Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Взятки не гладки

Взятки не гладки
Заместитель генерального прокурора РФ Юрий Гулягин в интервью EastRussia, приуроченному к совместному заседанию коллегий Генеральной прокуратуры РФ и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, которое состоится на этой неделе в Хабаровске, подвел итоги работы прокуратуры за прошлый год, рассказал о роли органов надзора в деятельности по ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке, и высказал мнение о том, почему важно встречаться с гражданами лично.

- Юрий Александрович, с момента нашей последней встречи прошло чуть больше года. Изменилась ли ситуация с коррупцией на Дальнем Востоке?

- Противодействие коррупции, безусловно, остается приоритетным направлением деятельности органов российской прокуратуры. Мы стараемся прилагать усилия по укреплению соблюдения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, бюджетного законодательства, законов, связанных с использованием государственного и муниципального имущества, размещением заказов.

Например, в 2014 году в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) выявлено 1188 преступлений коррупционной направленности. Большая их часть - взятки, число которых за год увеличилось более чем на 60% (с 276 до 445). При этом у правоохранительных органов в связи с высокой латентностью преступлений имеются резервы для дальнейшей работы.

В округе, безусловно, еще имеется ряд проблем, требующих внимания. Незавершенной остается работа по предоставлению пострадавшим при наводнении в полном объеме компенсационных выплат, приобретения (строительства) жилья, капитального ремонта поврежденного жилищного фонда, потребность в которых возникла на основании принятых судебных решений после 1 октября 2014 года.

Сохраняют свою актуальность вопросы противодействия преступлениям и правонарушениям, связанным с распоряжением государственным имуществом Российской Федерации, его использованием. В сферу криминальных интересов вошли и бюджетные средства, выделенные на мероприятия по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения в 2013 году. В Хабаровском крае, Амурской и Магаданской областях, Еврейской автономной области зарегистрировано 42 факта хищений.

На территории округа реализуется 20 государственных программ Российской Федерации, 20 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования на сумму около 120 млрд рублей и свыше 200 региональных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие Дальневосточного региона и на улучшение жизни граждан. Наиболее масштабными из них являются строительство космодрома «Восточный» в Амурской области, объектов энергетики в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях. Уверен, что активная позиция органов прокуратуры и системный надзор за исполнением законодательства обеспечат выполнение всех поставленных задач.

- Можно ли привести примеры наиболее значимых и резонансных дел, находящихся на финальных стадиях работы?

- Одним из громких, пожалуй, является уголовное дело в отношении бывших председателя и двух членов контрольной подкомиссии Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Объединение инженеров проектировщиков». Надзор за расследованием дела осуществлялся управлением Генеральной прокуратуры РФ в ДФО. По нему уже состоялся обвинительный приговор. Фигуранты дела осуждены по 26 эпизодам коммерческого подкупа, совершенного группой лиц по предварительному сговору, за незаконное получение от представителей коммерческих организаций денежных средств в общей сумме 1,6 млн рублей за составление положительных актов проверок. При задержании подсудимых правоохранительные органы обнаружили 1,5 млн рублей, которые обращены в доход государства.

Выплыть на воде

- С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», нормы которого направлены на усиление контроля за расходованием бюджетных средств при проведении торгов.

- Закон и принятые в целях его реализации подзаконные нормативные правовые акты детально урегулировали все этапы проведения закупок, устанавливая при этом широкий круг обязанностей для участников контрактной системы, невыполнение которых влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Если в 2013 году органами прокуратуры выявлено без малого 5,5 тысяч нарушений закона, то в 2014 году – 6,8 тысяч нарушений. Типичными из них остаются размещение заказов вне установленных процедур либо их несоблюдение, нарушение порядка информационного обеспечения участников, неправомерное изменение условий контрактов. Наряду с перечисленными появились и новые, обусловленные изменениями в законодательстве, такие как: несвоевременное опубликование на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов-графиков размещения заказов, информации об исполнении контрактных обязательств и другие.

Инструментарий прокурорского реагирования не изменился: в качестве основной меры, позволяющей устранить нарушения и тем самым скорректировать правоотношения, складывающиеся между заказчиками и исполнителями государственных и муниципальных контрактов, являются представления, которых в истекшем году внесено свыше 1700. По результатам их рассмотрения нарушения устранены, к дисциплинарной ответственности привлечены более 1000 виновных должностных лиц. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 120 должностных лиц.

По результатам проводимых проверок в целях реализации положений конкурентного законодательства соответствующие материалы прокуроры направляют в антимонопольные органы.

- В ушедшем году органами исполнительной власти РФ, а также чиновниками нескольких субъектов Дальнего Востока (Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области) делалось достаточно много для устранения последствий и обеспечения населения жильем после беспрецедентного наводнения, произошедшего в 2013 году. Вместе с тем было много и нарушений Закона, отставок. Могли ли бы Вы чуть подробнее рассказать о работе вашего ведомства в этой части?

- Органами государственной власти и местного самоуправления проведена значительная работа по ликвидации последствий паводка, восстановлению прав пострадавших. Вместе с тем, результаты прокурорского надзора показали, что уполномоченные органы не всегда были готовы эффективно противостоять чрезвычайной ситуации, допускали нарушения законодательства, которые устранялись мерами прокурорского реагирования. Всего прокурорами с начала паводка выявлено и пресечено 5,5 тысяч нарушений, внесено свыше 4 тысяч актов прокурорского реагирования, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 383 должностных лица, по инициативе прокуроров возбуждено 23 уголовных дела.

Если говорить о допускаемых чиновниками нарушениях, то чаще всего их допускали должностные лица органов местного самоуправления. Такие факты стали возможными ввиду ненадлежащего контроля за их деятельностью, как со стороны органов государственной власти, так и общества. Например, в Хабаровском крае прокуратурой Комсомольского района установлено необоснованное включение бывшей главой администрации Бельговского сельского поселения в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан, не имеющих права на получение единовременной материальной помощи и компенсации за утрату имущества первой необходимости, в результате чего государству причинен ущерб в сумме 720000 рублей. Приговором Комсомольского районного суда должностное лицо признано виновным и осуждено по ч.3 ст.159 УК.

Чтобы узнать о проблемах, волнующих людей, органы прокуратуры осуществляли прием граждан во Временных приемных Генерального прокурора Российской Федерации, куда за весь период их работы обратилось свыше 700 граждан. Всего в органы прокуратуры поступило более семи тысяч обращений, 45% из которых удовлетворены, для устранения нарушений, восстановления прав граждан внесено более 3-х тысяч актов прокурорского реагирования. Большинство поступивших обращений связано с вопросами защиты жилищных прав граждан, повторного обследования жилья, несогласия с выводами межведомственных комиссий о результатах обследования.

Эти цифры, возможно, не отражают весь объем выполненной работы. Однако за каждым обращением - судьба отдельного человека или семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также конкретный факт нарушения их прав и принятые меры по их восстановлению.

Так, в Еврейской автономной области местные жители обратились в прокуратуру с заявлениями о несогласии с заключением межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, признавшей помещения пригодными для проживания. Было установлено, что в состав комиссии не входили представители контролирующих органов - регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Такими действиями представители власти не только не соблюдали установленные законом требования, но и принимали изначально необоснованные решения, чем нарушали права граждан. Для защиты прав заявителей прокурор города Биробиджана направил в суд заявления о признании обследования жилых помещений, актов и заключений межведомственной комиссии незаконными и возложении на орган местного самоуправления обязанности по проведению повторного обследования домов. В результате суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме.

Особое внимание уделялось соблюдению законодательства при строительстве жилья для пострадавших граждан. К 1 октября 2014 года работа по строительству и восстановлению жилья закончена на всех территориях. К построенным жилым домам подведены инженерные коммуникации, обеспечена подача тепло-, электроэнергии. Между тем, законность при оказании данных мер государственной поддержки обеспечивалась не всегда. Прокурорами в деятельности органов власти выявлено 460 нарушений законов, внесено 303 акта реагирования, привлечено к ответственности 50 должностных лиц. В Хабаровском крае выявлены нарушения при ведении строительных работ по возведению жилых домов для пострадавших граждан в селе Ачан Амурского района. В проектной документации подрядной организации не были предусмотрены мероприятия для защиты стальных конструкций от коррозии, также выявлены отступления от проектной документации, факты замены материалов и отопительного оборудования на иные, не предусмотренные проектом. За нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов директор строительной организации по инициативе прокурора привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. По представлению прокурора нарушения закона устранены. В целях недопущения в дальнейшем аналогичных фактов директору краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Минстроя края» первый заместитель прокурора Хабаровского края объявил предостережение о недопустимости нарушений.

Дальше в лес - больше дров

- Летом, во время Вашей поездки в Магаданскую область, пресса сообщала со ссылкой на Вас, что создается новое подразделение - специализированная природоохранная прокуратура. Что это за структура?

- Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» во всех без исключения органах прокуратуры действуют принципы единства, централизации и подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В соответствии с этими принципами все территориальные и специализированные прокуратуры на территории Российской Федерации составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации, т.е. вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами.

Отвечая на вторую часть данного вопроса, я бы назвал соблюдение законности в сфере охраны лесов от пожаров.

Всего в прошедшем году на территории округа зарегистрировано 2114 лесных пожаров на площади 1773156 гектаров. Наибольшая площадь пройдена лесными пожарами в Республике Саха (Якутия), Амурской области и Приморском крае.

Проведенный нами анализ показал, что уполномоченными органами в целом осуществлены мероприятия по предотвращению лесных пожаров, формированию сил и средств, достаточных для их ликвидации, выделению финансовых средств на указанные цели. Вместе с тем в Приморском крае лишь по представлению прокурора края в государственную программу «Развитие лесного хозяйства в Приморском крае на 2013 – 2017 годы» внесены изменения, которыми предусмотрено дополнительное выделение из краевого бюджета финансовых ассигнований на закупку лесопожарной техники.

В 2014 г. прокурорами в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации округа и подведомственных им учреждений выявлялись факты ненадлежащего осуществления предоставленных полномочий в сфере охраны лесов от пожаров. К примеру, в связи с несоблюдением кратности авиа- и наземного патрулирования лесов, неполнотой осуществления полномочий по государственному пожарному надзору в лесах Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой принимались меры реагирования в отношении начальника ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза», директора ГАУ Амурской области «Зейский лесхоз» и руководителя ГКУ Амурской области «Зейское лесничество». По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования приняты меры к недопущению впредь подобных нарушений, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

На системной основе прокурорами проводились надзорные мероприятия за исполнением территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, дирекциями (администрациями) особо охраняемых природных территорий федерального значения требований законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, при наличии оснований применялись меры прокурорского реагирования. Только по представлению прокуратуры Приморского края управлением Росприроднадзора по краю приняты меры к надлежащему осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, неосуществлением контроля за исполнением требований пожарной безопасности в национальном парке «Удэгейская легенда» и федеральном заповеднике «Кедровая падь».

В Хабаровском крае, Амурской, Магаданской и Еврейской автономной областях выявлены случаи ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления возложенных полномочий по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичными мерами пожарной безопасности в границах населенных пунктов. По каждому из них также приняты меры прокурорского реагирования.

Всего в прошедшем году прокуроры выявили свыше 4 тыс. подобных нарушений. Для их устранения опротестовано 140 правовых актов, внесено более тысячи представлений, по инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 625 лиц, к административной ответственности - более 350 лиц, объявлено более 350 предостережений. В суд направлено 340 заявлений о признании бездействия органов государственной власти, местного самоуправления и лесопользователей незаконным, а также о возложении обязанности по выполнению требований лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности. Из них 245 уже рассмотрены и удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении.

- В прошлом интервью EastRussia Вы особо отмечали ценность возможности побеседовать с гражданами во время личных приемов. 12 декабря, в день Конституции РФ, на всей территории страны по поручению Президента Российской Федерации прошел общероссийский день приема граждан, который впоследствии будет ежегодным. Какие из просьб и обращений людей напрямую к Вам наиболее запомнились?

- Безусловно, такие приемы и другие встречи с гражданами позволяют нам дополнительно изучить состояние законности в различных сферах. Использование такой формы непосредственного общения также расширяет возможности получения ими квалифицированной юридической помощи, предоставляет им дополнительную возможность пользоваться своими правами и свободами, в том числе правом на обращение в государственные органы.

Только сотрудниками управления в 2014 году принято на личном приеме более 600 заявителей. Мною на личном приеме в истекшем году принято более 100 граждан. Их волновали различные вопросы.

К примеру, один из заявителей обратился с жалобой на нарушение его жилищных прав и непринятие в связи с этим мер органами прокуратуры Приморского края. По моему поручению проверка по обращению проведена работником управления с выездом в г.Владивосток. К ней были привлечены специалисты государственных жилищной и трудовой инспекций, краевого управления Роспотребнадзора, сотрудники УМВД России по Приморскому краю. В ходе нее установлено, что организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором проживает заявитель, надлежащее содержание и санитарно-эпидемиологическое состояние общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не обеспечено, допускались нарушения законодательства при раскрытии информации о своей деятельности, нарушались права жителей многоквартирного дома на благоприятные и безопасные условия проживания. По инициативе жилищной инспекции директор управляющей организации привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ (нарушение требований о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами), по ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и нежилых помещений) в виде штрафа. По моему представлению приняты конкретные меры к устранению нарушений закона, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. И это не единичный пример.

Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе эффективно используется и такая форма общения с гражданами, как онлайн-конференции, проводимые информационными агентствами в сети Интернет.

Так, в мае нами организована конференция под заглавием «Управа на «управляйки» в Приморье есть». Мы преследовали цель дополнительно изучения состояния законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании сообщений граждан. Участники смогли узнать, куда и как обращаться с той или иной проблемой в названной сфере, обратиться с жалобой на действия чиновников, получить разъяснение действующего законодательства и реальную помощь.

Например, в связи с обращением одного из участников конференции из Приморского края прокуратурой выявлены факты ненадлежащего исполнения УК «Прометей» обязанности по содержанию общего имущества в доме в п.Врангель г.Находки. Для устранения нарушений законодательства руководителю организации внесено представление, по инициативе прокуратуры района директор данной компании привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) в виде штрафа. Благодаря вмешательству прокуратуры выполнены работы по восстановлению кровли дома заявителя, окраске лестничных клеток и ремонту другого имущества, управляющая организация стала проводить работу по взысканию задолженности по квартплате, 2 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Выборы – в законе

- Какие главные задачи Вы ставите для себя и курируемого Вами подразделения Генеральной прокуратуры РФ в наступившем году?

- Прежде всего, я бы хотел отметить, что в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне прокуроры, как и ранее, задействуют весь арсенал своих полномочий для защиты прав ветеранов и членов их семей. Это не только наш профессиональный, служебных долг, но и долг уважения по отношению к тем людям, кто защищал нашу Родину.

В наступившем году мы также будем исходить из приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина, субъектов предпринимательской деятельности и по-прежнему принципиально реагировать на нарушения закона.

Что касается деятельности управления Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в прошедшем году, она безусловно была нацелена на решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.

Ключевыми направлениями деятельности являлись задачи по защите основ конституционного строя; прав и свобод граждан, в том числе пострадавших от крупномасштабного наводнения 2013 года, индивидуальных предпринимателей; повышение эффективности борьбы с преступностью; контроль за деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий.

Значительное внимание уделялось исполнению законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения, прав граждан на своевременное вознаграждение за труд, прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), соблюдению законодательства о размещении заказов для государственных нужд, о государственной гражданской службе, использовании и защите лесов, в т.ч. от лесных пожаров.

Принятые управлением меры надзорного характера оказали положительное влияние на состояние законности, позволили ее укрепить.

Управлением в течение 2014 года осуществлялась работа по организации деятельности входящих в состав Дальневосточного федерального округа прокуратур субъектов Российской Федерации в сфере государственного строительства и федерализма, за исполнением законодательства о труде, государственной и муниципальной службе, противодействии проявлениям экстремизма и терроризма, о выборах, о лесопользовании.

Принятые в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы меры позволили по состоянию на 01.12.2014 добиться снижения размера задолженности по оплате труда в округе на 39%. В результате вмешательства прокуроров сумма выплаченной задолженности превысила 1 миллиард 800 миллионов рублей. Эта работа проводится нами на постоянной основе.

Системная организация прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, обеспечением бесперебойного тепло- и энергоснабжения населенных пунктов округа способствовала в целом стабильному прохождению отопительного сезона 2013-2014 гг. Анализ поступающих к нам обращений свидетельствует, что по-прежнему имеются проблемы в деятельности органов жилищного контроля, допускаются факты незаконного установления тарифов, неправомерного распоряжения имуществом управляющих компаний, неэффективного расходования средств предприятиями коммунального комплекса. Мы продолжим мониторинг состояния законности при прохождении отопительного периода, контроль за устранением нарушений и восстановлением прав граждан, пострадавших вследствие ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления и организациями обязательств в сфере тепло-, электроснабжения.

Проведенные управлением в поднадзорных территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в округе проверки выявили ряд существенных нарушений законодательства. При проведении проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности и привлечении их к ответственности органы контроля не в полной мере обеспечивали соблюдение законодательства. В 2014 г. нарушения допущены 16-ю органами из 25-ти, для устранения которых приняты необходимые меры реагирования. Президентом Российской Федерации указано на необходимость прозрачного осуществления контрольной деятельности, избавления предпринимателей от давления, заказных проверок, поэтому прокурорами должны быть приняты дополнительные меры по предупреждению подобных нарушений.

Важными для управления остаются вопросы организации надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства о борьбе с терроризмом и экстремизмом. Поскольку органами исполнительной власти и контроля все еще не в полной объеме реализуются возложенные на них функции, органы местного самоуправления продолжают допускать нарушения при принятии и реализации муниципальных целевых программ по профилактике экстремизма и терроризма, прокуроры всех субъектов дополнительно ориентированы на принятие исчерпывающих мер, направленных на предотвращение межнациональной розни, противодействие радикальной идеологии, в том числе в сети Интернет.

В сентябре состоятся выборы. В единый день голосования в Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной областях будут избираться руководители высшего исполнительного органа государственной власти. В Магаданской области планируются выборы депутатов областной думы. В каждом из девяти субъектов округа пройдут выборы в органы местного самоуправления. В период подготовки к проведению избирательных кампаний вопросы соблюдения законодательства о выборах приобретают особую актуальность.

Поскольку окончательно все вопросы, связанные с ликвидацией последствий наводнения и предотвращением вредного воздействия подобных природных явлений, снижению риска их возникновения в дальнейшем, не решены, прокуроры продолжат проведение проверок соблюдения закона при формировании расходной части местных бюджетов на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, резерва финансовых и материальных ресурсов для этих целей. Управлением будет проведена проверка законности региональных нормативных правовых актов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий, в том числе принятых государственных целевых программ в указанной сфере правоотношений.

Обеспечение безопасности государства в экономической сфере продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе. Ежегодно только прокурорами при осуществлении надзора в сфере экономики выявляется от 60 до 70 тысяч нарушений, по мерам реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлекается более 10 тысяч лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждается свыше 200 уголовных дел.

Для защиты интересов государства в настоящее время реализуется Сводный план мероприятий по предотвращению преступлений и иных правонарушений в основных отраслях экономики Дальнего Востока на 2014-2016 годы. Для обеспечения происходящих в экономике региона преобразований имеются значительные резервы. Их реализация возможна только совместными с органами власти усилиями. Учитывая это, в апреле текущего года в Хабаровске запланировано проведение совместного заседания коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, подготовку которого обеспечивает и управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Данное мероприятие позволит принять скоординированные меры по совершенствованию нормотворческой деятельности, повышению эффективности выполнения возложенных функций и предоставленных полномочий органами государственной власти и местного самоуправления в округе, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, а также органами прокуратуры.