Поделиться
«Якутия подает отличный пример Арктической политики»
Поделиться

Эксперты уверены, что республика может стать лидером по показателям социально-экономического развития в российской Арктике

Власти Якутии утвердили стратегию социально-экономического развития Арктической зоны. Новый документ охватывает период до 2035 года. Достижение целевых показателей обеспечит прорывное развитие социальной и промышленной сфер в арктической зоне республики. Эксперты, опрошенные EastRussia, уверены, что реализация этой стратегии способна вывести Якутию в число лидеров среди арктических регионов по показателям социально-экономического развития и сделать ее драйвером развития российской Арктики.

sakha.gov.ru

Якутская Арктика — это огромная территория, площадь которой составляет 1 608,8 тыс. кв. км или более половины всей республики. На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское, общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км. На западе граничит с Красноярским краем, на востоке — с Чукотским автономным округом, на юге — с шесть муниципальными районами республики: Мирнинским, Нюрбинским, Вилюйским, Кобяйским, Томпонским и Оймяконским.

К Арктической зоне Якутии отнесены 13 из 35 районов республики. Восемь районов включены в арктическую зону в прошлом году указом президента страны Владимира Путина. Это результат многолетней целенаправленной работы руководства республики.

Глава Якутии Айсен Николаев высоко оценивает значение такого решения, поскольку включенность в арктическую зону России, которая признана приоритетной геостратегической территорией страны, предполагает особый подход и поддержку со стороны государства к развитию этих районов.

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Повышение качества жизни — основной вызов, стоящий перед властями республики, считает доцент Института общественных наук РАНХиГС, координатор Экспертного совета экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики) Александр Воротников.

«Основным направлением государственной политики республики обозначено повышение качества жизни населения с достижением значений показателей социального развития Арктической зоны Якутии не ниже средних значений по Российской Федерации к 2024 году», — отметил он.

Под руководством главы региона Айсена Николаева уже немало сделано для поддержки северян. В 2019 году Николаев освободил жителей арктических территорий от уплаты транспортного налога на бессрочный период, а задолженность по данному налогу списана. Аналогичные решения приняты на уровне районов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Регион утвердил госпрограмму по развитию Арктической зоны на 2020-2024 годы, в 16 госпрограммах Республики Саха (Якутия) выделены арктические разделы. На ее реализацию предусмотрено около 35 млрд рублей.

Впервые в республике в этом году началась реализация программы «Молодой оленевод», которая предполагает выделение оленеводам арктических районов в возрасте до 35 лет, проработавшим в отрасли не менее четырех лет, одного млн рублей на улучшение жилищных условий. Эти деньги они смогут направить на строительство собственного жилья или на покупку жилья на вторичном рынке.

Важной задачей развития арктических улусов Якутии является повышение доходов населения арктических районов, занятых в основном традиционными видами хозяйствования. Поэтому для реализации этого проекта очень важна и федеральная поддержка. Новым проектом по закреплению кадров в арктических районах является программа «Учитель Арктики». Она позволяет провести целевую подготовку педагогов для работы в арктических регионах. После того как молодые учителя проработают пять лет на севере, они получают сертификаты на получение жилья.

Республикой инициирован комплексный проект «Дети Арктики». Он включает такие направления, как: отдых и оздоровление детей, проживающих в особых климатических условиях, развитие арктического образования, в том числе кочевых школ, дистанционного образования. Проект «Дети Арктики» готовится к принятию как часть новой государственной программы социально-экономического развития арктических территорий РФ. Инициативу республики по разработке подпрограммы «Дети Арктики» на федеральном уровне поддержали остальные арктические субъектам России.

В рамках мероприятий подпрограммы предполагается финансирование выезда детей из арктических районов на летний оздоровительный отдых, участие одаренных детей во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и творческих конкурсах, издание учебной литературы по родным языкам коренных народов.

 

ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

Еще один вызов, решение которого определено в новом стратегическом документе — преодоление транспортной проблемы. Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки как в дальнем, так и во внутрирайонном сообщении осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта — автозимники и внутренние водные пути. По данным властей Якутии, доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70%, а стоимость завозимой продукции может превышать 80%.

Как считает доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономических проблем КНЦ РАН имени Лузина, профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев, сейчас Якутия обладает транспортно-логистическими возможностями, которые благодаря естественным природным предпосылкам могут в значительной мере содействовать ее превращению в конкурентоспособную территорию с развитой сферой услуг и сервисной экономикой.

По мнению эксперта, реализация крупных энергетических и промышленных проектов в Арктике оказывает позитивное влияние на развитие порта Тикси, одного из ключевых портов на трассе Северного морского пути. Расположенный на побережье моря Лаптевых, порт Тикси выступает одним из стратегических транспортно-логистических центров по обеспечению жизнедеятельности на побережье моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, а также в устьях рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы и ряда других.

«Особенностью географического положения морского порта Тикси является его роль связующего узла между Восточной и Западной Арктикой на перекрестке Северного морского пути (СМП) — единой транспортной магистрали в Арктике, которая объединяет региональные транспортные подсистемы Севера европейской части России, Сибири и Дальнего Востока», — отметил Фадеев. 

При всех технических сложностях судоходства в Арктике, географически СМП представляет собой кратчайший маршрут, соединяющий Европу с Дальним Востоком и западной частью Северной Америки. Потенциальные грузы для этой магистрали — не только транзитные.

Республика Саха (Якутия) является и в перспективе будет оставаться одним из главных регионов, обеспечивающих прирост добычи нефти и газа в России.

«На текущий момент в республике разведано большое количество углеводородных месторождений, значительные объемы перспективных и прогнозных ресурсов, а также существуют осязаемые перспективы для будущих открытий», — уточнил эксперт.

Начало освоения нефтегазовых ресурсов республики, а также перспективных проектов на шельфе с наращиванием объемов транспортировки грузов и углеводородов неизбежно приведут к тому, что порт Тикси может стать одной из промышленных баз будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов Арктики.

Безусловно, с задачей развития СМП тесно сопрягаются задачи модернизации инфраструктуры порта Тикси, проведения дноуглубительных работ, обновление кранового и погрузочно-разгрузочного хозяйства на его территории.

Морские транспортные услуги могут превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью экспорта Арктической зоны РФ.

«При грамотной стратегии участия в арктических проектах, республика, позиционируя себя в качестве важного транспортно-логистического узла, сможет получить крупный источник доходов. К тому же она будет в значительной мере застрахована от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры цен на мировых рынках углеводородов. Важно помнить, что всемерная реализация транспортно-транзитного потенциала региона обладает мощными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами», — подчеркнул Фадеев.

Очевидно, что в решении данного вопроса необходимы государственная поддержка, эффективная межотраслевая кооперация и всемерная консолидация политических и экономических ресурсов.

«И Якутия способна внести свой весомый вклад в реализацию данной стратегической для России задачи», — заключил эксперт.

 

ПРИМЕР ДЛЯ ДРУГИХ

По мнению экспертов, Якутия обладает уникальным опытом в области защиты и охраны вечной мерзлоты. В России около 60% территории находится в этой зоне, Экспертов волнуют вопросы сдерживания деградации вечной мерзлоты.

«И Якутия уже идет по этому пути. Два года назад здесь приняли региональный закон "Об охране вечной мерзлоты". Опыт Якутии изучается на федеральном уровне. Без сомнения, он будет учтен, при подготовке плана адаптации к климатическим изменениям, который готовит министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. С целью координации деятельности по проблемам деградации вечной мерзлоты, на базе ПОРА создана координационная рабочая группа по криолитозоне Российской Арктики и Субарктики», — отметил Воротников.

С начала разработки федерального законопроекта «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» Якутия включились в работу по законопроекту. Республика Саха — один из самых активных регионов России в плане подготовки предложений и поправок к законопроекту, что не удивительно: к Арктической зоне РФ отнесена половина ее территории, накоплена практика, реализуются меры специальной государственной поддержки социально-экономического развития арктических районов (улусов), создано профильное министерство.

Основная часть предложений якутской стороны учтена в окончательном варианте законопроекта. Особенно важны положения в части защиты интересов коренных малочисленных народов Севера. Также исключены нормы о возможности принудительного изъятия земельных участков и о создании коллегиального органа управления российской Арктикой, в целях поддержки малого и среднего бизнеса снижен объем вложений для приобретения статуса резидента Арктической зоны до одного млн рублей, поддержано предложение о создании Общественного совета для осуществления контроля над деятельностью компаний-резидентов, внесена норма о подписании соглашений социально-экономического развития территорий промышленного освоения с местными властями.

В целом Якутия подает отличный пример для других регионов Арктической зоны страны, реализуя свою арктическую политику, считает Александр Воротников.

«Якутия одной из первых системно приступила к реализации указа президента РФ от 5 марта 2020 года № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года". И уже через месяц, в целях реализации стратегических приоритетов Российской Федерации в Арктике, решения ключевых проблемных вопросов Арктической зоны республики глава Якутии Айсен Николаев утвердил основные направления государственной политики республики в Арктической зоне региона на период до 2024 года. Все основные направления развития Арктической зоны Якутии отражены в указе», — заключил эксперт.

Олег Иванов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов