Поделиться
«Якутия не площадка для экспериментов»
Поделиться

Дмитрий Селютин об интеграции изолированных энергосистем

Первый заместитель генерального директора по инвестициям и развитию ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (ДВЭУК) Дмитрий Селютин – о перспективах дальневосточной энергетики, принципах ГЧП в реализации масштабных проектов и о надежности российских технологий строительства.

- Дмитрий Эдуардович, введенный недавно в работу электросетевой проект ЛЭП 220 кВ «Чернышевский – Мирный – Ленск – Пеледуй» с отпайкой до НПС №14 протяженностью 1,5 тыс. км сравнивают с началом реализации масштабного исторического проекта ГОЭЛРО. Каково ваше мнение?

- Невозможно переоценить значение этого события. Это самый крупный электросетевой проект на Дальнем Востоке России за последние 40 лет. Речь идет не только о Республике Саха (Якутия), речь идет о Дальневосточном федеральном округе в целом. Не будет большим преувеличением сказать, что это революционное событие для якутской энергосистемы, а также для энергосистемы Сибири, поскольку проект является началом еще более масштабной задачи по объединению энергосистемы Сибири и западного энергорайона Якутии. Проект дает импульс не только для развития трубопроводного транспорта, для социальной сферы ряда населенных пунктов Республики Саха (Якутия), но и для развития горного кластера на севере Иркутской области, для более активного решения вопросов по внешнему энергоснабжению объектов Восточной газовой программы. И это далеко не финиш, а начало большого развития энергетики Дальнего Востока, о необходимости в котором говорят достаточно давно, и в последнее время не только говорят, но и делают.

- Какие проекты предстоит реализовать в обозримом будущем?

- Впереди много работы. Это строительство линий «Пеледуй – Чертово Корыто – Сухой Лог – Мамакан», строительство Чаяндино-Талаканского энергокольца, линий «Сунтар – Нюрба» и далее от Нюрбы на Якутск. И наверное, не за горами строительство линии на Магадан через Нежданинское месторождение, Теплый Ключ, Усть-Нера, Нера Новая. Мы убедились, что такие масштабные сложные проекты реализуемы, если взяться за них «всем миром». А «всем миром» – это и позиция операционных компаний, позиция «Якутскэнерго», позиция «РАО ЭС Востока», «РусГидро», ФСК, наша позиция, позиция Министерства энергетики РФ, правительств субъектов федерации, включая правительство Республики Саха (Якутия), в конце концов, это позиция Правительства РФ. И когда, как говорится, все эти «звезды сходятся», проект выстреливает. Так случилось. Так, надеюсь, будет случаться и дальше.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о строительстве энергомоста из Якутии в Иркутскую область. Ранее вы отмечали, что на Дальнем Востоке это, пожалуй, единственный проект в электроэнергетике, который реализуется на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

- Строительство ВЛ 220 кВ «Пеледуй – Чертово Корыто – Сухой Лог – Мамакан» обеспечит электроэнергией территории с высокими рисками нарушения энергоснабжения и снимет инфраструктурные ограничения для освоения двух крупнейших золоторудных месторождений России – Чертово Корыто и Сухой Лог, а также рудника Высочайший. Сопутствующим системным эффектом от строительства является возможность выдачи запертой мощности каскада Вилюйских ГЭС и Светлинской ГЭС.

В июне 2012 года на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение, согласно которому первый этап проекта (строительство одной из двух цепей линии) реализуется за счет средств ОАО «Полюс Золото». Золотодобывающая компания уже ведет строительство ЛЭП от Пеледуя в сторону Чертова Корыта. Сделан проект, причем проект прошел государственную экспертизу, определена подрядная организация, идет стройка. В данный момент ОАО «ДВЭУК» заканчивает проектирование объектов второго этапа и ведет работу по привлечению бюджетного финансирования.

В течение месяца мы получим положительное заключение государственной экспертизы по проекту, а дальше получается «развилка», связанная с выполнением обязательств по продолжению финансирования этого проекта со стороны либо федерального бюджета (в рамках ФЦП), либо какой-то государственной компании.

- Какова же схема привлечения средств для реализации проекта?

- На сегодняшний день есть два варианта: это Федеральная сетевая компания и Дальневосточная энергетическая управляющая компания. Инвестиционная программа ОАО «ФСК ЕЭС» чрезвычайно напряжена, решать данный вопрос за счет тарифной составляющей для компании проблематично. Поэтому коллеги из ФСК рассматривали возможность финансирования этого проекта за счет заимствования в Фонде национального благосостояния. Однако в связи с совершено определенными и всем известными обстоятельствами у наших коллег появляется ряд новых приоритетов в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Именно поэтому сейчас мы совместно с «ФСК» и Министерством энергетики РФ должны принять согласованное решение о том, за счет каких источников будет финансироваться проект «Пеледуй – Чертово Корыто – Сухой Лог – Мамакан».

Мы предложили министерству энергетики и Правительству РФ схему финансирования данного объекта, связанную с распоряжением уже созданными и введенными в эксплуатацию объектами, заказчиком-застройщиком по которым являлась наша компания. Напомню, это объекты энергоснабжения Саммита АТЭС (Приморский край) и нефтепровода ВСТО (Якутия), ряд объектов в Благовещенске (так называемое энергокольцо), это сданные в эксплуатацию и строящиеся в настоящее время объекты в Магаданской области (линии Центральная – Сокол – Палатка и Оротукан – Палатка – Центральная). В случае достижения решения о реализации активов «ДВЭУК» в адрес операционных компаний на нужды энергостроительства Дальнего Востока будет сгенерирован денежный поток в течение 2015-2016 года примерно в объеме свыше 30 млрд рублей. В детали этой схемы я пока не хотел бы погружаться, но это связано с передачей генерирующих мощностей в «РусГидро», сетевых объектов по синхронной зоне Востока и по Республике Саха (Якутия) в адрес Федеральной сетевой компании в обмен на акции Интер РАО. Эта схема обсуждается, о ней уже давно говорят. Однако называть конкретные параметры сделки я пока не готов. Совершенно очевидно, что это эффективный, понятный, прозрачный механизм привлечения внебюджетных источников для развития дальневосточной энергетики.

- В 2012 году вы говорили об еще одном масштабном проекте – Чаяндино-Талаканском энергокольце, которое позволит обеспечить электроснабжение разработки и эксплуатации одноименных нефтяных месторождений и газоконденсатных месторождений. Когда будет построена ЛЭП?

- Вы по практике можете увидеть: о линии «Сунтар-Олекминск» я говорил в 2008 году – в 2010-м мы ее построили, по линии «Чернышевский – Мирный - Ленск – Пеледуй» - в 2010 году – в 2014 построили. Если этот логический ряд продолжать, то Чаяндино-Талаканское кольцо построят в 2017 году. Но для этого нужна гармонизация интересов «Роснефти» (месторождение Таас-Юрях), «Газпрома» (Чаяндинское месторождение) и «Сургутнефтегаза» (Талаканское месторождение). Нужно сложить такой пазл - а он не очень просто складывается, - чтобы договориться со всеми. Я могу сказать, что от «Суругутнефтегаза» мы заявку на технологическое присоединение получили. Сейчас нужно сложить технологическую и финансовую идеологию реализации этого проекта. Безусловно, я думаю, что проект будет реализовываться на принципах ГЧП с софинансированием за счет тех структур, о которых я уже говорил. Смысл этого кольца не только в обеспечении внешнего энергоснабжения данных добывающих предприятий, но еще и в том, что те мощности, которые собираются создавать нефтяники, газовики, а они, как правило, несколько избыточны, станет возможно передавать туда, где в этой мощности нуждаются больше всего, например на север Иркутской области.

- Насколько технологична с точки зрения мировой энергетики построенная линия с учетом вечной мерзлоты и прочих экстремальных обстоятельств?

- Такой проект и для Центральной России сложен, а для Якутии он непрост кратно. Мы всегда исходили из такого понятного и энергетикам, и строителям, и потребителям тезиса, что Якутия это не площадка для экспериментов. Тем не менее несмотря на консервативный подход, мы действительно впервые в этом регионе применили ряд технологических новаций. Это касается и классов напряжения по подстроенным подстанциям, и применяемых материалов, и типа опор, которые мы использовали на ряде участков данной трассы. Все это вполне позволяет говорить о том, что это инновационный проект, в котором сочетается здоровый консерватизм, проверенные технологические (отечественные!) решения и те новации, без которых современная энергетика быть не может. Эксплуатация данной линии покажет и наши недоработки, и, вероятно, над этими недоработками мы какое-то время еще поработаем, так всегда бывает на объектах строительства, и здесь мы очень рассчитываем на высокую квалификацию персонала операционной компании - ОАО «Якутскэнерго», которое будет эксплуатировать и уже эксплуатирует эти линии.

Кстати, мы проводили сопоставительный анализ с тем, что делают наши коллеги в Канаде, на Аляске. На 100-150% – мы не хуже, а кое-где и лучше, причем с точки зрения сетевого строительства. Применяя современные технологии, мы на новых линиях совместно с операционной компанией достигаем минимального уровня потерь. Другое дело, что в Канаде и на Аляске другая идеология и стандарты развития электроэнергетики, то есть там акцент все больше делается в сторону распределенной энергетики, но это совершенно другая тема. Наши коллеги из холдинга «РАО ЭС Востока» занимаются темой распределенной энергетики очень активно, создавая новые типы генерации, где сочетаются и дизель, и солнце, и ветер. Ряд таких проектов запущен, потому что, безусловно, строить парадигму развития энергетики только на электросетевой составляющей неправильно. Правильное сочетание сетевого строительства и создание энергоузлов, которые могут работать в изолированном режиме, - это та перспектива, которую ждет якутская энергетика, и тот путь, по которому эта энергетика идет.

- Какие задачи в развитии электроэнергетики предстоит решить в разных регионах Дальнего Востока?

- Задача первого порядка – интеграция изолированных энергосистем с единой энергосистемой РФ. Но сама по себе интеграция единой целью не может выступать. Сеть нужно строить там, где есть внятный, понятный потребитель, иначе приходится терять энергию, терять мощность, работать в воздух.

В среднесрочной перспективе первая задача, которую предстоит решить, это интеграция изолированных энергосистем. Напомню, что сейчас в режиме изолированных энергорайонов работает бОльшая часть якутской энергосистемы за исключением того кластера, который образовался вокруг Нерюнгри. Кроме того, это весь Магадан, Камчатка, Чукотка, Сахалин. Сейчас самым активным образом прорабатывается вопрос о строительстве кабельного перехода от Сахалинской энергосистемы на материк в связи с планами «РусГидро» по строительству новой генерации на Сахалине. Мы рассматриваем вопрос, и я говорил уже об этом, о строительстве линии, объединяющей ОЭС Востока и Магаданскую энергосистему по территории Республики Саха (Якутия).

Задача более близкой перспективы – объединение изолированных энергоузлов в рамках изолированных энергосистем. Это опять-таки задача для Якутии. Якутия – правильный полигон для инженерной мысли, для формирования балансов электроэнергии и мощности. Я думаю, что абсолютно не за горами интеграция западного и центрального энергорайонов Якутии. Однако в силу удаленности, в силу относительно небольших объемов потребления, безусловно, ряд населенных пунктов, ряд промышленных предприятий будут ориентированы на собственную генерацию. Здесь сложность еще и в том, что за счет реализации поставленных задач, мы, энергетики, должны показать очевидный тарифный выигрыш для тех потребителей, которые хотели бы подключиться к централизованному энергоснабжению, но в связи с достаточно высоким уровнем тарифов предпочитают пока собственную генерацию. Поэтому однозначного ответа в процентах по Магадану, по Хабаровску, по Якутии нет. Совершенно понятно, что камчатская энергосистема будет и в среднесрочной и в долгосрочной перспективе работать изолировано, но и там есть ряд проектов, над которыми стоит думать, в частности строительство линии Мильково - Усть-Камчатск. Совершенно понятно, что через год мы столкнемся с проблемой вывода из эксплуатации Билибинской АЭС на Чукотке, и это выбытие надо возместить. Сейчас некоторые горячие головы говорят, что надо строить туда линию с Магадана. Есть своя позиция у «Росэнергоатома» о постановке там плавучей атомной электростанции, которую ранее планировалось поставить в Вилючинске. Впрочем, я думаю, что энергосистема Чукотки еще долгое время будет оставаться изолированной. 

Текст: Марина Галкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов