Поделиться
Встретимся на мосту
Поделиться

Губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь о пользе полетов эконом-классом и трудностях в создании пунктов пропуска

Фотобанк ВЭФ / ТАСС
- Александр Борисович, во Владивостоке недавно завершился очередной Восточный экономический форум. Если мне не изменяет память, то Вы участвовали во всех четырех ВЭФах  начиная с самого первого. Удалось ли сейчас услышать и узнать что-то новое? Есть ли практическая отдача от встреч и дискуссий на таких саммитах?
 
- По сравнению с прежними форумами ВЭФ-2018 - номер один, настолько плотной и интенсивной была его программа, активным - переговорный процесс. С каждым годом форум набирает обороты, приобретает особое значение. По своему статусу он давно уже обогнал Санкт-Петербургский: достаточно вспомнить, персоны какого уровня приняли в нем участие на этот раз. Во Владивосток приехали главы России, Японии, Китая, Республики Корея, Монголии. Понятно, что в орбите каждого из президентов - люди, которые принимают решения государственного уровня, крупный бизнес, влиятельные эксперты. Настолько представительному "десанту" даже оказалось тесно в крупнейшем городе Дальнего Востока - пришлось использовать для размещения гостей океанский лайнер у причала.

У договоренностей, которые достигаются на таких площадках, вес особый. Поэтому власти регионов готовятся к владивостокским форумам особенно тщательно, наши возможные партнеры тоже. Как правило, после ВЭФа совместные проекты осуществляются в режиме "штурм и прорыв". Только что прошедший форум не исключение. Один из примеров – наша договоренность с китайскими партнерами о включении  ЕАО в цепочку по производству автобусов. Идея такого проекта возникла буквально два месяца назад, но к его практическому осуществлению мы уже готовимся полным ходом.
 
- Производственная площадка будет в Еврейской автономной области?
 
- Нет, в Кузбассе. В данном случае свои усилия объединили сразу несколько российских регионов. Бизнесмены из Татарстана стали собственниками предприятия в Кемеровской области, договорились с китайскими партнерами - компанией "Ютонг" о локализации производства. Машинокомплекты будут поставлять из КНР, промышленная сборка идти в Кузбассе, а в последующем, возможно, и в других регионах, где в перспективе также могут наладить сборку. А Еврейская АО призвана сыграть в этой цепочке системообразующую роль. Почему? Ответ содержит одно короткое слово: мост. Тот самый, который сейчас строится через Амур и должен быть готов летом 2019 года. Проблемой на сегодня остается лишь строительство пунктов пропуска  – это отдельные объекты, их создают и запускают по особым правилам. Но ввести их в строй нужно одновременно с мостом. Сейчас бьемся за такую синхронность, чтобы не получилось глупой ситуации: мост готов, а двигаться по нему еще нельзя…

Везти промышленные комплекты для сборки автобусов из Китая по морю – дело хлопотное и накладное. Сначала их надо выгрузить во Владивостоке, потом доставить на Транссиб, дальше еще несколько этапов… А через мост железная дорога пойдет до самой Сибири. Кроме того, в Еврейской автономной области планируют создать «умный склад» - логистический хаб, где машинокомплекты будут накапливать и по мере необходимости отправлять в Кузбасс.
 
- Что же это будут за чудо-автобусы?

- Нормальные, пассажирские, на 22 места. Городские. Школьные. Они составят конкуренцию тем производителям, которые сегодня присутствуют на рынке. В России аналогов не так много.  Немалое значение имеет и то, что ездят они на разных видах топлива, в том числе на более экологичном, чем бензин, - газе,  также предполагается выпускать автобусы на электричестве.
Мы уже подписали многостороннее соглашение с китайскими партнерами, продвигаемся дальше.
 
- Есть ли у ЕАО другие совместные проекты с иностранными компаниями?
 
- Конечно. Те же китайцы сейчас очень заинтересованы в поставках нашего продовольствия, прежде всего сои. После того, как Америка ввела против КНР торговые санкции, сворачиваются поставки этой культуры из США. Конечно, мы всем Дальним Востоком такой объем заместить не сможем. Но масштабы их потребностей больше. Так вот, китайцы предлагают нам интересную схему сотрудничества. Соя выращивается на нашей территории, а партнеры из КНР помогают нам семенами, техникой, мелиорационными работами – то есть создают условия для повышения урожайности. На втором этапе они готовы участвовать в создании перерабатывающих предприятий в РФ, а готовую продукцию импортировать. Начать также планируют с Еврейской АО, поскольку мост делает такие поставки удобными и выгодными.
 
- Нет ли риска, что китайцы своей агротехникой (особенно удобрениями) просто опустошат наши земли, а потом бросят за ненадобностью?
 
- Мы консультировались со специалистами из Сельскохозяйственной академии провинции Хэйлунцзян, с экологами и почвоведами, массового использования вредных веществ не отмечено. Сейчас в сельском хозяйстве Китая используются научные методы. Мы тоже их внедряем, а кроме того, совершенствуем контроль над использованием земель, берем анализы почвы, ведем мониторинг. Малейшее нарушение приведет к расторжению соглашений об аренде. Впрочем, гарантия еще и в том, что участки арендуют не на 2-3 года, на 10-15 лет, в такой ситуации «портить землю» крайне невыгодно.  Китайцы люди достаточно законопослушные, они работают на перспективу, не в их интересах ломать экономические механизмы, которые только начали работать.
 
- Интересно, а наши экономические и социальные механизмы когда-нибудь станут работать без сбоев? Об этом говорилось, например, на заседании президиума Госсовета, который проводился «на полях» экономического форума…
 
- Накануне заседания президиума Госсовета собиралась рабочая группа, которая его готовила. Смотрели, как выполняются поручения президента по Дальнему Востоку – их было двадцать два. Так вот, четыре исполнить не удалось по разным обстоятельствам, больше половины выполнено, часть «в процессе». Постепенно снимаются самые острые вопросы – например, субсидирование авиаперелетов и на Дальний Восток, и внутри региона. Дополнительные 400 млн рублей на это уже выделили, многие люди смогут воспользоваться льготами. В этом году был определенный недостаток средств. Да и льготных билетов на самолет после открытия их продажи хватило ненадолго. На следующие годы поставлена задача более чем вдвое увеличить объем средств, которые выделяются на эти цели. Причем финансирование должно идти не из резервного фонда как на незапланированные расходы, а отдельной статьей, средства на которую закладываются заранее. В этом мы рассчитываем на поддержку Минфина и Минтранса.
 
- Сказывается ли сложная бюджетная ситуация в регионе, о которой вы только что упомянули, на зарплатах жителей Еврейской АО? Сколько они в среднем сейчас получают?
 
- Номинальная средняя зарплата в ЕАО за январь – июль этого года составляет более 37,7 тысячи рублей.  Это больше, чем в прежние годы, но все равно надо стремиться поднять средние заработки до 40-45 тысяч в месяц. Номинальная зарплата в нашем регионе, к сожалению, пока отстает от среднероссийской. Добавьте к этому и факторы, которые сами по себе делают жизнь дороже: хоть мы находимся и на юге Дальнего Востока, но зима у нас все равно долгая, высокие транспортные расходы. Сейчас нам важно создавать новые рабочие места, искать инвесторов для расширения производства. Должны выделяться достаточные финансовые ресурсы на опережающее развитие Дальнего Востока  - в размере не менее 5,5%. Пока этот показатель не выдерживается министерствами и ведомствами, и этот вопрос президент жестко поставил на президиуме Госсовета.

На пленарном заседании глава государства заверил, что в скором времени будет разработана национальная программа развития Дальнего Востока в ранге национального приоритета развития. Дополнительные инвестиции, которые президент считает необходимыми со стороны федерального центра, станут вкладывать в инфраструктуру, в повышение качества жизни, в то, чтобы удержать людей на Дальнем Востоке. Бизнес в меру сил старается решать социальные проблемы своих сотрудников, крупные компании строят жилье, содержат больницы или детсады. Но полностью перевесить подобную нагрузку на коммерческий сектор нельзя, тогда от проектов не будет никакой прибыли и никто ими заниматься не станет.
 
- Не приведет ли создание новых рабочих мест в коммерческом секторе к увеличению разрыва между зарплатами «частников» и бюджетников?

- Как раз наоборот. Средняя зарплата врачей, учителей, работников культуры и др. приравнивается к средней по региону. Как только предприятия начинают повышать оклады сотрудников, мы делаем то же самое с бюджетниками, поскольку общая цифра растет. Кроме того, рост зарплат в коммерческом секторе ведет к росту налоговых  доходов, появляются дополнительные источники выплаты зарплат. Связь прямая и четкая.

Наша задача – привлечь в регион крупный и средний бизнес. На крупных предприятиях типа ГОКа сейчас примерно полторы тысячи работников, из которых 1300 – наши, местные, а человек двести из Приморья, Амурской области (инженеры, специалисты горнодобывающей отрасли и др.) Чтобы такие кадры появились и у нас, в университете Биробиджана мы открыли новую техническую специальность подготовки кадров среднего звена, обсуждаем также  вопросы подготовки в перспективе и инженеров. Рабочих учим в своих колледжах.

Стараемся запустить новые крупные предприятия, а также поддерживаем существующий малый и средний бизнес. В прошлом году производители колбасы увеличили объемы производства на 70%, теперь наши мясные деликатесы продаются в Приморье, Хабаровске, на Сахалине и в Амурской области.
 
- Не секрет, что во многих регионах прошли акции протеста накануне обсуждения в Госдуме вопросов изменения пенсионного законодательства. А к вам обращения были?

- Мы провели заседание круглого стола в региональной  общественной палате, когда вопрос только ставился на обсуждение парламента. Пригласили различных экспертов, в том числе независимых. Я тоже там выступал, честно и откровенно объяснял, что изменения в пенсионной системе назрели. Конечно, надо было начинать все эти перемены в относительно благополучные времена. И протестные выступления, конечно, были и у нас. Но должен отметить, что после обращения Президента накал страстей пошел на спад. Люди постепенно приходят к осмыслению предложенных мер, высчитывают, какие изменения коснутся лично их. Для того, чтобы смягчить процесс перехода к новой системе, мы приняли решение сохранить льготы для 55-60-летних. Человек еще не пенсионер, но для него по-прежнему останутся скидки на проезд, оплату ЖКХ и так далее. Определенный компромисс достигнут, и это уже неплохой промежуточный итог.
 
- Как складываются ваши взаимоотношения с новым главой Минвостокразвития?

- За последние месяцы он уже раза три побывал на нашей территории. Он постоянно присутствует на Дальнем Востоке. И он наш коллега, прошел муниципальный, городской и региональный  уровни, многие вещи ему понятны без долгих объяснений. Надеюсь, совместная работа с новым министром у нас пойдет успешно.
Беседовала Ольга Меркулова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов