Поделиться
Второй разворот на Дальний Восток
Поделиться

В изменившихся реалиях Дальний Восток получает шанс стать для России новыми воротами в мир.

пресс-служба правительства Забайкальского края

Второй разворот на Восток – вот что мы сейчас все наблюдаем. Первый, как мы все помним, обозначил Президент ещё во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году. Тогда был запущен целый пласт работы и на законодательном уровне, и на административном, и на макроэкономическом. Эта работа уже принесла свои плоды, но сейчас возникли новые вызовы и новые возможности, которые прежними стратегиями не учитывались.

В первую очередь речь идет о логистике – глобальные грузопотоки меняют свои устоявшиеся маршруты и Дальний Восток становится не просто перекрестком, а многоуровневой развязкой для товаров как в сторону рынков АТР, так и в обратном направлении. ЕС со своими союзниками в еженедельном режиме предпринимают шаги, которые только закрепляют новые условия. Как пример – недавнее решение отказаться от импорта российского угля.

При этом надо понимать, что новые возможности сами себя не реализуют. Правительству России необходимо принять ряд решений, причем крайне оперативно. Связано это главным образом с отсутствием мощностей, как по перевозке, по пограничным переходам, а также с дефицитом портовой инфраструктуры. Первые мероприятия мы уже наблюдаем – в частности    приостановлено действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по загруженным БАМу и Транссибу. Это даст возможность обеспечить оперативный приоритет высокодоходным грузам.

Необходимость прорывного расширения портовой инфраструктуры показал кризис прошлого года, вызванный глобальными сбоями в мировых логистических цепочках из-за пандемии. Это был сигнал, который невозможно игнорировать и в обычных условиях, и уже тем более сейчас. Причем наращивать надо не только портовые мощности Владивостока, но и других портов, что приводит нас – по крайней мере в Приморском крае – к третьей проблеме. Она связана с закостенелостью местных чиновников и бюрократией, которая мешает реализации таких проектов. Наглядный пример – Хасанский район. Сразу несколько проектов за последние годы там были приостановлены из-за нежелания местных чиновников работать с инвесторами. Тому пример и завод СПГ в Приморском, и Тихоокеанский балкерный терминал в Славянке. Бизнес готов вкладываться, но для того, чтобы он это сделал ему нужно дать «зеленый свет».

Разумеется – расшивка узких мест потребует времени, она не произойдет на «раз-два», но начинать надо уже сегодня. Мы видим тренд, мы понимаем, что геополитическая обстановка не развернется на 180 градусов сиюминутно сразу после выполнения целей спецоперации на Украине. Нам предстоит долгий период напряженности, но и строительство новой инфраструктуры процесс небыстрый, поэтому важно не медлить.

Вслед за логистикой, вслед за товарными потоками на Дальний Восток может прийти и большой капитал. Тут, конечно, многое будет зависеть от того, насколько реально закрытой окажется Европа, насколько принятые властями стран ЕС и их союзниками решения будут воплощены в жизнь. Это как c VPN для запрещенных в России соцсетей – прямой доступ к ним закрыт, но есть обходные пути. Если у бизнеса не будет подобных обходных путей во взаимоотношениях с европейскими партнерами, то состоится и переезд капитала на Дальний Восток. Пока всё свидетельствует о том, что рынки стран АТР станут явно более востребованными, чем европейские. Финансы требуют контроля в режиме 24/7, и находиться в отстающей от местного времени Москве будет как минимум неэффективно. И в этом смысле Дальний Восток приобретет принципиально новый статус – пока Европа заколачивает свое «окно», у России появятся «парадные ворота» в мир.  

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Посещение Дальнего Востока должно стать уникальным опытом для туристов

По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).

Читать полностью
Поделиться
Китайским инвесторам в российских ТОР нужна инфраструктура

Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Субсидирование ж/д доставки рыбы — долгожданное решение для рыбаков ДФО

Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Читать полностью
Поделиться
Разворот России на Восток — это психологический и интеллектуальный курс

Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.

Читать полностью
Поделиться
Камера! Мотор! «Дальневосточное кино» — дубль первый!

Одним из проектов, который был поддержан Фондом культурных инициатив к реализации в 2024 году, стал проект под названием «Дальневосточное кино» московской АНО «Центр политических и социальных технологий». Его инициаторы намерены отобрать пять литературных произведений из числа участников премии им. Арсеньева, чтобы превратить их в сценарные заявки и предложить снять на их основе кино про Дальний Восток.

Корреспондент EastRussia пообщался с идейным вдохновителем проекта Вячеславом Коноваловым, чтобы от первого лица узнать — какие книги могут стать хорошим фильмом, а какие даже не стоит пытаться экранизировать?

Читать полностью
Поделиться
«Дальний Восток — наше общее будущее»

Читать полностью
Поделиться
Дальневосточники спросили — Президент решил

Более 30 вопросов, предложений, обращений выслушал Владимир Путин во время своей недавней поездки на Дальний Восток от жителей Чукотки и представителей бизнеса из различных регионов ДФО. Некоторые из них были решены оперативно, другие требуют проработки и анализа. Самые важные и чувствительные запросы Президент обсудил с членами Правительства РФ на специальном совещании.

EastRussia приводит список поручений Владимира Путина, отправной точкой для которых стали обращения дальневосточников.

Читать полностью
Поделиться
Макроэкономический ландшафт Дальнего Востока к 2030 году

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Поделиться
Только экстрим, только хардкор? Возможен ли комфортный автотуризм на Дальнем Востоке?

Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие? 

Читать полностью
Больше материалов