Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Why Thousands of Yakutiaans Congregated at Triumph Sports Complex - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Yakut outbreak

Why did thousands of residents of Yakutia going to the sports complex "Triumph"

March 19 in the sports complex of Yakutsk gathered, according to various estimates, from 5 to 7 thousands of excited residents of the republic, mostly men. The reason for the meeting was not a sport, but a crime: on the eve of the social network of Yakutia they filled in videos calling for a boycott of people from Kyrgyzstan. The trigger was the rape of a resident of Yakutsk, in which a Kyrgyz was suspected. EastRussia understood why the Yakut outbreak happened.

Yakut outbreak
Photo: Vadim Scriabin

WHERE EVERYTHING STARTED

According to investigators, on the night from Friday to Saturday 17 in March, an 23-year-old migrant from Kyrgyzstan dragged an 36-year-old Yakut into a car, drove him to the garage and raped him. Then the young Kirgiz brought the woman to the workshop and left with two acquaintances, the woman managed to escape and inform the law enforcement agencies.

The next night after the news of the crime, about 100-200 men from the local population gathered on Komsomolskaya Square in Yakutsk. The Head of the Administration of the Head and Government of the Republic of Sakha (Yakutia) Fedor Borisov addressed them. He asked the locals to go home, as they gathered spontaneously, breaking the law. The official also invited everyone to the action - the March 19 event, which will be held at Triumph.

All day on Saturday and Sunday, local communities and groups in the WhatsApp messenger literally buzzed from reports of a large influx of migrants, arrogance and humiliation of the honor of the local population, declaring a boycott to businessmen from Central Asia. On the network, there were messages about a call for a nationwide rally, videos taken on mobile devices, where they defiantly mocked migrants.

The media, in turn, quoted the report of the Yakut Investigation Department of the Investigative Committee, which stated that out of 296 crimes against sexual integrity and sexual freedom committed in the republic in 2018, only four episodes of newcomers were attracted.

The position of a public organization that calls itself as a community of patriots "Us Tumsuu" appealed to emotions: the messages were addressed primarily to Yakut men who are obliged to protect women, their homeland. The public activists who initiated the rally were convinced that they were right, actively demonstrating “patriotism and love for the Motherland”. On the day of the rally, amateur videos were also distributed about how men (from the video it is clear that local ones) conducted “conversations” with visiting merchants, calling for business to be closed and leave the republic.

Those who were captured on video were addressed by the head of the Metropolitan Police Nikolai Kulbertin during a meeting with Yakutsk public figures. “I want to address them and in general to all citizens with the following words - this bravado, from which you go to kiosks and say, - they say, do not work here - this is wrong. The youth perceives it as a game and thinks that we thereby protect our people. But no, from the point of view of the Criminal Code, this is an offense, ”Nikolai Kulbertinov argued. “I ask you, Innokenti Fedorovich (Innokenty Makarov, leader of the movement. - EastRussia), to warn young people not to get involved in these conflicts and not to be provoked. We all remember how 80-s young people took to the streets, many destinies were broken, someone even went to prison. We must take care of our youth. ”

Ksenia Baisheva, leader of Yakutsk public organization “Sakha Omuk”:

“The earth is round, it is one, and we live in one society. It seems to me that we all need to do a lot of work with young people so that they don’t flaunt [aggressive attacks] from any side [of nationality and diaspora]. There is such a Yakut proverb - “One-Noobout ҥus Buolar” - do not play with fire ”.

RALLY IN "TRIUMPHE"

A mass rally at the Triumph sports complex 19 in March, where men gathered from all the neighboring uluses of the republic, mostly ethnic Yakuts, can be considered the apogee of popular activity. Before the crowd of indignant men had to speak the mayor of the city of Sardane Avksenteva, head of the region Aisen Nikolaev.

The leaders promised to solve the problem of illegal migration. The mayor argued that the republic "needs to restore order." “Our patience is exhausted. We are in our homeland, in our city, as the masters of our land, and we need to bring this in, ”said Avksentyeva.

In the evening, she posted a post on her Facebook page, noted that she drew the attention of the audience to “the problems of the illegal and shadow business, which will create fertile ground for all sorts of abuse, corruption, crimes, including against the person, gives rise to impunity, violations of migration, tax and labor law. " Sardaana Avksenteva promised to organize unscheduled inspections of catering establishments, wholesale and retail trade, taxi services to comply with tax, immigration, health and other legislation. “By knocking out illegal economic grounds from under the feet of such pseudo-entrepreneurs and non-transparent ethnic businesses, we will be able to put things in order in these matters. The real owner in the city, the republic, the country should act like this - by legal and economic methods, ”she said.



Aysen Nikolayev, who was demanded by the participants of the rally, acted as the headliner of the event, which put an end - “we will restore order”. The head of Yakutia announced that the criminal will be judged to the fullest extent of the law. Migrants who violate the law, he said, will be punished in Yakutsk, and not deported to Kyrgyzstan. Aysen Nikolaev also urged not to allow mob and unlawful actions. He concluded his speech before the crowd with the Yakut exclamation “Urui-Aikhal” (expresses approval with a touch of praise).

For the Yakut outrage, only one criminal episode with a migrant was enough. It turns out that the situation was tense to such an extent that a single signal, instantly propagated through instant messengers, is enough. At the same time, the authorities seemed to have been waiting for this moment: the officials called upon the citizens to be masters of their land, stop illegal business, and were set for the day after the rally to start intensified checks among migrants. The question arises: what prevented the organization to control the illegal business earlier? However, there is already nothing to check: the next day after the meeting in Triumph, almost all the vegetable and fruit stalls where people from Central Asia traded were closed, and have not opened until now.

Of course, what happened divided the inhabitants of Yakutia into those who supported the initiators of the rally, and those who were opposed, expressing a position in the network or in a circle of relatives. But I recall the sociological data of the Levada Center dated August 2018, where a sharp increase in internal xenophobia in Russia was shown. So, 19% of citizens approve of the idea of ​​“Russia for Russians”, and 67% of the country's residents believe that the government should limit the influx of migrants.

YAKUTIA KIRGHIZSKAYA

The total number of people from Kyrgyzstan living in Yakutia, according to official data, does not exceed 10 thousand people (the total number of labor migrants is about 22 thousand people according to the results of 2018 year). Kirghiz well accustomed in Yakutia. They are going to the northern Russian region long before the implementation of the EEU policy. Their niche is the sale of fruits and vegetables, goods from China, and taxi services.

Deputy Chairman of the Kyrgyz Migration Service, Samat Toktobolotov, said that they had met with a suspect in the remand prison. He admits guilt and is ready to contribute to the investigation. The official noted that all residents of Kyrgyzstan condemn this crime, as well as the diaspora in Yakutia.

At a meeting with a delegation from Kyrgyzstan, the mayor of Yakutsk, Sardana Avksentiev, said that the high-profile situation in the city has economic, rather than nationalistic, prerequisites. Avksentieva noted that toughening measures against illegal migration and illegal business can be one of the mechanisms in the fight against crime.

The head of Yakutia said that he understood the motives of the citizens: “We are not opposing representatives of a certain nationality - we are against illegal migration, against crime, no matter what nationality it is”.

Deputy Chairman of the State Migration Service under the Government of Kyrgyzstan, Samat Toktobolov, said in Yakutsk that work will continue to open home-training centers in Kyrgyzstan, where anyone who wants to go to work can get all the information about the country, the region where he will work to study its features and customs. , history. Delegates also recommended that the local diaspora establish a system of control over entering citizens so that each migrant feels responsible not only before the law, but also before his compatriots.

“We ask the Yakut people to accept sincere apologies and find the strength to continue our centuries-old friendship. It is important to draw a line between real criminals and ordinary people who work honestly on this land, ”the words of Samat Toktobolov are quoted by the media.

Daniyar Baytuguev, leader of the Kyrgyz diaspora in Yakutia:

“Today what happened in Yakutia is the main topic in the mass media and social networks of Kyrgyzstan. At first, everyone simply condemned the criminal and expressed sympathy for the victim. But lately this has been turning into politics, everyone is starting to draw their own benefit from it. I would like to urge everyone not to inflate this topic "

Time will show how long the interest of local authorities, regulatory authorities will last, in order to get an illegal business out of the shadows. Meanwhile, foreign media and human rights activists are expected to arrive in Yakutia.

It turns out, inflated?

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Якутская вспышка

Зачем тысячи жителей Якутии собирались в спорткомплексе "Триумф"

19 марта в спортивном комплексе Якутска собралось, по разным оценкам, от 5 до 7 тысяч разгоряченных жителей республики, преимущественно мужчин. Поводом для встречи послужил не спорт, а преступление: накануне соцсети Якутии заполнили видеоролики, призывающие к бойкоту выходцев из Киргизии. Спусковым крючком стало изнасилование жительницы Якутска, в котором был заподозрен киргиз. EastRussia разбиралось, почему случилась якутская вспышка.

Якутская вспышка
Фото: Вадим Скрябин

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

По версии следствия, в ночь с пятницы на субботу 17 марта 23-летний мигрант из Киргизии затащил 36-летнюю якутку в машину, отвез в гараж и изнасиловал. Далее молодой киргиз привез женщину в мастерскую и оставил с двумя знакомыми, женщине удалось сбежать и сообщить в правоохранительные органы. 

Следующим вечером после известия о преступлении на Комсомольской площади Якутска собралось порядка 100-200 мужчин из числа местного населения. Перед ними выступил руководитель Администрации главы и правительства Республики Саха (Якутия) Федор Борисов. Он попросил местных жителей разойтись по домам, так как они собрались стихийно, нарушая закон. Также чиновник пригласил всех на акцию – мероприятие 19 марта, который пройдет в «Триумфе». 

Весь день субботы и воскресенья локальные сообщества и группы в мессенджере WhatsApp в прямом смысле гудели от сообщений о большом наплыве мигрантов, о наглости и унижении чести местного населения, объявлении бойкота бизнесменам из Средней Азии. По сети гуляли сообщения о призыве на всенародный митинг, видео, снятые на мобильные устройства, где демонстративно издевались над мигрантами.

СМИ, в свою очередь, цитировали сообщение якутского следственного управления Следственного комитета, который заявил, что из 296 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, совершенных в республике в 2018 году, только в четырех эпизодах были привлечены приезжие. 

Позиция общественной организации, которая именует себя как сообщество патриотов «Ус Тумсуу», апеллировала к эмоциям: сообщения были адресованы, прежде всего, якутским мужчинам, которые обязаны защищать женщин, свою родину. Инициировавшие митинг общественники были убеждены в своей правоте, активно демонстрируя «патриотизм и любовь к Родине». В день митинга также были распространены любительские видео о том, как мужчины (по видео понятно, что местные) проводили «беседы» с приезжими торговцами, призывая закрывать бизнес и уезжать из республики. 

К тем, кто запечатлен на видео, обратился руководитель столичной полиции Николай Кульбертинов во время встречи с общественниками Якутска. «Хочу обратиться к ним и вообще ко всем гражданам со следующими словами – эта бравада, с которой вы заходите в киоски и говорите, – мол, не работайте здесь – это неправильно. Молодежь воспринимает это как игру и думает, что тем самым мы защищаем свой народ. Но нет, с точки зрения Уголовного кодекса это правонарушение», – утверждал Николай Кульбертинов. «Прошу вас, Иннокентий Федорович (Иннокентий Макаров, лидер движения. - EastRussia), предупредить молодых людей, чтобы не ввязывались в эти конфликты и не велись на провокации. Все мы помним, как 80-е годы молодежь выходила на улицы, было поломано много судеб, кто-то даже попал в тюрьму. Надо беречь свою молодежь». 

Ксения Баишева, лидер общественной организации Якутска «Саха Омук»:

«Земля круглая, она одна, и мы живем в одном обществе. Мне кажется, нам всем нужно провести большую работу с молодежью, чтобы она не бравировала [агрессивными выпадами] ни с какой стороны [национальности и диаспоры]. Есть такая якутская поговорка – «Оонньообутуҥ оҕус буолар» – не играй с огнем». 

МИТИНГ В «ТРИУМФЕ» 

Апогеем народной активности можно считать массовый митинг в спорткомплексе «Триумф» 19 марта, куда собрались мужчины со всех близлежащих улусов республики, преимущественно этнических якутов. Перед толпой возмущенных мужчин пришлось выступить мэру города Сардане Авксентьевой, главе региона Айсену Николаеву. 

Руководители обещали решить проблему незаконной миграции. Мэр утверждала, что в республике «нужно навести порядок». «Наше терпение лопнуло. Мы у себя на родине, у себя в городе, как хозяева нашей земли, и надо это донести», – заявила Авксентьева. 

Вечером на своей странице в Facebook она опубликовала пост, отметила, что обратила внимание собравшихся на «проблемы нелегального и теневого бизнеса, который создаст благодатную почву для разного рода злоупотреблений, коррупции, преступлений, в том числе против личности, порождает безнаказанность, нарушения миграционного, налогового и трудового законодательства». Сардаана Авксентьева обещала организовать внеплановые проверки предприятий общепита, оптовой и розничной торговли, служб такси на соблюдение налогового, миграционного, санитарного и другого законодательства. «Выбивая нелегальную экономическую почву из-под ног таких псевдо-предпринимателей и непрозрачного этнического бизнеса, мы сможем навести определенный порядок в данных вопросах. Настоящий хозяин в городе, республике, стране, именно так должен действовать – правовыми и экономическими методами», – заявляла она. 

Айсен Николаев, которого требовали участники митинга, выступил в качестве хэдлайнера мероприятия, который поставил точку – «наведем порядок». Глава Якутии объявил, что преступника будут судить по всей строгости закона. Нарушившие законодательство мигранты, по его словам, будут наказаны в Якутске, а не депортированы в Киргизию. Айсен Николаев также призвал не допускать самосуда и противоправных действий. Завершил свою речь перед толпой он якутским возгласом «Уруй-Айхал» (выражает одобрение с оттенком восславления). 

Для якутской вспышки возмущения хватило лишь одного криминального эпизода с мигрантом. Получается, что ситуация была накалена до такой степени, что достаточно единственного сигнала, мгновенно растиражированного через мессенджеры. При этом власть как будто бы ждала этого момента: чиновники призвали сограждан быть хозяевами своей земли, пресекать нелегальный бизнес, и были настроены на завтрашний же день после митинга начинать усиленные проверки среди мигрантов. Возникает вопрос: что мешало организовывать контроль за нелегальным бизнесом ранее? Впрочем, проверять уже и нечего: на следующий день после встречи в «Триумфе» практически все овощные и фруктовые ларьки, где торговали выходцы из Средней Азии, оказались закрыты, и не открылись до сих пор. 

Конечно, случившееся разделило жителей Якутии на тех, кто поддерживал инициаторов митинга, и на тех, кто был против, высказывая позицию в сети или в кругу близких. Но вспоминаются социологические данные «Левада-центра» от августа 2018 года, где был показан резкий рост внутренней ксенофобии в России. Так, 19% граждан одобряют идею «Россия для русских», а 67% жителей страны считают, что правительство должно ограничивать приток мигрантов. 

ЯКУТИЯ КИРГИЗСКАЯ 

Общее количество выходцев из Киргизии, проживающих в Якутии, по официальным данным, не превышает 10 тыс. человек (общее количество трудовых мигрантов - порядка 22 тыс. человек по итогам 2018 года). Киргизы хорошо освоились в Якутии. Едут в северный российский регион задолго до реализации политики ЕАЭС. Их ниша – реализация фруктов и овощей, товаров из Китая, таксомоторные услуги.

Зампред киргизской службы миграции Самат Токтоболотов рассказал, что они встретились с подозреваемым в следственном изоляторе. Тот признает вину и готов содействовать следствию. Чиновник отметил, что все жители Киргизии осуждают это злодеяние, как и диаспора в Якутии. 

На встрече с делегацией из Киргизии мэр Якутска Сардана Авксентьева заявила, что резонансная ситуация в городе имеет экономические, а не националистические предпосылки. Авксентьева отметила, что одним из механизмов в борьбе с преступностью может стать ужесточение мер против незаконной миграции и нелегального бизнеса.

Глава Якутии заявил, что понимает мотивы горожан: «Мы не выступаем против представителей какой-то национальности – мы против незаконной миграции, против преступности, какой бы национальности она ни была». 

Зампред госслужбы миграции при правительстве Киргизии Самат Токтоболов сообщил в Якутске, что будет продолжена работа по открытию в Киргизии центров домиграционной подготовки, где каждый желающий выехать на работу может получить всю информацию о стране, регионе, где ему предстоит трудиться, чтобы изучить ее особенности, обычаи, историю. Также делегаты рекомендовали местной диаспоре наладить систему контроля за въезжающими гражданами, чтобы каждый мигрант чувствовал ответственность не только перед законом, но и перед своими соотечественниками. 

«Просим якутский народ принять искренние извинения и найти силы продолжить нашу многовековую дружбу. Важно проводить грань между настоящими преступниками и простыми людьми, которые честно трудятся на этой земле», – цитируют СМИ слова Самата Токтоболова. 

Данияр Байтугуев, лидер Кыргызской диаспоры Якутии:

«Сегодня случившееся в Якутии является в СМИ и социальных сетях Кыргызстана основной темой. Поначалу все просто осуждали преступника и выражали сочувствие пострадавшей. Но в последнее время это превращается в политику, каждый начинает из этого вытаскивать свою выгоду. Хотел бы призвать всех не раздувать эту тему»

Насколько продержится интерес местных властей, контролирующих органов, чтобы вывести нелегальный бизнес из тени, покажет время. Тем временем в Якутию ожидается приезд зарубежных СМИ и правозащитников. 

Получается, раздули?

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике