Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Воздушные и подводные крылья Якутии

Развитие инновационных видов транспорта для Якутии – насущная необходимость

За Якутией давно закрепилась репутация региона, который задает тренды в развитии альтернативных видов транспорта. Эксперты подчеркивают: огромные территории и климатические условия заставляют искать нестандартные решения, в каждом из которых тщательно просчитывается экономическая составляющая.

Воздушные и подводные крылья Якутии
Фото: pixabay.com

Безусловный тренд – это использование беспилотных летательных аппаратов. Людям, далеким от отрасли, применение грузовых беспилотников в России пока кажется экспериментом, но правительство РФ уже приняло Концепцию интеграции беспилотных авиационных систем в единое пространство. Минпромторг планирует нарастить ежегодные объемы авиагрузоперевозок беспилотниками до 18,5 тыс. тонн к 2030 году. Пока в России не сертифицирован ни один коммерческий дрон, так как процедура слишком сложна, но со временем они смогут составить конкуренцию пилотируемым аппаратам.

Впрочем, это пока все-таки остается в перспективе, пусть даже и не очень далекой, убежден Александр Мярин, заместитель председателя по инновационному развитию комитета по транспорту, дорожной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты РС(Я), общественный советник директора ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия». «Пока технологии уступают человеку, который сидит в кабине. Сейчас беспилотники по грузоподъемности и по надежности менее эффективны, чем, например, автожиры», -- говорит эксперт.

Автожир (гироплан, ротоплан, гирокоптер) - «мопед» вертолетного мира. В эксплуатации он на порядок дешевле легких самолетов и вертолетов, прост в управлении и при этом является наиболее безопасным летательным аппаратом, которому не страшны порывы ветра до 20 метров в секунду, а приземляться он может с выключенным двигателем. У автожира в Якутии довольно много «поклонников», а несколько лет назад в республике появился один из первых в России обладателей лицензии на управление этим транспортным средством. По словам Мярина, для мониторинга труднодоступных территорий и доставки небольших грузов на 100 – 150 кг автожир подходит идеально. 


«Он может стать тем видом транспорта, который по достоинству оценят рыбаки и оленеводы. Техника с большой грузоподъемностью нужна среднему и крупному бизнесу, а рыбаку и оленеводу часто надо отвезти только 100 – 150 кг, и автожир может легко справиться с этой задачей», -- отмечает он. Эксперт приводит в пример Аляску, где количество джипов и малой авиации почти сопоставимо: гидросамолет или вертолет есть практически в каждом дворе. А автожиры только начинают активно появляться, в т.ч. российского производства. Широкому распространению автожиров в России пока мешают сложности с сертификацией и получением разрешений для законного выполнения полетов в воздушном пространстве, но популярность их стремительно растет.

Есть среди инновационных транспортных средств и те, чья стихия не только небо, но и вода. Это разработки Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Предприятие ведет строительство сразу 3 судов нового поколения: «Комета -120Р», «Метеор -120Р» и «Валдай-45». Два «Валдая» уже успешно работают на реке Лена. И при том, что автономность и дальность плавания этого судна 400 км, в прошлую навигацию «Валдай» ходил до Олёкминска, а это около 700 км. Сейчас идет работа по заключению договора на поставку в Якутию первого «Метеора - 120Р», это судно уже с дальностью до 800 км и повышенной комфортности: в кормовой части есть салон-бар, в котором можно перекусить, есть раздача в самом салоне -- большие проходы, как в самолете, позволяют раздавать снеки и напитки.


Спуск на воду судна на подводных крыльях «Валдай-45»
Фото: «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»

«И «Валдай», и «Метеор» имеют скорость 65 – 70 км в час. Но люди хотят еще быстрее. Для обеспечения транспортной мобильности населения в условиях якутских расстояний нужно искать транспорт не менее комфортный, но с большей скоростью. И такие суда уже есть: пассажирские экранопланы», —говорит Сергей Итальянцев, генеральный директор ЦКБ имени Алексеева. ЦКБ -- проектно-производственное предприятие и мировой лидер в своем направлении, обладает уникальными компетенциями в строительстве экранопланов специального назначения и сертифицировано морским, речным и авиационным регистром.

«Экранопланы бывают трех типов – типа А, тип В и тип С, - объясняет Итальянцев. Первые – летят в экранном режиме, не подлетая как самолеты, вторые могут лететь и на экранном уровне, и время от времени делать подлёты, а тип С представляет собой практически экраноплан - самолет и способен набирать высоту до 5 тысяч метров. Это морское судно, оно может находиться на одной акватории и перелететь с одного моря на другое». К достоинствам экранопланов относится энергоэффективность и низкий расход топлива (почти вдвое ниже, чем у самолета), простота базирования и берегового обеспечения (судно может пристать даже к необорудованному берегу), безопасная посадка в особых случаях в любой точке маршрута, высокий комфорт экранного полета.

Якутии ЦКБ имени Алексеева предлагает 40-местный речной пассажирский экраноплан, причем предприятие берет на себе работу по опытной эксплуатации с обучением от капитанов-наставников и технических специалистов.

Дальность судна -- 3 тысячи километров, максимальная скорость 250 км в час, крейсерская – 200 км в час. До Олёкминска оно будет доходить менее чем за 4 часа. «По скорости --практически как самолет, но в отличие от самолета экраноплану не нужен аэропорт, а это значит, пассажирские перевозки будут дешевле», -- говорит Итальянцев. При этом в зимний период акватория остается трассой для судна: на реке нет строений, возвышений, и экраноплан идет на высоте 1, 5- 2 метра над льдом по руслу реки.

Перспективными якутские специалисты считают и работы по развитию вездеходной программы – как альтернативы вертолетным перевозкам, но здесь предстоит большое количество работы по внедрению ГОСТов и техрегламентов Таможенного Союза для очень холодного климата с рабочими температурами минус 60, и до минус 70 градусов в качестве предельной температуры.

«Есть много работы по снегоболотоходной, вездеходной, карьерной технике, по аэросаням. Сейчас надо расширять «климатический» ГОСТ Р 50992-2019 по колесной технике, который был принят по нашей инициативе на внедорожную и карьерную технику и затем обеспечить включение его требований в Техрегламент Таможенного Союза.   И больше того – нужна программа создания техники для территорий экстремально холодного климата, аналогичная той, что существовала в СССР и называлась «Техника Севера», решать проблему надо комплексно», -- говорит Александр Мярин.

Все транспортно-логистические решения, которые рассматриваются сегодня в Якутии, продиктованы необходимостью обеспечить связанность внутри самой республики. Обеспечение транспортной доступности и мобильности населения – стратегическая задача. Это и повышение качества жизни людей, и новый стимул к развитию экономики, и снижение стоимости северного завоза. Доля транспортных расходов в ВРП большинства регионов Севера и Арктики значительно больше среднего по стране. Оптимизация даст миллиарды рублей экономии в год. Во главе угла при внедрении альтернативных решений в этой сфере должны быть экономичность и экологичность решений, подчеркивают эксперты.

25 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика