В изменившихся реалиях Дальний Восток получает шанс стать для России новыми воротами в мир.
Второй разворот на Восток – вот что мы сейчас все наблюдаем. Первый, как мы все помним, обозначил Президент ещё во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году. Тогда был запущен целый пласт работы и на законодательном уровне, и на административном, и на макроэкономическом. Эта работа уже принесла свои плоды, но сейчас возникли новые вызовы и новые возможности, которые прежними стратегиями не учитывались.
В первую очередь речь идет о логистике – глобальные грузопотоки меняют свои устоявшиеся маршруты и Дальний Восток становится не просто перекрестком, а многоуровневой развязкой для товаров как в сторону рынков АТР, так и в обратном направлении. ЕС со своими союзниками в еженедельном режиме предпринимают шаги, которые только закрепляют новые условия. Как пример – недавнее решение отказаться от импорта российского угля.
При этом надо понимать, что новые возможности сами себя не реализуют. Правительству России необходимо принять ряд решений, причем крайне оперативно. Связано это главным образом с отсутствием мощностей, как по перевозке, по пограничным переходам, а также с дефицитом портовой инфраструктуры. Первые мероприятия мы уже наблюдаем – в частности приостановлено действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по загруженным БАМу и Транссибу. Это даст возможность обеспечить оперативный приоритет высокодоходным грузам.
Необходимость прорывного расширения портовой инфраструктуры показал кризис прошлого года, вызванный глобальными сбоями в мировых логистических цепочках из-за пандемии. Это был сигнал, который невозможно игнорировать и в обычных условиях, и уже тем более сейчас. Причем наращивать надо не только портовые мощности Владивостока, но и других портов, что приводит нас – по крайней мере в Приморском крае – к третьей проблеме. Она связана с закостенелостью местных чиновников и бюрократией, которая мешает реализации таких проектов. Наглядный пример – Хасанский район. Сразу несколько проектов за последние годы там были приостановлены из-за нежелания местных чиновников работать с инвесторами. Тому пример и завод СПГ в Приморском, и Тихоокеанский балкерный терминал в Славянке. Бизнес готов вкладываться, но для того, чтобы он это сделал ему нужно дать «зеленый свет».
Разумеется – расшивка узких мест потребует времени, она не произойдет на «раз-два», но начинать надо уже сегодня. Мы видим тренд, мы понимаем, что геополитическая обстановка не развернется на 180 градусов сиюминутно сразу после выполнения целей спецоперации на Украине. Нам предстоит долгий период напряженности, но и строительство новой инфраструктуры процесс небыстрый, поэтому важно не медлить.
Вслед за логистикой, вслед за товарными потоками на Дальний Восток может прийти и большой капитал. Тут, конечно, многое будет зависеть от того, насколько реально закрытой окажется Европа, насколько принятые властями стран ЕС и их союзниками решения будут воплощены в жизнь. Это как c VPN для запрещенных в России соцсетей – прямой доступ к ним закрыт, но есть обходные пути. Если у бизнеса не будет подобных обходных путей во взаимоотношениях с европейскими партнерами, то состоится и переезд капитала на Дальний Восток. Пока всё свидетельствует о том, что рынки стран АТР станут явно более востребованными, чем европейские. Финансы требуют контроля в режиме 24/7, и находиться в отстающей от местного времени Москве будет как минимум неэффективно. И в этом смысле Дальний Восток приобретет принципиально новый статус – пока Европа заколачивает свое «окно», у России появятся «парадные ворота» в мир.