Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вызов для Индонезии

Индонезия должна стать флагманом усиления АСЕАН

Вызов для Индонезии

На фоне постоянно эволюционирующих вызовов современности Ассоциация стран Юго-Восточной Азии должна оставаться эффективной. Усиление Китая ведет к важным изменениям в глобальной расстановке геополитических сил. Вместе с так называемым «поворотом» США в сторону Азии эти изменения создают новые вихри нестабильности в регионе.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии находится в центре институциональной структуры региона. Будучи во главе процессов экономической интеграции в течение четырех десятилетий активного роста, АСЕАН дала возможность десяти государствам-членам прыгнуть выше головы во влиянии на международные отношения в целом и отношения между азиатскими странами в частности.

Во времена кризисов АСЕАН всегда рассматривала Индонезию как своего лидера. Размер страны, гибкая демократическая система, экономическая производительность и относительная военная мощь делают страну «первой среди равных» в сообществе стран Юго-Восточной Азии. За пределами региона влияние Индонезии начинает расти в силу ее участия в G-20, форумах АТЭС, Всемирной Торговой Организации и активного участия в разработке вопросов, связанных с климатическими изменениями. Сейчас даже слышны голоса, говорящие о том, что Индонезия «переросла» формат АСЕАН и должна стремиться к чему-то более глобальному.

Впрочем, это не означает, что Индонезия всегда добивается своего в региональных вопросах. Например, в 2004 году провалилось ее предложение создать региональную систему безопасности в таком виде, как она предусмотрена в Хартии АСЕАН. Вместо этого было решено прибегнуть к политике «мягкого сотрудничества», что даже близко не соотносилось с предложенными Джакартой мерами.

Защищая себя

Сейчас, тем не менее, появилась новая угроза безопасности Юго-Восточной Азии. Она исходит от усиления Китая, который пытается стать сверхдержавой, бросая вызов ослабленным и отвлеченным США.

Китай уже использует свои растущие военные возможности, чтобы продвигать свои интересы в районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Недавно Пекин объявил о создании зоны ПВО, покрывающей большую часть Восточно-Китайского моря, включая зоны, которые относятся к территориальным водам Японии и Южной Кореи. Всего шесть дней спустя китайская провинция Хайнань опубликовала новые правила рыболовства, которые относятся к региону площадью 2 млн кв. километров, включая воды Филиппин и Вьетнама.

Оба заявления укрепили опасения в Азиатско-Тихоокеанском регионе по поводу стратегических намерений Китая. Заявление о зоне ПВО, в частности, увеличило напряжение до такой степени, что даже небольшой просчет со стороны как японских, так и китайских судов, которые патрулируют акваторию спорных островов Сенкаку – известных в Китае как Дяоюйдао, - может привести к конфликту. Китай основательно рассчитывает на расширение своей системы ПВО на все Южно-Китайское море. Это будет стеснять морские и воздушные коммуникации, и, возможно, серьезно повлияет на Юго-Восточную Азию в целом. Стратегическое расположение Юго-Восточной Азии, позволяющее контролировать Малаккский пролив, создает огромные преимущества. Регион не может позволить себе ситуацию, при которой транспортные пути стеснены решением одной страны изменить статус-кво в нарушение международного права.

Защищая свои интересы, страны Юго-Восточной Азии не могут полагаться только на поддержку стратегических партнеров. Они должны расширять собственные возможности. Неудивительно, что рост расходов на оборону в Юго-Восточной Азии является одним из самых больших в мире. Однако ни одна из стран региона не способна идти нога в ногу с Китаем. Единственный путь АСЕАН заключается в усилении взаимоотношений по безопасности среди стран-членов организации и создание связей в сфере безопасности со стратегическими партнерами. В ходе этого процесса АСЕАН и ее разнообразные форумы по безопасности должны эволюционировать из собраний, на которых страны делятся информацией, во встречи, на которых обсуждается оборонное сотрудничество, а также решение и предотвращение конфликтов.

Недофинансирование и малочисленность

Кроме того, если АСЕАН рассчитывает построить систему безопасности, адекватную требованиям 21-го века, ей необходим способный на это секретариат. К сожалению, Секретариат АСЕАН (АСЕК) слишком мал для нынешних задач, не говоря уже об их расширении. Ежегодные финансовые вклады в АСЕК, установленные в размере полутора миллионов долларов от каждой страны-члена организации, составляют ее пятнадцатимиллионный бюджет, который в пересчете на душу населения (600 млн чел.) составляет два с половиной цента на человека. Это жалкие гроши для организации с такими амбициями, как у АСЕАН. В противоположность АСЕАН, Еврокомиссия получила более 200 млрд долларов в виде вкладов от стран-членов ЕС в 2012 году, что эквивалентно 400 долларам на человека – в 16000 раз больше.

Проблема АСЕК заключается не только в нехватке денег. Штат из 260 человек не справляется с таким большим количеством обязанностей. Не идет на пользу и то, что две трети персонала назначается из бюрократических кругов стран-участников, вместо того чтобы набирать работников на конкурсной основе, предлагая зарплаты, адекватные местному рынку.

АСЕАН сформировала рабочую группу для поддержки АСЕК. Индонезия должна убедить ее придерживаться инновационной линии поведения и предложить фундаментальные изменения, чтобы сделать секретариат способным выполнять всю полноту задуманных функций. Затем страна должна настоять на дополнительной материальной поддержке для АСЕК со стороны своих коллег по АСЕАН.

Будущее Индонезии – в сотрудничестве с Юго-Восточной Азии. Если страна собирается сформировать собственную геостратегическую среду обитания, то она должна работать вместе с соседями на постройке институционального каркаса региона. АСЕАН необходимо создать систему безопасности, которая будет способна защитить жизненно важные интересы стран региона и суверенитет своих членов. В прошлом, когда организации было необходимо четкое лидерство, Индонезия обеспечила его. Теперь Индонезия должна ответить на вызов снова.

Перевел Михаил Ботвинник эксклюзивно для EastRussia.ru