Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We do not have time for swinging"

Acting head of Yakutia Aisen Nikolayev on the development of the republic in the near future

28 May, the mayor of Yakutsk Aisen Nikolaev was appointed Acting Head of the Republic of Sakha (Yakutia) by presidential decree. For a month since the appointment, Mr. Nikolaev managed to come up with several interesting initiatives and promised to optimize the management system in Yakutia. East Russia asked what to expect the biggest Russian subject in the coming years with a new team of managers.

"WE ARE WAITING FOR SUGGESTIONS FOR WHICH THE NEW MANAGERIAL TEAM IS NEEDED"


- As a part of the government of Yakutia, with your arrival on the post of interim head of the republic, great changes began. With what ideology do you approach the formation of the team?

- The formation of a new team is far from complete - probably, it will happen only after the September elections. If everything works out, as we think, and I win the election, the government of the republic will retire, after which a new composition will be formed. At the same time, many people ask me: why do not you wait for September, now you make painful changes for many, say goodbye to many well-deserved people, change your structure? But we do not have time for swinging, there is not even a month left. The situation is obvious: we have a clear budget crisis, connected with the imbalance of the republican budget in 2017-2018. There are obvious problems with the flooding that began this spring and has not ended so far - the largest in recent decades - that we must resolve in the shortest possible time. 

- These are tactical tasks, there have always been and will be many. Will there be any change in the development strategy of the republic?

- Strategic tasks, of course, are also worthwhile. But they need to be solved in the shortest possible time. For example, it is necessary to bring the state programs of the republic in line with the goals and tasks that put the new "May decree" of the president of the country. All state programs at the federal level will be drawn up based on the tasks of the decree by the fall. Accordingly, we are waiting for the transfer of proposals - and for their development we need entirely new approaches, which the President of the country very clearly indicated. Accordingly, all this requires a new team, new people.  

- I wonder where they will call, everywhere is the personnel shortage?

- "New" not in the sense that they came from the moon. We have personnel reserves. Someone, maybe, not in the same position, worked in the government of the republic. Someone was undeservedly, by virtue of subjective reasons, not assigned or moved to the "role of the second plan." And, of course, the fact that a person from outside the republic is appointed to the post of chairman of the government of Yakutia - Vladimir Solodov, who previously worked as deputy presidential envoy in the Far Eastern Federal District - is also now raising a lot of questions, but this is my decision.

I think this will help us to more actively cooperate within the framework of the general accelerated development of the Far East with our federal colleagues, participate in federal programs, and implement reforms more actively. This requires a very high level of managerial competencies. Vladimir Solodov for three years served as deputy plenipotentiary. He is well aware of the socio-economic situation in all the subjects of the Far East, understands how this should continue to work, is guided by the approaches of federal ministries. We need such a person, and I am sure that here he will fully reveal his talent. We have known him for a long time, since 2012 year, often communicated, and this was not a spontaneous decision. 

- Do you get each member of the team to determine the specific, as it is fashionable now to say, KPI?

"I'm sure it is." We already talked with the newly appointed governors of the government, and we discussed it with Vladimir Solodov many times. The approach will be the same - every minister, every deputy chairman will have performance indicators. It's another matter that they were previously determined for every official in the government, but I saw these tables - it was fitting the goals to the total number of meetings, events, and so on. 

"This is a common bureaucratic" disease, "you understand. 

- Of course, it can be seen: the document circulation in the government of Yakutia has grown many times in recent years, but often due to the fact that one paper circulates around the ministries. This we will not have. 

"15 BILLION RUBLES OF UNEXPECTED EXPENDITURES WE ARE POSSIBLE FROM THREE SOURCES"


- You talked about the need to overcome the imbalance of the republic's budget. Why did it happen? 

- The deficit that has formed in the budgets of many constituent entities of the Russian Federation is due to the fact that in recent years the salary of state employees has risen significantly - as part of the fulfillment of the requirements of the "May decrees". This requires a lot of money: last year, it took us about 70 billion rubles for a salary, this will take 82 billion rubles. Increase payments by 12 billion rubles. in an environment where the economy is not growing very much, it is not so easy.

But we are coping with the task of paying state employees, and the imbalance of the budget was due to what I, as a financier, call "unaccounted expenses". There are in the budget of Yakutia those expenses that we must necessarily pay - for "northern deliveries", for subsidizing utilities, since in the north the communal sphere is heavily subsidized, and so on. And it turned out that in the republic's budget a significant part of such expenditures was not taken into account. 

"How could this happen?" 

- This is a big question for those people who made the decision to approve the budget. 

- In this regard, you will change the system of budget planning?

- It's not about changing the system. Budget planning simply needs to be done correctly. If you do not have money in your pocket, but there are expenses that must be fulfilled - first they should be in priority, and then - everything else. Unfortunately, the government and parliament went on the illusion that we will have some additional serious incomes, and the costs can be closed at their expense. But this did not happen - there was no more money and, judging by everything, maybe the revenue part will be even smaller than planned. 

- How much is this "cash gap" and how to close it? 

- Not included was the cost of 15 billion rubles. We have roughly broken this "deficit" into three equal parts. We cover one part by optimizing expenses. It is needed, and it must be carried out right now. Of course, this year we still will not feel its big consequences, but in the next year it will give a serious budget saving. The second is, of course, we will work with the Ministry of Finance of Russia, there are certain mechanisms that will help to get some of the missing funds. But everything will depend on the quality of the proposals we prepared. And the third - we will be forced to temporarily allocate part of the funds that will be received from the sale of the block of shares in ALROSA-Nyurba to pay off the deficit. Due to this source, a part of the investment program for the construction of new facilities will be financed. When the situation becomes better, we will reimburse these funds. 

"WE NEED TO BUILD A SIMPLE AND UNDERSTANDING DEVELOPMENT SYSTEM - INSTEAD OF THE PRESENT WITH MISSED RESPONSIBILITY"


- In recent years, many "development institutions" have been created in Yakutia. Can you assess the effectiveness of the result?

- In terms of the number of "development institutions" created, Yakutia turned out to be "ahead of the rest of the world", and this led to the fact that responsibility is blurred. Several corporations, a number of financial institutions, an investment development agency, the Ministry of Investment Development and Entrepreneurs are responsible for the investments, a huge number of subsidiaries have emerged - as a result, the efficiency of the system, in my opinion, has only dropped.

I believe that the current system is ineffective. Now we will build a new and simple system: "The Corporation for the Development of Yakutia" will be the main development institution directly subordinate to the head of the republic. The subordinated enterprises will be privatized, so that they will be engaged in private capital. At the charter level, I plan to prohibit corporations from engaging in raw material projects themselves, - big business will come to them. Trying to develop the deposits themselves - why? 

- What then should we focus on?  

- For the development of a non-resource economy, innovative projects, the IT industry. Here we have good groundwork that will help build an innovative economy. And it will then provide not only a significant part of the increase in the gross product, but also seriously affect employment. Now all the big companies involved in raw materials projects are optimizing their states. A non-resource economy is capable of absorbing and fully utilizing all of the released human capital. This is the development of small and medium-sized businesses - it is necessary to remove restrictions, adjust the regulatory framework. The main thing is not to interfere with the trade business. Innovative enterprises need venture capital and government support measures. 

- Nevertheless, large commodity companies are still the main sources of income to the budget. What are the projections for the development of key sectors of the economy in the coming years?

- Yakutia has always had, is and will have a good relationship with AK ALROSA. We do not plan to reduce our share in the company's capital, and the dividend policy suits us - it allows us to receive sufficient funds for the republic and districts. We support the development strategy of ALROSA. In the oil and gas sector, we are also pleased with the way the cooperation is going, how the projects of Surgutneftegaz and Gazprom are developing: Talakan has reached the declared volumes, and we hope that the Power of Siberia will work next year. This will turn Yakutia into one of the country's largest gas production centers. I am glad that the upward trend in coal prices stabilized on the world market, the situation is quite positive, which makes the projects of Mechel and Kolmara in the south of Yakutia very promising. Gold mining in Yakutia in recent years has also been structured, large and understandable players have appeared, new ones have come.

- The situation with the "Sum" group somehow affected the economy of the republic, does YATEK work normally?

- For us, in the crisis situation in which YaTEK turned out, it is important that gas and gas condensate come to consumers in Yakutia. According to the financial and economic state of the enterprise, of course, there are a lot of issues related to internal settlements within the Sum group. There are off-balance sheet liabilities with companies that have, including offshore jurisdictions, which are in excess of the size of the assets of YATEC. Just take and bankrupt the company can not, although its net debts are comparable to assets. In any case, the process should be closely monitored by the state, since interrupting the operation of YATEC means "playing with fire" in an area with extreme natural and climatic winter conditions. The worst thing is that as a result of incomprehensible financial operations, production will stop. 

- Do you have any concerns that, in connection with the need to fulfill the objectives of the new "May decree," will the center redistribute revenues from major companies in favor of the federation rather than the subjects?

- If the Ministry of Finance of Russia takes, for example, the redistribution of the severance tax, part of which is credited to the republic's budget for diamonds, the center will nevertheless have to compensate for the missing funds. Order 40-50 billion rubles. Yakutia annually receives federal subsidies: there was a shortage of funds and there is. So it is not advisable to transfer money from your pocket to your pocket. In general, we hope that the mobilization of funds for the "May decree" will occur due to the tax adjustment of those funds that were already administered by the federal budget, including through the increase of VAT. And the price of oil is still quite optimistic. So, as we hope, there will be funds, the funds of which will be enough to implement new tasks. 

"HOW, THAT'S ALL FOLDING OUT WHAT THE BRIDGE THROUGH THE LENGER IS TO BUILD"

- The most important for Yakutia breakthrough project is the construction of a bridge across the Lena. In recent years, almost no one has heard of him. Will you "fight" for him?

- We will be facing the leadership of the country to raise the issue of the project, of course. But for this you need to seriously prepare - just come and say in federal structures that we need a bridge, will not pass. The bridge was in the transport strategy of the country, but the decision on it was impeded by protracted discussions: to build an aboveground or underground passage, road or combined with a railway, and time was spent on working out all these options.

Now in a number of federal structures the approach is the following: there is no transport load in this direction, so there is no need to build a bridge. We believe that the question should be looked at more broadly: now the east and west of Russia are connected only by road and railways of the BAM-Transsib, and these transport arteries are located in a rather narrow corridor - near the southern borders of Russia. North of the highways connecting the two parts of the country, no, and interrupts the message just the river Lena. Is it dangerous. I'm not talking about the fact that Yakutsk and its environs, where about 400 thousand people live, because of the lack of a bridge across Lena six months in general remain without any permanent transport communication with the rest of the country, except for air. 

- At one time, the funds reserved for the project went to the construction of the Crimean bridge. Are not you afraid that again someone will "intercept" this money, for example, a bridge to Sakhalin?

- On the Sakhalin project there are no such developments as on our bridge, this is still a long-term project. The bridge across the Lena has already been worked out very deeply: its type has been justified, there are potential investors ready to invest in construction, including foreign ones. There are competencies in the country for the construction of such large structures. In general, somehow everything is going so that it is time to build a bridge across the Lena. Of course, we still have to further substantiate the project from the point of view of economics and geopolitics, transport policy of Russia. The bridge fits into the development strategy of the Far East. Now is the time to collect the stones that we have scattered and to build the bridge. 
November 28: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"Времени на раскачку у нас просто нет"

Врио главы Якутии Айсен Николаев о целях развития республики на ближайшую перспективу

28 мая указом президента временно исполняющим обязанности главы Республики Саха (Якутия) был назначен мэр Якутска Айсен Николаев. За месяц с момента назначения господин Николаев успел выступить с несколькими интересными инициативами и пообещал оптимизировать систему управления в Якутии. East Russia поинтересовалось, чего ждать самому большому субъекту РФ в ближайшие годы при новой команде управленцев.

"ОТ НАС ЖДУТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ НУЖНА НОВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА"


- В составе правительства Якутии с вашим приходом на должность врио главы республики начались большие изменения. С какой идеологией вы подходите к формированию команды?

- Формирование новой команды далеко не завершено - наверное, это случится лишь после сентябрьских выборов. Если все получится, как мы думаем, и выборы я выиграю, то правительство республики уйдет в отставку, после которой будет сформирован новый состав. Вместе с тем, многие у меня спрашивают: почему ты не ждешь сентября, уже сейчас делаешь болезненные для многих изменения, прощаешься со многими заслуженными людьми, меняешь структуру? Но времени на раскачку у нас просто-напросто нет, нет даже месяца в запасе. Ситуация очевидна: у нас явный бюджетный кризис, связанный с разбалансировкой республиканского бюджета в 2017-2018 годах. Есть очевидные проблемы с наводнением, начавшимся этой весной и не закончившимся до сих пор, - крупнейшим за последние десятилетия, - которые мы должны решить в кратчайшие сроки. 

- Это тактические задачи, их всегда было и будет много. А будет ли как-то меняться стратегия развития республики?

- Стратегические задачи, конечно же, тоже стоят. Но и их нужно решать в кратчайшие сроки. Например, необходимо привести государственные программы республики в соответствие с целями и задачами, которые поставил новый "майский указ" президента страны. Все государственные программы федерального уровня будут сверстаны исходя из задач указа уже к осени. Соответственно, от нас ждут передачи предложений, - а для их выработки нужны совершенно новые подходы, которые очень четко обозначил президент страны. Соответственно, для всего этого нужны новая команда, новые люди.  

- Интересно, откуда их призовете, везде ведь кадровый дефицит?

- "Новые" не в том смысле, что они с Луны прилетели. Кадровые резервы у нас есть. Кто-то, может быть, не на той позиции работал в правительстве республики. Кто-то был незаслуженно, в силу субъективных причин, не назначен или задвигался на "роли второго плана". И, конечно, то, что на должность председателя правительства Якутии назначается человек извне республики - Владимир Солодов, до этого работавший заместителем полномочного представителя президента в ДФО, - это тоже сейчас вызывает много вопросов, но это мое решение.

Я считаю, это поможет нам более активно взаимодействовать в рамках общего ускоренного развития Дальнего Востока с нашими федеральными коллегами, участвовать в федеральных программах, активнее проводить реформы. Для этого нужен человек очень высокого уровня управленческих компетенций. Владимир Солодов три года занимал должность заместителя полпреда. Он прекрасно знает социально-экономическую ситуацию во всех субъектах Дальнего Востока, понимает, как это все дальше должно работать, ориентируется в подходах федеральных министерств. Такой человек нам нужен, и я уверен, что здесь он полностью раскроет свой талант. Мы с ним знакомы довольно давно, с 2012 года, часто общались, и это было не спонтанное решение. 

- У вас получится каждому члену команды определить конкретный, как это модно сейчас говорить, KPI?

- Я уверен, что да. Мы уже и с вновь назначенными зампредами правительства это проговаривали, и с Владимиром Солодовым обсуждали неоднократно. Подход таким и будет - у каждого министра, каждого зампреда будут показатели эффективности. Другое дело, что они и раньше были определены для каждого чиновника в правительстве, но я видел эти таблицы - это была подгонка целей под общее количество проведенных совещаний, мероприятий и так далее. 

- Это общая чиновничья "болезнь", вы же понимаете. 

- Конечно, это видно: документооборот в правительстве Якутии за последние годы вырос в разы, но часто за счет того, что одна бумага ходит по кругу между министерствами. Такого у нас не будет. 

"15 МЛРД РУБЛЕЙ НЕУЧТЕННЫХ РАСХОДОВ МЫ ВОЗМЕСТИМ ИЗ ТРЕХ ИСТОЧНИКОВ"


- Вы говорили о том, что нужно преодолевать разбалансированность бюджета республики. Отчего она случилась? 

- Дефицит, образовавшийся в бюджетах многих субъектов РФ, связан с тем, что за последние годы серьезно повысилась зарплата бюджетникам - в рамках исполнения требований "майских указов". Это требует больших средств: в прошлом году на зарплату у нас ушло примерно 70 млрд руб., в этом уйдет 82 млрд руб. Увеличить выплаты на 12 млрд руб. в условиях, когда экономика не сильно-то растет - это не так-то просто.

Но с задачей выплат бюджетникам мы справляемся, а разбалансировка бюджета произошла из-за того, что я как финансист называю "неучтенными расходами". Есть в бюджете Якутии те расходы, которые мы должны произвести обязательно - по "северному завозу", по субсидированию предприятий ЖКХ, поскольку на Севере коммунальная сфера сильно дотируется, и так далее. А получилось, что в бюджете республики значительная часть таких расходов оказалась не учтена. 

- Как так могло случиться? 

- Это большой вопрос к тем людям, кто принимал решение об утверждении бюджета. 

- В связи с этим вы будете менять систему бюджетного планирования?

- Дело не в изменении системы. Бюджетное планирование просто нужно проводить правильно. Если у тебя нет денег в кармане, но есть расходы, которые нужно обязательно исполнить - сначала они должны стоять в приоритете, а потом - все остальное. К сожалению, правительство и парламент пошли на поводу иллюзий того, что у нас появятся какие-то дополнительные серьезные доходы, и расходы можно будет закрыть за их счет. Но этого не случилось - денег больше не стало и, судя по всему, может быть, доходная часть даже меньше будет, чем запланировано. 

- Сколько составляет этот "кассовый разрыв" и как его закрывать? 

- Не учтено оказалось расходов на 15 млрд руб. Мы уже примерно разбили этот "дефицит" на три равные части. Одну часть покроем за счет оптимизации расходов. Она нужна, и ее нужно проводить именно сейчас. Конечно, в этом году мы еще не ощутим ее больших последствий, но уже в следующем это даст серьезную экономию бюджета. Второе - конечно, мы будем работать с Минфином России, есть определенные механизмы, которые помогут часть недостающих средств получить. Но все будет зависеть от качества подготовленных нами предложений. И третье - мы будем вынуждены временно направить на погашение дефицита часть средств, которые получим от продажи пакета акций в "АЛРОСА-Нюрба". За счет этого источника будет профинансирована часть инвестиционной программы по строительству новых объектов. Когда ситуация станет получше, мы эти средства возместим. 

"НУЖНО ВЫСТРОИТЬ ПРОСТУЮ И ПОНЯТНУЮ СИСТЕМУ РАЗВИТИЯ - ВМЕСТО НЫНЕШНЕЙ С РАЗМЫТОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"


- За последние годы в Якутии было создано множество "институтов развития". Вы можете оценить эффективность получившегося?

- По количеству созданных "институтов развития" Якутия оказалась "впереди планеты всей", и это привело к тому, что ответственность размыта. За инвестиции отвечают несколько корпораций, ряд финансовых учреждений, агентство инвестиционного развития, министерство инвестиционного развития и предпринимательства, возникло огромное количество дочерних компаний - в результате эффективность системы, на мой взгляд, только понизилась.

Я считаю, что нынешняя система неэффективна. Сейчас мы будем выстраивать новую и простую систему: "Корпорация развития Якутии" будет главным институтом развития, напрямую подчиняющимся главе республики. Подведомственные предприятия будем приватизировать, чтобы ими занимался частный капитал. На уровне устава я планирую запретить корпорации самостоятельно заниматься сырьевыми проектами, - крупный бизнес и так в них придет. Пытаться самим разрабатывать месторождения - зачем? 

- На что тогда нужно делать упор?  

- На развитие несырьевой экономики, инновационные проекты, IT-индустрию. Здесь у нас есть хорошие заделы, которые позволят выстроить инновационную экономику. А она затем даст не только существенную часть прироста валового продукта, но и серьезно повлияет на занятость. Сейчас все большие компании, занимающиеся сырьевыми проектами, ведут оптимизацию штатов. Несырьевая экономика способна весь высвобождающийся человеческий капитал абсорбировать и полностью задействовать. Это развитие малого и среднего бизнеса, - нужно снимать ограничения, настраивать нормативно-правовую базу. Торговому бизнесу главное - не мешать. Инновационным предприятиям нужен венчурный капитал, меры господдержки. 

- Тем не менее, крупные сырьевые компании пока остаются основными источниками поступления доходов в бюджет. Какие прогнозы по развитию ключевых секторов экономики на ближайшие годы?

- У Якутии всегда были, есть и будут хорошие взаимоотношения с АК "АЛРОСА". Сокращать свою долю в капитале компании мы не планируем, и дивидендная политика нас устраивает - она позволяет получать республике и районам достаточные средства. Стратегию развития "АЛРОСА" мы поддерживаем. В нефтегазовой сфере мы также довольны тем, как идет сотрудничество, как развиваются проекты "Сургутнефтегаза" и "Газпрома": Талакан вышел на заявленные объемы, "Сила Сибири", надеемся, заработает в следующем году. Это превратит Якутию в один из крупнейших центров газодобычи страны. Радует, что на мировом рынке стабилизировался повышательный тренд по ценам на уголь, ситуация достаточно позитивна, что делает проекты "Мечела" и "Колмара" на юге Якутии очень перспективными. Золотодобыча в Якутии за последние годы также структурировалась, появились крупные и понятные нам игроки, приходят новые.

- Ситуация с группой "Сумма" как-то сказалась на экономике республики, ЯТЭК работает нормально?

- Для нас в кризисной ситуации, в которой оказался ЯТЭК, важно, чтобы газ и газоконденсат поступали потребителям Якутии. По финансово-экономическому состоянию предприятия, конечно, очень много вопросов, связанных с внутренними расчетами внутри группы "Сумма". Там есть забалансовые обязательства с компаниями, имеющими в том числе офшорную юрисдикцию, которые кратно превышают размер активов ЯТЭК. Просто взять и обанкротить компанию нельзя, хотя ее чистые долги сопоставимы с активами. В любом случае, процесс должно очень внимательно контролировать государство, поскольку прерывать функционирование ЯТЭК - это значит "играть с огнем" на территории с экстремальными природно-климатическими зимними условиями. Самое страшное, если в результате непонятных финансовых операций остановится производство. 

- У вас нет опасений, что в связи с необходимость выполнения целей нового "майского указа" центр будет перераспределять доходы по основным налогам от крупных компаний в пользу федерации, а не субъектов?

- Если Минфин России предпримет, например, перераспределение по НДПИ, часть которого по алмазам зачисляется в бюджет республики, то центр все равно будет вынужден возмещать нам недостающие средства. Порядка 40-50 млрд руб. федеральных субсидий достается Якутии ежегодно: нехватка средств была и есть. Так что перекладывать средства из кармана в карман - вряд ли это целесообразно. В целом, мы надеемся, что мобилизация средств для "майского указа" произойдет за счет налоговой настройки тех средств, которые и так администрировались федеральным бюджетом, в том числе через повышение НДС. Да и цена на нефть пока довольно оптимистичная. Значит, как надеемся мы, появятся фонды, средств которых хватит на реализацию новых задач. 

"КАК-ТО ТАК ВСЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ, ЧТО МОСТ ЧЕРЕЗ ЛЕНУ ПОРА СТРОИТЬ"

- Важнейшим для Якутии прорывным проектом остается строительство моста через Лену. В последние годы о нем почти не слышно. Вы будете за него "сражаться"?

- Мы будем перед руководством страны ставить вопрос по реализации проекта, безусловно. Но для этого нужно серьезно подготовиться, - просто придти и сказать в федеральных структурах, что нам нужен мост, не пройдет. Мост в транспортной стратегии страны был, но принятию решения по нему препятствовали затянувшиеся обсуждения: строить надземный или подземный переход, автомобильный или совмещенный с железнодорожным, и на проработку всех этих вариантов тратилось время.

Сейчас в ряде федеральных структур подход такой: транспортной загрузки на этом направлении нет, значит, мост строить не нужно. Мы считаем, на вопрос нужно смотреть шире: сейчас восток и запад России соединены лишь автодорогой и железнодорожными путями БАМа-Транссиба, и эти транспортные артерии находятся в довольно узком коридоре - близ южных границ России. Севернее магистралей, связывающих две части страны, нет, и прерывает сообщение как раз река Лена. Это опасно. Я уже не говорю о том, что Якутск и его окрестности, где проживает около 400 тысяч человек, из-за отсутствия моста через Лену полгода вообще остаются без какого-либо постоянного транспортного сообщения с остальной страной, кроме воздушного. 

- В свое время средства, зарезервированные под проект, ушли на стройку Крымского моста. Не боитесь, что опять кто-то "перехватит" эти деньги, например, мост на Сахалин?

- По сахалинскому проекту нет таких наработок, как по нашему мосту, это пока долгоиграющий проект. Мост через Лену уже очень глубоко проработан: обоснован его тип, есть потенциальные инвесторы, готовые вкладываться в строительство, в том числе зарубежные. Есть компетенции в стране по строительству столь крупных сооружений. В общем, как-то так все складывается, что мост через Лену пора строить. Конечно, нам еще предстоит дообосновать проект с точки зрения экономики и геополитики, транспортной политики России. В стратегию развития Дальнего Востока мост вписывается. Сейчас пора те камни, которые мы разбросали, собрать - и мост построить.