От «Аллеи лопухов» на Сахалине и фестиваля граффити во Владивостоке до интерактивного музея с историями дальневосточников: какие творческие проекты представили на питчинге креативных индустрий «Сделано на Дальнем Востоке»
В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.
Одним из ключевых событий форума «Создано на Дальнем Востоке» стал питчинг креативных проектов. Девять участников представили свои идеи, которые, как убеждены их авторы, в случае реализации улучшат жизнь на Дальнем Востоке. Оценивал презентации экспертный совет, возглавляемый гендиректором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым. Вместе с ним судьбу проектов решали хабаровский девелопер, координатор дальневосточного подразделения «Деловой России» Денис Грось, театровед и театральный критик Нина Шульгина и другие эксперты. На выступление каждому участнику отводилось ровно пять минут. За это время необходимо было убедить потенциальных инвесторов в целесообразности и жизнеспособности своей идеи.
«Аллея медуз и лопухов»
Кирилл Ермоленко, приехавший из Южно-Сахалинска, представил проект, призванный повысить туристическую привлекательность островного региона. По его задумке добиться этого можно, вписав в городскую среду скульптурные формы характерных для Сахалина представителей морской фауны и растительности: морского котика, осьминога, ежа. А в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина предполагается построить две аллеи: медуз и лопухов.
Тела медуз автор проекта предлагает сделать из светопропускающего акрила, а щупальца из стекловолокнистого материала. В праздничные дни цвет свечения может меняться, создавая различные световые эффекты. Лопухи для аллеи также должны быть изготовлены из светопроницаемого материала с установленными внутри светодиодными модулями на 256 тысяч цветов свечения. В вечернее время активизируется световое шоу по сценарию.
– Мы считаем, что это нужно и жителям города, чтобы идентифицировать себя с теми природными особенностями, которые существуют на Сахалине, и для повышения узнаваемости самого бренда Сахалина для туристического потока, – говорит Кирилл Ермоленко.
По прогнозу, проект поможет увеличить туристический поток в ближайшие три года на 20 процентов. А окупится он через четыре года. На реализацию идеи необходимо от 15 млн рублей.
«Искусство Востока» – современная художественная керамика
Хабаровский бизнесмен Владимир Намаконов предлагает запустить производство керамики — от фарфора до обычных изделий из глины. На Дальнем Востоке такого рода производств практически не осталось.
– Завод в Хабаровске закрылся в 2005 году. Завод в Приморье закрыли в 2007 году. На сегодняшний день ближайшее предприятие, которое производит керамические изделия, находится в Иркутске, – отметил во время своей презентации Владимир Намаконов.
Для воплощения идеи предпринимателю необходимо финансирование на покупку оборудования, станков. Средства пойдут также на обучение мастеров. С кадрами в этой сфере тотальный дефицит. Меж тем, потребность в посуде в Хабаровске и за его пределами велика — одна только ресторанная индустрия могла бы обеспечить внушительную часть заказов.
На запуск производства необходимо 34 млн рублей. Примерно треть у автора проекта есть, и он готов рискнуть этой суммой.
ИИ и искусство
«Лаборатория нейросетевого искусства» – так называется проект, который придумал актер и режиссер из Хабаровска Виталий Федоров. Опыт в этой сфере у него уже есть — при помощи трех нейросетей он написал гимн для первых международных студенческих игр «Молодость Приморья».
Но творческому хабаровчанину хочется пойти дальше и повести за собой подрастающее поколение. В рамках лаборатории можно больше экспериментировать, «штурмить» командой и создавать продукты, сгенерированные роботом и человеком. Результат сотворчества, весь сгенерированный цифровой контент, можно будет увидеть на выставке-фестивале.
На реализацию необходимо три миллиона рублей, половина суммы уже собрана.
Фильм о креативщиках для креативщиков
Документальный фильм-исследование «Как думают креативные лидеры Дальнего Востока» предложил создать Александр Фаткулин из Владивостока, руководитель видеопродакшена ФАЗА. Автор проекта уверен, что фильм станет своеобразным сборником историй успеха и инструкцией как развиваться на родной земле, пусть и значительно отдаленной от центра России.
– Участники посредством фильма смогут раскрыть и передать способ мышления и картину мира другим. Мы хотим, чтобы творческие люди не уезжали с Дальнего Востока, хотим создать позитивный настрой, – подчеркнул Александр Фаткулин.
Свои взгляды и практики для достижения успеха расскажут 15 героев. В полнометражный фильм войдут интервью, постановочные и репортажные съемки, дополненные графикой, элементами докудрамы, публичными обсуждениями.
Картину планируют распространять через соцсети, онлайн-кинотеатры и фестивали.
Граффити-фест во Владивостоке
Дальневосточный фестиваль уличного искусства Graffest предложил создать Максим Расторгуев из Владивостока. Цель – объединить опытных и начинающих художников уличного искусства и реабилитировать граффити. До сих пор многие ассоциируют эту разновидность стрит-арта с вандализмом. Подрастающее поколение будут учить рисовать не только шрифты, но и персонажей.
Фестиваль будет проходить сразу после ВЭФ. Участники «забьют» огромную стену и превратят ее в яркую достопримечательность.
— Почему именно осень? По всей стране в это время уже холодно рисовать, хуже условия. А у нас – классно! Бабье лето! – объяснил Максим Расторгуев.
Фестиваль поможет увеличить турпоток, считает автор. Участники будут приезжать со всей страны. Необходимое финансирование – 20 млн рублей. Эту сумму эксперты назвали завышенной и порекомендовали доработать проект.
«Бери ресурс»
Алла Джан-Ша на питчинге предложила сделать продолжение своего проекта «Бери ресурс». Он «выстрелил» в 2023 году и был придуман для того, чтобы помочь инициативным хабаровчанам в реализации их идей.
— «Бери ресурс» — это такой проект в проекте, рассказывает Алла Джан-Ша. — Он служит первым пристанищем для тех, у кого есть идея, но кто не знает куда с ней обратиться: в мэрию, к бизнесу, к каким-то общественникам. И вот остаётся человек один со своей прекрасной может быть идеей.
И мы говорим таким людям: «Приходите к нам!». У нас в сообществе есть самые разные специалисты и эксперты: бухгалтеры, юристы, режиссёры, предприниматели. Они могут научить или поделиться — не деньгами, но каким-то ресурсом: техникой, площадкой, информацией. Кому-то надо помочь написать грант, кому -то нужна аппаратура для профессиональной аудиозаписи, а ещё кому-то нужен цветной принтер или публикация в СМИ. Мы это и организуем.
«Музей Переселенцев»
Создать историко-культурный интерактивный проект «Музей Переселенцев» предложила хабаровчанка Елена Карпова. В свою презентацию она вложила личную историю: 97-летняя бабушка рассказывала ей, четырёхлетке, как плыла из Одессы во Владивосток на пароходе, как впервые увидела во время этого путешествия людей с чёрной кожей. В школе учителя не верили в истории Лены и называли их байками. Став взрослой, женщина провела целое расследование на основе архивов и нашла изображение того самого парохода.
— Оказалось, что действительно моя бабушка плыла на пароходе мимо Африки. Истории других переселенцев тоже сохранились, и они тоже важны для потомков, — говорит Елена Карпова.
По словам хабаровчанки, история Дальнего Востока очень тесно связана с историей наших близких людей. Поэтому экспонаты планируемого «Музея переселенцев» – это семейные рассказы, которые горожане, также как сама Елена превратили из «баек» в документально подтвержденные истории
Для реализации проекта необходимо порядка шести млн рублей. Это покупка оборудование с ПО, аренда помещения, зарплата сотрудников. Окупится проект по подсчетам за два с половиной года.
Проект Елены стал одним из трёх, получивших финансирование. Его особо выделил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
— Идею музея переселенцев Елена озвучивала на встрече около двух дет назад. Мне запомнился тот разговор, я неоднократно о нем вспоминал и переживал, что так и остался он разговором, как это часто бывает. И тут такая встреча! Не удержался, даже обнялись на радостях, – поделился Роман Карманов.
Хабаровский девелопер, руководитель деловых объединений Денис Грось, который находился в числе экспертов, отметил пару идей. Он попросил связаться с ним Александра Фаткулина и Аллу Джан-Шу и поговорить более предметно насчет необходимой суммы на проект. Кроме того проект «Бери ресурс» заметили в Корпорации развития Дальнего Востока и предложили масштабировать его на весь ДФО.
Те, кто не получил финансирование, все равно получили свой профит.
— Подобная защита проектов – это, с одной стороны, хорошая тренировка. Правда из-за того, что времени мало не всё успеваешь рассказать. Но для меня огромный плюс, что это творческое комьюнити. Ко мне потом множество людей подошли и сказали, что делают классные вещи. Мы обменялись контактами и может из этого родится что-то новое и крутое, — отметил автор проекта «Лаборатория нейросетевого искусства» Виталий Фёдоров.
Ольга Кошелева
За стеклом иллюминатора мелькают крохотные крыши домов в пригороде Читы, сверкает в рассветной зыбкой дымке изгибающаяся река Ингода, а через несколько секунд появляются многоэтажки, за которыми будет аэропорт. Спустя всего несколько минут московские организаторы встретятся с коллегами, которые делают Забайкальский международный фестиваль здесь, в крае, помогая ему из яркой идеи стать реальностью для тысяч жителей региона.
Встреча
Вторым и следующими рейсами в Читу вот уже одиннадцатый раз — первый ЗМКФ прошел осенью 2011 года — всегда гости. В этом году в течение четырех дней здесь приземлялись по несколько бортов с теми, кого знают и любят зрители. Прилетело больше 60 артистов: Александр Балуев, Александр Яцко, Игорь Ливанов, Владимир Стеклов, Александр Михайлов, Андрей Чернышов, Ирина Медведева, Ольга Кабо, Нина Шацкая и многие другие.
«Ого, как нас встречают!» — заулыбался один из пассажиров, услышав, как артисты Забайкальского краевого училища искусств прямо в зале прилета звонко запели.
Встречали не только песнями, караваями, но и букетами цветов, с которыми в аэропорт приехали кураторы. Практика с ними — уникальная особенность именно этого кинофестиваля. Дело в том, что курируют гостей, на несколько дней полностью выключаясь из работы, самые известные представители забайкальского бизнеса. Это успешные предприниматели, каждый из которых отвечает за одного гостя настолько, что не только занимается планированием его времени, помогает заселиться в гостиницу, но и возит по городу на своей машине, находясь с «подопечным» практически полные сутки.
Командир кураторов
Командует кураторами (а как без руководителя даже в таком деле?) вот уже много лет Ираида Пугачева, которая прилетает из Москвы с первым организаторским рейсом, а улетает из Читы всегда в числе последних. Кураторы то ли в шутку, то ли всерьез называют ее матерью: может быть, за строгий, но отходчивый и добрый нрав, а, может быть, за огромную моральную поддержку, которую она оказывает.
На вопрос, как ей удается при строгом подходе к делу быть любимой теми, с кем она работает — а забайкальских представителей бизнеса сентиментальными и поддающимися чувствам назвать можно вряд ли, отмахивается:
— Наверное, так получается потому, что я очень люблю людей.
Любить людей — главное, для чего, наверное, придумывался этот кинофестиваль. Каждый год меняется его тематика, и фильмы, начиная с третьего кинофестиваля, строятся вокруг той или канвы, накручиваясь, подсвечивая с разных сторон какую-то область человеческой жизни. В этом году главной стала тема семьи. И про неё были не только фильмы.
Детский дом
По-настоящему летние дня в Забайкалье в начале июня — это ярчайшее солнце, под лучами которого, кажется, моментально можно загореть до мулата. В небольшом дворике суетятся воспитатели, постелен старенький, но красивый ковер — для гостей, которых здесь очень ждут. В два ряда стоят дети — в центре помощи детям села Маккавеево Читинского района, а, считай в детском доме, живут те, кому исполнилось 5 лет и больше.
Старшеклассники уже уехали на лето в детский лагерь, остались маленькие. Четверо девчонок постарше нарядились клоунами-мимами, вышли за ограду, чтобы шарами и взмахами рук показать гостям, что сворачивать нужно именно к этим воротам.
Только выйдя из машин и сделав первые шаги к детям, известные на всю Россию артисты начинают надевать очки. Наверное, из-за солнца. И да, невозможно пройти по устроенному мальчишками и девчонками «живому коридору», чтобы не начать их обнимать.
Ребятня стесняется, но обнимает в ответ. Артисты проходят в небольшой зал, где в этот день им предстоит очень серьезная работа: выступать на сцене с воспитанниками этого центра — очень серьезная конкуренция, особенно когда малыши, вышедшие на стену, мастерски играют на ложках.
Народная артистка России Ольга Тумайкина поет песню про рыжего кота, Илья Глинников из «Интернов» читает стихотворение «Некрасивая девочка», актёр Дмитрий Павленко поет под гитару...
Взрослые слушают, взрываясь в конце каждого выступления аплодисментами, дети смотрят, хихикая там, где смешно и затаив дыхание в моментах, где задумчиво.
Одна маленькая девочка во втором ряду в такие моменты незаметно обнимает ровесницу-подругу или гладит ее по волосам: не расстраивайся, мол, скоро снова про рыжего кота, наверное, споют, посмеемся.
Конкурс и много кино
Конечно, на кинофестивале все внимание зрителей приковано к программе: основному конкурсу, конкурсу «Новый взгляд», конкурсам короткометражных фильмов и сценариев к ним, к детской программе. На несколько фестивальных дней Чита превращается в город очень хорошего кино, которое в нескольких кинотеатрах, а ещё под открытым небом на «Ночи короткого метра» показывают почти круглосуточно.
Свой приз фильмам конкурсной программы вручают и зрители, голосуя за понравившийся фильм отрывными талонами на выходе из кинозала.
И совершенно особенный блок забайкальского праздника кино — образовательная программа, во время которой молодых актеров, сценаристов, режиссеров учат делать проекты федерального масштаба.
«Нам удалось привезти очень хорошие фильмы и показать сложную тему семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. А ещё во время фестиваля прошла мировая премьера — «9 секунд». Это очень важно для нас», — рассказал перед церемонией награждения председатель Забайкальского международного кинофестиваля Виктор Шкулёв.
В этом году жюри, которое возглавил режиссёр фильма «Географ глобус пропил» Александр Велединский, лучшим фильмом назвало картину «Ахиллес».
«В создании фильма участвовали три страны: Иран, Франция и Германия. Режиссером этого фильма стал Фархад Деларам, иранский режиссер, который родился в Тегеране и работает там. Его первая короткометражка получила приз на Берлинском кинофестивале. Картина «Ахиллес» рассказывает о беженцах и посвящена внутричеловеческим, внутрисемейным отношениям», — рассказала о ленте программный директор кинофестиваля Мария Безенкова.
И уже через несколько недель после того, как 2 июня прозвучала финальная хлопушка 11-го Забайкальского международного кинофестиваля и прозвучало: «Стоп, снято!», именно Безенкова начнёт думать, искать, подбирать, как паззлы в огромную картину, фильмы к кинофестивалю будущего года. И так каждый год. Не останавливаясь, не уставая, вдохновляясь тем, какие горизонты открывает кино и та особая атмосфера ЗМКФ с его особыми, прекрасными людьми, которые вот уже много лет делают намного больше, чем просто кинофестиваль.
Дом на Краснофлотской
На торце девятиэтажки на Краснофлотской изображены трое: космонавт (в городе с визитом был Гагарин), сталевар (отсыл к заводу «Амурсталь»), а вот кто третий — остается только гадать: правая половина фасада на всем протяжении сверху вниз уже закрыта теплоизоляцией.
Строители работают быстро, метр за метром зашивая сайдингом торцевую стену дома, на которой в 1982-ом — к 50-летию Комсомольска-на-Амуре — появилось это самое панно.
Жители квартиры № 2 говорят, что зимой мёрзнут постоянно: тянет с балкона, из подвала и через межпанельные швы.
«У нас холодно от балкона в квартире, от входа на балкон прям тянет», — показывает Алексей Широков.
В соседней квартире Катрина Брин от холода спасалась тем, что поставила в то место, откуда «дуло», шкаф, который теперь и берет на себя весь «удар стихии».
К работам по утеплению фасада жильцы дома относятся положительно, хотя и жалеют, что для этого придется закрыть мозаичное панно: все-таки история. Но если уж выбирать между комфортом и культурным слоем, то для них выбор очевиден.
Проблема городского масштаба
Таких «холодных» домов в Комсомольске-на-Амуре десятки: строили «панельки» в советские годы, когда не особо задумывались о теплосбережении. Зато думали о красоте: торцы и фасады жилых домов и промышленных объектов мозаиками и рисунками сюжетами в духе соцреализма украшали художники, которые приезжали вместе со строителями БАМа. У историков есть объяснение этому явлению.
«В это время в архитектуре было не до шедевров, наступала эпоха, которой дал старт Хрущев, когда из архитектуры совсем излишества убирали. И когда эта эпоха закончилась, по всей видимости, возникла необходимость сделать что-то красивое», — рассказывает краевед Иван Лаврентьев.
Эти работы стали своего рода символом и культурным кодом Комсомольска-на-Амуре, за что город даже прозвали «музеем под открытым небом». Любознательные краеведы даже усмотрели в этих панно некую схожесть изображенных на них комсомольцев и первостроителей, объясняя это тем, что заказов на панно было много, в времени мало — не до излишеств и уникальности.
Хотя есть среди комсомольских панно и признанные шедевры. Например, панно на самой первой ТЭЦ города, где из небольших плиток выложены 30 мужчин и женщин различных профессий и национальностей.
Краевед Иван Лаврентьев рассказывает, что на момент создания панно, а это было начало 70-х годов прошлого века, оно стало самым большим мозаичным панно на Дальнем Востоке — его площадь 650 кв. метров.
«Его создавали пять мастеров из Новосибирска, на это у них ушел целый год», — рассказывает Иван Лаврентьев.
Еще одно уникальное панно — на стене Дома молодежи недалеко от берега Амура. Его открывал сам Юрий Гагарин, когда летом 1967 года приезжал на празднование 35-летия Комсомольска-на-Амуре.
«Тогда как раз только начали делать первую городскую набережную. К ней причалил пароход с делегатами съезда передовиков-комсомольцев со всего Советского Союза, вместе с ними приехал первый космонавт мира. Здесь его встречали, здесь проходил праздничный торжественный митинг, а затем он открыл Дом молодежи», — объясняет Иван Лаврентьев.
Панно на фасаде Дома молодежи — самое настоящие культурное достижение, памятник. Над ним трудился целый коллектив, автором является художник Дарбинян. Кстати, сам Дом молодежи был первым такого рода в стране, его внешний облик и функционал придумывали сами комсомольцы.
Реестр как спасение
Панно на фасаде Дома молодежи внесено в реестр охраняемых объектов, так что быть спрятанным под сайдингом ему не грозит. В отличии от жилых домов, где все решается на совете дома.
«Есть формальное юридическое основание: собственниками домов являются его жители, поэтому именно они по закону имеют право принимать решение, что с их домами будет. Можно обратиться к ним, попросить, рекомендовать, но окончательное решение за ними», — говорит Иван Лаврентьев.
Спасти панно и мозаики от теплоизоляции, можно если внести их все в тот самый реестр, который бы их охранял. Но, оказывается, сделать это не так-то просто. Как рассказала EastRussia заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по научной работе Дальневосточного художественного музея Людмила Козлова, любое такое решение может принять художественный совет, состоящий из представителей разных направлений: архитекторов, художников, культурологов, искусствоведов. И каждый должен аргументировать, чем это панно примечательно и представляет какую-то ценность.
«Это сложная и долгая процедура. К примеру, петроглифы Сикачи-Аляна, открытые в 70-х годах, обрели охранный статус лишь к концу 90-х», — отмечает Людмила Козлова.
Что касается панно и мозаик, то такая работа в Хабаровском крае практически не ведется.
«У нас, в основном, входят в реестр памятники и мемориальные доски, есть одно панно, которое находится на Доме молодежи. То, что появилось на многоэтажных домах в конце 70-х – начале 80-х, этой юридической формы не носят», — подтверждает Иван Лаврентьев.
В мэрии говорят, что могут только «проводить с жильцами разъяснительные беседы», но никоим образом не препятствовать работам по утеплению фасадов.
«Нам нравятся эти панно, которые со времен социализма и с 90-х годов установлены на зданиях, и комсомольчане с большим сожалением относятся к тому, что это закрывается. Но в реалии законодательство говорит об одном, что хозяевами этих зданий являются жильцы и что важнее для них: панно снаружи или тепло внутри? Наверное, важнее тепло внутри. Главное для нас — это комфортное проживание жильцов, поэтому ни воспрепятствовать этому, ни что-то еще в этом случае не нужно. Надо делать так, чтобы людям было тепло», — рассказывает председатель общественного совета Комсомольска-на-Амуре Игорь Швецов.
Справедливости ради стоит отметить, что перед тем, как зашивать проблемные фасады сайдингом, в Комсомольске-на-Амуре опробовали и другие методы. К примеру, выдалбливали стыки, утепляли швы, но это оказалось недолговечным.
Сейчас в новых домах, которых в Комсомольске-на-Амуре пока строится не так много, утепленные фасады предусмотрены уже на стадии проекта. И без всяких мозаик. Что же касается уже сделанных произведений, то теперь чиновникам предстоит найти решение, как сохранить архитектурное наследие советских времен. Один из вариантов — выпустить каталог всех панно и мозаик Комсомольска-на-Амуре.
Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.
Более 200 спикеров и тысячи гостей мероприятия объединила площадка кинотеатра «Океан», где обсуждалось будущее креативных индустрий на стыке творчества и технологий. Уже сегодня в городах Дальнего Востока арт-кластеры, культурные пространства становятся центрами развития кинопроизводства, архитектуры, моды, информационных технологий, гастрономии, народных ремёсел.
Креативную экономику составляют товары и услуги, которые являются результатом интеллектуальной деятельности. И перед органами государственной власти стоит задача нарастить их долю в российском ВВП до 6% и 15% занятых к 2030 году. Как это сделать, обсудили участники сессии «Креативный спринт: культурная политика». Лучшими практиками делились министры, ответственные за развитие креативных индустрий в регионах Дальнего Востока.
Как отметила Надежда Преподобная, после «Российской креативной недели-2022» в Красноярске было сделано немало. Одним из главных событий стало подписание президентом указа «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», закрепляющего механизмы поддержки креативных индустрий в Российской Федерации. Регионы РФ могут привлекать средства по линии Минэка, президентские гранты, использовать инструмент дальневосточной концессии, чтобы создавать творческие кластеры, организовывать событийные мероприятия, строить музеи и театры.
«В рамках федерального проекта «Придумано и сделано в России» министерство культуры координирует создание и дальнейшее функционирование школ креативных индустрий, центров прототипирования и инклюзивных творческих лабораторий. Эта работа ведётся в регионах, и за прошедший год нам удалось добиться серьёзных подвижек», - сообщила Надежда Преподобная.
Одним из лидеров в области развития креативных индустрий является Якутия, известная сегодня не только как «алмазное сердце России», но и центр кинопроизводства на Дальнем Востоке. Якутское кино вышло на федеральный и международный уровень – весь мир смотрит фильмы о жизни кочевников якутской тундры, семейные драмы и фильмы ужасов с аутентичным якутским колоритом. Фильм «Ага» победил в номинации «Лучший фильм» международного кинофестиваля «Фаджир» в Тегеране. Кинолента «Пугало» завоевала главный приз на французском кинофестивале «Quand les Russes».
«Феномен» якутского кино министр культуры и духовного развития Якутии Юрий Куприянов назвал результатом долгой кропотливой работы.
«Поддержка кинопроизводства является важной частью креативного сектора в регионе. У нас есть свой якутский зритель. Внутри Республики мы привлекаем огромное количество денег, чтобы ребята из кино делали бизнес. Уложились в 5 млн субсидий, сняли фильм - прокат сделали 20 млн, дальше работают сами. Ежегодно в Якутии порядка 80 млн рублей направляются на поддержку будущих кинопроизводителей», - рассказал Юрий Куприянов.
Резиденты технопарка Якутии разработали кинопроектор «Extra cinema», который стоит порядка 600 тысяч рублей и позволяет показывать фильмы с минимальными затратами. Власти Якутии профинансировали проект и открыли 27 кинозалов, чтобы «важнейшее из искусств» было доступно в самых отдалённых населённых пунктах на больших экранах.
По словам Юрия Куприянова, во всех субъектах ДФО, которые получают более 10% дотаций от бюджета, существуют ограничения, не позволяющие напрямую финансировать кинопроизводство полного цикла. Однако сегодня есть поручение президента, которое может снять этот барьер.
Примечательно, что экосистема креативного сектора Якутии считается одной из самых эффективных и развитых на Дальнем Востоке. В процессе строительства находится «Арктический центр эпоса и искусств», который должен стать объектом культурного наследия мирового уровня. Проект полностью профинансирован министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году стартует строительство «Высшей школы музыки».
На территории бывшего мясокомбината создан крупнейший в ДФО креативный кластер «Квартал труда». Сегодня это 70 резидентов и более 14 тысяч кв. метров для производства кино, анимации и цифрового контента. Инициативу по созданию кластера поддержал вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев.
В помещениях бывшего мясокомбината теперь производят пищу духовную - здесь проводят выставки, конференции и концерты. «Квартал труда» стал первой площадкой территории опережающего развития для креативных индустрий, к 2025 году совокупная выручка его резидентов должна составить не менее 5 млрд рублей.
«Хэб Хаб» в Бурятии
Успешным опытом поделилась и министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева. В Республике функционирует арт-пространство «Хэб Хаб». Среди его резидентов – архитектурное бюро, фотостудия, мастерская по реставрации мебели, книгоиздательский проект «Буряад-Монгол Ном», смм-агентство, школа бурят-монгольской каллиграфии, швейные мастерские, ювелирная мастерская, различные медийные проекты, 10 мастерских художников, студия йоги. Проекты успешно монетизируются.
«Молодёжи на Дальнем Востоке нужна не столько карьера, сколько самореализация. Наша общая и моя личная задача - искать людей, которые готовы реализовать себя в нашем проекте. Мы также привлекаем предпринимателей, которые предоставляют площади для организации культурных событий, потому что классические музеи многим не подходят», - рассказала Соёлма Дагаева.
Центром развития искусств стала также арт-резиденция «Баргужин-Токум».
Привлекать таланты на территорию арт-пространства помогают различные конкурсы и фестивали.
В рамках проекта «Межрегиональный симпозиум деревянной скульптуры «Генезис»» начинающих авторов обучают современному искусству. Причём на территории этнографического музея Республики можно встретить удивительные произведения не только местных мастеров. Например, деревянный конь из обожжённых досок – «Старообрядческий конь встаёт на ноги» - дело рук автора из Архангельска, который увлёкся темой ссыльных старообрядцев в Бурятии.
Лучшие проекты получают стипендии правительства Республики.
На фестиваль унтов в Забайкалье
Одним из лидеров по развитию креативных индустрий можно назвать и «вотчину Чингисхана» Забайкалье. Здесь создана богатая база для развития событийного туризма. Тысячи гостей привлекают фестиваль этно-моды «Золотая нить наших предков», забайкальская биеннале изобразительного искусства и дизайна «Пространство и ракурсы». Продажи аутентичных меховых сапог в рамках «Фестиваля унтов» приносят порядка 1,5 млн рублей за день.
Одним из самых ярких событий также стал «Международный баттл оружейников». В Забайкалье создаётся практическая среда для оружейников и ювелиров. При поддержке правительства Республики проект развивается усилиями его идейных вдохновителей. На базе мастерской скоро откроется школа бурятского искусства «великого оружейника» Жигжита Баясхаланова. Там будут обучать оружейному, лучному, ювелирному делу, бурятской живописи «Буряад зураг», монгольской письменности и грамоте бурятского языка.
В Чите стартовал проект креативной деревни «Тужи» - победитель первого конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, один из будущих центров этнографического туризма. Здесь создаются четыре локации – производства бурятских юрт, изготовления унтов, создания авторских кукол и культурный цех.
В том числе благодаря яркой событийной повестке туризм в Забайкалье продолжает расти. С 2018 года количество туроператоров в регионе выросло с 88 до 132 компаний в 2022 году. Количество занятых в сфере туризма увеличилось с 5315 до 7185 человек.
«Якутское кино сложно превзойти, но не будем забывать, что Забайкалье - родина Александра Яковлева и братьев Соломиных. Мы поддерживаем кинопроизводство и выделили 25 млн рублей на поддержку фильма «Озеро детства», в котором сыграли Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Евгения Короткевич», - рассказала министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.
Каждый регион ДФО может сегодня поделиться успешными практиками развития креативных индустрий. В Приморском крае запустили проект по трансформации библиотек, планируется создание крупного арт-кластера.
В Хабаровском крае на средства президентского гранта реализован проект по развитию анимации в студии детского творчества, в этом году открывается школа креативных индустрий. А кроме того, регион одним из первых воспользовался инструментом дальневосточной концессии для реализации масштабных проектов в сфере культуры. На выделенные средства построят новое здание Дальневосточного художественного музея и современный детский центр в сельском поселении Бычиха.
Губернатор Камчатки на днях представил концепцию проекта арт-кластера, который объединит флагманские проекты креативных индустрий.
В Сахалинской области успешно функционирует арт-резиденция «Маяк», где работают представители творческих профессий и предприниматели в сферах искусства, музыки и ремёсел.
Школа креативных индустрий готовится к открытию в ЕАО.
Культура должна аккомпанировать экономике, отметила Надежда Преподобная, подводя итоги сессии.
«Мы находимся в самом начале пути развития креативных индустрий и вместе рисуем «карту», где каждый день возникают новые тепловые точки. Надеюсь, у нас будет больше возможностей для подобных обсуждений. А если говорить о развитии кино, то кто мешает регионам ДФО объединиться и сделать общий проект кинопроизводства? Конечно, здесь нужны средства, но примерно через месяц мы будем принимать заявки на предоставление финансирования», - обратилась Надежда Преподобная к участникам дискуссии.
На протяжении трёх дней лучшими практиками делились лидеры в области креативных индустрий, получившие признание на федеральном уровне.
Так, основатель и соорганизатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok design week Даниэла Пика рассказала о проекте школы предметного дизайна, где создают продукты с уникальным дизайн-кодом от посуды и столовых приборов до предметов декора и мебели. Проект стартовал в прошлом году, но уже привлёк большое количество участников. Выпускники школы получили престижные дизайнерские премии конкурса «Придумано и сделано в России».
Предметы из коллекции «Море-лёд», созданной на основе впечатлений от зимнего моря Владивостока, кухня-сундук в китайском стиле получили высокие оценки не только экспертов, но и потребителей.
«В условиях нехватки профильного образования по предметному дизайну во Владивостоке мы предлагаем мебельным мастерским выйти на принципиально новый уровень производства и научиться создавать качественные авторские предметы под кураторством лучших преподавателей самых известных российских вузов», - делится Даниэла Пика.
Огромное количество больших и маленьких проектов зарождается вокруг креативных лидеров и масштабируется с помощью государственной поддержки. Один из ярких примеров – проект художницы Марии Намоловой в Улан-Удэ «Комната». Это перфоманс-экспириенс, когда человек остаётся в комнате наедине с собой, кистями, красками и может свободно выражать эмоции, занимаясь «художественным вандализмом» с помощью красок на стенах.
«Я делаю то, что слишком легко для художника, но сложно для маляра», - говорит девушка.
«Комната» нашла своё применение в арт-терапии, к проекту присоединились профессиональные психологи, и сегодня он успешно монетизирован.
Культура на экспорт
В рамках форума было подписано соглашение о взаимодействии между министерством культуры России и Федерацией креативных индустрий.
Глава Федерации Игорь Намаконов напомнил о принципах развития креативной экономики. Основные составляющие здесь – региональные экосистемы взаимодействия деятелей креативных индустрий, человеческие ресурсы, взаимодействие с государством, популяризация, инфраструктура и анализ. Необходимо создавать информационную и статистическую базу для формирования повестки дальнейшего развития сектора. И одна из важнейших задач – экспорт товаров и услуг.
Эльвира Нургалиева напомнила, что креативная экономика – это прежде всего возможность создавать условия для самореализации отдельного человека, чтобы он комфортно, счастливо жил на территории и развивал свою малую родину. «Мы питаем надежду и видим огромный потенциал именно в креативных отраслях для развития потенциала на Дальнем Востоке», - подчеркнула она.
Напомним, что "Российская креативная неделя" проводится с 2020 года, это крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий. Форум объединяет представителей всех креативных направлений страны, является одним из ключевых двигателей институциональных изменений индустрии в России, в реализации экономического, научного и технологического потенциала страны.
Форум проводится АНО "Креативная экономика" совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства, если говорить языком отчётов. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.
В целом нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона я оцениваю пока как скромный, но с огромным потенциалом. По нашим расчетам, около 50 млрд рублей выручки дали креативные индустрии ДФО в 2023 году. Это совсем не много. Можно сказать даже, что мало, но дело в том, что креативные направления помогают увеличивать добавленную стоимость в других секторах. Например, в туризме можно создать удобные системы навигации для прибывших в регион, наладить выпуск мерча, сувениров, - всего, что связано с брендом территории. Это порой способно удвоить ценник пребывания для туриста. Не то что мы прямо заставляем гостя больше тратить, нет, он просто получает возможность выбора.
Я сам активный турист, который любит покупать что-то произведенное на территории, и мне не всегда есть что привезти с Дальнего Востока.
По моим оценкам, благодаря креативным индустриям только в туризме мы можем дополнительно зарабатывать 150 миллиардов рублей в год — в масштабах всего Дальнего Востока. Это конкретные идеи по увеличению туристического потока, по созданию таргетированной сувенирной продукции, по созданию новых арт-объектов, которые станут точками притяжения.
— Что же мешает креативной индустрии Дальнего Востока расти «как на дрожжах»?
— Прежде всего — это низкая плотность населения, потому что креативность чаще развивается в других масштабах. Второе — недостаток инфраструктуры. Были случаи, когда уже проявившие себя ребята выпрашивали у властей помещение под арт-центр, а чиновники: «А что с этого будет? А как будет окупаться?».
Вся креативная история - сугубо рыночная, она не любит госконтроль. Конечно, надо выбирать правильные формы. Учитывать плотность творческого сообщества, определять места под арт-пространства, потому что зима длинная и суровая.
Кроме того, нужен, наверное, активный лоббист на рынке. Как раз государство и могло бы быть таким лоббистом, частично, не полностью.
И ещё очень важны навыки работы с внешним рынком: трансграничные возможности у большинства представителей креативной индустрии очень слабенькие, не получается у них торговать за рубежом, хотя это люди высокообразованные, знают английский язык, некоторые и китайский, японский.
А ведь под боком такой огромный китайский рынок! Востокгосплан проводил исследование, посвящённое арт-индустрии на Дальнем Востоке, мы беседовали с очень многими нашими мастерами и представителями арт-бизнеса. В том числе – с коллекционером, директором музея русского искусства в КНР Лю Минсю. Так вот, у него тысячи картин русских художников! Тысячи!
— Но где, скажем, креатив и где необходимость стать субъектом внешнеэкономической деятельности? Кто из творческих людей осилит все эти процедуры, чтобы стать экспортёром?
— Нужны посредники, конечно. Продюсирование. То есть, не они сами — творцы и художники — должны этим заниматься, должны быть квалифицированные посредники. Те, кто имеет все разрешения, сертификаты, связи и т.п.
— Это модное слово «кластер». На прошедшем недавно в Хабаровске креативном форуме много говорилось о необходимости создания «креативных кластеров». Что, никуда без кластера?
— Это хороший экономический термин, он означает выращивание разветвлённой индустрии. Это совершенно оправдавшая себя зарубежная практика, когда формируется система компаний, которые друг друга знают, поддерживают, обеспечивают специализированным оборудованием, сырьём, материалами и работают вместе, создавая таким образом большую стоимость.
Есть классические работы известного экономиста Майкла Портера, они мне очень нравятся — о конкуренции, в которых он рассказывает, как вырастала итальянская промышленность производства стройматериалов, плитки.
Там не было никаких предпосылок, ничего, кроме желания делать плитку, как у древних римлян. И семь семей, которые соперничали друг с другом, кто круче, кто богаче и у кого лучше продукт. Они заказывают оборудование, каждый раз все более продуктивное у других фирм, у других семей. Находят какую-то там белую глину, вообще в других местах, не в Италии даже, и завоевывают мировые рынки.
Вот вам, пожалуйста. То есть ноль предпосылок, а результат — покорение мира.
— Но это, получается, конкуренция? Где тут кластер?
— Там основа конкуренции — именно кластер: семь семей, производители уникального оборудования, цепочка создания стоимости и дистрибуции... Кластер в чистом виде.
— Бытует такая гипотеза, что уже сейчас, когда только складывается так называемый каркас креативной экономики Дальнего Востока, нужно внедрить эдакую специализацию регионов, диверсифицировать их креативные начинания. Что Вы по этому поводу думаете?
— Я думаю, что всё естественным образом к этому и придёт. В качестве примера: в Хабаровске у нас уже есть основа мультипликационной сферы, создается школа, возникает движение вокруг, в Якутске отличный IT-сектор и киноиндустрия, в Приморье – мода и тоже IT-сектор неплохой и это здорово, вот у нас два таких центра.
А вот в Забайкалье говорят: «Мы хотим войти в приоритетные сектора, мы тоже хотим стать IT-центром!». А с чего стартовать? Там нужно вложить огромные средства и силы, чтобы что-то получилось в IT. Может и не надо? А надо, может, выбрать туризм и креативный сектор, связанный с туристической отраслью? Подключить народные промыслы, обращение к традициям и так далее? Забайкалье и соседняя Бурятия – регионы, где развита арт-сфера, они дали миру таких мастеров, как Даши Намдаков и Зорикто Доржиев.
— Какие ключевые рекомендации Вы бы дали в плане поддержки развития креативных индустрий на Дальнем Востоке?
— Первое - конечно, развитие и поддержка креативных пространств. Это не обязательно должен быть дорогой девелопмент. Во всем мире задействуют ревитализацию старых промышленных объектов, например.
Второе — это поддержка событийных историй. Сейчас их мало. Нужны выставки, фестивали, нужна поддержка галерейной деятельности.
Далее — обучение кадров. Не надо с нуля что-то создавать, надо креативные школы искать. Обучение стандартное и обучение креативных людей - разные вещи. Ты либо учишься изображать яблоко, либо учишься изображать идею яблока, вкус яблока. Это же совершенно разный подход к мироощущению, к созданию чего-то нового.
Нужно в части подготовки кадров не забывать про продюсерскую функцию. Чтобы был продюсер, который думает о рынке, о масштабировании. Может быть, аккуратный госзаказ. Сейчас развивается очень интересная дискуссия, нужен ли госзаказ в искусстве, потому что он может испортить художников, закормить грантами или что-то навязать, какую-то нетворческую точку зрения. Опыт Советского Союза в этом плане накоплен обширный и он очень противоречив. Есть такой риск, поэтому здесь надо очень осторожно подходить, и я бы рассматривал госзаказ, как временную необходимость.
И ещё важный механизм, которому необходимо уделить внимание — защита авторского права и обучение защите авторских прав, потому что в этой сфере всё очень непросто. Единицы знают, как запатентовать продукт своего творчества, образец, софт. В массе творцы совершенно не думают об этом.
И нужна поддержка продюсирования, масштабирования продуктов, какие-то специальные формы экспортной поддержки, консультирования.
В целом тут ещё много вопросов, мы находимся в процессе созидания, поэтому некоторые аспекты раскрываются, как говорится, по ходу дела.
В Хабаровске завершился первый форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке». В нем приняли участие более трех тысяч участников со всех уголков ДФО, а также ведущие эксперты из российской столицы. Форум объединил и познакомил представителей киноиндустрии и анимации, урбанистики, медиа, дизайна и моды.
Одним из ключевых событий форума «Создано на Дальнем Востоке» стал питчинг креативных проектов. Девять участников представили свои идеи, которые, как убеждены их авторы, в случае реализации улучшат жизнь на Дальнем Востоке. Оценивал презентации экспертный совет, возглавляемый гендиректором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым. Вместе с ним судьбу проектов решали хабаровский девелопер, координатор дальневосточного подразделения «Деловой России» Денис Грось, театровед и театральный критик Нина Шульгина и другие эксперты. На выступление каждому участнику отводилось ровно пять минут. За это время необходимо было убедить потенциальных инвесторов в целесообразности и жизнеспособности своей идеи.
«Аллея медуз и лопухов»
Кирилл Ермоленко, приехавший из Южно-Сахалинска, представил проект, призванный повысить туристическую привлекательность островного региона. По его задумке добиться этого можно, вписав в городскую среду скульптурные формы характерных для Сахалина представителей морской фауны и растительности: морского котика, осьминога, ежа. А в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина предполагается построить две аллеи: медуз и лопухов.
Тела медуз автор проекта предлагает сделать из светопропускающего акрила, а щупальца из стекловолокнистого материала. В праздничные дни цвет свечения может меняться, создавая различные световые эффекты. Лопухи для аллеи также должны быть изготовлены из светопроницаемого материала с установленными внутри светодиодными модулями на 256 тысяч цветов свечения. В вечернее время активизируется световое шоу по сценарию.
– Мы считаем, что это нужно и жителям города, чтобы идентифицировать себя с теми природными особенностями, которые существуют на Сахалине, и для повышения узнаваемости самого бренда Сахалина для туристического потока, – говорит Кирилл Ермоленко.
По прогнозу, проект поможет увеличить туристический поток в ближайшие три года на 20 процентов. А окупится он через четыре года. На реализацию идеи необходимо от 15 млн рублей.
«Искусство Востока» – современная художественная керамика
Хабаровский бизнесмен Владимир Намаконов предлагает запустить производство керамики — от фарфора до обычных изделий из глины. На Дальнем Востоке такого рода производств практически не осталось.
– Завод в Хабаровске закрылся в 2005 году. Завод в Приморье закрыли в 2007 году. На сегодняшний день ближайшее предприятие, которое производит керамические изделия, находится в Иркутске, – отметил во время своей презентации Владимир Намаконов.
Для воплощения идеи предпринимателю необходимо финансирование на покупку оборудования, станков. Средства пойдут также на обучение мастеров. С кадрами в этой сфере тотальный дефицит. Меж тем, потребность в посуде в Хабаровске и за его пределами велика — одна только ресторанная индустрия могла бы обеспечить внушительную часть заказов.
На запуск производства необходимо 34 млн рублей. Примерно треть у автора проекта есть, и он готов рискнуть этой суммой.
ИИ и искусство
«Лаборатория нейросетевого искусства» – так называется проект, который придумал актер и режиссер из Хабаровска Виталий Федоров. Опыт в этой сфере у него уже есть — при помощи трех нейросетей он написал гимн для первых международных студенческих игр «Молодость Приморья».
Но творческому хабаровчанину хочется пойти дальше и повести за собой подрастающее поколение. В рамках лаборатории можно больше экспериментировать, «штурмить» командой и создавать продукты, сгенерированные роботом и человеком. Результат сотворчества, весь сгенерированный цифровой контент, можно будет увидеть на выставке-фестивале.
На реализацию необходимо три миллиона рублей, половина суммы уже собрана.
Фильм о креативщиках для креативщиков
Документальный фильм-исследование «Как думают креативные лидеры Дальнего Востока» предложил создать Александр Фаткулин из Владивостока, руководитель видеопродакшена ФАЗА. Автор проекта уверен, что фильм станет своеобразным сборником историй успеха и инструкцией как развиваться на родной земле, пусть и значительно отдаленной от центра России.
– Участники посредством фильма смогут раскрыть и передать способ мышления и картину мира другим. Мы хотим, чтобы творческие люди не уезжали с Дальнего Востока, хотим создать позитивный настрой, – подчеркнул Александр Фаткулин.
Свои взгляды и практики для достижения успеха расскажут 15 героев. В полнометражный фильм войдут интервью, постановочные и репортажные съемки, дополненные графикой, элементами докудрамы, публичными обсуждениями.
Картину планируют распространять через соцсети, онлайн-кинотеатры и фестивали.
Граффити-фест во Владивостоке
Дальневосточный фестиваль уличного искусства Graffest предложил создать Максим Расторгуев из Владивостока. Цель – объединить опытных и начинающих художников уличного искусства и реабилитировать граффити. До сих пор многие ассоциируют эту разновидность стрит-арта с вандализмом. Подрастающее поколение будут учить рисовать не только шрифты, но и персонажей.
Фестиваль будет проходить сразу после ВЭФ. Участники «забьют» огромную стену и превратят ее в яркую достопримечательность.
— Почему именно осень? По всей стране в это время уже холодно рисовать, хуже условия. А у нас – классно! Бабье лето! – объяснил Максим Расторгуев.
Фестиваль поможет увеличить турпоток, считает автор. Участники будут приезжать со всей страны. Необходимое финансирование – 20 млн рублей. Эту сумму эксперты назвали завышенной и порекомендовали доработать проект.
«Бери ресурс»
Алла Джан-Ша на питчинге предложила сделать продолжение своего проекта «Бери ресурс». Он «выстрелил» в 2023 году и был придуман для того, чтобы помочь инициативным хабаровчанам в реализации их идей.
— «Бери ресурс» — это такой проект в проекте, рассказывает Алла Джан-Ша. — Он служит первым пристанищем для тех, у кого есть идея, но кто не знает куда с ней обратиться: в мэрию, к бизнесу, к каким-то общественникам. И вот остаётся человек один со своей прекрасной может быть идеей.
И мы говорим таким людям: «Приходите к нам!». У нас в сообществе есть самые разные специалисты и эксперты: бухгалтеры, юристы, режиссёры, предприниматели. Они могут научить или поделиться — не деньгами, но каким-то ресурсом: техникой, площадкой, информацией. Кому-то надо помочь написать грант, кому -то нужна аппаратура для профессиональной аудиозаписи, а ещё кому-то нужен цветной принтер или публикация в СМИ. Мы это и организуем.
«Музей Переселенцев»
Создать историко-культурный интерактивный проект «Музей Переселенцев» предложила хабаровчанка Елена Карпова. В свою презентацию она вложила личную историю: 97-летняя бабушка рассказывала ей, четырёхлетке, как плыла из Одессы во Владивосток на пароходе, как впервые увидела во время этого путешествия людей с чёрной кожей. В школе учителя не верили в истории Лены и называли их байками. Став взрослой, женщина провела целое расследование на основе архивов и нашла изображение того самого парохода.
— Оказалось, что действительно моя бабушка плыла на пароходе мимо Африки. Истории других переселенцев тоже сохранились, и они тоже важны для потомков, — говорит Елена Карпова.
По словам хабаровчанки, история Дальнего Востока очень тесно связана с историей наших близких людей. Поэтому экспонаты планируемого «Музея переселенцев» – это семейные рассказы, которые горожане, также как сама Елена превратили из «баек» в документально подтвержденные истории
Для реализации проекта необходимо порядка шести млн рублей. Это покупка оборудование с ПО, аренда помещения, зарплата сотрудников. Окупится проект по подсчетам за два с половиной года.
Проект Елены стал одним из трёх, получивших финансирование. Его особо выделил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
— Идею музея переселенцев Елена озвучивала на встрече около двух дет назад. Мне запомнился тот разговор, я неоднократно о нем вспоминал и переживал, что так и остался он разговором, как это часто бывает. И тут такая встреча! Не удержался, даже обнялись на радостях, – поделился Роман Карманов.
Хабаровский девелопер, руководитель деловых объединений Денис Грось, который находился в числе экспертов, отметил пару идей. Он попросил связаться с ним Александра Фаткулина и Аллу Джан-Шу и поговорить более предметно насчет необходимой суммы на проект. Кроме того проект «Бери ресурс» заметили в Корпорации развития Дальнего Востока и предложили масштабировать его на весь ДФО.
Те, кто не получил финансирование, все равно получили свой профит.
— Подобная защита проектов – это, с одной стороны, хорошая тренировка. Правда из-за того, что времени мало не всё успеваешь рассказать. Но для меня огромный плюс, что это творческое комьюнити. Ко мне потом множество людей подошли и сказали, что делают классные вещи. Мы обменялись контактами и может из этого родится что-то новое и крутое, — отметил автор проекта «Лаборатория нейросетевого искусства» Виталий Фёдоров.
Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.
Более 200 спикеров и тысячи гостей мероприятия объединила площадка кинотеатра «Океан», где обсуждалось будущее креативных индустрий на стыке творчества и технологий. Уже сегодня в городах Дальнего Востока арт-кластеры, культурные пространства становятся центрами развития кинопроизводства, архитектуры, моды, информационных технологий, гастрономии, народных ремёсел.
Креативную экономику составляют товары и услуги, которые являются результатом интеллектуальной деятельности. И перед органами государственной власти стоит задача нарастить их долю в российском ВВП до 6% и 15% занятых к 2030 году. Как это сделать, обсудили участники сессии «Креативный спринт: культурная политика». Лучшими практиками делились министры, ответственные за развитие креативных индустрий в регионах Дальнего Востока.
Как отметила Надежда Преподобная, после «Российской креативной недели-2022» в Красноярске было сделано немало. Одним из главных событий стало подписание президентом указа «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», закрепляющего механизмы поддержки креативных индустрий в Российской Федерации. Регионы РФ могут привлекать средства по линии Минэка, президентские гранты, использовать инструмент дальневосточной концессии, чтобы создавать творческие кластеры, организовывать событийные мероприятия, строить музеи и театры.
«В рамках федерального проекта «Придумано и сделано в России» министерство культуры координирует создание и дальнейшее функционирование школ креативных индустрий, центров прототипирования и инклюзивных творческих лабораторий. Эта работа ведётся в регионах, и за прошедший год нам удалось добиться серьёзных подвижек», - сообщила Надежда Преподобная.
Одним из лидеров в области развития креативных индустрий является Якутия, известная сегодня не только как «алмазное сердце России», но и центр кинопроизводства на Дальнем Востоке. Якутское кино вышло на федеральный и международный уровень – весь мир смотрит фильмы о жизни кочевников якутской тундры, семейные драмы и фильмы ужасов с аутентичным якутским колоритом. Фильм «Ага» победил в номинации «Лучший фильм» международного кинофестиваля «Фаджир» в Тегеране. Кинолента «Пугало» завоевала главный приз на французском кинофестивале «Quand les Russes».
«Феномен» якутского кино министр культуры и духовного развития Якутии Юрий Куприянов назвал результатом долгой кропотливой работы.
«Поддержка кинопроизводства является важной частью креативного сектора в регионе. У нас есть свой якутский зритель. Внутри Республики мы привлекаем огромное количество денег, чтобы ребята из кино делали бизнес. Уложились в 5 млн субсидий, сняли фильм - прокат сделали 20 млн, дальше работают сами. Ежегодно в Якутии порядка 80 млн рублей направляются на поддержку будущих кинопроизводителей», - рассказал Юрий Куприянов.
Резиденты технопарка Якутии разработали кинопроектор «Extra cinema», который стоит порядка 600 тысяч рублей и позволяет показывать фильмы с минимальными затратами. Власти Якутии профинансировали проект и открыли 27 кинозалов, чтобы «важнейшее из искусств» было доступно в самых отдалённых населённых пунктах на больших экранах.
По словам Юрия Куприянова, во всех субъектах ДФО, которые получают более 10% дотаций от бюджета, существуют ограничения, не позволяющие напрямую финансировать кинопроизводство полного цикла. Однако сегодня есть поручение президента, которое может снять этот барьер.
Примечательно, что экосистема креативного сектора Якутии считается одной из самых эффективных и развитых на Дальнем Востоке. В процессе строительства находится «Арктический центр эпоса и искусств», который должен стать объектом культурного наследия мирового уровня. Проект полностью профинансирован министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году стартует строительство «Высшей школы музыки».
На территории бывшего мясокомбината создан крупнейший в ДФО креативный кластер «Квартал труда». Сегодня это 70 резидентов и более 14 тысяч кв. метров для производства кино, анимации и цифрового контента. Инициативу по созданию кластера поддержал вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев.
В помещениях бывшего мясокомбината теперь производят пищу духовную - здесь проводят выставки, конференции и концерты. «Квартал труда» стал первой площадкой территории опережающего развития для креативных индустрий, к 2025 году совокупная выручка его резидентов должна составить не менее 5 млрд рублей.
«Хэб Хаб» в Бурятии
Успешным опытом поделилась и министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева. В Республике функционирует арт-пространство «Хэб Хаб». Среди его резидентов – архитектурное бюро, фотостудия, мастерская по реставрации мебели, книгоиздательский проект «Буряад-Монгол Ном», смм-агентство, школа бурят-монгольской каллиграфии, швейные мастерские, ювелирная мастерская, различные медийные проекты, 10 мастерских художников, студия йоги. Проекты успешно монетизируются.
«Молодёжи на Дальнем Востоке нужна не столько карьера, сколько самореализация. Наша общая и моя личная задача - искать людей, которые готовы реализовать себя в нашем проекте. Мы также привлекаем предпринимателей, которые предоставляют площади для организации культурных событий, потому что классические музеи многим не подходят», - рассказала Соёлма Дагаева.
Центром развития искусств стала также арт-резиденция «Баргужин-Токум».
Привлекать таланты на территорию арт-пространства помогают различные конкурсы и фестивали.
В рамках проекта «Межрегиональный симпозиум деревянной скульптуры «Генезис»» начинающих авторов обучают современному искусству. Причём на территории этнографического музея Республики можно встретить удивительные произведения не только местных мастеров. Например, деревянный конь из обожжённых досок – «Старообрядческий конь встаёт на ноги» - дело рук автора из Архангельска, который увлёкся темой ссыльных старообрядцев в Бурятии.
Лучшие проекты получают стипендии правительства Республики.
На фестиваль унтов в Забайкалье
Одним из лидеров по развитию креативных индустрий можно назвать и «вотчину Чингисхана» Забайкалье. Здесь создана богатая база для развития событийного туризма. Тысячи гостей привлекают фестиваль этно-моды «Золотая нить наших предков», забайкальская биеннале изобразительного искусства и дизайна «Пространство и ракурсы». Продажи аутентичных меховых сапог в рамках «Фестиваля унтов» приносят порядка 1,5 млн рублей за день.
Одним из самых ярких событий также стал «Международный баттл оружейников». В Забайкалье создаётся практическая среда для оружейников и ювелиров. При поддержке правительства Республики проект развивается усилиями его идейных вдохновителей. На базе мастерской скоро откроется школа бурятского искусства «великого оружейника» Жигжита Баясхаланова. Там будут обучать оружейному, лучному, ювелирному делу, бурятской живописи «Буряад зураг», монгольской письменности и грамоте бурятского языка.
В Чите стартовал проект креативной деревни «Тужи» - победитель первого конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, один из будущих центров этнографического туризма. Здесь создаются четыре локации – производства бурятских юрт, изготовления унтов, создания авторских кукол и культурный цех.
В том числе благодаря яркой событийной повестке туризм в Забайкалье продолжает расти. С 2018 года количество туроператоров в регионе выросло с 88 до 132 компаний в 2022 году. Количество занятых в сфере туризма увеличилось с 5315 до 7185 человек.
«Якутское кино сложно превзойти, но не будем забывать, что Забайкалье - родина Александра Яковлева и братьев Соломиных. Мы поддерживаем кинопроизводство и выделили 25 млн рублей на поддержку фильма «Озеро детства», в котором сыграли Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Евгения Короткевич», - рассказала министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.
Каждый регион ДФО может сегодня поделиться успешными практиками развития креативных индустрий. В Приморском крае запустили проект по трансформации библиотек, планируется создание крупного арт-кластера.
В Хабаровском крае на средства президентского гранта реализован проект по развитию анимации в студии детского творчества, в этом году открывается школа креативных индустрий. А кроме того, регион одним из первых воспользовался инструментом дальневосточной концессии для реализации масштабных проектов в сфере культуры. На выделенные средства построят новое здание Дальневосточного художественного музея и современный детский центр в сельском поселении Бычиха.
Губернатор Камчатки на днях представил концепцию проекта арт-кластера, который объединит флагманские проекты креативных индустрий.
В Сахалинской области успешно функционирует арт-резиденция «Маяк», где работают представители творческих профессий и предприниматели в сферах искусства, музыки и ремёсел.
Школа креативных индустрий готовится к открытию в ЕАО.
Культура должна аккомпанировать экономике, отметила Надежда Преподобная, подводя итоги сессии.
«Мы находимся в самом начале пути развития креативных индустрий и вместе рисуем «карту», где каждый день возникают новые тепловые точки. Надеюсь, у нас будет больше возможностей для подобных обсуждений. А если говорить о развитии кино, то кто мешает регионам ДФО объединиться и сделать общий проект кинопроизводства? Конечно, здесь нужны средства, но примерно через месяц мы будем принимать заявки на предоставление финансирования», - обратилась Надежда Преподобная к участникам дискуссии.
На протяжении трёх дней лучшими практиками делились лидеры в области креативных индустрий, получившие признание на федеральном уровне.
Так, основатель и соорганизатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok design week Даниэла Пика рассказала о проекте школы предметного дизайна, где создают продукты с уникальным дизайн-кодом от посуды и столовых приборов до предметов декора и мебели. Проект стартовал в прошлом году, но уже привлёк большое количество участников. Выпускники школы получили престижные дизайнерские премии конкурса «Придумано и сделано в России».
Предметы из коллекции «Море-лёд», созданной на основе впечатлений от зимнего моря Владивостока, кухня-сундук в китайском стиле получили высокие оценки не только экспертов, но и потребителей.
«В условиях нехватки профильного образования по предметному дизайну во Владивостоке мы предлагаем мебельным мастерским выйти на принципиально новый уровень производства и научиться создавать качественные авторские предметы под кураторством лучших преподавателей самых известных российских вузов», - делится Даниэла Пика.
Огромное количество больших и маленьких проектов зарождается вокруг креативных лидеров и масштабируется с помощью государственной поддержки. Один из ярких примеров – проект художницы Марии Намоловой в Улан-Удэ «Комната». Это перфоманс-экспириенс, когда человек остаётся в комнате наедине с собой, кистями, красками и может свободно выражать эмоции, занимаясь «художественным вандализмом» с помощью красок на стенах.
«Я делаю то, что слишком легко для художника, но сложно для маляра», - говорит девушка.
«Комната» нашла своё применение в арт-терапии, к проекту присоединились профессиональные психологи, и сегодня он успешно монетизирован.
Культура на экспорт
В рамках форума было подписано соглашение о взаимодействии между министерством культуры России и Федерацией креативных индустрий.
Глава Федерации Игорь Намаконов напомнил о принципах развития креативной экономики. Основные составляющие здесь – региональные экосистемы взаимодействия деятелей креативных индустрий, человеческие ресурсы, взаимодействие с государством, популяризация, инфраструктура и анализ. Необходимо создавать информационную и статистическую базу для формирования повестки дальнейшего развития сектора. И одна из важнейших задач – экспорт товаров и услуг.
Эльвира Нургалиева напомнила, что креативная экономика – это прежде всего возможность создавать условия для самореализации отдельного человека, чтобы он комфортно, счастливо жил на территории и развивал свою малую родину. «Мы питаем надежду и видим огромный потенциал именно в креативных отраслях для развития потенциала на Дальнем Востоке», - подчеркнула она.
Напомним, что "Российская креативная неделя" проводится с 2020 года, это крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий. Форум объединяет представителей всех креативных направлений страны, является одним из ключевых двигателей институциональных изменений индустрии в России, в реализации экономического, научного и технологического потенциала страны.
Форум проводится АНО "Креативная экономика" совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.