Россия будет участвовать в возрождении Великого Шелкового пути – инициативе Китая
Российские железнодорожные магистрали и Северный морской путь могут поспособствовать инициативе Китая по возрождению Великого Шелкового пути. Россия готова взять на себя товарные потоки из стран АТР в Европу в рамках этого проекта.
Сам проект Шелкового пути подразумевает собой соединение восточной, южной, центральной и западной Азии различными видами экономического сотрудничества и проведение транспортных магистралей с Востока на Запад. Подразумевается образование единого рыночного пространства, простирающегося от Европы до Азии.
В прошлом году президент Республики Корея Пак Кын Хе предложила создать «Экспресс Шелкового пути», который должен будет соединить Южную и Северную Корею, Китай, Россию, Центральную Азию и Европу. Президент Южной Кореи предложила объединять энергетические инфраструктуры, создать единую систему газо- и нефтепроводов, это обеспечит их бесперебойную работу.
С российской стороны проект возрождения Шелкового пути поддерживает министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Экономически выгодным для возрождения Шелкового пути станет поддержка странами АТР проектов России по расширению транспортных потоков – реконструкции Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, считает министр. Для этого правительство России уже выделило $18 млрд. Кроме этого, идет работа по соединению Транскорейской магистрали и Транссиба. Заложен и строится мост «Нижнеленинское-Тунцзян» (ЕАО) через реку Амур, реконструируются и возводятся новые аэропорты и мосты.
Ключевое звено будущего Шелкового пути – мостовой переход в Еврейской автономии на Китай. Строительство железнодорожного моста, длинной 2,2 км, началось в начале весны этого года. Он будет создан по принципу государственно-частного партнерства. Из всей длинны моста Россия проложит лишь 309 метров, на эти цели будет потрачено около 9 млрд руб.
Строительство завершится в 2016 году. Через этот мост планируется перевозить железную руду, лесную продукцию, минеральные удобрения, уголь и другие промышленные товары.
Для того чтобы открыть более широкий путь к мосту, участок железной дороги Биробиджан—Ленинск будет реконструирован. Работы по расширению провозной способности магистрали начнутся в 2015 году и окончатся в 2017 году. В проект будет вложено 8,3 млрд рублей. Сейчас идет подготовка проектно-сметной документации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить экспортные поставки в Китай со строящегося Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в ЕАО. ГОК будет производить 8,3 млн т рудного концентрата. В первый год своей работы планируется выработать 2 млн т концентрата, во второй – 3,6 млн т. 3,1 млн т будет отгружено в Тунцзян.
Эксперты уверены в пользе проекта для России. «Учитывая то, что «новый» Великий Шелковый путь по плану будет проходить по территории России, наша страна будет играть основную роль в его создании. Наиболее вероятно, что значительная доля финансирования будет совершаться за счет бюджета РФ, что также означает одну из основных ролей нашей страны в данном проекте. Впрочем, тут стоит отметить, что схема финансирования и распределение долей между участниками проекта и является основным камнем преткновения», - сказал аналитик Инвесткафе Роман Гринченко.
Эксперт ожидает, что такой проект позволит существенно улучшить экономическое состояние регионов, через которые будет проходить маршрут данного проекта. В частности, в результате существенного повышения объема грузоперевозок увеличится уровень инфраструктуры и будет создано значительное количество новых рабочих мест, связанных с обслуживанием транзитных потоков, что увеличит поступления в бюджет.
Великий Шелковый путь – важнейший проект для Китая, поскольку через Центральную Азию, и, возможно, через часть российской территории, им наиболее удобно попасть в Европу. И Китай делает очень много для его реализации, считает завсектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина.
«Частичное участие в этих проектах дает возможность развиваться не только российскому Дальнему Востоку, но и сибирским регионам России. Среди российских товаров, которые могут пойти по Шелковому пути в Азию или в Европу могут быть различные виды промышленных товаров, определенная часть ресурсной базы, в том числе, сжиженный газ, а также зерновые – например, пшеница, которая востребована в Китае и Средней Азии, - сказала EastRussia.ru Е. Кузьмина. – С моей точки зрения, Россия должна участвовать в этих проектах, хотя бы исходя из того, что сможет часть пути создать на своей территории, а значит, сделать новые рабочие места, дать возможность привлечения инвестиций в Дальний Восток и Сибирь».
«Поэтому все будет зависеть от того, каковы будут контракты. Если мы посмотрим на страны Центральной Азии, в которых идут подобные проекты, то там инвестиции в транспортную инфраструктуру ведут китайские компания. Но Россия далека от стран Центральной Азии, Россия - это крупная экономика. Например, контракт по соединению Транссиба с корейской магистралью – достаточно выгодный проект, поскольку здесь речь идет о том, что соединения предполагаются с Северной и Южной Кореей, - уверена Е. Кузьмина. – Если говорить о реконструкции БАМа и Транссиба, то это, безусловно, послужит тому, чтобы Россия участвовала в Шелковом пути, но, в первую очередь, речь идет о том, чтобы восстановить жизнь вдоль всех этих дорог, ведь для нас самая большая проблема в том, что у России нет территориального равновесия. Увязывание внутрироссийских вопросов развития с глобальным проектом Шелкового пути дает толчок для развития российских территорий».
«На основе железнодорожных путей и бухты Троица можно организовать транспортный узел. Это представляет интерес для России, КНДР и Южной Кореи. В этом районе можно организовать контейнерный поток между северо-восточными провинциями Китая и Россией. Корейцы же заинтересованы в поставках электроэнергии», - сообщил EastRussia.ru И. Меламед.
Кроме сухопутных транспортных линий Минвостокразвития предлагает использовать Северный морской путь для доставки грузов из Азии и в Европу и обратно. А. Галушка отметил: «Например, затраты на доставку груза из Шанхая в Роттердам в среднем сокращаются на 25% по сравнению с путем через Суэцкий канал».
Текст: Алексей Петрук