Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Yakutia will not disappoint

The real boom of the Internet in the republic is yet to come

Yakutia will not disappoint

The rapid development of mobile services would have been impossible without laying fiber-optic communication lines in Yakutia. The EastRussia correspondent understood the details.

As the Minister of Information Technologies and Communications of Yakutia Alexander Borisov estimated, today the share of communication and IT companies in the gross regional product of Yakutia is about 2% or 9-10 billion rubles. - this is from the total GRP in the amount of 530 billion rubles. "This is the result of the rapid development of cellular companies over the past few years. In 2013, the volume of investment of operators of the "troika" in Yakutia was about 3,24 billion rubles, "he said in early December in Yakutsk, telling journalists about current and planned infrastructure projects. Without them, it would be impossible to improve communication services, shows the experience of the leading players in the telecommunications market in Yakutia.

“Prices have dropped 15 times”

Pioneer in the laying of fiber-optic communication lines was ZAO TransTeleCom Company (TTK), which came to the capital of the republic with its own highway at the end of 2012. Fiber-optic line "Tynda-Yakutsk" with the length of about 1100 km and 40 Gbps bandwidth allowed to provide Internet access at speeds of 1,3 and 5 Mbit / s. In just six months, TTK has increased its access speed at unlimited tariffs to 50 Mbit / s tenfold, currently the maximum speeds reach 100 Mbit / s. "All the trunk lines of the TTK are laid along the railways, but for the first time the fiber optic link to Yakutsk came earlier than the railway: from Nizhny Bestyakh to Yakutsk, TTK built its own segment of the network, crossing the Lena River via overhead power lines. The trunk line, built by TTK, was the first fiber-optic communication line in the republic - before, only radio relay networks existed in the region, "the press service of the TTK explained. The company continues to build access networks in Yakutsk, plans to launch a cable television service in Neryungri. "The further development of the railway infrastructure in Yakutia will allow us to develop the construction of fiber-optic lines in other cities of the region," the TTC said. Today the order of 5% of the channel's capacity is leased by the company to telecom operators, large businesses and state organizations, including: North-Eastern Federal University, Center for Informatization of the Budget Process under the Ministry of Finance of the Republic of Sakha (Yakutia), Information Center under the Head of the RS (Y) Sberbank. The payback period for such a project in the TTK was estimated at an average of five years. The cost of the project was not disclosed, but various analysts called the framework from $ 25 to $ 35 million.

At the end of 2013 with its own cable, OJSC Rostelecom came to the capital of the republic by launching a line with an capacity of 80 Gbps (with the possibility of extending the bandwidth in the future to 3,2 Tbit / s). The construction was carried out within the framework of the agreement on mutual provision of infrastructure with JSC FGC UES. The matter is that own fiber-optic channels are also available for power engineers - technological lines and process monitoring are carried out on these fiber-optic lines laid over transmission lines ground wires. The optical cable provides reliable information exchange between the substations of MES East and the regional divisions of the dispatcher's office of the System Operator of the Unified Energy System and the network control centers of FGC.

As part of the agreement with Rostelecom, the network company provided the telecommunications operator with optical fibers in the Tynda-Maya segment with a total length of 939 km. The total length of the new fiber optic link including 117 km of communication lines built by Rostelecom to the intermediate settlements is 1056 km. Investment operator - 264,7 million rubles. Within a few months, Rostelecom also brought maximum speeds at unlimited tariffs to 100 Mbps.

Prior to this, services were provided through a microwave link from the borders of the Amur Region through Neryungri, Aldan to Yakutsk (2,5 Gbit / s). The cities of Mirny and Lensk in the west of the republic are still connected to the main line by means of a radio relay channel (0,4 Gbit / s). Therefore, two promising projects of Rostelecom are the construction of fiber optic links from Aldan to Mirny (100 Gbit / s, 950 km) and fiber optic links from Yakutsk to Mirny (40 Gbit / s, 1851 km). Both of them will also be conducted in partnership with energy specialists.

In 2014, the planned expansion of the radio relay channel in the Yakutsk-Mirny-Lensk section and the construction of the fiber optic link along the Yakutsk-Maya-Churapcha route was conducted. The projects have significantly improved the quality of Internet access in the settlements of Berdigests, Vilyuysk, Verkhnevilyuysk, Nyurba, Suntar, Mirny and Churapcha.

The head of the Far Eastern macro-regional branch of Rostelecom, Alexander Beleichev, notes that the arrival of fiber in the region always entails a reduction in tariffs. As Alexander Borisov noted when giving an interview to Yakutsk Evening in early May - still as deputy chairman of the government of Yakutia, “it’s hard to believe that in 2010 a megabit cost 3,9 thousand per second, today in Yakutsk the conditional megabit is worth 245 -250 rubles ", so prices have decreased by 15 times.

Mayor of Yakutsk Aisen Nikolayev also states that the situation with the connection "compared to what was three years ago is heaven and earth": "We had the most expensive Internet in the country, insane prices. To date, two optical fibers have been laid in Yakutsk. The quality of the connection - I will not say that it is brilliant, there are many complaints ... But the improvement process is on, as is the tariff reduction. Likewise, the quality of cellular communication, although it causes complaints, but compared to what was three years ago ... ".

"One of the most rocking regions"

New FOCLs are the basis both for improving the current communication situation and for penetrating new communication standards. In mid-December, in addition to the already existing FOCL of Rostelecom and TTK in Yakutsk, the MegaFon trunk cable will be carried out. In autumn, the operator launched the LTE network (the "fourth generation" standard, 4G) in Yakutsk, and plans to promote 4G communication in small settlements. As the director of Far East branch of OJSC "Megafon" Andrey Levykin admitted, Yakutia is "one of the most pumping traffic" of the Far East regions. He noted that already today more than 100 models of smartphones support LTE communication standard, and for Yakutia as a whole is characterized by a very wide penetration of "smart devices". Currently, the network of "Megaphone" (of all standards) is available to more than 80% of the population of the republic.

MTS outstripped a competitor in the deployment of LTE communications, but did not have backbone fiber in Yakutia. At the initial stage of the “fourth generation” communications deployment, MTS deployed a network in two large cities of the republic at once - Yakutsk and Neryungri, providing access to the fourth generation network for more than 350 thousand people. In Yakutsk, the 4G MTS network operates in all districts of the city, as well as in suburban areas. In Neryungri, the focus on building the 4G network was placed on the central and most populated areas of the city. By the end of 2014, MTS plans to increase the number of base stations of the “fourth generation” network in the region, expanding coverage and improving network quality. In the future, LTE will come to other locations, such as Mirny and Pokrovsk. “Today, the 3G network from MTS is available to more than 80% of the population of the republic. At the same time, over the past two years alone, the volume of downloaded traffic in the MTS network has tripled. More than 40% of subscribers use data transfer services from MTS, ”said Sergey Simachenkov, director of MTS OJSC branch in the Sakha (Yakutia) Republic.

The strategy of VimpelCom (Beeline trademark) for the development of the transport network in Yakutia involves the conclusion of long-term lease agreements with long-distance operators, VimpelCom OJSC explained in the press service of the Far Eastern region. This allows you to quickly increase the capacity of high-speed channels, provides quick payback, allows you to more effectively use the funds to develop mobile networks and quickly expand the network to meet the needs of the client. The positive side of such a strategy is high reliability, as client traffic is routed through independent FOCL of different operators, Vimpelcom believes.

The need for a significant expansion of the channel is and is associated with the active growth of the subscriber base and data traffic. Over the past two years, the number of Beeline subscribers in Yakutia has tripled, and Internet traffic has grown fivefold. "Its role in this has been played by the increase in user-accessible speeds as a result of the modernization of the 3G network. This year the network in Yakutsk has been switched to DC-HSPA + technology, providing a peak speed of up to 42 Mbit / s, "the operator's representatives explained.

Today, "Beeline" is the only communication operator in more than 200 villages of the republic. In general, VimpelCom is rendering its services at 97% of the populated territory of the Republic, providing a signal for 442 communication in the settlements of Yakutia. The population of Yakutia at 2014 year is 954,8 thousand people, in cities 81% live, in rural areas 19%.

The leadership of the Ministry of Communications of Yakutia also notes the social importance of the projects of mobile operators. So, the track "Lena" (Nevers-Yakutsk), which for a long time was called the "road of death," is more covered with cellular communication. "84,7% coverage of the" Megaphone ". When the company began to develop its business in Yakutia, it was the first to establish base stations where there was no one. MTS pulled up a little later, today they have reached the order of 78% on the coverage of the route. Beeline paid more attention to construction projects within its license, mainly going to settlements. Now they have about 11,3% coverage of the "Lena", "said Alexander Borisov. In the future, another ambitious task is to provide mobile communication with the Kolyma road that connects Magadan and Yakutsk.

"For two or three years to build 2,5 thousand. FOCL"

In the coming years, Yakutia can double the length of fiber optic networks. Let's remind, while their total length (taking into account FOCL Rostelecom and TTK) is over 2 thousand kilometers. Introducing the new Minister of Communications of the State Assembly of Yakutia in October, the head of the republic Yegor Borisov noted that in Yakutia there is a high need for the development of communication, improving its quality in remote areas. Therefore, it is necessary to continue cooperation with the federal center and economic entities of the industry. The head of Yakutia said that the republic has an intention "in two or three years" together with large communication companies on the territory of the republic to build over 2,5 thousand km of optical fiber with coverage of 200 settlements, where more than half of the region's population lives.

Back in May, then deputy chairman Boris Borisov reported that during 2015-2017, fiber optic is planned to be transported to the Vilyuisk zone, to trans-regional ulus. According to his calculations, it will take 2,8 cells to 3 billion rubles. In addition, at the beginning of 2015, a decision could be made on the construction of a fiber-optic line connecting Yakutia and the Magadan region. “In Soviet times, a coaxial trunk cable, KM-180, was laid from Tynda through Yakutsk to Magadan. In 1990's, this line was decommissioned. I have been talking to the Federal Ministry of Communications and Mass Media about the need to reanimate this project for three years, ”said the Minister of Communications of the Republic. However, there are already agreements with a company so far unnamed about laying fiber along this route - instead of the old cable. The agreement will be signed “in January or February 2015 of the year”. During 2015-2016, it is planned to commission the highway, on which about 60-70 points are provided for connecting antenna mast structures of cellular operators. The capacity of the line will be 100 Gbit.

A similar construction was presented at the beginning of the year by Compulink. "The project is divided into two parts: Yakutsk - Ust-Nera and Ust-Nera - Magadan. Through the territory of the Magadan Region, the line will pass through the regional centers of Susuman, Yagodnoye, Ust-Omchug and Kolyma HPP. For the cable laying, it is planned to use the supports of the existing transmission lines, "Yuriy Vanin, General Director of Compulink Infrastructure, is quoted as saying in a statement. The developer of the project plans to interest them the leading communication companies, not excluding the participation of the state. The press service of the company did not comment on the current state of the project.

At the recent meeting of the Minister of Communications of the Republic Alexander Borisov with the head of Rostelecom, Sergei Kalugin, they discussed the implementation of the already mentioned project on the use of the infrastructure of the electric power industry for laying FOCL Aldan — Olekminsk — Lensk — Mirny. However, as the Minister stated earlier, it is necessary to ensure equal access to the infrastructure for all operators. “We have agreed (with the power engineers - author annotation) - decide how much resource you need, and give the rest to us. So that not one operator subleases the channel to the rest, and we distributed a pair of optical fibers to each operator - cellular companies and Rostelecom, ”said Mr. Borisov.

As specified in the government of the republic, the construction of power lines by power engineers will be completed before the end of 2014 year.

General Director of OJSC Far Eastern Energy Management Company (DVEUK) Igor Dzhurko explained that during the construction of the Chernyshevsky — Mirny — Lensk — Peleduy ”largest transmission line in the Far East with a tap to the oil pumping station No. 14, the company laid out in the Western Energy Region of Yakutia about 1 KGS KL0. “In this hard-to-reach territory, the main problems for telecom operators are low bandwidth of satellite channels and high cost of services. DVEUK OJSC intends to transfer all free optical fibers to telecommunications operators. The issues of renting and installing telecommunication equipment were discussed with VimpelCom OJSC and MTS OJSC, and negotiations were held with Rostelecom OJSC and Megafon OJSC, ”he said.

Large-scale power grid construction in the republic contributes to these processes, thanks to which isolated energy districts - Western and Central - will soon be integrated into the United Energy System of the East. Last year, the authorities of Yakutia created a working group to develop coordinated proposals for the integration of infrastructure facilities of the electric power industry and main communication lines. As a result, a memorandum of cooperation was signed between the Government of the Republic of Sakha (Yakutia), the Ministry of Communications, the Ministry of Energy, the Ministry of Eastern and Eastern Development, JSC FGC UES, JSC DVEUK, JSC Rostelecom, CJSC TransTeleCom and the operators of the Big Three, report in DVWC.

"Yamal" to the whole of Yakutia

In order to reduce the costs of providing communications in remote areas, the authorities of Yakutia are discussing the possibility of using satellite channels with Gazprom Space Systems (a subsidiary of Gazprom). According to officials, the satellite operator could provide part of the frequency and energy resource of communication satellites of the Yamal series to telecommunications operators operating in Yakutia. Today, about 70% of settlements in the region use satellite communications. The main satellite transponder is the Express-AM3 spacecraft. For the western regions of the republic, the frequency-energy resource of the Express-AM33 satellite is involved. However, the available resource of these satellites is not enough: for one Internet user, the average bandwidth of the communication channel is 5 kbit / s. In accordance with the agreement between the Federal Space Agency, the Republic of Sakha (Yakutia) and the Federal State Unitary Enterprise "Space Communications", the use of satellite resources for the needs of the republic on the spacecraft Express-AM5, launched recently, is proposed. But this does not allow to fully meet the needs of the population and organizations, officials say. “December 15 launched the Yamal-401 satellite, we are working on the issue for Gazprom Space Systems to sell traffic for telecom operators operating in Yakutia at the same prices as for Gazprom structures. This is compared with today's prices - 150-170 thousand rubles. per gigabit, will be from 80 to 100 thousand rubles. for gigabit. The satellite covers almost the entire territory of Yakutia, except for three uluses in the north-east. We are ready to give two trunks at 70 MHz each, ”said the Minister of Communications of the Republic. After Yamal-401, it is planned to launch Yamal-500 and Yamal-600, which use the range intended for broadband Internet access.

OAO Gazprom Space Systems is a subsidiary of OAO Gazprom. The company has created, operates and develops Yamal satellite communication and broadcasting system with four satellites (Yamal-201, Yamal-202, Yamal-300K, Yamal-402), ground control complex, developed ground Telecommunications infrastructure (teleports, digital satellite television center, a large network of earth stations in Russia's regions) and is now an international operator representing the capacity of Yamal satellites not only in Russia but also in a significant part of the Eastern Hemisphere.

Financial analyst of investment holding "FINAM" Timur Nigmatullin estimated the total cost of construction of 1 km of land fiber-optic communication line in 0,5-1 million rubles. Accordingly, depending on the specifics of the project announced by the authorities of Yakutia, the total costs for its implementation may amount to approximately 1,25-2,5 billion rubles, he believes. "In Yakutia, historically, one of the highest average minimum tariffs for broadband Internet access (BBA). At the same time, the penetration of broadband access, according to my estimates, is about 1,5 times lower than the average for Russia and is about 35%. Given the above, the region's market is potentially attractive to investors in terms of expansion, even taking into account the risks of increasing competition. As for the decline in prices for satellite traffic for operators, I do not think that this will significantly affect the company's margins. However, by reducing the cost of services, their subscriber base may increase, "the expert believes.

September 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Якутия не подкачает

Настоящий бум интернета в республике еще впереди

Якутия не подкачает

Стремительное развитие услуг мобильной связи было бы невозможным без прокладки в Якутию волоконно-оптических линий связи. Корреспондент EastRussia разбирался в подробностях.

Как подсчитал министр информационных технологий и связи Якутии Александр Борисов, сегодня доля компаний связи и IT в валовом региональном продукте Якутии составляет около 2% или 9-10 млрд руб. — это из общего ВРП в размере 530 млрд рублей. «Это результат быстрого развития сотовых компаний за последние несколько лет. В 2013 году объем инвестиций операторов «тройки» в Якутии составил порядка 3,24 млрд руб.», — заявил он в начале декабря в Якутске, рассказывая журналистам о текущих и планируемых инфраструктурных стройках. Без них было бы невозможным совершенствование услуг связи, показывает опыт ведущих игроков телекоммуникационного рынка Якутии.

«Цены снизились в 15 раз»

Пионером в прокладке волоконно-оптических линий связи стало ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК), пришедшее в столицу республики с собственной магистралью в конце 2012 года. Оптоволоконная линия «Тында—Якутск» протяженностью порядка 1100 км и пропускной способностью 40 Гбит/с позволила предоставлять доступ в интернет на скоростях 1,3 и 5 Мбит/с. Уже через полгода ТТК в десять раз увеличить скорость доступа на безлимитных тарифах до 50 Мбит/с, на текущий момент максимальные скорости достигают 100 Мбит/с. «Все магистральные линии связи ТТК проложены вдоль железных дорог, однако в Якутск ВОЛС компании впервые пришла раньше, чем железная дорога: от Нижнего Бестяха до Якутска ТТК построил собственный сегмент сети с переходом через реку Лену по воздушным линиям электропередачи. Построенная ТТК магистраль стала первой в республике волоконно-оптической линией связи - прежде в регионе существовали только радиорелейные сети», — пояснили в пресс-службе ТТК. Компания продолжает строить сети доступа в Якутске, планирует запустить услугу кабельного телевидения в Нерюнгри. «Дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры в Якутии позволит нам развивать строительство ВОЛС в других городах региона», утверждают в ТТК. Сегодня порядка 5% пропускной способности канала сдается компанией в аренду операторам связи, крупному бизнесу и государственным организациям, среди которых: Северо-Восточный Федеральный университет, Центр информатизации бюджетного процесса при Министерстве финансов РС(Я), Информационный центр при главе РС(Я), Сбербанк. Горизонт окупаемости подобного проекта в ТТК оценили в среднем в пределах пяти лет. Стоимость проекта не оглашалась, однако различные аналитики называли рамки от $25 до $35 млн.

В конце 2013 года с собственным кабелем в столицу республики пришло ОАО «Ростелеком», запустив линию емкостью 80 Гбит/с (с возможностью расширения пропускной способности в будущем до 3,2 Тбит/с). Стройка велась в рамках соглашения о взаимном предоставлении инфраструктуры с ОАО «ФСК ЕЭС». Дело в том, что собственные оптоволоконные каналы есть и у энергетиков — по этим ВОЛС, проложенным по грозотросам линий электропередач, осуществляется технологический контроль и мониторинг процессов. Оптический кабель обеспечивает надежный информационный обмен между подстанциями МЭС Востока и региональными подразделениями диспетчерского управления «Системного оператора Единой энергетической системы» и центров управления сетями ФСК.

В рамках соглашения с «Ростелекомом» сетевая компания предоставила оператору связи оптические волокна на участке Тында—Майя общей протяженностью 939 км. Общая протяженность новой ВОЛС с учетом 117 км линий связи, построенных «Ростелекомом» к промежуточным населенным пунктам, составила 1056 км. Инвестиции оператора — 264,7 млн рублей. В течение нескольких месяцев «Ростелеком» также довел максимальные скорости на безлимитных тарифах до 100 Мбит/с.

До этого сервисы предоставлялись посредством радиорелейной линии от границ Амурской области через Нерюнгри, Алдан до Якутска (2,5 Гбит/с). Города Мирный и Ленск на западе республики все еще связаны с магистральной линией посредством радиорелейного канала (0,4 Гбит/с). Поэтому двумя перспективными проектами «Ростелекома» названы строительство ВОЛС из Алдана до Мирного (100 Гбит/с, 950 км) и ВОЛС из Якутска до Мирного (40 Гбит/с, 1851 км). Оба они будут также вестись в партнерстве с энергетиками.

В 2014 году велось плановое расширение радиорелейного канала на участке Якутск—Мирный—Ленск и строительство ВОЛС по маршруту Якутск—Майя—Чурапча. Проекты позволили существенно повысить качество доступа в интернет в населенных пунктах Бердигестях, Вилюйск, Верхневилюйск, Нюрба, Сунтар, Мирный и Чурапча.

Глава дальневосточного макрорегионального филиала «Ростелекома» Александр Белейчев отмечает, что приход оптоволокна в регион всегда влечет за собой снижение тарифов. Как замечал Александр Борисов, давая интервью «Якутску вечернему» в начале мая — еще в качестве зампреда правительства Якутии, «сейчас уже с трудом верится, что в 2010 году один мегабит в секунду стоил 3,9 тыс. рублей, сегодня в Якутске условный мегабит стоит 245-250 рублей», таким образом цены снизились в 15 раз.

Мэр Якутска Айсен Николаев тоже заявляет, что ситуация со связью «по сравнению с тем, что было три года назад — это небо и земля»: «У нас был самый дорогой интернет в стране, безумные цены. На сегодняшний день в Якутск проложены два оптоволокна. Качество связи — не скажу, что блестящее, жалоб много... Но процесс улучшения идет, как и снижение тарифов. Точно также и качество сотовой связи хоть и вызывает нарекания, но по сравнению с тем, что было три года назад...».

«Один из самых качающих регионов»

Новые ВОЛС являются основой как для улучшения текущей ситуации со связью, так и для проникновения новых стандартов связи. В середине декабря в дополнение к уже имеющимся ВОЛС «Ростелекома» и ТТК в Якутск проведет магистральный кабель «МегаФон». Осенью оператор запустил сеть LTE (стандарт «четвертого поколения», 4G) в Якутске, и планирует продвигать связь 4G в небольших населенных пунктах. Как признался директор дальневосточного филиала ОАО «Мегафон» Андрей Левыкин, Якутия - это «один из самых качающих трафик» регионов Дальнего Востока. Он отметил, что уже сегодня более 100 моделей смартфонов поддерживают стандарт связи LTE, причем для Якутии в целом характерно весьма широкое проникновение «умных устройств». В настоящее время сеть «Мегафона» (всех стандартов) доступна более чем 80% жителей республики.

МТС опередили конкурента в развертывании связи LTE, но не имеют магистрального оптоволокна в Якутии. На первоначальном этапе развертывания связи «четвертого поколения» МТС развернула сеть сразу в двух крупных городах республики — Якутске и Нерюнгри, обеспечив доступ к сети четвертого поколения для более 350 тыс. человек. В Якутске сеть 4G МТС действует во всех районах города, а также в пригородных территориях. В Нерюнгри упор при строительстве сети 4G делался на центральные и самые густонаселенные районы города. До конца 2014 года МТС планирует увеличить количество базовых станций сети «четвертого поколения» в регионе, расширив покрытие и улучшив качество сети. В будущем LTE придет и в другие населенные пункты, такие как Мирный и Покровск. «На сегодняшний день сеть 3G от МТС доступна более 80% населения республики. При этом только за два последних года объем скачанного трафика в сети МТС увеличился в три раза. Более 40% абонентов пользуются услугами передачи данных от МТС», — рассказал директор филиала ОАО МТС в республике Саха (Якутия) Сергей Симайченков.

Стратегия «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») по развитию транспортной сети в Якутии предполагает заключение долгосрочных договоров аренды с магистральными операторами, пояснили в пресс-службе Дальневосточного региона ОАО «Вымпелком». Это позволяет оперативно увеличивать емкость высокоскоростных каналов, обеспечивает быструю окупаемость, позволяет более эффективно использовать средства на развитие мобильных сетей и быстро расширять сеть под потребности клиента. Положительной стороной такой стратегии является высокая надежность, так как клиентский трафик направляется по независимым ВОЛС разных операторов, считают в «Вымпелкоме».

Потребность в значительном расширении канала есть и связана с активным ростом абонентской базы и трафика передачи данных. За последние два года число абонентов «Билайн» в Якутии увеличилось в три раза, а интернет-трафик вырос в пять раз. «Свою роль в этом сыграло и увеличение доступных пользователям скоростей по итогам модернизации сети 3G. В текущем году сеть в Якутске была переведена на технологию DC-HSPA+, обеспечивающую пиковую скорость до 42 Мбит/c», — объясняют представители оператора.

Сегодня «Билайн» является единственным оператором связи более чем в 200 поселках республики. В целом «ВымпелКом» предоставляют свои услуги на 97% населенной территории республики, обеспечивая сигналом связи 442 населенных пункта Якутии. Численность жителей Якутии на 2014 год составляет 954,8 тыс. человек, в городах проживает 81%, в сельской местности 19%.

Руководство минсвязи Якутии также отмечает социальную значимость проектов мобильных операторов. Так, трасса «Лена» (Невер—Якутск), которую долго называли «дорогой смерти», в большей степени покрыта сотовой связью. «84,7% охвата у «Мегафона». Когда компания начала развивать свой бизнес в Якутии, она первая стала устанавливать базовые станции там, где никого нет. МТС подтянулся чуть позже, сегодня они достигли порядка 78% по охвату трассы. «Билайн» больше уделял внимание стройкам в рамках своей лицензии, в основном шел на населенные пункты. Сейчас у них порядка 11,3% охвата «Лены»», — рассказал Александр Борисов. В будущем стоит еще одна амбициозная задача — обеспечить мобильной связью автодорогу «Колыма», которая соединяет Магадан и Якутск.

«За два-три года построить 2,5 тыс. километров ВОЛС»

В предстоящие годы Якутия может удвоить протяженность оптоволоконных сетей. Напомним, пока их общая длина (с учетом ВОЛС «Ростелекома» и ТТК) составляет свыше 2 тыс. километров. Представляя в октябре нового министра связи Госсобранию Якутии, глава республики Егор Борисов отметил, что в Якутии остается высокой потребность в развитии связи, улучшении ее качества в отдаленных районах. Поэтому необходимо продолжить взаимодействие с федеральным центром и хозяйствующими субъектами отрасли. Глава Якутии заявил, что у республики есть намерение «за два-три года» совместно с крупными компаниями связи на территории республики построить свыше 2,5 тыс. км оптоволокна с охватом 200 населенных пунктов, где проживает более половины населения региона.

Еще в мае тогда зампред Александр Борисов сообщал, что в течение 2015-2017 годов планируется провести оптоволокно в вилюйскую зону, в заречные улусы. На это, по его подсчетам, потребуется сот 2,8 до 3 млрд рублей. Кроме того, в начале 2015 года может быть принято решение по строительству оптоволоконной линии, соединяющей Якутию и Магаданскую область. «В советские времена от Тынды через Якутск, до Магадана был проложен коаксиальный магистральный кабель, КМ-180. В 1990-х годах эта линия была выведена из эксплуатации. Я уже три года говорю федеральному Минкомсвязи о необходимости реанимации этого проекта», — рассказал министр связи республики. Однако уже есть договоренности с неназываемой пока компанией о прокладке оптоволокна по данному маршруту — вместо старого кабеля. Соглашение будет подписано «в январе или феврале 2015 года». В течение 2015-2016 годов планируется сдача магистрали, на которой предусмотрено порядка 60-70 точек для подключения антенно-мачтовых сооружений сотовых операторов. Пропускная способность линии составит 100 Гбит.

Подобную стройку презентовала в начале года ГК «Компьюлинк». «Проект разбит на две части: Якутск — Усть-Нера и Усть-Нера — Магадан. По территории Магаданской области линия пройдет через районные центры Сусуман, Ягодное, Усть-Омчуг и Колымскую ГЭС. Для прокладки кабеля планируют использовать опоры действующих линий электропередачи», — цитируют в сообщении компании генерального директора «Компьюлинк Инфраструктура» Юрия Ванина. Разработчик проекта планирует заинтересовать им ведущие компании связи, не исключая участие государства. В пресс-службе компании не стали комментировать текущее состояние проекта.

На недавней встрече главы минсвязи республики Александра Борисова с главой «Ростелекома» Сергеем Калугиным обсуждалась реализация уже упомянутого проекта по использованию инфраструктуры электроэнергетики для прокладки ВОЛС Алдан—Олекминск—Ленск—Мирный. Впрочем, как ранее заявлял министр, необходимо обеспечить равный доступ к инфраструктуре для всех операторов. «Мы договорились (с энергетиками – прим. автора) — определитесь, сколько вам нужно ресурса, а остальное отдайте нам. Чтобы не один оператор сдавал канал в субаренду остальным, а мы распределили по паре оптоволокна каждому оператору — сотовым компаниям и Ростелекому», — заявил господин Борисов.

Как уточнили в правительстве республики, строительство ЛЭП энергетиками будет завершено до конца 2014 года.

Генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (ДВЭУК) Игорь Джурко пояснил, что при строительстве крупнейшей на Дальнем Востоке линии электропередачи «Чернышевский—Мирный—Ленск—Пеледуй» с отпайкой до нефтеперекачивающей станции № 14 компания проложила в Западном энергорайоне Якутии порядка 1 тыс. км ВОЛС. «На этой труднодоступной территории главными проблемами для операторов связи остаются низкая пропускная способность спутниковых каналов и высокая себестоимость услуг. ОАО «ДВЭУК» намерено передать в аренду операторам связи все свободные оптические волокна. Вопросы аренды и установки телекоммуникационного оборудования обсуждались с ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МТС», также переговоры велись с ОАО «Ростелеком» и ОАО «Мегафон»», — рассказал он.

Этим процессам способствует масштабное электросетевое строительство в республике, благодаря которому изолированные энергорайоны — Западный и Центральный — вскоре будут интегрированы в Объединенную энергосистему Востока. Еще в прошлом году власти Якутии создали рабочую группу по выработке согласованных предложений в части интеграции инфраструктурных объектов электроэнергетики и магистральных линий связи. В результате был подписан меморандум о взаимодействии между правительством Республики Саха (Якутия), Минкомсвязи, Минэнерго, Минвостокразвития, ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ДВЭУК», ОАО «Ростелеком», ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и операторами «большой тройки», сообщают в ДВЭУК.

«Ямал» на всю Якутию

Чтобы снизить издержки на предоставление связи в отдаленных районах, власти Якутии обсуждают возможность использования спутниковых каналов с ОАО «Газпром космические системы» (дочка «Газпрома»). Как считают чиновники, спутниковый оператор мог бы предоставить часть частотно-энергетического ресурса спутников связи серии «Ямал» операторам связи, действующим в Якутии. Сегодня около 70% населенных пунктов региона используют спутниковую связь. Основным спутниковым ретранслятором является космический аппарат «Экспресс-АМ3». Для западных районов республики задействован частотно-энергетический ресурс КА «Экспресс-АМ33». Однако имеющегося ресурса этих спутников недостаточно: на одного интернета-пользователя средняя пропускная способность канала связи составляет 5 кбит/с. В соответствии с соглашением между Федеральным космическим агентством, Республикой Саха (Якутия) и ФГУП «Космическая связь» предполагается использование спутниковых ресурсов для нужд республики на космическом аппарате «Экспресс-АМ5», запущенном недавно. Но и это не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения и организаций, отмечают в чиновники. «15 декабря запустили спутник Ямал-401, мы прорабатываем вопрос, чтобы для операторов связи, работающих в Якутии, «Газпром космические системы» продавал трафик по тем же ценам, как для структур «Газпрома». Это по сравнению с сегодняшними ценами — 150-170 тыс. руб. за гигабит, будет составлять от 80 до 100 тыс. руб. за гигабит. Спутник охватывает почти всю территорию Якутии, кроме трех улусов на северо-востоке. Нам готовы дать два ствола по 70 МГц каждый», — рассказал министр связи республики. После «Ямала-401» планируется запуск «Ямала-500» и «Ямала-600, которые используют диапазон, предназначенный для широкополосного доступа в интернет.

ОАО «Газпром космические системы» — дочерняя компания ОАО «Газпром». Компания создала, эксплуатирует и развивает систему спутниковой связи и вещания «Ямал» в составе четырех спутников («Ямал-201», «Ямал-202», «Ямал-300К», «Ямал-402»), наземного комплекса управления, развитой наземной телекоммуникационной инфраструктуры (телепорты, центр цифрового спутникового телевидения, крупная сеть земных станций в регионах России) и сейчас является международным оператором, представляющим емкость спутников «Ямал» не только в России, но и на значительной части Восточного полушария.

Финансовый аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин оценил полную стоимость строительства 1 км наземной ВОЛС в 0,5-1 млн рублей. Соответственно, в зависимости от особенностей заявленного властями Якутии проекта, итоговые затраты на его реализацию могут составить примерно 1,25-2,5 млрд руб., считает он. «В Якутии исторически одни из самых высоких средних минимальных тарифов на широкополосный доступ в интернет (ШПД). При этом одновременно проникновение ШПД, по моим оценкам, примерно в 1,5 раза ниже среднего показателя по РФ и составляет около 35%. Учитывая вышесказанное, рынок региона потенциально привлекателен для инвесторов с точки зрения экспансии, даже с учетом рисков усиления конкуренции. Что касается снижения цен на спутниковый трафик для операторов, то я не думаю, что это существенно повлияет на маржу компаний. Впрочем, за счет снижения стоимости услуг может увеличиться их абонентская база», — полагает эксперт.