Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Take tourism out of the invisibility zone

Why Google ignores Kamchatka travel agencies and what’s the reason for clusters, EastRussia

Take tourism out of the invisibility zone
What do the guests of Kamchatka like and what do not? What enthralls travelers and makes you remember the trip in vivid and colorful reviews? What is the opposite annoying? What will happen to the tourism industry in Kamchatka in 2019, and where to look for the main potential for growth? Answers to these and many other questions are in the fresh marketing research prepared by the order of the Center for Cluster Development of the Kamchatka Territory for the tourist-recreational cluster of Kamchatka. EastRussia got the opportunity to read the document.

Recall that the tourist and recreational cluster of Kamchatka was formed at the end of May 2018 by the initiative of the Cluster Development Center (CDC) of the Kamchatka Territory. This organization, established on the basis of the Kamchatka Development Corporation JSC, implements federal support measures in the region, addressed to small and medium-sized enterprises uniting into industry clusters. As part of the CDC activities, a wide range of consulting and marketing services is provided to small and medium-sized businesses on co-financing terms up to 90%.

One of such services was marketing research in the interests of the leaders of the tourist business in the region. The document, developed for cluster members, not only assesses various market aspects of the industry, but also gives recommendations for development. First of all, in terms of building an integral marketing policy for the tourist Kamchatka, which will include not only travel agencies, but also the regional government represented by the Agency for Tourism and External Relations and the Tourist Information Center.

The study opens up optimistically: wild places, a unique region, excellent prerequisites for the development of tourism. The tourist flow in the Far East in recent years "shows a steady growth." According to statistics, in 2017, about 200 thousand tourists traveled to Kamchatka. The international airport in Yelizovo served 658 thousand passengers, and the increase in international lines was 69%.

Some analysts, according to the study, promise Kamchatka to 2030 a year before 1 million tourists a year. The development of a modern and competitive tourism industry in the region, according to the Business Navigator data prepared by the Kamchatka Development Corporation, is a strategic government task. The Development Strategy for the Kamchatka Territory before 2030 highlights the development of the tourist and recreational infrastructure, the improvement of the quality of tourist services, the formation of a comfortable tourist environment, as well as the marketing promotion of the region in the global and domestic tourist markets. The regional program "Development of domestic and inbound tourism in the Kamchatka Territory" was separately developed and adopted.

State support at the federal level - the regimes of TOR and the Free Port of Vladivostok - is another catalyst for the growth of the tourist market in the region, the authors note. As part of these business support measures, substantial tax breaks are provided, in the interests of investors, infrastructure is built at the public expense.

In 2018, the Government of the Kamchatka Territory, together with the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Administration of the Kronotsky State Nature Reserve, developed a “Concept for developing tourism in the Kamchatka Krai” - a strategic document describing the development parameters of the main tourist destinations of the region in relation to the planned public and private investment in tourism. As the main attractors for tourists in Kamchatka, the concept defines natural attractions and the created infrastructure for outdoor activities (winter holidays, fishing, climbing, etc.). In general, the Concept defines seven main places of attraction for tourists in the Kamchatka region. Six of them have a specific geographic reference, the seventh is related to car accessibility (“road”).


Interestingly, according to the “Concept of tourism development in the Kamchatka region”, the following areas have the greatest potential in terms of tourism development: “Mutnovsky” and “City and environs”. In the first case we are talking about the potential volume of additional tourist traffic in the amount of 80 thousand people per year, in the second - in the amount of 420 thousand people per year.

As noted in the study, it is natural sights that are key objects of attraction of tourists to Kamchatka. Marketing efforts to promote the natural recreational potential of the region, together with the initiative approach of the federal and regional governments, are the main driver for attracting both investors and tourists to Kamchatka.

“Winged” problem
The experts, who have a separate block in the material, note the increased interest of both Russian and foreign tourists in the Kamchatka Territory. Kamchatka, due to its unique location (it is “visible” on maps of any scale) and an incredible set of natural attractions, is fully world-famous. At the same time, due to the fact that tourism for the region is a relatively young, Kamchatka tourism services market, some experts consider “specific.” 70 operators and 200 agents operate in the region, but they are all small; there are practically no consolidators in this area. In addition, regional travel agencies sell vouchers only for Kamchatka, without transportation to the peninsula, - and this is the most sensitive Kamchatka issue. The transportation is taken by Aeroflot. Since the peak of the tourist season coincides with the summer holidays of the residents of Kamchatka, only a limited number of tourists have the opportunity to fly on the so-called “flat” fare of “Aeroflot.” As the relatively cheap tickets are bought up, difficult sales remain and expensive connections via Novosibirsk, Khabarovsk and Vladivostok, which are very heavy for many travelers.

Another problematic aspect is that today, it is estimated, up to half of the tours in Kamchatka are conducted by travel agencies that do not have proper state registration; and travelers do not live in hotels, but in private rented accommodation. Such services may cost travelers less, but if something happens - an acute question of responsibility (or rather, irresponsibility) arises. Also, “gray” tourism is poorly amenable to statistical accounting and practically does not provide revenues to the local budget.

For the civilized development of the industry, "it is necessary to reduce the cost of regular flights, develop tourism infrastructure and modernize airports, and this work is already being done at the federal and regional levels," the study says, referring to official documents and comments from regional officials.

What do search engines find?
Today, the main market players, according to the analysis of sites of travel agencies of the Kamchatka Territory, offer sightseeing tours, trips with climbing volcanoes, swimming in hot springs, trekking routes, boat trips, rafting, helicopter tours, fishing, horseback riding, traveling on snowmobiles or dog sleds, etc. The line, by the way, is extremely popular among travelers. Seasons in Kamchatka tourism are divided into summer-autumn and winter-spring. But who actually provides travel services in the region?

In the main unit of the study studied the "competitive field", an analysis of search queries and the issuance of the Internet. The result is puzzling. For example, the search for the keyword “Kamchatka Tourism” gives out more than 22 million results, there are many companies, but the proposals are of the same type, with a small difference in price. Therefore, “the client, with a high degree of probability, will select the services of the company with the best indexation index in search engines and beautiful design of the offer,” analysts suggest. But at the same time, Kamchatka tour operators, even large ones, “are poorly represented in search results”: “Leaders are far from always local companies, and in some cases not even companies, but individuals.” For example, on top request “Kamchatka Tour”, Yandex issues 7 local companies, one Moscow and two from St. Petersburg.

“The Google search engine demonstrates an even more“ distant ”picture from Kamchatka,” the authors of a marketing research report. “The most alarming is the modeling of an external (foreign) request for tours in the Kamchatka region. The top ten sites for “Kamchatka tourism” (search over VPN with IP in Japan) show that only one Kamchatka tourism organization - Vision of Kamchatka and two international with real tours - Australian and British appear in the top of the issue from abroad. . This indicates a weak attention of the Kamchatka business to the segment of Internet marketing.

“According to statistics, the top 10 issuance accounts for up to 90% of user transitions,” the document says. “Accordingly, all this traffic, measured in tens of thousands of requests, is still passing by the market leaders.” And this is a huge potential for the development of Kamchatka tourist companies, the researchers note. The consolidation of the marketing efforts of the business on the basis of the tourist-recreational cluster will help to reverse the situation, the document says.

Kamchatka put "huskies"
What attracts travelers to Kamchatka? What impressions do they leave from the peninsula? The authors of the study proposed two methods for studying “feedback” - a selective survey of tourists and analysis of reviews on popular travel websites.

Thus, a questionnaire using the modern SERVQUAL methodology was developed specifically to assess the satisfaction of travelers from a trip to Kamchatka. This kind of "waiting vs reality." According to the results of a selective survey of Russian tourists who flew to Kamchatka in the summer of 2018, the real impressions were slightly lower than expected. “On the whole, the expectations slightly exceed the real impressions: the travelers, unfortunately, are leaving Kamchatka not fully satisfied,” the authors write. - “Dissonance” is not big, not critical, - but it takes place. At the same time, the largest gap was revealed by the criterion of "persuasiveness" (this directly concerns service issues). And the parameter according to which expectations as a whole coincided with reality - “tangibility”. This means that people could fully penetrate the Kamchatka atmosphere, immerse themselves in the world of beautiful nature. ”

Reviews on popular Internet services - tripadvisor.com, otzovik.ru, subtlety.ru, as part of the study, were also “sorted out by bone.” 150 Russians and 50 foreign comments were chosen randomly, in 95% of them no specific travel agencies were mentioned - this presupposes the independence of published opinions. A curious nuance: emotionally colored positive reviews (47%) prevail among Russian speakers. Another 49% is a weighted and neutral comment. And only 4% reviews are frankly negative.

Foreigners who visited the Kamchatka Peninsula are a bit more “polar”: emotional “likes” put 53% of commentators, and the share of frankly negative reviews was 9%. The rest of 38% was weighted or neutral.

The main positive side of the holiday in Kamchatka, according to Russian tourists, is wildlife. Dissatisfaction among our compatriots is caused by the general high cost of Kamchatka: span, accommodation. "According to many tourists, prices for tours, hotels and services of tour operators are greatly overestimated, while the level of service is at an average level," - noted in the document.

Among foreign tourists, ecstatic moods regarding natural wonders are also prevailing - emotions are going wild. But especially sensitive concern domestic inconvenience, the cause of negative reviews also often becomes the level of service.

Cluster approach
It would seem that the question of how to develop tourism in Kamchatka is not the first time it is asked. But well-structured answers, set out in understandable language and with concrete examples, are a ready-made strategic plan for everyone who is currently concerned about tourism on the peninsula. And travel companies that are included in the tourist and recreational cluster of the Kamchatka Territory are already receiving opportunities for a system “upgrade,” for a start, in terms of marketing.

Thus, the Cluster Development Center of the Kamchatka Territory recommends conducting high-quality work to develop a multifunctional tourist brand. Companies need to develop an umbrella brand “Tourist Kamchatka”, synchronizing it with the official brand styling of the Tourist Information Center of Kamchatka Krai. An important step towards success can be the birth of a single brand “Tourist Kamchatka”, “which will be presented in a basic way on the official tourist portal of the Kamchatka Krai (visitkamchatka.ru) and will be used in parallel by regional travel companies for positioning and promoting their products,” emphasizes the material. One of the first steps for specialists is to develop a universal brand book.

Translating into the philistine language, Kamchatka tourism should have uniform and recognizable icons, logo, slogans, brand photos and presentations on flat media. A multilanguage well-filled website with social network integration, 24 / 7 support, feedback forms and online booking is also required. “An important addition is the presence of real reviews from tourists, a section with information about the company, its details, information about travel insurance.” It is also necessary to inform tourists about possible risks, offer insurance services, and conduct appropriate professional training for guides. And, of course, it is worthwhile to hire guides who speak one or more foreign languages ​​- this factor will automatically give you a head start over competitors.

According to EastRussia, at the end of the year, such a brand was developed on the initiative of the participants of the tourism and recreation cluster and with the support of the Cluster Development Center. At the initiative of the regional Agency for Tourism and External Relations a new brand was immediately taken to work. Thus, on the instructions of the Agency, the regional Tourist Information Center has released a whole line of information materials, made in a fresh style; in part, they have already been tested at the Days of the Far East in Moscow. In December, the site of the Tourist Information Center was rebuilt - now its structure is based on the best practices of tourist sites of the “close” territories of Kamchatka in other countries of the world. Soon, the Kamchatka tourist companies will be integrated on the basis of the site - both participants of the tourism and recreation cluster, and those who have not yet joined the cluster. And in the new year a large-scale presentation of the new brand is planned both in Kamchatka and at key tourist exhibitions in Russia, in Europe and in the Asia-Pacific countries.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вывести туризм из зоны «невидимости»

Почему Google игнорирует камчатские турфирмы и при чем тут кластеры, разбиралось EastRussia

Вывести туризм из зоны «невидимости»
Что нравится гостям Камчатки, а что – нет? Что приводит путешественников в восторг и заставляет вспоминать о поездке в ярких и красочных отзывах? Что наоборот раздражает? Что будет с туристической отраслью на Камчатке в 2019 году, и где искать основной потенциал для роста? Ответы на эти и многие другие вопросы есть в свежем маркетинговом исследовании, подготовленном по заказу Центра кластерного развития Камчатского края для туристско-рекреационного кластера Камчатки. EastRussia получило возможность ознакомиться с документом.

Напомним, туристско-рекреационный кластер Камчатки был сформирован в конце мая 2018 года по инициативе Центра кластерного развития (ЦКР) Камчатского края. Эта организация, созданная на базе АО «Корпорация развития Камчатки», реализует в регионе федеральные меры поддержки, адресованные малым и средним предприятиям, объединяющимся в отраслевые кластеры. В рамках деятельности ЦКР субъектам малого и среднего бизнеса предоставляется широкий спектр консультационных и маркетинговых услуг на условиях софинансирования до 90%.

Одной из таких услуг и стало проведение маркетингового исследования в интересах лидеров туристического бизнеса региона. Документ, разработанный для участников кластера, не только оценивает различные рыночные аспекты отрасли, но и дает рекомендации по развитию. В первую очередь – в плане строительства цельной маркетинговой политики туристической Камчатки, в которую будут включены не только турфирмы, но и правительство края в лице Агентства по туризму и внешним связям и Туристского информационного центра.

Открывается исследование оптимистично: дикие места, уникальный регион, прекрасные предпосылки для развития туризма. Турпоток на Дальнем Востоке в последние годы «демонстрирует уверенный рост». Согласно статистике, в 2017 году на Камчатку съездили около 200 тыс. туристов. Международный аэропорт в Елизово обслужил 658 тыс. пассажиров, а прирост на международных линиях составил 69%.

Некоторые аналитики, сообщается в исследовании, сулят Камчатке к 2030 году до 1 млн туристов в год. Развитие современной и конкурентоспособной туристической отрасли в регионе, по данным "Бизнес-навигатора", подготовленного Корпорацией развития Камчатки, является стратегической государственной задачей. В Стратегии развития Камчатского края до 2030 г. выделяются развитие туристско-рекреационной инфраструктуры, повышение качества туристических услуг, формирование комфортной туристской среды, а также маркетинговое продвижение региона на мировом и внутреннем туристических рынках. Отдельно разработана и принята региональная программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае".

Господдержка на федеральном уровне – режимы ТОР и Свободного порта Владивосток – еще один катализатор роста туристического рынка в регионе, замечают авторы исследования. В рамках этих мер поддержки бизнесу предоставляются существенные налоговые льготы, в интересах инвесторов за государственный счет строится инфраструктура.

В 2018 году Правительством Камчатского края совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и администрацией ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» разработана «Концепция развития туризма в Камчатском крае» – стратегический документ, описывающий параметры развития основных туристических направлений региона в привязке к планируемым государственным и частным инвестициям в сферу туризма. В качестве основных аттракторов для туристов на Камчатке концепция определяет природные достопримечательности и созданную инфраструктуру для активного отдыха (зимний отдых, рыбалка, восхождения и т.д.). В целом Концепция определяет семь основных мест притяжения туристов в Камчатском крае. Шесть из них имеют конкретную географическую привязку, седьмая связана с автомобильной доступностью («дорога»).


Интересно, что согласно «Концепции развития туризма в Камчатском крае» наибольший потенциал с точки зрения развития туризма имеют районы: «Мутновский» и «Город и окрестности». В первом случае речь идет о потенциальном объеме дополнительного турпотока в объеме 80 тыс. человек в год, во втором – в объеме 420 тыс. человек в год.

Как отмечается в исследовании, именно природные достопримечательности становятся ключевыми объектами притяжения туристов на Камчатку. Маркетинговые усилия по продвижению природного рекреационного потенциала региона, совместно с инициативным подходом федерального и регионального правительства являются основным драйвером по привлечению на Камчатку как инвесторов, так и туристов.

“Крылатая” проблема
Эксперты, которым в материале отведен отдельный блок, отмечают повышенный интерес как российских, так и иностранных туристов к Камчатскому краю. Камчатка, благодаря уникальному месторасположению (ее “видно” на картах любого масштаба) и невероятному набору природных достопримечательностей, имеет в полной мере мировую известность. Вместе с тем, в силу того, что туризм для региона – отрасль сравнительно молодая, камчатский рынок туристических услуг некоторые эксперты считают “специфическим". В регионе действуют 70 операторов и 200 агентов, но все они некрупные; консолидаторов в этой сфере практически нет. Кроме того, региональные турфирмы торгуют путевками только по Камчатке, без перевозки на полуостров, – а ведь это самый чувствительный камчатский вопрос. Авиационный транспорт сегодня, по сути, является безальтернативным для Камчатки; при этом львиная доля рынка авиаперевозок занята “Аэрофлотом”. Поскольку пик туристического сезона совпадает со временем летних отпусков жителей Камчатки, лишь ограниченное количество туристов имеют возможность перелета по так называемому “плоскому” тарифу “Аэрофлота”. По мере того, как относительно дешевые билеты раскупаются, в продаже остаются сложные и дорогие стыковки через Новосибирск, Хабаровск и Владивосток, неподъемные для многих путешественников.

Еще один проблемный аспект заключается в том, что сегодня, оценочно, до половины туров на Камчатке проводятся турфирмами, не имеющими надлежащей государственной регистрации; а проживают путешественники не в гостиницах, а в частном съемном жилье. Такие услуги могут стоить путешественникам дешевле, но, случись что – остро встает вопрос ответственности (а точнее – безответственности). Также “серый” туризм слабо поддается статистическому учету и практически не дает доходов в местный бюджет.

Для цивилизованного развития отрасли "необходимо снижение стоимости регулярных перелётов, развитие туристической инфраструктуры и модернизация аэропортов, и эта работа уже ведётся и на федеральном, и на региональном уровне", – говорится в исследовании со ссылкой на официальные документы и комментарии региональных чиновников.

Что находят поисковики?
Сегодня основные игроки рынка, согласно анализу сайтов туркомпаний Камчатского края, предлагают обзорные экскурсии, выезды с восхождением на вулканы, купание в горячих источниках, треккинговые маршруты, морские прогулки, сплавы, вертолетные экскурсии, рыбалку, конные прогулки, путешествия на снегоходах или собачьих упряжках, и т.д. Линейка, кстати, крайне востребована среди путешественников. Сезоны в камчатском туризме делятся на летне-осенний и зимне-весенний. Но кто же на деле оказывает туристические услуги в регионе?

В основном блоке исследования изучено «конкурентное поле», проведен анализ поисковых запросов и выдачи в интернете. Результат озадачивает. Например, поиск по ключевым словам «Камчатка туризм» выдает более 22 млн результатов, компаний много, но предложения однотипны, – с небольшой разницей в цене. Потому «клиент, с большой долей вероятности, выберет услуги компании с лучшим показателем индексации в поисковиках и красивым оформлением предложения», – подсказывают аналитики. Но при этом свои, камчатские туроператоры, даже крупные – «в поисковой выдаче представлены слабо»: «Лидерами являются далеко не всегда местные компании, а в некоторых случаях – даже не компании, а частные лица». Например, по топовому запросу «Камчатка тур» Яндекс выдает 7 местных компаний, одну московскую и две – из Санкт-Петербурга.



«Поисковик Google демонстрирует еще более «отдаленную» от Камчатки картину», – сообщают авторы маркетингового исследования. «Наиболее тревожно выглядит моделирование внешнего (зарубежного) запроса на туры в Камчатском крае. Первая десятка сайтов по запросу «Kamchatka tourism» (поиск через VPN с IP в Японии) показывает, что в топе выдачи из-за рубежа появляется только одна камчатская туристическая организация – компания «Видение Камчатки» и две международные с реальными турами – австралийская и британская. Это говорит о слабом внимании камчатского бизнеса к сегменту интернет-маркетинга.

“По статистике, на топ-10 выдачи приходится до 90% переходов пользователей, – отмечено в документе. – Соответственно, весь этот траффик, измеряемый десятками тысяч запросов, пока проходит мимо лидеров рынка”. А это огромный потенциал для развития камчатских туркомпаний, отмечают исследователи. Консолидация маркетинговых усилий бизнеса на базе туристской-рекреационного кластера позволит переломить ситуацию, говорится в документе.

Камчатке ставят “лайки"
Что привлекает путешественников на Камчатку? С какими впечатлениями они уезжают с полуострова? Авторы исследования предложили две методики для изучения “обратной связи” – выборочное анкетирование туристов и анализ отзывов на популярных туристических интернет-сайтах.

Так, специально для оценки удовлетворенности путешественников от поездки на Камчатку была разработана анкета по современной методике SERVQUAL. Это своеобразное «ожидание vs реальность». По результатам выборочного анкетирования российских туристов, прилетавших на Камчатку летом 2018 года, реальные впечатления немного уступили ожиданиям. «В целом, ожидания чуть превосходят реальные впечатления: путешественники, к сожалению, уезжают с Камчатки не до конца удовлетворенными, – пишут авторы. – “Диссонанс” не большой, не критический, – но он имеет место. При этом наибольший разрыв обнаружился по критерию «убедительность» (это напрямую касается вопросов сервиса). А параметр, по которому ожидания в целом совпали с реальностью – «осязаемость». Это значит, что люди в полной мере смогли проникнуться камчатской атмосферой, погрузиться в мир красивейшей природы».

Отзывы на популярных интернет-сервисах – tripadvisor.com, отзовик.ру, тонкости.ру – в рамках исследования также «разобрали по косточкам». 150 русских и 50 иностранных комментариев были выбраны рандомно, в 95% из них не упоминались конкретные турфирмы – это предполагает независимость опубликованных мнений. Любопытный нюанс: среди русскоязычных преобладают эмоционально окрашенные позитивные отзывы (47%). Еще 49% – это взвешенные и нейтральные комментарии. И только 4% отзывов носят откровенно негативный характер.

Иностранцы, посетившие камчатский полуостров, чуть более “полярны": эмоциональные «лайки» поставили 53% комментаторов, а доля откровенно негативных отзывов – 9%. Остальные 38% – взвешенные или нейтральные. 

Главной положительной стороной отдыха на Камчатке, по мнению русскоязычных туристов, является дикая природа. Недовольство у наших соотечественников вызывает общая дороговизна Камчатки: пролёт, проживание. «По мнению многих туристов, цены на туры, гостиницы и услуги туроператоров сильно завышены, в то время как уровень сервиса находится на среднем уровне», – замечают в документе. 

Среди интуристов также преобладают восторженные настроения относительно увиденных природных чудес – эмоции зашкаливают. Но особо чувствительных заботят бытовые неудобства, причиной негативных отзывов также зачастую становится уровень сервиса.

Кластерный подход
Казалось бы, вопрос о том, как развивать туризм на Камчатке, задается не в первый раз. Но хорошо структурированные ответы, изложенные понятным языком и на конкретных примерах – это готовый стратегических план для всех, кого сегодня волнует туризм на полуострове. И туркомпании, вошедшие в туристско-рекреационный кластер Камчатского края, уже получают возможности для системного “апгрейда”, для начала – в плане маркетинга.

Так, Центр кластерного развития Камчатского края  рекомендует провести качественную работу по разработке мультифункционального туристического бренда. Компаниям необходимо разработать зонтичный бренд «Туристическая Камчатка», синхронизировав его с официальной фирменной стилистикой Туристского информационного центра Камчатского края. Важным шагом к успеху может стать рождение единого бренда «Туристическая Камчатка», «который базовым образом будет представлен на официальном туристическом портале Камчатского края (visitkamchatka.ru) и параллельно будет использоваться региональными туркомпаниями для позиционирования и продвижения своих продуктов», акцентируют в материале. Одним из первых шагов специалистам видится разработка универсального бренд-бука.

Переводя на обывательский язык, у камчатского туризма должны появиться единые и узнаваемые иконки, логотип, слоганы, бренд-фото и презентации на плоских носителях. Необходим и мультиязычный грамотно наполненный сайт с интеграцией в социальные сети, поддержкой 24/7, формами обратной связи и онлайн-бронированием. «Важное дополнение – наличие реальных отзывов от туристов, раздел с информацией о компании, ее реквизитами, информацией о страховании путешественников». Также необходимо информировать туристов о возможных рисках, предлагать страховые услуги, проводить соответствующую профессиональную подготовку гидов. И, конечно, стоит привлекать на работу экскурсоводов, владеющих одним или несколькими иностранными языками – этот фактор автоматически даст вам фору перед конкурентами.

По информации EastRussia, в конце года такой бренд был разработан по инициативе участников туристско-рекреационного кластера и при поддержке Центра кластерного развития. По инициативе регионального Агентства по туризму и внешним связям новый бренд сразу же был взят в работу. Так, по заданию Агентства региональный Туристский информационный центр выпустил целую линейку информационных материалов, выполненных в свежей стилистике; частично они уже были апробированы на Днях Дальнего Востока в Москве. В декабре был перестроен и сайт Туристского информационного центра – теперь его структура основана на лучших практиках туристических сайтов “близких” Камчатке территорий других стран мира. В скором времени на базе сайта будут интегрированы и продукты камчатских туркомпаний – как участников туристской-рекреационного кластера, так и тех, кто пока не вступил в кластер. А в новом году планируется масштабная презентация нового бренда как на Камчатке, так и на ключевых туристических выставках в России, в Европе и странах АТР.