Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Японские интересы в Арктике: от анализа арктической экосистемы до порта Томакомаи

Не являясь приарктическим государством, Япония не желает оставаться в стороне от мировых процессов оценки, разработки и использования ресурсов и возможностей арктического региона, используя для этого приобретенный ею статус «наблюдателя» в международном Арктическом совете

Об искреннем интересе Японии к проблемам Арктики, и в первую очередь к Северному Морскому пути (СМП), свидетельствует создание в 2012 году парламентской Лиги за обеспечение безопасности СМП, действующая под председательством премьер-министра Абэ С. Активная работа Лиги началась после того, как этим вопросом стали плотно заниматься восточноазиатские соседи Японии — Китай и Республика Корея.

Японские интересы в Арктике: от анализа арктической экосистемы до порта Томакомаи
Мониторинг ситуации вокруг арктической проблематики в Японии показывает, что существуют несколько достаточно важных тем, которые явным образом интересуют японское правительство.

Сюда относятся возможность практического использования Северного морского пути (СМП), научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей, для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах, а также в целях прогнозирования долгосрочных климатических изменений, а также расширение сотрудничества и одновременно конкуренции России с Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики, в первую очередь месторождений углеводородного сырья.

Первые сообщения об успешной проводке по Севморпути танкера с грузом сжиженного газа, которую осуществила российская госкорпорация «Газпром», были опубликованы японскими СМИ еще три года назад. Конечным пунктом доставки был японский порт Кита-Кюсю. Арендованный «Газпромом» норвежский танкер вышел 7 ноября 2012 года из норвежского порта Хаммерфест и 5 декабря 2012 года прибыл в точку назначения. В полярных морях России проводку танкера обеспечивал атомный ледокол.

После этого японское государственно-частное партнерство стало проявлять повышенное внимание к возможности использования СМП, выделяя такие ключевые моменты: сокращение времени в пути и транспортных расходов; Хоккайдо с его портами может стать парадными воротами этой важной транспортной артерии; обострение противоречий заинтересованных стран по поводу пространств и ресурсов Арктики.

Первым шагом стали действия японского МИД, направленные на привлечение внимания к Японии со стороны стран Арктического совета.
Интерес к арктической теме в Японии появился в последнее время достаточно внезапно, но проявляется очень активно. Это видно по выработке четко очерченных планов использования арктического потенциала. Это понятно и из того, как ревниво Японии относится к активизации арктической деятельности со стороны соседних азиатских государств, которые также получили статус наблюдателя в Арктическом совете.

Не случайно Япония делает не только заявления о своих арктических интересах, но и делает практические шаги в тех областях, где у нее имеется определенный потенциал. В частности, в области научных исследований.

Японские специалисты выдвигают следующее обоснование для защиты японских экономических интересов. СМП, вероятнее всего, будет открыт для судоходства 5 месяцев в году. Порт Томакомаи находится на таком расстоянии, например, от Мурманска, которые крупные контейнеровозы могут преодолевать за две недели. То есть вполне вероятно осуществить в месяц рейс туда и обратно. Южнокорейские или китайские порты, и даже японские порты, расположенные южнее, значительно уменьшают количество рейсов. Поэтому порт Томакомаи мог бы стать перевалочным пунктом СМП в точке, где северные условия уже не станут ограничителем судоходства. А доставленные грузы могут из этого порта транспортироваться дальше — в южные районы Азии.

Хоккайдо может сыграть и еще одну, вспомогательную роль. Большой интернес могут пердставлять порты восточного Хоккайдо — Кусиро и Нэмуро — смогли бы сыграть роль портов-убежищ для находящихся в море судов на случай сильных штормов.