Поделиться
Выгодный галс
Поделиться

Владивосток по праву можно назвать столицей дальневосточного яхтенного туризма

Активный вид водного спорта – одно из приоритетных направлений для Приморья, точкой роста которого является уникальное географическое положение региона. С каждым годом количество маломерных судов непрерывно растет. Для этого не нужно располагать официальной статистикой, достаточно посмотреть на акваторию Владивостока.

Игорь Бессараб
За последние годы в крупнейшем морском порту Дальневосточного бассейна увеличилось число разнообразных яхт и всевозможных катеров. В выходные дни адепты активного отдыха на воде перемещаются на острова – в свои излюбленные места, точки рыбалки и отдыха. В уикенд трафик на популярных маршрутах в Амурском заливе напоминает час пик в центре города. Приморцам повезло: кроме сухопутного отдыха и традиционных дач природа подарила им еще одну возможность, недоступную большинству жителей страны, – путешествовать и отдыхать на море, используя свое личное плавсредство.

Только в Приморье зарегистрировано более 38 000 маломерных судов. Среди внушительного разнообразия плавсредств можно выделить несколько основных категорий: небольшие мотолодки (до 7 метров), как правило, хранящиеся на берегу; средний сегмент катеров размером от 8 до 12 метров, использующих только мотор в качестве основного двигателя; крупные (до 30 метров), достаточно мореходные, обладающие серьезной автономностью, роскошные моторные яхты, принадлежащие преуспевающим бизнесменам или коммерческим компаниям. Также нужно особо отметить парусное направление – не столь многочисленное, но более организованное, имеющее свою спортивную федерацию, объединение яхт-клубов, собственную инфраструктуру и богатую историю. Парусное направление, пожалуй, самое «дальнобойное» в плане маршрутов и наиболее романтизированное из всего перечисленного.

Яхтсмены – народ легкий на подъем. Всегда с удовольствием совершают дальние переходы и участвуют в международных соревнованиях. Так, в 80-е годы проводилась регата «Белый парус мира», участниками которой были спортсмены из Японии и Кореи. Позже, в 90-х были организованы международные соревнования Japan Sea Race – яхты владивостокцев побывали и на Гавайях, и на Фиджи, и в обеих Америках. Традиционными стали яхтенные историко-патриотические походы, посвященные памяти первооткрывателей Дальнего Востока. Маршруты в северном направлении – к Командорским островам, к берегам Аляски, на Курилы и Камчатку – в советское время были чуть ли не ежегодными.

В XXI веке на первое место выходят зарубежные направления, открывающие перед спортсменами новые горизонты: не только географические, но и профессиональные. Современная процедура оформления перехода значительно упростилась. В эпоху СССР обычный переход из Владивостока в Находку требовал гораздо больше бумажной волокиты, чем сегодня. Сегодня фанаты яхтинга могут легко совершать дальние походы, в том числе заграничные, и они пользуются этой возможностью на все 100 процентов.

Большое количество лодок, яхт, катеров Владивосток не может вместить в свои гавани по причине… отсутствия последних. Это, пожалуй, основной сдерживающий фактор в развитии важного для Приморья водного туризма. Вокруг яхт-клубов и марин за рубежом создается инфраструктура: сервисные и круизные фирмы, причальные стенки, заправки, тренажерные центры подготовки, чартерные компании, услуги аренды и многое другое. А в Приморье и предложений мало, и цены высокие. Например, стоимость стоянки 40-футовой лодки у причала составляет 30–35 тысяч рублей в месяц. В год набегает приличная сумма.

Строительство яхтенных стоянок не входит в ближайшие планы региональных властей. Нет и инвесторов, готовых участвовать в таких проектах. По российскому законодательству береговая полоса принадлежит государству, и оформить ее в собственность нельзя. А вкладывать деньги в аренду инвесторы не готовы, поскольку речь идет о суммах, превышающих десятки, а то и сотни миллионов.

Создание полноценного центра яхтинга в Приморье – задача, для решения которой необходимо объединить опыт, силы и возможности нескольких игроков: спортсменов, представителей власти и бизнеса. Развитие инфраструктуры для водного вида спорта предусмотрено и в Стратегии развития туризма до 2020 года, и в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». На последнюю выделено 332 млрд рублей, в том числе 96 млрд рублей из федерального бюджета. Государственная поддержка направлена на формирование инфраструктуры, частный бизнес может строить гостиницы, стоянки, развивать сферу услуг. Конечно, это процесс длительный, но яхтсмены, как известно, люди терпеливые, легко ходят под парусом в плохую погоду и штормов не боятся: ни на воде, ни на мировом рынке.

Мы спросили опытных капитанов, как они начали ходить под парусом и о том, что нужно для развития в Приморье яхтенного туризма. 

Дмитрий Назаров, капитан яхты «Элфин», яхт-клуб «Семь футов»:

С детства занимаюсь парусным спортом. Нашему поколению повезло: раньше этот вид спорта был в центре внимания, средства на содержание секций выделялись государством. А потом был провал, впрочем, как во всем и везде… К счастью, благодаря энтузиазму и финансовым возможностям влюбленных в яхтинг людей, таких как М. И. Ермаков – председатель ППФС, а также активности спортсменов из Находки, удалось сохранить фундамент, на котором сегодня строится будущее парусного спорта в Приморье.

Самые яркие воспоминания – из детства. Мы, мальчишки, воспитанники яхт-клуба ДВНЦ на яхте «Блюз» под командованием директора клуба Владимира Григорьевича Роговца, впервые посетили Японию, порт Майдзуру, где участвовали в соревнованиях. Для меня было поразительно, как близко находится Япония. Каких-то три дня на яхте – и мы в другой стране. Именно тогда, наверное, и пришла любовь к морю, к парусам.

Из последних, возможно, не очень позитивных воспоминаний – наш плен на яхте «Элфин» в Северной Корее. Весной 2016 года возвращались из Пусана, с международных соревнований. Это для нас привычное путешествие, ходим в Южную Корею часто. Маршрут прокладываем с запасом, чтобы пройти дальше миль на 80–100 от берегов Северной Кореи, пограничники которой любых мореплавателей не жалуют, считая помимо 12 еще 50 миль своими территориальными водами, а 200 миль – экономической зоной. Действия северокорейских пограничников напоминали пиратский сценарий. По официальной версии, северокорейские рыбаки, увидев рекламу с корейскими иероглифами на борту нашей яхты, приняли ее за шпионское судно своих врагов и решили проявить бдительность – самостоятельно задержать нас. Это приключение на всю жизнь запомнится. Но все закончилось благополучно. В процессе неравной схватки мы связались по спутниковому телефону с друзьями и сообщили о проблеме. Одновременно активировали аварийный буй, который автоматически передавал наши координаты в СКЦ. Благодаря действиям дипломатов, удалось сократить пребывание в Северной Корее до рекордных трех дней.

Сергей Беляев, капитан яхты «Каррера»: 

Парусный спорт я открыл для себя почти в сорок. Это такой вид спорта, что не поздно начать в любом возрасте. Хочешь адреналина, драйва – участвуй в гонках, в Приморье или за рубежом. Соревнования в Южной Корее, Китае, Японии стали традиционными для приморских яхтсменов. Хотите путешествовать? Тоже не проблема. Главное – подготовить судно к серьезному морскому переходу, собрать опытный экипаж. Также развиваются и другие направления туризма: парусный, круизный, спортивный. Благодаря принятому недавно постановлению о лицензировании деятельности по перевозке пассажиров на маломерных судах, подчинения ГИМС, мы можем официально перевозить туристов. Эта услуга очень востребованна: зарубежные гости целыми группами гуляют по яхт-клубу, интересуются, кто мог бы их прокатить. К сожалению, этот сервис еще не налажен на должном уровне, мы только в начале пути.

Хорошо помню свое первое морское путешествие на собственной яхте в Южную Корею в 2009 году. Я бы назвал процедуру оформления заграничного судна «яхтсмен-френдли». Представляете, лодка после четырех суток в море заходит в яхт-клуб, швартуется; экипаж самостоятельно или с агентом едет в эмиграционную и таможенную службу, проходит карантин – все это за 20 минут. Бюрократии – минимум. Эти первые впечатления от визита, от того, как вас встречают, – очень важны. Корейские таможенники обувь снимают, перед тем как зайти на борт яхты! Можете вообразить себе такое в России? Вообще, Южная Корея для посещения ее на яхте – великолепное место. Хорошие стоянки, развитая инфраструктура, относительно невысокие цены. Чувствуется, что власти уделяют этому направлению туризма большое значение.

Александр Водоватов, организатор участия российских яхтсменов в оффшорных гонках:

Приморье – уникальный регион. Благодаря своему географическому расположению Владивосток стал российским центром яхтинга в Юго-Восточной Азии. Если для нас, любителей парусного спорта из Москвы, Санкт-Петербурга, привычным местом стало Средиземноморье, то у приморских яхтсменов обычное дело – сходить на яхте в Корею, Японию. Для меня в свое время это стало открытием. Я занимаюсь организацией участия российских яхтсменов в оффшорных международных парусных гонках, сам принимаю участие во многих регатах мирового уровня. Для участия в одной из крупнейших парусных гонок в Азии Rolex China Sea Race – 2016 (регата из Гонконга на Филиппины, протяженностью 600 морских миль) нужна была яхта, и я был очень удивлен, когда лодку для этого проекта мне предложили приморские яхтсмены. Яхта возвращалась из Таиланда, где зимовала, домой в Приморье, ее переход как раз совпадал с нашим графиком. Мы взяли в аренду эту лодку, подготовили ее к соревнованиям и достойно выступили – заняли третье место в самом престижном дивизионе яхт. Это была первая российская яхта, участвующая в гонках Rolex Cup такого масштаба в Азии, – лодка с российским экипажем и под российским флагом! 

Так я открыл для себя Приморье и сейчас понимаю, что парусная спортивная жизнь Дальнего Востока бьет ключом. Приморские яхтсмены много и успешно гоняются и в своем регионе, и в Таиланде, Корее, Японии, Китае. Перед ними открыто множество интересных мест и экзотических стран, в которые нам, жителям западных регионов России, проще пока попасть на самолете по турпутевке. А путешествие на яхте или соревнования – это для многих вдвойне увлекательно. Если в Приморье будут созданы чартерные яхтенные флотилии, этот сервис будет востребован на 100 процентов. Причем как российскими любителями яхтинга, так и иностранцами. Моя мечта как российского яхтсмена – восстановление маяка Анива на Сахалине. Думаю, этот красивейший маяк в мире должен быть гордостью и визитной карточкой острова. Жаль, что сегодня он заброшен. И еще мечтаю организовать в России оффшорную гонку на тихоокеанском побережье России: от Сахалина до Владивостока или Цусимы. Сделать эту регату «фишкой» региона, магнитом, ярким событием международного масштаба. И обязательно проводить регулярно, а не единожды. Чтобы яхтсмены со всего мира с таким же удовольствием приезжали к нам в Россию, с каким мы ездим на соревнования в другие страны.

Сергей Ермак, delivery captain:

С развитием яхтинга, морского туризма постепенно формируется целая ниша дополнительных рабочих мест в области сервиса и обслуживания парусных яхт и моторных катеров. Отдельно можно выделить такую услугу, как перегон лодок. За помощью перегонных экипажей обращаются хозяева яхт и катеров, зимующих в теплом климате. Такие лодки с завершением навигации в Приморье уходят на юг: как правило, в порты Кореи или Японии, реже на Филиппины и в Таиланд, где лодкой можно воспользоваться в зимний период. Весной, с наступлением поры южных ветров, яхты возвращаются в Приморье. В роли delivery crew выступают опытные яхтсмены или профессиональные моряки, имеющие большой опыт подобных переходов.

Запомнился случай, когда лодку нужно было перегнать во Владивосток из Сингапура не привычным путем, вдоль Филиппин, а через Вьетнам и Гонконг. Находясь в море, получили плохой прогноз, и я принял решение спрятаться от ветра и перестоять несколько дней во Вьетнаме. Решили спрятаться неподалеку, в порту Нячанга, прикрываясь островами. Свистнув проплывающего в «круглом тазике» рыбака, я перебрался на берег, прихватив с собой документы на лодку и 100 долларов на продукты. Десантировался на берег и зашел в офис, чтобы соблюсти все формальности. Мирно дремавший после ланча офис взбодрился: их очень интересовал вопрос, каким образом я оказался на берегу, кто мой судовой агент и так далее. Обсуждая мои ответы, они очень оживленно переговаривались между собой; по интонации я решил, что дело принимает серьезный оборот. Меня заставили писать объяснительную и заполнять несколько анкет. В очередной раз указывая номер своего паспорта, я обратил внимание, что один из офицеров недоуменно смотрит на обложку документа. Он стал размахивать моим паспортом и что-то говорить, перейдя от волнения с английского на вьетнамский. Вкратце его монолог звучал так: какого художника ты нам «паришь мозги» уже два часа, когда мог бы просто показать свой паспорт. Оказалось, что пограничники подумали, что перед ними гражданин США. В течение пяти минут мне выписали право пребывания на месяц, содрали 18 долларов «за оформление» и отпустили восвояси. Так приятно быть русским во Вьетнаме!


Константин Андреев Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов