Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Возрожденный караван

Россия будет участвовать в возрождении Великого Шелкового пути – инициативе Китая

Возрожденный караван

Транссиб и БАМ по планам Минвостокразвития будут обслуживать торговые потоки с запада на восток и с востока на запад.

Российские железнодорожные магистрали и Северный морской путь могут поспособствовать инициативе Китая по возрождению Великого Шелкового пути. Россия готова взять на себя товарные потоки из стран АТР в Европу в рамках этого проекта.

Сам проект Шелкового пути подразумевает собой соединение восточной, южной, центральной и западной Азии различными видами экономического сотрудничества и проведение транспортных магистралей с Востока на Запад. Подразумевается образование единого рыночного пространства, простирающегося от Европы до Азии.

В прошлом году президент Республики Корея Пак Кын Хе предложила создать «Экспресс Шелкового пути», который должен будет соединить Южную и Северную Корею, Китай, Россию, Центральную Азию и Европу. Президент Южной Кореи предложила объединять энергетические инфраструктуры, создать единую систему газо- и нефтепроводов, это обеспечит их бесперебойную работу.

С российской стороны проект возрождения Шелкового пути поддерживает министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

«Шелковый путь сыграл исторически важную роль в познавании разными странами и цивилизациями друг друга, в мировом торгово-экономическом развитии. Если посмотреть на историю России, то наша страна всегда успешно играла роль моста между странами Европы и Азии. Поэтому возрождение Шелкового пути по духу близко к той миссии России, которую она исполняет исторически. Это является мощным основанием для активного, деятельного участия России в возрождении Шелкового пути, - считает А. Галушка. – В современном глобальном мире возрождение Шелкового пути – не возрождение географической полоски существовавшего много лет назад маршрута, а формирование между Азией и Европой современных, экономически выверенных, транспортных коридоров, которые несут в себе то же назначение, что и путь».

Экономически выгодным для возрождения Шелкового пути станет поддержка странами АТР проектов России по расширению транспортных потоков – реконструкции Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, считает министр. Для этого правительство России уже выделило $18 млрд. Кроме этого, идет работа по соединению Транскорейской магистрали и Транссиба. Заложен и строится мост «Нижнеленинское-Тунцзян» (ЕАО) через реку Амур, реконструируются и возводятся новые аэропорты и мосты.

Ключевое звено будущего Шелкового пути – мостовой переход в Еврейской автономии на Китай. Строительство железнодорожного моста, длинной 2,2 км, началось в начале весны этого года. Он будет создан по принципу государственно-частного партнерства. Из всей длинны моста Россия проложит лишь 309 метров, на эти цели будет потрачено около 9 млрд руб.

«Предполагается, что на месте будущего моста будет создана зона опережающего развития. Однако пока это лишь проект. Частные инвестиции с российской и китайской стороны составят около 6 млрд руб. Пропускная способность на первом этапе составит 5,2 млн т грузов в год, на втором - около 20 млн тонн», - сказала корреспонденту EastRussia.ru руководитель пресс-службы правительства ЕАО Наталья Новоселова.

Строительство завершится в 2016 году. Через этот мост планируется перевозить железную руду, лесную продукцию, минеральные удобрения, уголь и другие промышленные товары.

Для того чтобы открыть более широкий путь к мосту, участок железной дороги Биробиджан—Ленинск будет реконструирован. Работы по расширению провозной способности магистрали начнутся в 2015 году и окончатся в 2017 году. В проект будет вложено 8,3 млрд рублей. Сейчас идет подготовка проектно-сметной документации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить экспортные поставки в Китай со строящегося Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в ЕАО. ГОК будет производить 8,3 млн т рудного концентрата. В первый год своей работы планируется выработать 2 млн т концентрата, во второй – 3,6 млн т. 3,1 млн т будет отгружено в Тунцзян.

«По информации Дальневосточной региональной дирекции управления движением, провозная способность ветки Биробиджан-Ленинское увеличится более чем в 2 раза – с 7 млн т до 15,6», - сообщила EastRussia.ru начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций ДВЖД Инна Пепеляева.

Эксперты уверены в пользе проекта для России. «Учитывая то, что «новый» Великий Шелковый путь по плану будет проходить по территории России, наша страна будет играть основную роль в его создании. Наиболее вероятно, что значительная доля финансирования будет совершаться за счет бюджета РФ, что также означает одну из основных ролей нашей страны в данном проекте. Впрочем, тут стоит отметить, что схема финансирования и распределение долей между участниками проекта и является основным камнем преткновения», - сказал аналитик Инвесткафе Роман Гринченко.

Эксперт ожидает, что такой проект позволит существенно улучшить экономическое состояние регионов, через которые будет проходить маршрут данного проекта. В частности, в результате существенного повышения объема грузоперевозок увеличится уровень инфраструктуры и будет создано значительное количество новых рабочих мест, связанных с обслуживанием транзитных потоков, что увеличит поступления в бюджет.

«Также это позволит увеличить товарооборот между Россией и Китаем, так как улучшение логистической инфраструктуры снизит издержки на импорт продукции из КНР. За январь-март 2014 года торговый оборот РФ с Китаем вырос на 2,2% г/г, до $21,7 млрд за счет роста экспорта сырья из РФ. Впрочем, доля Китая во всем внешнеторговом обороте РФ за январь-март 2014 года составила лишь 11,4%. Для сравнения: на ЕС приходится 49,7% всего внешнеторгового оборота РФ. Вряд ли можно говорить о развороте РФ в сторону Китая, но такой проект, безусловно, позитивно скажется на товарообороте между нашими странами, ведь основной проблемой для его наращивания является низкая плотность населения на границе между нашими странами и затрудненная транспортировка товаров из-за плохо развитой транспортной инфраструктуры, что и поможет решить реализация этого проекта, - считает Р. Гринченко. – Основными бенефициарами развития отношений станут нефтегазовая, угольная и лесная отрасль, а также металлургия и трубная промышленность».

Великий Шелковый путь – важнейший проект для Китая, поскольку через Центральную Азию, и, возможно, через часть российской территории, им наиболее удобно попасть в Европу. И Китай делает очень много для его реализации, считает завсектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина.

«Частичное участие в этих проектах дает возможность развиваться не только российскому Дальнему Востоку, но и сибирским регионам России. Среди российских товаров, которые могут пойти по Шелковому пути в Азию или в Европу могут быть различные виды промышленных товаров, определенная часть ресурсной базы, в том числе, сжиженный газ, а также зерновые – например, пшеница, которая востребована в Китае и Средней Азии, - сказала EastRussia.ru Е. Кузьмина. – С моей точки зрения, Россия должна участвовать в этих проектах, хотя бы исходя из того, что сможет часть пути создать на своей территории, а значит, сделать новые рабочие места, дать возможность привлечения инвестиций в Дальний Восток и Сибирь».

«Другой вопрос, как выстроить работу и какую рабочую силу привлекать. Если инвестиции в инфраструктуру России будет вести Китай (а это предполагает, что Китай будет привозить свою рабочую силу), то, безусловно, для России в этом будет определенный экономический эффект, но использование китайской рабочей силы скажет о том, что мы возрождаем регион не очень активно. Ведь важно не только наличие готовой инфраструктуры, но и увеличение населения и качества жизни россиян», - отметила эксперт.

«Поэтому все будет зависеть от того, каковы будут контракты. Если мы посмотрим на страны Центральной Азии, в которых идут подобные проекты, то там инвестиции в транспортную инфраструктуру ведут китайские компания. Но Россия далека от стран Центральной Азии, Россия - это крупная экономика. Например, контракт по соединению Транссиба с корейской магистралью – достаточно выгодный проект, поскольку здесь речь идет о том, что соединения предполагаются с Северной и Южной Кореей, - уверена Е. Кузьмина. – Если говорить о реконструкции БАМа и Транссиба, то это, безусловно, послужит тому, чтобы Россия участвовала в Шелковом пути, но, в первую очередь, речь идет о том, чтобы восстановить жизнь вдоль всех этих дорог, ведь для нас самая большая проблема в том, что у России нет территориального равновесия. Увязывание внутрироссийских вопросов развития с глобальным проектом Шелкового пути дает толчок для развития российских территорий».

Участок железной дороги Раджин (Северная Корея) – Хасан (Приморье) уже работает. Руководитель Международного центра развития регионов Игорь Меламед считает, что этот район можно использовать как транспортный узел.

«На основе железнодорожных путей и бухты Троица можно организовать транспортный узел. Это представляет интерес для России, КНДР и Южной Кореи. В этом районе можно организовать контейнерный поток между северо-восточными провинциями Китая и Россией. Корейцы же заинтересованы в поставках электроэнергии», - сообщил EastRussia.ru И. Меламед.

Кроме сухопутных транспортных линий Минвостокразвития предлагает использовать Северный морской путь для доставки грузов из Азии и в Европу и обратно. А. Галушка отметил: «Например, затраты на доставку груза из Шанхая в Роттердам в среднем сокращаются на 25% по сравнению с путем через Суэцкий канал».

«Решая масштабную национальную задачу XXI века подъема Дальнего Востока, мы выступаем за активное сотрудничество и добросовестную конкуренцию при обслуживании товарных потоков из стран АТР в Европу. Россия имеет в этом вопросе объективные конкурентные преимущества, наша практическая цель - создание в России наиболее благоприятных условий для реализации этих преимуществ, для реализации успешных инвестиционных проектов, - цитирует министра А.Галушка сайт Минвостокразвития. – Мы рассчитываем на конструктивное взаимодействие с Китаем и другими партнерами из АТР, основанное на экономически рациональных основаниях. Это залог успешного сотрудничества и процветания наших стран и народов».