Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Bring the Far East to the level of South Korea

Bring the Far East to the level of South Korea

Deputy Chairman of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, former President of Yakutia Vyacheslav Shtyrov - about the features of the development of economic zones in the Far East.

- Vyacheslav Anatolyevich, now only the lazy does not speak about the draft law for the accelerated development of the Far East and the Baikal region. Your opinion, when will this law be adopted?

- Let's go back to the developments in the Far East. In 2006, an in-depth analysis of the situation in the region was carried out and it was concluded that without taking any drastic measures, the FEFD is increasingly stagnating. Having considered these materials, the Security Council of Russia decided to develop a strategy for the development of the Far East - in 2009 it was approved.

What is a strategy? This is a document that describes how the Far East should be. We even calculated the quantitative parameters that we want to achieve in the region in terms of gross regional product per capita in terms of living standards, housing security, and so on. Moreover, the reference point was taken not only to the Russian Federation, but also to neighboring countries. In short, by 2025, we had to bring the Far East somewhere to the level of South Korea.

Let's say you took this strategy. And how to implement it? The main tool was chosen such a mechanism of the state program of development of the Far East. With its development, too many copies were broken. A year ago, it was approved. The program easily performs the part assigned to the Government. This is what is done at the expense of the budget. But this is not enough. The state cannot have such a necessary amount of funds to move everything in the right direction in the Far East. It means that it is supposed that various kinds of capital should come here - Russian, foreign. And how will he come? For every ruble of public investment, 10-12 private rubles should be attracted. What are the conditions for this?

- Yes, in fact, these conditions do not exist ...

- It is more profitable to invest in the European part, where the population is larger, the market is larger, the transport infrastructure is developed and it is possible to connect to networks and so on. And here it is unprofitable. Therefore, the investor does not go. In addition to the program, you should create a special mechanism to get it here.

After the meeting of the State Council in November, 2012, under the leadership of President Vladimir Putin, the idea arose that it is high time in the region to create special working conditions for business and people's lives. Then it was decided to develop a special law that would establish certain preferences for those who work in the Far East: tax, tariff, preferential. And such work with 2012 year is underway.

- We, ordinary inhabitants of the Far East, do not believe that by the year of 2025 we will reach the level of South Korea ...

- I want to remind you that after the Second World War, South Korea exported a single product - sewing needles, which they made manually. And, of course, no one believed that South Korea would reach some heights. But they have reached. And if we take our own history, the Soviet Union for 10-15 years in the 1930-ies passed the same path that other countries in several decades passed. Everything is in our hands, the main thing is that the mechanisms for the implementation of these tasks are properly targeted. Law is an important mechanism. I can not say that the law will be adopted very simply, easily. Ahead, after a text appears that can really be discussed and adopted as a basis and move forward as a law, there are many different disputes. Some people say, "Why should special conditions be created for the Far East ..." We have to prove, say: "And you know that ..." If we make equal legislative conditions for the West and for the East, this is exactly what inequality turns out to be. Therefore, there is still a lot of work ahead.

- Let's discuss the features of those economic zones on which the development of the Far East is supposed to rely.

- I will say at once that this is a useful thing, but I do not think that the only thing, and the main thing, is that behind the scenes in this case there are many questions - the social nature, the agro-industrial complex, the construction of railways and so on. Nevertheless, it is necessary to do this. Now the law on the territories of advanced development, which was created by the southeast, is moving. Sometimes people ask how it relates to our law. This law will be integrated into our law - as a special case. We will therefore support him, help him to accept, he, in my opinion, even before our will be adopted. It is within the framework of this law that it is possible to create such special zones.

We must find such highlights that will be placed in these zones and give the result. If we take our republic, then, in my opinion, these are two such manufactures. We must fulfill our further dream, create a territory ahead of the zone for the jewelry and diamond industry. We have not solved many issues: there is no customs, there are no tax benefits. They live like wild sprouts: he who survives survives. And you could create something ... There is a gemopolis in Thailand, where the territory is fenced with a barbed wire fence and protected. At the entrance there is an administrative block in which the customs house is located, the assay office - all inspectors, tax inspections and so on. There gets raw materials - the same stones, semiprecious, precious, gold. And there are dozens of factories. They make finished products there and go back through this office to different parts of the globe. If they are sent for export, they generally have very large benefits. If they are inside, the benefits are smaller, but benefits. That is, in Yakutsk it is necessary to create lapidary diamond complexes.



And the second - just need on the basis of basalt fibers, because we still have raw materials. I would say that not every basalt can be suitable for production. He must have certain qualities, properties, we have them. And there are already worked out technologies, after all the project we started together in "Rosnano". There is already experience of production and insulation for the national economy, which found its buyer.

- Now people already understand that it is much more profitable to buy basalt than the same polystyrene.

- Experiments are being conducted on the production of reinforcement for building structures. This is generally a revolution, which means that we must give up metal, save it. Trial works are being carried out on the use of structures made from basalt for road and underground mines. "Alrosa" is testing there ... Why is it important for underground mines? Because there is an aggressive environment. Waters, which are struggling in underground mines, carry in themselves different salts, substances. Metal corrosion is exposed, constantly they have problems, crashes. Here, maybe, our basalt structures will find application. They are tested there. We still have to go further, make them products for the production of pipes and everything else. That is, this would be an important direction in the development of composite and structural materials. In the Soviet Union, entire institutions worked on this topic. Then the business was abandoned, but now it is reborn on a new technological level. You can place a whole series of such productions in Yakutsk and make a special zone for them. I think it would have found its own application in the entire Far East. And on the other hand, it is possible to expand from here to other entities, it is quite possible to create similar enterprises in Primorye and so on.

- The same housing and communal services of the State Unitary Enterprise Utilities prefer to buy Izover, than our Sakhabazalt. And why should they not buy from Sakhabazalt material that is durable, better and healthier less dangerous ?!

- We have adopted a special law on the new state-contract system, which treats purchases in a new way. It provides more opportunities for purchases from local producers. There are attempts to shield unscrupulous suppliers, who have nothing but a pen, when they cut prices sharply and so on. Let's see how this law will work now. This is the first.

And secondly, we have a whole section in our law on the Far East, which directly orients us that Far Eastern enterprises should receive priority in public procurement. Of course, I will tell you directly that the Federal and Anti-Monopoly Service and the Price Committee are protesting against this ... Nevertheless, we will decide.

- How do you feel about the situation in the Crimea, where at the moment they are investing heavily? Everyone has concerns, will other regions be affected in this regard?

- The government has decided to act in relation to the Crimea in economic terms in approximately the same vein in which we are working on the Far East. They want to create a special economic zone there. By this, the Government wants to ensure that most of the projects that can be implemented in the Crimea are connected with agriculture, with tourism, and with the help of private capital. As we talk about the Far East, they also talk about the Crimea: it is necessary to create such conditions there that the capital would go there without thinking that it is profitable and so on. This will remove the burden from public funds, the budget, if all this succeeds. You will say: where to get capital and so on. But look, what was the outflow of capital from Russia for all these years? Yes, of course, there were foreign investors, foreigners bought our shares - the so-called. speculative capital, but they will come and go. The lion’s share is the profit earned by our companies. These capitals are there, they must be returned to the country and sent in streams for the development of the country. This, of course, is not an administrative way, but the creation of conditions. Government investments will also be required - this is understandable. It is necessary to make a bridge across the Kerch Strait, it is necessary to tighten the infrastructure, which, unfortunately, was destroyed during the time when Crimea was part of Ukraine.

Our specialists who work there say that there is a lot of work on infrastructure in the Crimea, on power plants - there is not enough electricity. Gasification of settlements. There is a gas there, but its extraction still needs to be organized. On the construction of roads, on the restoration of large objects that may be of national importance - such as “Artek” and so on. It seems that we have reserves, they are growing, so I do not think that this will affect the problems of the Far East painfully.

Published in the newspaper "Your right"

August 14: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вывести Дальний Восток на уровень Южной Кореи

Вывести Дальний Восток на уровень Южной Кореи

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, бывший президент Якутии Вячеслав Штыров – об особенностях развития экономических зон на Дальнем Востоке.

- Вячеслав Анатольевич, сейчас только ленивый не говорит о законопроекте ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Ваше мнение, когда же этот закон будет принят?

- Давайте вернемся к развитию событий на Дальнем Востоке. В 2006 году был проведен глубокий анализ ситуации в регионе и сделан вывод о том, что без принятия каких-то решительных мер ДВФО все больше стагнирует. Рассмотрев эти материалы, Совет Безопасности России принял решение о разработке стратегии развития Дальнего Востока – в 2009 она была утверждена.

Что такое стратегия? Это документ, который описывает, каким должен быть Дальний Восток. Были даже рассчитаны количественные параметры, которых мы хотим достичь в регионе по объему валового регионального продукта на душу населения по показателям уровня жизни, обеспеченности жильем и так далее. Причем ориентир брался не только на Российскую Федерацию, но и на соседние страны. Короче говоря, к 2025 году мы должны были вывести Дальний Восток где-то на уровень Южной Кореи.

Допустим, приняли эту стратегию. А как ее реализовывать? Главным инструментом была избран такой механизм государственной программы развития Дальнего Востока. При ее разработке тоже было много копий сломано. Год назад ее утвердили. Программа легко выполняет ту часть, которая возложена на Правительство. Это то, что делается за счет бюджета. Но ведь этого мало. Государство не может иметь такой необходимый объем средств, чтобы сдвинуть на Дальнем Востоке все в нужном направлении. Значит, предполагается, что сюда должен прийти разного рода капитал – российский, иностранный. А как он придет? На каждый рубль государственных вложений надо привлечь 10-12 рублей частных. Какие для этого созданы условия?

- Да, на самом деле условий этих и нет…

- Выгоднее вкладывать деньги в европейскую часть, где и население больше, рынок крупнее, транспортная инфраструктура развита и можно подключиться к сетям и так далее. А здесь невыгодно. Поэтому инвестор и не идет. В дополнение к программе следует создать особый механизм, чтобы он сюда пошел.

После заседания госсовета в ноябре 2012 года под руководством президента Владимира Путина впервые возникла идея о том, что в регионе пора создать особые условия работы для бизнеса и жизни людей. Тогда было принято решение о необходимости разработки специального закона, который бы установил определенные преференции тем, кто работает на Дальнем Востоке: налоговые, тарифные, льготные. И такая работа с 2012 года ведется.

- Нам, простым жителям Дальнего Востока, не верится, что к 2025 году мы достигнем уровня Южной Кореи…

- Я хочу напомнить, что после Второй Мировой войны Южная Корея экспортировала один-единственный товар – швейные иголки, которые они вручную делали. И, конечно, никто не верил, что Южная Корея достигнет каких-то высот. Но они достигли. А если взять нашу собственную историю, Советский Союз за 10-15 лет в 1930-е годы прошел такой же путь, который другие страны за несколько десятилетий проходили. Все в наших руках, главное, чтобы были правильно нацелены механизмы для реализации этих задач. Закон – это важный механизм. Я не могу сказать, что закон будет принят очень просто, легко. Впереди, после того как появится текст, который действительно можно уже обсуждать и принимать за основу и двигать дальше в качестве закона, много разных споров. Некоторые говорят: «А почему для Дальнего Востока должны быть созданы особые условия…» Приходится доказывать, говорить: «А вы знаете, что…» Если мы делаем равные законодательные условия для Запада и для Востока, как раз и получается неравенство. Поэтому впереди еще много работы.

- Давайте обсудим особенности тех экономических зон, на которых развитие Дальнего Востока предполагает опираться.

- Я сразу скажу, что это полезное дело, но не считаю, что единственное и главное, потому что за кадром в этом случае остаются многие вопросы - социального характера, агропромышленного комплекса, строительства железных дорог и так далее. Тем не менее заниматься этим надо. Вот сейчас двигается закон о территориях опережающего развития, который создан юго-востоком. Иногда спрашивают, как он соотносится с нашим законом? Этот закон будет интегрирован в наш закон - как частный случай. Мы поэтому его поддержим, поможем его принять, он, по-моему, даже раньше нашего будет принят. Вот в рамках этого закона возможно создание таких особых зон.

Мы должны найти такие изюминки, которые будут размещены в этих зонах и дадут результат. Если взять нашу республику, то, на мой взгляд, это два таких производства. Надо выполнить нашу дальнейшую мечту, создать территорию опережающую зону для ювелирной и алмазо-промышленности. У нас не решены многие вопросы: нет таможни, нет никаких налоговых льгот. Они живут, как дикие ростки: кто выживает, тот и выживает. А можно было бы создать нечто… Есть гемаполис в Тайланде, где территория огорожена забором с колючей проволокой и охраняется. На въезде стоит административный блок, в котором находится таможня, пробирная палата – все контролеры, налоговая инспекции и так далее. Туда попадает сырье – те же самые камни, полудрагоценные, драгоценные, золото. А там десятки заводов. Они там делают готовую продукцию и обратно через этот офис ее отправляют в разные точки земного шара. Если они отправляют на экспорт, у них вообще очень большие льготы. Если они внутри, льготы меньше, но льготы. То есть в Якутске надо создать гранильные бриллиантовые комплексы.

А второе – как раз нужно на основе базальтовых волокон, потому что у нас все-таки сырье. Я бы сказал, не любой базальт может подойти для производства. Он должен обладать определенными качествами, свойствами, у нас они есть. И есть уже отработанные технологии, ведь проект мы начинали вместе в «Роснано». Уже есть опыт производства и утеплителей для народного хозяйства, которое нашло своего покупателя.

- Сейчас люди уже понимают, что гораздо выгоднее покупать базальт, чем тот же полистирол.

- Ведутся эксперименты по производству арматуры для строительных конструкций. Это вообще революция, значит, мы должны отказаться от металла, сэкономить его. Ведутся пробные работы по использованию конструкций, сделанных из базальта для дорожных и для подземных рудников. «Алроса» там испытывает… Почему это важно для подземных рудников? Потому что там агрессивная среда. Воды, с которыми борются на подземных рудниках, несут в себе разные соли, вещества. Металл коррозии подвергается, постоянно у них проблемы, аварии. Вот там, может быть, наши базальтовые конструкции найдут применение. Они там испытываются. Надо еще дальше идти, делать из них продукцию для производства труб и всего остального. То есть это было бы важное направление по развитию композитных и конструкционных материалов. В Советском Союзе целые институты работали над этой темой. Потом дело было заброшено, но теперь возрождается на новом технологическом уровне. Можно целую серию таких производств разместить в Якутске и сделать для них особую зону. Я думаю, она бы сама по себе нашла применение на всем Дальнем Востоке. А с другой стороны, можно отсюда делать экспансию в другие субъекты, вполне можно подобные предприятия создать в Приморье и так далее.

- То же наше жилищно-коммунальное хозяйство ГУП ЖКХ предпочитает покупать «Изовер», чем наш «Сахабазальт». А почему бы им не приобретать у «Сахабазальт» материал, который долговечнее, качественнее и для здоровье менее опасен?!

- Мы приняли специальный закон новый о государственно-контрактной системе, который по новому трактует закупки. Там дается больше возможностей для закупок у местных производителей. Есть попытки поставить заслон недобросовестным поставщикам, которые кроме ручки ничего не имеют, когда они снижают резко цены и так далее. Посмотрим, как сейчас этот закон заработает. Это первое.

А второе – мы в своем законе о Дальнем Востоке имеем целый раздел, который прямо ориентирует на то, что приоритет в госзакупках должны получить дальневосточные предприятия. Конечно, я вам прямо скажу, что против этого протестуют Федеральная и Антимонопольная служба и комитет по ценам… Тем не менее, будем решать.

- Как вы относитесь к ситуации в Крыму, куда на данный момент вкладывают большие средства? У всех опасения, не будут ли ущемлены другие регионы в этом плане?

- Правительство решило действовать в отношении Крыма в экономическом плане примерно в том же ключе, в котором мы ведем работу по Дальнему Востоку. Они хотят создать там особую экономическую зону. Этим самым Правительство хочет добиться, чтобы большая часть проектов, которые могут быть реализованы в Крыму, были связаны с сельским хозяйством, с туризмом, чтобы они шли за счет частного капитала. Как мы говорим о Дальнем Востоке, так же они говорят о Крыме: надо создать там такие условия, чтобы капитал сам туда шел, не задумываясь, что это выгодно и так далее. Это снимет нагрузку с государственных средств, бюджета, если это все удастся. Вы скажете: а где взять капиталы и так далее. Но посмотрите, какой отток капитала из России за все эти годы был? Да, конечно, там были иностранные инвесторы, иностранцы покупали наши акции – т.н. спекулятивный капитал, но они то придут, то уйдут. Львиная доля – это прибыль, которую заработали наши компании. Эти капиталы есть, их надо вернуть в страну и направить потоками для развития страны. Это, конечно, не административным путем, но созданием условий. Потребуются и государственные вложения – это понятно. Надо делать мост через Керченский пролив, надо подтягивать инфраструктуру, которая, к сожалению, разрушена была за то время, когда Крым находился в составе Украины.

Наши специалисты, которые там работают, говорят, что в Крыму предстоит большая работа по инфраструктуре, по электростанциям - там не хватает электроэнергии. По газификации населенных пунктов. Там есть свой газ, но его добычу еще надо организовать. По строительству дорог, по восстановлению крупных объектов, которые могут иметь общенациональное значение – типа «Артека» и так далее. Вроде бы у нас резервы есть, они прирастают, поэтому я не думаю, что это скажется болезненно проблематике Дальнего Востока.

Опубликовано в газете "Ваше право"