Интернет. Свой проект мы начинали с веб-студии и обратили внимание, что часто к нам приходят предприниматели, у которых уже есть сайт. У всех была общая проблема - они запускали рекламу, но она не работала эффективно и не приводила клиентов. Тогда мы поняли, что наша ценность не в том, чтобы технически помочь людям оформить их сайт, а в том, чтобы помочь им самим разобраться в их ценностном предложении, позиционировании, в том, как выстраивать маркетинговую стратегию. Наш стартап посвящен автоматизации этого процесса: самозанятые или начинающие предприниматели заходят на нашу платформу, отвечают на вопросы, которые помогают понять свои конкурентные преимущества, целевую аудиторию, формируют свой сайт и подходы к его продвижению. Через наш конструктор также можно заказать запуск рекламы. Таким образом, на выходе бизнесмен получает прибыльный и стабильный канал привлечения клиентов, он понимает, как и почему он работает, поскольку сам проработал его на каждом этапе. Суть стартапа – сделать так чтобы предприниматель все это делал без участия консультанта, просто общаясь с конструктором. Он сам формирует позиционирование компании, а отдельные задачи, к примеру дизайн или копирайт, может делегировать прямо внутри конструктора. Технически все рассчитано так, чтобы человек мог от начала и до конца сам во всем разобраться. Я считаю, что роль предпринимателя как раз в том, чтобы хорошо разбираться в ценности своего продукта, все остальное – максимально делегировать.
- Подобные сервисы для бизнеса уже есть в стране? Почему предпринимателю будет интересно использовать этот конструктор?
- Сегодня на рынке таких конструкторов позиционирования, как наш, нет. Отдельные проекты решают эти функции, но разрозненно. Наш старт-ап позволяет бизнесу за 50 000 рублей решить задачу по продвижению комплексно, наш пакет предполагает разработку сайта и рекламных баннеров, раскрутку продукта во Вконтакте, (что даже эффективнее, чем ранее в Инстаграмм, поскольку во Вконтакте сейчас есть программа, по которой он 100% дохода он отдает блогерам), оплату работы дизайнера, копирайтера и настройщика рекламы. По времени это занимает около двух-трех недель, днем наш клиент занят своей работой, а вопросы продвижения мы решаем по вечерам. Мне кажется, это очень дешево, ведь сейчас просто сделать сайт на Тильде у фрилансера стоит 30 000 - 35 000 рублей без учета рекламного продвижения. Мы предлагаем комплексный подход, который действительно поможет дойти до потребителя, причем половина от суммы пакета идет на оплату рекламных площадок.
- Бизнес уже оценил сервис? Когда запустите его в эксплуатацию?
- За последние 2-3 года, как веб-студия мы сделали уже около 300 проектов для бизнеса. Новый проект – конструктор «Айгер» – мы только запустили. В декабре выпустили первый релиз, собрали обратную связь, сейчас дорабатываем. Пока активно проект не продвигаем. Обновленный релиз с учетом всех замечаний выпустим в марте. Раньше мы делали все то же самое - конструктор, но с помощью людей. Это было дорого: только один лэндинг стоит 55 000 рублей, а полноценный сайт - 100 000, плюс реклама… Мы полностью автоматизируем процесс и получается значительно дешевле.
- Но для этого не нужен искусственный интеллект?
- Искусственный интеллект включится на следующем этапе. Сейчас мы собираем данные от пользователей. Наша цель – сделать так, чтобы данные обо всех успешных кейсах, реализованных предпринимателями внутри конструктора, помогали начинающим бизнесменам делать свои сайты эффективнее. Для этого наш искусственный интеллект сейчас активно учится. Если раньше мы делали 100 сайтов в год, то сейчас моя цель - 100 сайтов месяц. Мы хотим, чтобы в России было 55 000 пользователей «Айгер». На первом этапе мы рассчитываем на самозанятых и микробизнес, будем выстраивать контент бизнесу, работающему в сфере услуг, отелям, спа-комплексам, юристам и адвокатам, образовательным площадкам. Дальше будем расширяться.
- Вы начинали с веб-студии, а в конечном итоге пришли к IT-платформе. Как произошла такая трансформация?
- Два года назад мы с женой и сыном переехали в Якутию для участия в акселерационной программе. Жили там четыре месяца. Мы приехали с общей идеей автоматизировать веб-студию, применяя искусственный интеллект. Это направление нас очень драйвило. Мы провели около 200 интервью с бизнесом, пока изучали аудиторию. Мы много программировали и сделали первую версию нашего конструктора с предпринимательским режимом. Раньше конструктор был более специализированный, для сотрудников веб-студий. Якутск помог нам сконцентрироваться, найти оптимальное решение. Акселератор позволил нам протестировать продукт, понять стоит ли двигаться дальше в этом направлении. Менторская помощь, теоретическая часть, трекерство, общение с успешными стартаперами - в итоге именно в Якутске мы смогли расставить акценты и обрели свой проект.
- Почему выбор пал именно на Якутскую акселерационную программу?
- Программу, про которую я только что рассказал, проводил якутский акселератор «Б8». Они сначала устроили конкурс «Стартап-экспедиция» - ездили по столицам регионов ДФО, отбирали стартапы и мы попали в число немногих победителей. Так и оказались в Якутске. После Владивостока Якутск - маленький город. Мы жили в самом центре и там очень хорошая инфраструктура. Когда мы прилетели, на улице было минус 40 градусов. После Владивостока, где в это время были плюсовые температуры, семейство это слегка шокировало. Там я получил свое первое обморожение – шел по улице в минус 40 и разговаривал по телефону без перчатки. Понял, что так делать не стоит.
- Но суровый климат не остановил?
- В Якутске меня очень впечатлил IT-парк и стартап-движение, они серьезно меня заразили. Наверное, самый мощный инсайт для меня – Якутск разрушил мои границы, когда я вернулся во Владивосток, мне захотелось большего! Сейчас я нахожусь в Иннополисе и, наверное, это надолго, ведь благодаря Якутску у меня появилась жажда стартап-движения. Акселератор «Б8» проинвестировал в наш проект 1 650 000 рублей, он дал нам финансовый толчок. Потом мы получили грант от Фонда Бортника и Фонда содействия развитию инноваций, выиграли грант от администрации Приморского края, плюс – вложили собственные средства. Сейчас в нашей команде пятеро человек и проект развивается, я верю в наш успех. Стартап вообще часто на вере держится, а ощущение пользы, которую ты приносишь людям, дает тебе силы идти вперед.
Глава республики Айсен Николаев провел встречи с представителями властей и бизнеса пяти дружественных стран – Китая, Индии, Казахстана, Вьетнама и Лаоса. На переговорах лидер региона уделил значительное внимание развитию торгово-экономических и гуманитарных связей Якутии. В частности, на встречах с официальными лицами он приглашал спортивные делегации государств принять участие в готовящихся Международных играх «Дети Азии», а также рассмотреть возможности увеличения туристического потока и привлечения обучающихся. Важной темой для переговоров стал рост экспорта из республики и расширение логистических связей. Перспективы расширения трансграничного сотрудничества Якутии специально для Ленского клуба оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
«Расширение географии экономических связей Якутии, крупнейшей экономики ДФО, имеет особое значение в контексте поворота России на Восток. Среди стран, с которыми она активно развивает отношения, можно выделить такие быстрорастущие экономики Азии, как Китай и Вьетнам. Учитывая, что стремительный рост рынков этих стран требует увеличения объёмов поставок энергетических и минеральных ресурсов, Якутия выступает как один из поставщиков, способный стабильно удовлетворять эти растущие потребности. Кроме того, коксующийся уголь из Эльгинского месторождения отличается высокой калорийностью, и поэтому закупается Китаем как замена энергетическому углю – это снижает выбросы, что крайне важно для Китая в контексте политики «зелёного перехода».
Если касаться вопросов развития логистических связей с Азией, то можно отметить транспортное значение Якутии в рамках Северного морского пути, который постепенно становится более популярным маршрутом грузоперевозок из европейской части России, прежде всего, из-за меньшего расстояния. В этом аспекте стоит выделить перспективы роста судостроения и портовой инфраструктуры, что уже видно на примере порта Тикси.
Кроме того, интерес Китая на укрепление связей с Центральной Азией и с Казахстаном, в частности, может рассматриваться как один из дополнительных триггеров для экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Так, товарооборот между Якутией и Казахстаном уже отличается заметным увеличением за последние 3 года: с 4 миллионов долларов США в 2019 году он вырос до 80 миллионов в 2022-м и имеет большие возможности для дальнейшего роста.
В то же время активизация сотрудничества между Китаем и Казахстаном в секторе высоких технологий способна укрепить позиции IT-бизнеса из Казахстана и способствовать росту экспорта этих услуг из Казахстана в Россию, в том числе и в Республику Саха. Одновременно и якутские стартапы могут получить возможность для сотрудничества и обмена опытом с казахстанскими и китайско-казахстанскими стартапами в рамках технологических хабов, сеть которых активно расширяется по всей территории среднеазиатской республики.
Взаимодействие со странами Азии, особенно ее юго-восточной части, в контексте гуманитарного сотрудничества имеет особое значение в регионе, поскольку это способствует развитию двусторонних отношений на различных уровнях. В странах этого региона нередко можно встретить таблички, выражающие благодарность тому или иному государству за строительство какого-либо социально значимого объекта или за оказание гуманитарной помощи. Другими словами, нередко сотрудничество в гуманитарной сфере становится фундаментом для развития конатктов в торговле и в инвестициях, что видно на многочисленных примерах из внешнеполитической практики того же Китая. Почти такое же значение имеет и сотрудничество в спорте, поскольку спортивные проекты и мероприятия способствуют сближению народов. В этом ключе международные игры «Дети Азии», проведение которых в 2024 году инициировал Глава Якутии Айсен Николаев, помогают укреплять контакты России со странами Азии, создают более тесные связи между молодыми людьми, которые в будущем могут не только стать спортивной элитой, но также добиться выдающихся успехов в политике, в бизнесе или в культуре.
Якутия также привлекательна для путешественников из стран Азии, поскольку отличается крайней самобытностью даже в сравнении с другими азиатскими культурами. Так, республика поразит потенциального туриста своими природными красотами (например, Национальным парком «Ленские столбы»), якутской кухней (известным салатом «Индигирка»), национальными традициями и ритуалами, а также якутским театром, музыкой и кинематографом. Последний уже достаточно хорошо знаком международному зрителю благодаря таким фильмам, как «Пугало» или «Ага». В целом регион имеет значительный потенциал для развития в качестве нового туристического маршрута, и относительная близость к Азии здесь может рассматриваться как преимущество при сопоставлении с другими направлениями. Целенаправленная работа властей Якутии по развитию туризма имеет в этой связи большой международный потенциал.
Если говорить о развитии образовательных обменов, то главный вуз региона СВФУ имеет ряд программ, востребованных в странах Азии. К ним можно отнести программирование, математику, физику, геологию и медицину. Тем не менее, пока обучение возможно только на русском языке, что в определённой степени является ограничителем для студентов из стран Азии с позиции интернационализации высшего образования. С другой стороны, весьма интересна практика вуза по обучению китайских учащихся русскому языку в целях дальнейшего поступления в этот университет. Северо-восточные провинции Китая, где набирают ребят, представляет более конкурентное поле для России, так как в целом по стране уровень владения английским языком там ниже».
О перспективах, которые открываются перед регионом в связи с расширением связей с представителями КНР, и их значимости для России Ленскому клубу рассказал исполнительный директор Северного Форума Владимир Васильев.
«Несомненно, прибытие около 100 представителей КНР в Якутию после длительного перерыва, связанного с пандемией, значимое событие. Китай для Якутии является многолетним партером. Особенно тесные и эффективные связи в разных областях у региона установлены с провинцией Хэйлунцзян.
Внимание к форуму в Китае и России будет значительным, так как на нем ожидается обсуждение форматов и механизмов сотрудничества на муниципальном уровне в новых реалиях, которые могут быть универсальными для применения в других регионах и с другими странами. Можно считать, что форум станет своего рода экспериментальной площадкой для оценки предыдущего опыта и апробации новых подходов. Считаю развитие побратимских отношений абсолютно верным, позволяющим привлечь ресурсы и потенциал развитых технологически регионов Китая для ускорения социально-экономического развития региона.
Видно, что данный форум своего рода «разведка боем», изучение возможностей к реальному сотрудничеству, потенциала побратимства. Желание развивать взаимодействие с муниципалитетами, регионами других стран всегда связано, в первую очередь, экономической стороной дела, поиском недостающих ресурсов для обеспечения устойчивого развития своей территории. С этой точки зрения Якутия представляется «Клондайком» Северо-Восточной России и, как магнит, притягивает к себе внимание богатыми природными ресурсами. Китай заинтересован в получении доступа к полезным ископаемым, биоресурсам и для этого развитие побратимских связей также является полезным инструментом получения информации о различных аспектах развития республики. Таким образом, можно сказать, что экономика и инвестиции стоят на первом месте, как, впрочем, и для нашей страны и Якутии. Тут важно обозначить результаты: за последние 4 года внешнеторговый оборот между Якутией и КНР вырос в 6 раз и достиг уровня в 3 млрд долларов США. Это впечатляющее достижение, принимая по внимание, в каких сложных геополитических и эпидемиологических условиях оно реализовалось. Так что, сейчас, когда Китай открыл, наконец, границы, можно ожидать ускоренного роста торгового оборота.
Но для перехода к этому этапу необходимо обновить культурный, гуманитарный обмен в условиях быстро меняющегося мира. Мы видим, как быстро меняется сознание людей, отношение к разным странам. Культура, спорт, образование, наука, туризм – это направления, которые будут превалировать в отношениях в ближайшей перспективе, но экономика будет двигаться уже не следом, а практически параллельно.
Использование губернаторского ресурса для открытия новых возможностей сотрудничества или вовлечения широкого круга стейкхолдеров для охвата разных сфер экономики, оценки, изучения и подготовки соглашений нового уровня и масштаба – достаточно испытанный метод. При этом, при повороте всей страны на Восток, несомненно, учитывается опыт Якутии, как передового региона в области международных связей. МИД России всегда признавал авторитет и огромный опыт Республики Саха (Якутия) в выстраивании эффективных связей с партнерами из разных стран».
В Якутии, куда ни глянь – то Борисовы, то Николаевы, то Никифоровы: русские фамилии у народа саха обычное дело. Вот и наш герой – по имени – Гавриил, по фамилии – Никифоров, хотя сам из древнего знатного якутского рода Атсыыкай. Впрочем, под фамилией Никифоров он также знатно вошел в историю.
Гавриил Васильевич Никифоров родился в 1871 году. Его отец и дед были знатными и богатыми купцами, которые занимались пушниной, кредитованием, владели магазинами в Москве и Якутске, а еще кормили старателей на приисках. Так что дальнейшая судьба Гаврилы была, по сути, предрешена.
В школу Гаврюша не ходил, получил прекрасное образование дома. Уже в юношестве отец поручил ему заниматься торговлей пушниной и поставкам мясомолочных продуктов на золотые прииски. Молодой человек быстро освоил все азы предпринимательской деятельности в условиях Крайнего Севера и в 27 лет стал купцом второй гильдии.
В 1900 году – на рубеже веков – Гавриил Васильевич открыл свой первый торговый дом, назвав его непритязательно «Г.В. Никифоров и М.Г. Васильев». Дальше, как говорится, пошло-поехало: Никифоров занимается сразу несколькими направлениям – тут и скупка пушнины и мамонтовой кости, дальнейшая их продажа оптом и в розницу на внутреннем и внешнем рынках, розничная торговля продуктами в Якутске.
Совесть – лучший контролер!
Примечательно, что делами Никифоров занимался лично, а, значит, добросовестно. Это быстро дало свой результат: к его операциям был высший уровень доверия. Он вообще сильно выделялся на фоне других предпринимателей тех лет: плутоватых и пытающихся обмануть при любом удобном случае. Партнеров Гавриил Васильевич также старался подбирать под стать себе – надежных, порядочных, но предприимчивых.
Впрочем, по-другому было нельзя: торговые дома Никифорова и их филиалы находились в разных местах – Москве, Якутске, поселках Абый, Булун, Верхоянск, Казачье, Колымское, Кюсюр. Находиться одновременно во всех местах было невозможно, поэтому доверенное дело должно было быть надежным и верным. К тому же, Гавриил Васильевич часто лично выезжал за закупками в Москву, Одессу, Иркутск, Ирбит, Нижний Новгород (и когда он только все успевал, учитывая логистику тех лет?!). Закупленные товары он отправлял судами Добровольческого флота в бухту Тикси, то есть по Северному морскому пути, а оттуда уже распределял по своим оптовым пунктам продаж. В сфере интересов Никифорова была также Чукотка, куда он поставлял продукты.
«Мягкое золото»
Но все же основной доход давало «мягкое золото». Он скупал пушнину у местных охотников, а затем через комиссионера продавал ее в Москве. При этом он старался всячески поддерживать зверобоев, давая им ссуды под 8-10% годовых.
Внутренний российский рынок был сильно ограничен, поэтому основные поставки пушнины шли в Европу, как правило, в Германию. За каких-то пять-семь лет объемы торговли выросли кратно – с 150 тысяч рублей (по нынешним ценам это около 375 млн) в 1908 году, до 1,3 млн рублей в 1915 году.
Первая мировая война заставила Гавриила Васильевича, как сказали бы сейчас, «сделать разворот на Восток». Новые рынки сбыта были найдены в США. Причем, здесь опять Никифоров задействовал Севморпуть – пушнина доставлялась по реке Колыма в село Колымское, а оттуда судами уходила в Северную Америку. Объемы поставок, конечно же, сократились, откатившись к показателям 1908 года, но в последующие годы увеличивались.
Впрочем, тут выручила «диверсификация бизнеса». Плохо продается пушнина? Не беда! Неплохую выручку дают поставки продовольствия в отдаленные районы Якутии и на Чукотку. Да и розничные магазины в Якутске приносят стабильный доход.
Кстати, одно из зданий магазинов Никифорова в Якутске на пересечении улиц Большая и Гостинодворская простоял до 1972 года. Затем его снесли и построили на этом месте Дом Правительства №1.
Социально ответственный бизнес
Примечательно, что невзирая на «волатильность» бизнеса, Никифоров все время занимался благотворительностью. Он всячески поддерживал свой родной Первый Тыллыминский наслег – построил там школу, а затем платил жалованье учителям. Также на его средства были построены гимназия и пансион в самом Якутске. При этом благотворительностью он занимался, как и подобает предпринимателю – вложил деньги в казначейство, а меценатством занимался на проценты от вклада.
Как это зачастую бывало в те времена, меценат и знатный человек принимал активное участие в управлении городом. Вот и Гавриил Никифоров шесть лет избирался гласным городской Думы Якутска, участвовал в совещаниях при губернаторе Якутской области Иване Крафте.
Крах империи
Все закончилось в одночасье, после Октябрьской революции. Все активы Гавриила Васильевича были национализированы, объекты недвижимости перешли в введение советских торговых организаций, а все товары, которые хранились на складах, конфискованы. Примерно понимая, что будет дальше, Никифоров с сыном Анатолием в 1919 году эмигрировал в Японию, а уже оттуда в Китай.
Конечно же, он затаил обиду на советскую власть и когда встал вопрос о походе Сибирской добровольческой дружины под предводительством генерала Пепеляева в Якутию с тем, чтобы установить там свою власть, Никифоров выступил одним из спонсоров это кампании.
Справка EastRussia: Про Гражданскую войну в Якутии в издательстве «5 Рим» в 2018 году вышла книга, в которой собраны воспоминанию представителей двух противоборствующих сторон – «белого» генерала Евгения Вишневского, который непосредственно руководил походом, и командира отряда «красных» Ивана Строда.
Обложка книги «Гражданская война в Якутии»
Зимняя война в Якутии результата не принесла. Чтобы купировать дальнейшие возможные попытки белоэмигрантов и их сподвижников из-за границы повлиять на установление советской власти, в первую очередь, на Дальнем Востоке, где так сложно шла советизация (вспомним, хотя бы, создание буферной Дальневосточной республики), Никифорову предложили амнистию и работу в Наркомфине в Москве. Опять же, проявив дальнозоркость, Гавриил Васильевич от этого предложения отказался, оставшись, по некоторым данным в Мукдене.
Доподлинно известно, что в 1938 году он был жив-здоров – об этом говорит фотография, где он запечатлен с супругой. Умер Гавриил Васильевич Никифоров, предположительно в 1940 году.
Гавриил Никифоров с супругой