Чьи мощности мощнее, стати величавее, глубины глубже и сами причалы, где длиннее – в Корсакове или Петропавловске-Камчатском? Сахалин и Камчатка померяются причалами, чтобы включиться в схему транзитных перевозок по Севморпути.
С участием Росатома сегодня прорабатывается проект развития транзитных перевозок по Северному морскому пути. Потенциальный объем контейнерных перевозок на данном направлении оценивается государством на уровне 1,8 млн TEU к 2030 году. В целях обслуживания трафика рассматривается вопрос о создании для Севморпути транспортно-логистических узлов. На Дальнем Востоке за перспективные объемы перевозки могут побороться порты Корсаков и Петропавловск-Камчатский.
ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-ХАБ
Проект развития Корсаковского порта предусматривает масштабную реконструкцию и расширение морской гавани. На этой территории должен появиться многофункциональный глубоководный перегрузочный комплекс, располагающий техникой для перевалки контейнеров, генеральных грузов, рыбной продукции, а также складскими помещениями класса «А» и холодильными мощностями для хранения морепродуктов. Кроме того, в Корсакове запланировано строительство нового международного пассажирского терминала.
В границы Корсаковского морского торгового порта сейчас входят два морских причала. Навигация в гавани осуществляется круглогодично, за исключением терминалов Пограничное и Озерский, работающих с мая до середины декабря. Ежегодный грузооборот составляет более 1,5 млн т. В последнее время здесь растут контейнерные перевозки. Контейнерооборот порта Корсаков за 11 месяцев 2020 года к прошлогоднему уровню вырос на 7% - до 140,76 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте).
Для создания логистического портового технопарка необходимо, прежде всего, модернизировать базовую инфраструктуру: провести дноуглубление, продлить морской причал, возвести волнозащитные сооружения. «Порт производит пока сложное впечатление: он не может принимать крупнотоннажные суда (обслуживает флот с осадкой до 7,5 м – Ред.), вызывает вопросы состояние портовой техники. Много чем надо заниматься, чтобы порт действительно стал современным», – заявил вице-премьер РФ Юрий Трутнев, в декабре 2020 года побывавший в Корсакове. По его словам, работы целесообразно осуществлять как за счет государственных, так и частных средств.
Как рассказал EastRussia заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максим Жоголев, работа по корсаковскому проекту сегодня ведется в нескольких направлениях. С Минтрансом РФ идет взаимодействие по вопросу включения объектов реконструкции и расширения портовой зоны в Корсакове в федеральный проект «Морские порты России» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Одновременно властями региона организована работа по консолидации земель, подпадающих под будущее строительство. Кроме того, сейчас разрабатывается инвестиционный замысел проекта, материалы ориентировочно будут готовы в I полугодии 2021 года.
Параллельно ведется поиск инвесторов. В частности, этим занимается Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ). В АНО АПИ подтвердили, что проведены переговоры с несколькими российскими и зарубежными инвесторами об участии в проекте по созданию хаба в порту Корсаков, но в детали не стали посвящать.
Известно, что в феврале 2020 года власти острова подписали соглашение с транспортным холдингом «Дело» и АО «Атомэнергопром» (входит в госкорпорацию «Росатом») о формировании на базе порта Корсаков транспортно-логистического узла для обслуживания СМП. Как заявил при подписании документа старший вице-президент УК «Дело» Андрей Ященко, Сахалин расположен на перекрестке грузопотоков между Россией и странами АТР, поэтому максимальное использование транзитного потенциала области может послужить дополнительным драйвером социально-экономического развития региона. В компании не ответили на запрос EastRussia относительно текущей ситуации по данному проекту.
В областном минтрансе ожидают, что обновленный порт сможет принять первые грузы в 2024 году. В целом проект разбит на несколько этапов вплоть до 2030 года.
КУРС НА АРКТИКУ
С одной стороны, Корсаков продолжит работать на экспортно-импортное сообщение. Так, с Сахалина в страны АТР могут поставляться морские биоресурсы, сельхозпродукция. «Экспорт агропродукции имеет хорошие перспективы, она может быть востребована на рынке Японии, где цены на порядок выше, чем на Сахалине. В то же время затраты на электроэнергию, природный газ у нас в несколько раз меньше», - говорит министр инвестиционной политики Сахалинской области Дмитрий Лисневский.
Еще большие ожидания связаны с обеспечением международного транзита контейнеров между северо-западной Европой и восточной Азией, который планируется завести на Северный морской путь (СМП). Власти Сахалина хотят сделать Корсаков точкой разворота трафика в направлении арктического коридора. Согласно прогнозам региона, в перспективе грузооборот Корсаковского порта может увеличиться до 30 млн т в год, и основной его объем придется на контейнерные грузы – он будет способен переваливать до 1,1 млн TEU ежегодно.
Как считают в областном правительстве, через несколько лет перевозки по Севморпути достигнут 80-100 млн т ежегодно (по данным ФГУП «Атомфлот», в этом году грузопоток составит 32 млн т). Весомая доля транспортировки придется на углеводороды, экспортируемые из Арктики: ямальский сжиженный газ, нефть по проекту «Восток Ойл». В то же время часть загрузки может дать контейнерный поток. Согласно прогнозами Аналитического центра при правительстве РФ, потенциальный объем перевозок контейнеров через СМП оценивается в 1,8 млн TEU к 2030 году, сообщили в Росатоме. Цель выглядит достаточно амбициозной, учитывая, что примерно такой же объем контейнеров, причем не только в транзитном сообщении, сегодня переваливают все дальневосточные порты.
Да и собственно транзит, следующий через морские порты и погранпереходы Дальнего Востока, занимает небольшую долю в контейнерных перевозках. В 2019 году через железнодорожные станции ДВЖД прошло 72 тыс. TEU в транзитном сообщении – почти 1/10 от общего контейнеропотока. Пока в дальневосточном регионе не состоялись многие планы по активному привлечению транзита в направлении Восток - Запад. Японские грузоотправители не менее 15 лет тестируют возможности Транссиба на перевозку собственных грузов, но прорыва в этом вопросе так и не произошло – основной трафик по-прежнему идет южным океанским маршрутом. Не оправдались пока и намерения с китайской стороной по развитию сообщений по международным транспортным коридорам, проходящим через территорию Приморского края. В 2019 году по МТК «Приморье-1» через погранпереход Суйфэньхэ - Гродеково перевезено лишь 7,5 тыс. контейнеров транзитом.
В 2020-м, несмотря на пандемию, железнодорожные перевозки транзитных грузов из КНР через Россию были на подъеме. За 11 месяцев, по данным АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (является совместным предприятием железных дорог Белоруссии, Казахстана и РФ), объем транспортировки по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах превысил 500 тыс. TEU – это на 60% больше уровня предыдущего года. Однако основная часть транзита миновала Дальний Восток, его продвижение организовано через погранпереходы в Забайкалье, Бурятии, Монголии, Казахстане.
Привлечение транзитных грузов на Северный морской путь – серьезная задача, которая требует не только появления должной инфраструктуры, говорит помощник ректора по научной работе Морского государственного университета им. адмирала Невельского Михаил Холоша. Необходимо создать определенный сервис, который нужно еще вывести на рынок контейнерных перевозок. Также четкого понимания требует, какого типа должны быть логистические хабы на Севморпути. Все это нуждается в подробном экономическом обосновании.
Член Совфеда РФ от Камчатского края Борис Невзоров уверен, что Севморпуть будет развиваться ускоренными темпами. В перспективе Россия планирует поставить на эту трассу 11 ледоколов для проводки судов. Первый, головной, «Арктика» сдан нынешней осенью. По данному проекту сейчас строятся ледоколы «Сибирь» и «Урал» (планируемый срок постройки – 2021 и 2022 год), а до 2026 года планируется спустить на воду суда аналогичного класса «Чукотка» и «Ямал». Кроме того, с судостроительным комплексом «Звезда» заключен контракт на строительство крупнейшего в мире атомного ледокола «Россия» (по проекту «Лидер»), который сможет работать во льдах круглогодично.
«Когда их (ледоколов – Ред.) будет достаточное количество, по Северному морскому пути пойдут рейсы и с Америки, и с Японии, и с Китая. Эта дорога самая короткая. Южный морской путь в полтора раза длиннее. Так что развитие Севморпути – это только вопрос времени. Когда-то люди не верили, что человек в космос полетит, а сегодня мы ведущая космическая держава», - сказал сенатор.
«СЕРОГЛАЗКА» ПОЛОЖИЛА ГЛАЗ НА ТРАНЗИТ
Как уточнили в Росатоме, проект развития маршрута и логистического сервиса, получившего название Северный морской транзитный коридор (СМТК), сейчас находится на стадии раннего инвестиционного планирования и предпроектной проработки. «Предварительная концепция грузоперевозок предполагает организацию транспортно-логистических узлов (ТЛУ) для перегрузки контейнеров с судов неледового класса на контейнеровозы ледового класса («пит-стоп» перегрузки) для последующей перевозки по Севморпути. В настоящее время ведется выбор площадок под ТЛУ. Рассматриваются площадки в нескольких регионах восточного плеча маршрута, в том числе на Сахалине и в Петропавловск-Камчатском», - сообщили EastRussia в департаменте коммуникаций Росатома.
То что Петропавловск-Камчатский удобен для обслуживания перспективных перевозок транзита по СМП, убеждены в правительстве Камчатского края. Порт, расположенный на берегу одной из крупнейших бухт в мире, находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Сегодня здесь также наблюдается рост перевалки контейнеров: за 11 месяцев переработано 95,36 тыс. TEU с увеличением к прошлогоднему уровню на 5,8%.
«В настоящее время создана рабочая группа, которая будет работать по вопросам, связанным с консолидацией транзитных грузов, и причальные сооружения на сегодня готовы принимать определенный объем таких грузов, - рассказали в министерстве транспорта и дорожного строительства Камчатского края. – На сегодняшний день инфраструктуры в принципе достаточно, но если будет потребность, мы готовы рассмотреть возможность увеличения мощностей».
По словам собеседника EastRussia, создающийся в порту терминал «Сероглазка» (входит в группу компаний «Норебо») помимо переработки рефрижераторных может работать и с сухими контейнерами. Нынешней осенью он отгрузил партию рыбы в контейнерах на атомный лихтеровоз «Севморпуть», который доставил продукцию в Санкт-Петербург.
Как ожидается, в 2022 году, по завершению II очереди терминала, «Сероглазка» будет способна переваливать почти 2 млн т грузов ежегодно. Кроме того, свои причалы в Петропавловске-Камчатском модернизирует ФГУП «Нацрыбресурс»: два уже готовы, еще один, как ожидается, будет введен после реконструкции в следующем году.
СЕВМОРПУТИ НУЖЕН ЛИШЬ ОДИН РАЗВОРОТ
«Эффективность работы по модернизации портов станет решающей при выборе - Сахалин или Камчатка станет пунктом разворота Севморпути», - сказал Трутнев по итогам состоявшегося в Корсакове совещания.
«Это совершенно очевидно, что нам надо развивать и там порт, и здесь. Но какой порт будет двигаться быстрее, (...) будет зависеть, в том числе, и от руководства субъекта. Валерий Игоревич (Лимаренко, губернатор Сахалина – прим ред.) проявляет большую энергию в продвижении этого проекта. Я уверен, что такая же позиция будет и со стороны Владимира Солодова (губернатор Камчатки – прим ред.). Это нормальное соревнование».
Способность уже сегодня работать с контейнерными грузами, уходящими в Арктику, увеличивает преимущества Камчатки, подчеркивают в руководстве региона. «Наш полуостров может стать новым центром мировой логистики. В перспективе мы видим Петропавловск как ключевой хаб, ворота Северного морского пути», – заявлял на церемонии губернатор Владимир Солодов, когда под загрузку контейнерами с рыбой в камчатском порту встал лихтеровоз «Севморпуть». Перспектива стать логистическим мегапорталом может обернуться «золотым ключиком» для региона, который постоянно входит в топ дотационных территорий. Но хватит ли Камчатке «пороху»?
Ведь и Сахалинская область упускать инициативу в этом деле не намерена. И как тут не вспомнить, что Валерий Лимаренко 11 лет проработал в Росатоме? Но, как философски заметили в областной администрации, конкуренция была, есть и будет. Гораздо хуже, когда только говорится, но ничего не делается. «Кто первый отладит логистическую цепочку, кто поднимет инфраструктуру, тот и будет на коне. Мы хотим, чтобы это был Сахалин», - сказал Максим Жоголев.
Павел Усов