Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Yakut bulbs insure against blackout

The accession of the two energy districts of the region to the energy system of the Far East should mitigate the consequences of accidents.

Since January 2019, two previously isolated energy districts of Yakutia have been connected to the power grid common to five subjects of the south of the Far East. The rest of the regions still live with isolated energy systems, and to get rid of the associated problems of Yakutia, they had to spend more than a half dozen billion rubles. Local authorities assure that the interconnection will increase the reliability of energy supply, and experts agree with such estimates, although they emphasize that they will have to pay for higher reliability. EastRussia understood in details.

Yakut bulbs insure against blackout
Photo: news.ykt.ru
In January, 2019, the Unified Energy System (UES) of the East of Russia, finally grew by two power regions of Yakutia, which previously worked in isolation: Central and Western. From the moment of the separation, the united energy system of the Far East included the systems of the entire south of the Far Eastern Federal District: the Amur Region, the Primorsky and Khabarovsk Territories, the Jewish Autonomy and the South Yakutsk Energy District. But the part of Yakutia, where more than 80% of the population of the republic lives, acted independently of the EEC.

The total installed generation capacity in the Far East on 1 in January, 2019, was, according to the ODE of the East, 11,26 MW. Capacities of the connected generation in Yakutia in the form of a cascade of the Vilyui HPP, Svetlinskaya HPP, Yakutsk TPP and TPP-2 - another 1,5 MW. At the same time, there is no energy shortage in the Far East. According to the "ODU of the East", for 2018 a year, all generation generated 37,65 million kWh (almost a third gave the Zeya, Bureiskaya and Nizhne-Bureyskaya HPPs), and the regions of the southern Federal District consumed only 34,2 million kWh in the south, the difference is the export of electricity to China.

Historically, two power districts of Yakutia have been isolated from the Unified Energy System. The power supply of the Central Energy District was provided by the Yakut GRES-1 and CHPP, the Western Energy District - the Vilyuiskaya and Svetlinskaya HPPs. In all stations there were interruptions. However, in a region where, as is known, winter temperatures fall below 50 degrees, the problem of power supply reliability is a key one.

Due to accidents at the networks and stations, including the new Yakutskaya GRES-2017, introduced in 2, the Yakut consumers often remained without electricity, - entire settlements or even areas. So, for example, in November 2018 of the year, as a result of the accident on the high-voltage line “Maya-Borogontsy” without light, in the over-river regions of Yakutia turned out to be 56 thousand people. At the same time, it should be noted that even the work of the integrated power system does not save the south of the Far East from blackouts related to the malfunction of worn-out equipment: the last such happened in August 2017, leaving more than 1,5 million people without light.

In order to unite the two energy districts of Yakutia with the rest of the East OES, they had to build a total of 750 km of high-voltage lines on 220 kV connecting the Lower Kuranakh and Maya, and two new large power centers - the Maya kilnovolt transformer station in the suburbs of Yakutsk and the transit substation 220 kV Tommot (282 MBA), the final stage of the entire project, explains the Deputy Chairman of the Government of Yakutia Alexey Kolodeznikov. According to him, the project of JSC FGC UES began in 220, and it cost the company 158 billion rubles. PJSC "Yakutskenergo" (part of "RusHydro") in parallel built the approaches of power lines with voltage 2012 kV, 19 kV and 110 kV to the substation "Maya" and reconstructed the substation.

Yakut officials are confident that the connection "will significantly increase the reliability of electricity supply to consumers of all categories and the quality of electricity." The head of the republic, Aisen Nikolayev, called the commissioning of the power lines into operation "a historical event." “In case of emergencies at the facilities of YGRES or YGRES-2 or a change in the power consumption of power areas, some consumers can be supplied with power through the flow of power from the South Yakutia power district and the Amur power system,” says Alexei Kolodeznikov. “Large industrial consumers will appreciate the improvement in the quality indicators of electrical energy, which will have an effect on energy savings and increasing the productivity of the equipment.”



Vitaly Sungurov, General Director of the “ODU of the East”, agrees: “The fact that we have become rooted in Yakutia is a positive thing. The larger the power system, the more stable it is. For previously isolated areas, joining us is a step to increase the reliability by an order of magnitude ”. Joining, he recalls, was planned for another 2016-2017 years, but the government could not issue a decree that would connect the systems. “The lines were built, parallel included, conducted experiments, but it all stood in isolation. And January 2 was turned on, ”Vitaly Sungurov notes.

“The city of Yakutsk and part of the central group of districts use natural gas for power plants and district boiler houses, which is supplied on only three gas pipelines,” says. Head of the Department of "Electricity" Physical-Technical Institute of NEFU Pavel Vasilyev. - If it is hypothetical to assume that for any reason the gas supply stops, then all of central Yakutia will remain without electrical energy. Damage in this case will be enormous from all points of view. Therefore, the integration of power systems is a long-awaited and strategically very important event. ”

For improving the reliability of power supply in Yakutia, however, someone will have to pay. Population changes will not affect, says Pavel Vasilyev. “Tariff changes, according to the approved guidelines, will mainly affect large consumers. The tariff formula will consist of the following components: generation, transmission, sales of electricity and infrastructure payments. The indicative generation tariffs will be approved by the FAS, and the transmission and sales will be approved by the GCC REC, ”he says.

Yakutskenergo, with the inclusion of two Yakut energy districts in the non-price zone, began to buy energy on the wholesale market, where the cost of producing energy (power) “can change every hour,” confirms Alexey Kolodeznikov. The final tariff for electric power consumers in Yakutia is now formed monthly of the average monthly generation tariff for the wholesale market that has actually formed for the month, to which will be added the single tariff for transmission and sales margin of the guaranteeing supplier approved by the Republican Committee on Prices. “Along with the increase in energy security, in this issue there is a seasonality, and the so-called forced generation. In winter, when it is necessary to load thermal power plants that generate electricity and thermal energy in a combined mode, so that the city is supplied with heat in the required amount, the tariff may slightly increase. In summer, hydropower stations will be loaded as much as possible, ”the first deputy chairman of the Yakut government continues.

In the Yakutia pricing committee, EastRussia explained that the level of tariffs will be comparable to the base average Russia, which is approved by the Russian government for the regions. The established tariffs will hold out for another year and a half - until July 2020, then a “slight increase” is expected. Alexey Kolodeznikov notes that now consumers will have to plan their energy consumption more carefully: “Planning your hourly consumption is necessary in such a way as to achieve minimal deviation of the fact from the plan, since a significant deviation will lead to a significant increase in energy costs.” And in the case of competent planning, the official assures, enterprises will even be able to save on electricity.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Якутские лампочки подстраховали от блэкаута

Присоединение двух энергорайонов региона к энергосистеме Дальнего Востока должно смягчить последствия аварий

С января 2019 года два ранее изолированных энергорайона Якутии подключены к энергосистеме, общей для пяти субъектов юга Дальнего Востока. Остальные регионы по-прежнему живут с изолированными энергосистемами, и чтобы избавить от связанных с этим проблем Якутию, пришлось потратить более полутора десятков миллиардов рублей. Местные власти заверяют, что присоединение повысит надежность энергоснабжения, и эксперты согласны с такими оценками, хотя и подчеркивают: за повышение надежности придется заплатить. EastRussia разбиралось в подробностях.

Якутские лампочки подстраховали от блэкаута
Фото: news.ykt.ru
В январе 2019 года Единая энергетическая система (ЕЭС) Востока России наконец-то приросла двумя энергорайонами Якутии, ранее работавшими изолировано: Центральный и Западный. С момента выделения объединенная энергосистема Дальнего Востока включала в себя системы всего юга ДФО: Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономии и Южно-Якутского энергорайона. Но часть Якутии, на которой проживает более 80% населения республики, действовала независимо от ЕЭС.

Суммарная установленная мощность генерации на Дальнем Востоке на 1 января 2019 года составляла, по данным «ОДУ Востока», 11,26 МВт. Мощности присоединенной генерации в Якутии в виде каскада Вилюйских ГЭС, Светлинской ГЭС, Якутских ГРЭС и ГРЭС-2 – еще 1,5 МВт. При этом дефицита энергии на Дальнем Востоке нет. По данным «ОДУ Востока», за 2018 год вся генерация выработала 37,65 млн кВтч (почти треть дали Зейская, Бурейская и Нижне-Бурейская ГЭС), а потребили регионы юга ДФО всего 34,2 млн кВтч, - разницу составляет экспорт электроэнергии в Китай.

Два энергорайона Якутии были изолированы от Единой энергосистемы исторически. Энергоснабжение Центрального энергорайона обеспечивали Якутские ГРЭС-1 и ТЭЦ, Западного энергорайона – Вилюйская и Светлинская ГЭС. В работе всех станций случались перебои. Однако в регионе, где, как известно, зимние температуры опускаются ниже 50 градусов, проблема надежности энергоснабжения - ключевая. 

Из-за аварий на сетях и станциях, в том числе введенной в 2017 году новой Якутской ГРЭС-2, якутские потребители часто оставались без электроэнергии, - целыми населенными пунктами или даже районами. Так, например, в ноябре 2018 года вследствие аварии на высоковольтной линии «Майя — Борогонцы» без света в заречных районах Якутии оказались 56 тысяч человек. В то же время, нельзя не отметить, что даже работа объединенной энергосистемы не спасает юг Дальнего Востока от блэкаутов, связанных с неисправностью изношенного оборудования: последний такой случался в августе 2017 года, оставив без света более 1,5 млн чел.

Для объединения двух энергорайонов Якутии с остальной ОЭС Востока пришлось строить в общей сложности 750 км высоковольтных линий на 220 кВ, соединивших Нижний Куранах и Майю, и двух новых крупных центров питания – подстанции 220 киловольт «Майя» (трансформаторная мощность 282 МВА) в пригороде Якутска и транзитной подстанции 220 кВ «Томмот» (158 МВА), заключительного этапа всего проекта, объясняет первый зампред правительства Якутии Алексей Колодезников. По его словам, проект ПАО «ФСК ЕЭС» начало в 2012 году, и он обошелся компании в 19 млрд руб. ПАО «Якутскэнерго» (входит в «РусГидро») параллельно строило заходы линий электропередачи напряжением 110 кВ, 35 кВ и 10 кВ к подстанции «Майя» и реконструировало подстанции.

Якутские чиновники уверены, что присоединение «существенно повысит надежность электроснабжения потребителей всех категорий и качество электроэнергии». Глава республики Айсен Николаев назвал ввод ЛЭП в эксплуатацию «историческим событием». «В случае возникновения аварийных ситуаций на объектах ЯГРЭС или ЯГРЭС-2 или изменения мощности потребления энергорайонов электроснабжение части потребителей может осуществляться за счет перетока мощности из Южно-Якутского энергорайона и Амурской энергосистемы, - говорит Алексей Колодезников. - Крупные промышленные потребители оценят улучшение качественных показателей электрической энергии, что скажется на экономии электроэнергии и повышении производительности работы оборудования».

Генеральный директор «ОДУ Востока» Виталий Сунгуров согласен: «То, что мы приросли Якутией, - положительный момент. Чем больше энергосистема, тем она стабильнее работает. Для ранее изолированных районов присоединение к нам - шаг по повышению надежности на порядок». Присоединение, напоминает он, планировалось еще на 2016-2017 годы, но правительство не могло выпустить постановление, которое позволило бы соединить системы. «Линии построили, параллельно включали, проводили опыты, но это все стояло изолированно. И вот 2 января включили», - отмечает Виталий Сунгуров.

«Город Якутск и часть центральной группы районов используют в качестве топлива для электрических станций и районных котельных природный газ, поставляемый только на трех нитках газопровода, - говорит и.о. завкафедрой «Электроснабжение» Физико-технического института СВФУ Павел Васильев. - Если гипотетически предположить, что по каким-либо причинам прекратится подача газа, то вся центральная Якутия останется без электрической энергии. Ущерб в этом случае будет колоссальным со всех точек зрения. Поэтому объединение энергосистем является долгожданным и стратегически очень важным событием».

За повышение надежности энергоснабжения Якутии, впрочем, придется кому-то заплатить. Населения перемены не коснутся, говорит Павел Васильев. «Изменения тарифов по утвержденным методическим указаниям в основном коснется крупных потребителей. Формула тарифа будет складываться из следующих составляющих: генерации, передачи, сбыта электрической энергии и инфраструктурных платежей. Индикативные тарифы на генерацию будут утверждаться ФАС, а передача и сбыт – ГКЦ РЭК», - говорит он.

«Якутскэнерго» с включением двух якутских энергорайонов в неценовую зону начало закупать энергию на оптовом рынке, где стоимость производства энергии (мощности) «может меняться ежечасно», подтверждает Алексей Колодезников. Конечный тариф для потребителей электрической энергии в Якутии теперь формируется ежемесячно из фактически сложившегося за месяц среднего тарифа генерации оптового рынка, к которому будут добавляться утвержденные республиканским комитетом по ценам единый тариф на передачу и сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. «Наряду с повышением энергобезопасности, в этом вопросе есть и сезонность, и так называемая вынужденная генерация. Зимой, когда необходимо нагружать тепловые станции, вырабатывающие электроэнергию и тепловую энергию в комбинированном режиме, чтобы в города подавалось тепло в необходимом размере, тариф может незначительно вырасти. А летом будут максимально нагружаться гидроэлектростанции», – продолжает первый зампред якутского правительства.

В комитете по ценам Якутии EastRussia пояснили, что уровень тарифов будет сопоставим с базовым среднероссийским, который утверждается правительством РФ для регионов. Установленные тарифы продержатся еще полтора года – до июля 2020 года, далее ожидается «незначительное повышение». Алексей Колодезников обращает внимание, что теперь потребителям придется тщательнее планировать свое энергопотребление: «Планировать свое почасовое потребление необходимо таким образом, чтобы добиться минимального отклонения факта от плана, поскольку значительное отклонение приведет к значительному увеличению затрат на электроэнергию». И в случае грамотного планирования, заверяет чиновник, предприятия смогут даже сэкономить на электроэнергии.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике