Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Japanese mermaids

Divers "ama" - fishing or tradition?

Japanese mermaids

There is a particularly feminine (with rare exceptions) the type of marine fisheries. This is the extraction of sedentary seabirds at the bottom of marine organisms by female divers. The work of divers for sea gifts is called "ama" art.

The work of the diver "ama" arose more than 2000 years ago. Up to now it has remained practically unchanged. Only special hooks for poddevaniya and separation of mollusks from the rock substrate are now not bone and wooden, but steel. All the rest, including clothes, and often her absence, is the same.

It happens that men are divers. In some areas of Japan, their share reaches 20-25%. But in the whole country, this share is very small. And since this circumstance lowers the bar of romantic ideas about this art, the male role in diving is tried not to notice. But we will be objective, and we will not hush up the role of men in this matter.

For centuries, the same types of marine organisms have been produced by the ama-san: mollusks and echinoderms - abalone, sazae (horned turbot), sea urchin, trepang, crustaceans - Japanese lobster, algae - gelidium, undaria, etc. Most The desired prey is the single-folded clam of the abalone, it is the most expensive (some specimens, if they are caught by divers, stand on the market 100 and more dollars). Extraction of this mollusc requires a lot of effort, because with its muscle it is very firmly attached to rocks and rocks. In former times - before the production of pearl cultivation on sea plantations on an industrial basis - "ama" were "pearl seekers". Now this direction in the work of "ama" has more decorative than commercial nature.

In 17 - 19 centuries, the "ama" fishery was very important for the Japanese economy. Despite isolation from the outside world, foreign trade had to be developed. The port of Nagasaki, open to foreigners, was actively used for export to China and other countries of agar produced from agar-algae. Algae in these times could only be obtained by female divers. In the middle of the 12th century, the harvesting of agaronics and the production of agar spread throughout Japan. Accordingly, the importance of the "ama" fishery was very great.

Why the work of “ama” has been preserved for centuries and millennia is difficult to explain. The next version looks pretty convincing. First, this type of fishery is clearly localized. It has developed and preserved where in the coastal, accessible to swimmers, zone there are sufficient stocks of traditional for fishing “ama” species mentioned above. The presence of a permanent object of labor creates the conditions for the permanent nature of labor.

Secondly, the "ama" does not use special breathing apparatus, relying only on the physical and spiritual strength of the organism, and can not exert a strong influence on the environment and inhabitants of the coastal zone. And this allows maintaining ecosystems and biotopes in an equilibrium state. In addition, recently, even on these sparing fisheries, restrictions are imposed on seasons and the number of fishing days. The subjective factor - the East Asian mentality, including respect for the memory of ancestors and indisputable preservation of traditions - also comes into force.

About the fact that the "ama", disguised decades ago in diving suits, had undermined the reserves of those species of marine organisms that formed the basis of their existence, Japanese researchers do not recall. At the same time, it is known that at the end of the 19 century the reserves of agaric algae helidium were undermined because of the high demand for agar abroad and the desire to get high profits in a short time by Japanese divers hunters "ama" for algae production.

However, diving exists. Such a method of harvesting benthic marine organisms is (but in very small amounts) not only in Japan, but also in other countries. Including in Russia. In the Far East diving sea urchins are extracted in a diving way, which caviar is highly valued in the Japanese market. At the same time, various technical advances are used, greatly increasing human capabilities when working underwater and, accordingly, the effectiveness of the production of marine organisms. "Ama" "allow" itself in some cases only a "wet" suit for diving.

Methods of work "ama"

The description of the methods of work of ama dancers, clothing or tools of mining can be found in various Internet publications (usually fragments of tourist booklets and magazines on Japanese subjects) and even in the well-known book of the free-diver Jacques Maillol "The Man-Dolphin" translated into Russian. We preferred to refer to Japanese sources - to a collection of essays written with the words "ama" of advanced years from different parts of Japan, as well as to the results of culturological Japanese studies on this topic.

There are two most common types of "ama" fishery. The first one is called "funado", the second is "katido". The first means - people with a boat, the second - walkers (or infantrymen on the seabed). There is one more variety of snorkelling - "noriai", when the boats are grouped together.

At the first kind of fishing "ama" works in pair with the husband or the partner (томаи-сан). At the same time, the first is constantly on board the boat, controlling the situation and pulling the partner out of the water, which it is difficult to do on its own, as it carries the cargo on the body for a quick and easy dive (the dive in a number of cases can reach 20 meters). With a very brief rise to the surface, the "ama" inhales through slightly opened lips with a whistle (it's easier to overcome the difference in pressure in water and on the surface), which is what the people call the "coastal flute".

Sometimes a few "ama" hire a ship and a strong man who monitors the safety of fishing and helps in working for women diving. In this case, one load is used for all swimmers.

Each diver is connected to a boat with the so-called "rope of life" (inoti-dzuna). The most dangerous when the cable is torn or separated from the body "ama." Raising out of the water without help increases the time spent under water, and the lungs can not stand. The fact that “ama” can be under water for two, three minutes, and sometimes more, does not matter. Time to stop breathing should be used as much as possible to search for and harvest marine organisms.

Particularly dangerous are the seabed areas with the remains of wrecks. Metal ledges can easily cut or cut the life line. Therefore, despite the accumulation of Abalon's desired molluscum in such areas, the "Ama" try to avoid such places.

Often "ama" wear white clothes, even if they use a "wet" suit. The white spot is clearly distinguishable for tomai-san under water, so it's easier to ensure the work of the divers and their safety.

In the second form of the fishery, the "Ama" groupers form a group and lead the game near the shore without the assistance of the vessel. This type of fishing is also called "okedo" - that is, the extraction of marine organisms using a wooden tub "ok", where the catch is formed. The tub also serves as a landmark on the surface of the water, with it also connects the "rope of life".

The duration of work in the water of divers changes depending on the temperature of the water. In winter, as a rule, the fishery is closed. In spring and autumn, women work in water 2 - 3 hours. In summer, the work time increases to 5 hours. Not even very experienced divers are able to do any more. Also, the duration of stay in the water depends on the age, the experience of "ama" and other factors.

Harmony with nature helps to overcome the exhaustion of hard work, the closest connection between the life of "am" and the marine environment. There are cases when "ama-san" gave birth to children immediately after work underwater, when they barely got ashore. It is clear that this was in the past and not from a good life. Molluscum abalone before the war did not bring as much income as during the years of rapid development of the Japanese economy, when the demand for delicately obtained marine organisms increased significantly, and the market price for them increased several times against the backdrop of the increased solvency of the population.

I must say that such art diver for sea delicacies - and what is produced by "ama", and there are real delicacies - exists in the Republic of Korea, in particular on the island of Jeju. It sounds different - about like "henyo", but the meaning is the same - the women of the sea. And it does not change the essence of the matter. Heavy work, which is difficult to replace with industrial fishing. Traces of such types of fishing can be traced in the ancient history of other continents, but survived only in East Asia.

The art of ama is part of the Japanese tradition.

The first mention of Japanese dives for sea gifts is contained in ancient Chinese chronicles (in the Japanese sound of "Gishi Wadzin Dan") and an anthology of Japanese poetry of the 8 century "Man'yushu". These sources not only mention the existence of divers, but also give some information about the features of their life and appearance. The decoding of ancient texts shows that the whole body of the ancient "ama" was covered with tattoos. Tattoos were supposed to protect divers in the water from sharks and other dangerous inhabitants of the sea. During the work, the divers had to take off all the clothes that hid protective tattoos.

The custom of applying tattoos remained valid until recently, as well as the rule - to dive in the nude.

In Japan, the number of ama dives who live this type of fishery and, in accordance with Japanese fishing legislation, have fishing rights and registration for this, according to the studies of the Mie Prefecture Education Committee, is 1800 people. Taking into account those divers who are engaged in fishing from time to time, their number increases to 2170. The most numerous compact settlements are in the city of Toba and Sima County of this prefecture. But there are specialized "ama" fisheries in many other parts of Japan. As a rule, depending on the location of these traditional crafts, their specialization is different. Now all the "ama" are united in cooperatives.

The number of "ama" is gradually decreasing. Over the last 20 years, the number of "ama" has decreased by half (Table.). This is due to a decrease in income of divers. Also, the average age of divers is constantly increasing. The habitat of hydrobionts, which are produced by "ama", is deteriorating. The amount of collection by the divers of the abalone - the main object of collection - decreased five-fold. To preserve the distinctive tradition, the authorities of the Mie Prefecture in 2013 developed a program to revitalize the life of coastal villages and increase the incomes of female divers.

The annual income of modern "am" is about 1,0 million yen (about 10 thousand dollars) per year. Only this money to live in modern Japan is almost impossible. To increase the incomes of the "ama", the program of revitalizing the life of the coast provides for the formation of fishing grounds, an increase in the abalone's reserves by settling larvae, and the introduction of technologies for processing little used and unused algae. Such support should stabilize the production as well as the traditional way of life of the "ama". Financing of these programs is provided by the state budget for the fishery industry in Japan. The budget is primarily aimed at improving the economic life of coastal townships. But in this case it is possible to speak with confidence and maintenance of traditions.

Table

Change in the number of "ama" after 1931 year

Year survey

Number of persons

1931

12 913

1934

10 128

1938

9 320

1956

17 611

1965

11 042

1975

10 609

1978

9 134

1990

4 213

2010

2 174

According to the Maritime Museum of Japan and the Japan Fisheries Department.

Virtually always the collection of sea products, divers are combined with agriculture, sometimes with the service sector (usually tourism). Depending on the natural conditions of a specific locality, the number of days given to the marine fishery varies greatly. So, in the vicinity of the Toba area, the number of days of sea fishing ranges from 10 to 110 days per year. In the vicinity of the town of Sima, the importance of marine fishing is higher and ranges from 40 to 286 days per year.

In a number of localities, the existing festivals of divers, for example, in the Yamaguchi prefecture on the coast of the Sea of ​​Japan, became the original regulator of the "ama" fishery. Here in the Gulf of Yuya there is an ancient settlement "Ama". In the course of mandatory weekend divers visit temples where they perform rituals with the wishes of a good sea harvest and conservation of the reserves of extracted objects. Such days become traditional briefings about the rules of extraction (not to extract shellfish smaller than commercial measures, etc.).

The threat to craft, which for millennia has turned into tradition and art, also creates a gradual aging of divers. The predominant age of most divers of the Mie prefecture is 70-80 years.

Japan and South Korea dispute the right to register with UNESCO the female species of the marine fishery "Ama"

The South Korean Agency for Cultural Values ​​has decided to apply to the UNESCO Commission to register the culture of the Hanju diver from Jeju Island as an intangible heritage of human culture. Registration of the culture of "henoe" in UNESCO, possibly, will take place in 2015 year.

Japanese relevant bodies also intend to apply for registration of their culture in UNESCO. The way of mining from the sea bottom of organisms by women-divers, turned into an original culture, exists only in Japan and the Republic of Korea.

According to the media of the Republic of Korea, on the island of Jeju, the number of divers during the period of maximum development of this type of fishery was 30000 people. Currently, their number does not exceed 4500 people.

In the Republic of Korea, the "henoe" craft is considered to be Korean and is very critical of Japan's intentions to also register this type of fishing fishery as a common human asset. True, the Korean written sources of the Middle Ages date the appearance of the "henoe" craft about the beginning of the 17 century. It is pointed out that in 17 - 18 centuries (Taesong era), Korean divers supplied the seafood to the table of the royal family.

In the Mie prefecture of Japan, more than half of all divers registered in the country are engaged in this type of fishing - about 1000 people. The city of Toba and the county of Sima in Mie prefecture, where the ama field is highly developed, starting from 2009, exchanges with craft friends from South Korea and the ama summit are held there annually. At the 2010 summit of the year, a joint decision was made by divers from Japan and the Republic of Korea to submit a single application for registration of this type of fishery to UNESCO. The reason for refusing a joint application to UNESCO in favor of separate national applications lies in the deterioration of the climate of political relations between the two countries. It is also associated with increased national ambitions in this regard.

Japanese-South Korean exchanges between the representatives of the "fishery-culture" "ama-henyo", as well as between the specialists-culturologists and historians of the two countries continue at the present time. Now it is perceived as something special. But before the Second World War, Korean "henoe" constantly came to the Japanese island of Shikoku to collect the agaric algae gelidium, which was normal. Also, "Ama" at the end of the 19 century traveled to the offshore industries on the Korean Peninsula. Earlier, Japanese and Korean entrepreneurs created brigades from hengyo, with whom they were sent to Japan and China. In pre-revolutionary times, such brigades appeared in the Russian Primorye, of course, only in the short summer months.

At the beginning of the 20 century, in Korea, the "Ama" from Mie prefecture was sent, as a rule, from March to September. They crossed on a small wooden ship with the help of oars and sails. The entire crew, including the "ama" and assistants, consisted of 15 people. For the time of these "expeditions" the ship became the home of all. The sail and the mast turned into a roof over a boat in which everyone slept.

Hundreds and thousands of scientific and popular publications have been written about art and traditions of the "am" in Japan. "Ama" is without exaggeration the cultural heritage of the Japanese people, at least by age. This is dictated by the close attention of Japanese researchers to this topic. And this theme closely resembles the global problem of mankind - to live in harmony with nature. In this sense, the phenomenon of "ama", as well as Korean hyenos, is far beyond the cultural values ​​of only one nation.

The lifestyle, philosophy and worldview of the "ama" are closely related to the sea. This connection is inseparable and harmonious. "Ama" is Japanese mermaids, but not fabulous, but real ones.

The number of "ama" is steadily declining. The fault is not only economic conditions. The main thing is that the natural environment of their habitat is gradually losing, with which they are inextricably linked. It is not only the mountains of plastic debris that pollute the coastal zone, but also the beaches taken away to the concrete, accessible to idle tourists and onlookers. However, the unequal struggle to preserve the original fishery with 2000-year history continues.

October 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Японские русалки

Ныряльщицы «ама» - промысел или традиция?

Японские русалки

Существует сугубо женский (за редкими исключениями) вид морского рыбного промысла. Это добыча сидячих на дне морских организмов женщинами-ныряльщицами. Труд ныряльщиц за морскими дарами называют искусством «ама».

Труд ныряльщиц «ама» возник более 2000 лет назад. До наших дней он сохранился практически в неизменном виде. Только специальные крючки для поддевания и отделения моллюсков от скального субстрата теперь не костяные и деревянные, а стальные. Все остальное, в том числе и одежда, а часто и ее отсутствие, то же самое.

Бывает, что ныряльщиками являются и мужчины. В некоторых районах Японии их доля достигает 20-25 %. Но в целом по стране эта доля очень мала. А поскольку данное обстоятельство снижает планку романтических представлений об этом искусстве, мужскую роль именно в нырянии стараются не замечать. Но будем объективны, и роль мужчин в этом деле замалчивать не станем.

Столетиями «ама-сан» добывают одни и те же виды морских организмов: из моллюсков и иглокожих - морское ушко, сазаэ (рогатый тюрбо), морской еж, трепанг, из ракообразных – японский лангуст, из водорослей – гелидиум, ундария и др. Наиболее желанной добычей является одностворчатый моллюск морское ушко (абалон), он самый дорогостоящий (некоторые экземпляры, если они пойманы ныряльщицами, стоят на рынке 100 и более долларов). Добыча именно этого моллюска требует больших усилий, поскольку своим мускулом он очень прочно крепится к камням и скалам. В прежние времена - до постановки выращивания жемчуга на морских плантациях на промышленную основу - «ама» были «искателями жемчуга». Сейчас данное направление в работе «ама» имеет больше декоративный, чем промысловый характер.

В 17 – 19 веках промысел «ама» был весьма важен для экономики Японии. Несмотря на изоляцию от внешнего мира, внешнюю торговлю надо было развивать. Открытый для иностранцев порт Нагасаки активно использовался для экспорта в Китай и другие страны агара, производимого из агароносных водорослей. Водоросли в указанные времена могли добывать только женщины ныряльщицы. В середине 19 века промысел агароносов и производство агара распространились по всей Японии. Соответственно, и значение промысла «ама» было очень велико.

Почему труд «ама» сохраняется веками и тысячелетиями, объяснить трудно. В достаточной степени убедительной выглядит следующая версия. Во-первых, этот вид промысла четко локализован. Он развился и сохранился там, где в прибрежной, доступной для пловцов, зоне есть достаточные запасы традиционных для промысла «ама» видов, указанных выше. Наличие постоянного предмета труда создает условия для постоянного характера труда.

Во-вторых, «ама» не используют специальных дыхательных приборов, полагаясь только на физические и духовные силы организма, и не могут оказать сильного воздействия на среду и обитателей прибрежной зоны. И это позволяет поддерживать экосистемы и биотопы в равновесном состоянии. Кроме того, в последнее время даже на этих щадящих видах промысла устанавливаются ограничения по сезонам и количеству промысловых дней. Вступает в силу и субъективный фактор – восточноазиатский менталитет, включающий уважение памяти предков и непререкаемое сохранение традиций.

Про то, что «ама», переодевшись несколько десятилетий назад в водолазные костюмы с аквалангами, подорвали запасы тех видов морских организмов, которые составляли основу их существования, японские исследователи не вспоминают. В то же время известно, что в конце 19 века были подорваны запасы агароносной водоросли гелидиум из-за высокого спроса на агар за рубежом и жажды получения высокой прибыли в короткие сроки японскими нанимателями ныряльщиц «ама» для добычи водорослей.

Однако водолазный промысел существует. Такой способ добычи донных морских организмов есть (но в очень небольших объемах) не только в Японии, но и в других странах. В том числе и в России. На Дальнем Востоке водолазным способом добывают морских ежей, икра которых чрезвычайно высоко ценится на японском рынке. При этом используются различные технические достижения, значительно увеличивающие возможности человека при работе под водой и, соответственно, эффективность добычи морских организмов. «Ама» «позволяют» себе в ряде случаев только «мокрый» костюм для ныряния.

Методы работы «ама»

Описание методов работы ныряльщиц «ама», одежды или орудий добычи можно найти в различных интернет-изданиях (как правило, это фрагменты туристических буклетов и журналов по японской тематике) и даже в известной книге фри-дайвера Жака Майоля «Человек-Дельфин», переведенной на русский язык. Мы предпочли обратиться к японским источникам - к собранию очерков, написанных со слов «ама» преклонных лет из разных районов Японии, а также к результатам культурологических японских исследований по данной тематике.

Существует два наиболее распространенных вида промысла «ама». Первый называется «фунадо», второй – «катидо». Первый означает – люди с лодкой, второй – ходоки (или пехотинцы по морскому дну). Есть еще одна разновидность промысла ныряльщиц – «нориаи», когда лодки объединяются в группу.

При первом виде промысла «ама» работает в паре с мужем или напарником (томаи-сан). При этом первый находится постоянно на борту лодки, контролируя ситуацию и вытягивая из воды напарницу, которой самостоятельно трудно это делать, поскольку она на теле несет груз для быстрого и легкого погружения (погружение в ряде случаев может достигать 20 метров). При очень кратковременном поднятии на поверхность «ама» делает вдох через слегка приоткрытые губы со свистом (так легче преодолевать разницу давлений в воде и на поверхности), что в народе так и называется «прибрежная флейта».

Иногда несколько «ама» нанимают судно и крепкого мужчину, который следит за безопасностью лова и помогает в работе женщинам-ныряльщицам. При этом используется один груз на всех пловчих.

Каждая ныряльщица связана с лодкой так называемым «тросом жизни» (иноти-дзуна). Самое опасное, когда трос рвется или отделяется от тела «ама». Поднятие из воды без посторонней помощи увеличивает время нахождения под водой, и легкие могут не выдержать. То, что «ама» могут находиться под водой две, три минуты, а иногда и более, роли не играет. Время остановки дыхания надо максимально использовать для поиска и добычи морских организмов.

Особую опасность представляют собой участки морского дна с остатками затонувших судов. Металлические выступы могут легко поранить или перерезать трос жизни. Поэтому, несмотря на скопление в таких участках желанного моллюска абалона, «ама» стараются избегать таких мест.

Часто «ама» надевают белую одежду, даже если используют «мокрый» костюм. Белое пятно хорошо различимо для томаи-сан под водой, так легче обеспечивать работу ныряльщиц и их безопасность.

При втором виде промысла «ама»-ловцы объединяются в группу и ведут добычу недалеко от берега без помощи судна. Этот вид промысла еще называют «окэдо» - то есть добыча морских организмов с использованием деревянной бадьи «окэ», куда складывается улов. Бадья также служит ориентиром на поверхности воды, с ней же соединяется и «трос жизни».

Продолжительность работы в воде ныряльщиц меняется в зависимости от температуры воды. Зимой, как правило, промысел закрывается. Весной и осенью женщины работают в воде 2 – 3 часа. Летом продолжительность рабочего времени увеличивается до 5 часов. На большее не способны даже весьма опытные ныряльщицы. Также продолжительность нахождения в воде зависит от возраста, опыта «ама» и других факторов.

Преодолевать изнурительность тяжкого труда помогает гармония с природой, теснейшая связь жизни «ама» с морской средой. Описаны случаи, когда «ама-сан» рождали детей сразу после работы под водой, едва сойдя на берег. Понятно, что это было в прошлом и не от хорошей жизни. Моллюск морское ушко до войны не приносил столько дохода, сколько в годы бурного развития японской экономики, когда значительно увеличился спрос на деликатно добытые морские организмы, также в несколько раз возросла рыночная цена на них на фоне укрепившейся платежеспособности населения.

Надо сказать, что подобное искусство ныряльщиц за морскими деликатесами – а то, что добывают «ама», и есть самые настоящие деликатесы – существует и в Республике Корея, в частности на острове Чеджу. Звучит оно по-другому – примерно как «хэнё», но смысл тот же самый – женщины моря. И сути дела это не меняет. Тяжелый труд, заменить который индустриальными видами промысла весьма трудно. Следы подобных видов промысла прослеживаются в древней истории других континентов, но сохранились только в Восточной Азии.

Искусство «ама» – часть японских традиций

Первые упоминания о японских ныряльщицах за морскими дарами содержатся в древнекитайских хрониках (в японском звучании «Гиси Вадзин Дэн») и антологии японской поэзии 8 века «Манъёсю». Данные источники не только упоминают о существовании ныряльщиц, но и дают некоторые сведения об особенностях их быта и внешности. Расшифровка старинных текстов показывает, что все тело древних «ама» было покрыто татуировками. Татуировки должны были оберегать ныряльщиц в воде от акул и других опасных обитателей моря. В ходе работы ныряльщицы должны были снимать всю одежду, которая скрывала защитные татуировки.

Обычай наносить татуировки оставался действующим до недавнего времени, как и правило - нырять в обнаженном виде.

В Японии число ныряльщиц «ама», которые живут этим видом промысла и в соответствии с японским рыболовным законодательством имеют на это рыболовные права и регистрацию, по данным исследований Комитета по образованию префектуры Миэ, составляет 1800 человек. С учетом тех ныряльщиц, которые занимаются промыслом время от времени, их число возрастает до 2170. Наиболее многочисленные компактные поселения находятся в городе Тоба и уезде Сима этой префектуры. Но есть специализированные промысла «ама» во многих других районах Японии. Как правило, в зависимости от места расположения этих традиционных промыслов специализация их отличается. Сейчас все «ама» объединены в кооперативы.

Число «ама» постепенно уменьшается. За последние 20 лет число «ама» уменьшилось вдвое (Табл.). Это происходит из-за снижения доходов ныряльщиц. Также постоянно увеличивается средний возраст ныряльщиц. Ухудшается среда обитания гидробионтов, которые добывают «ама». Объем сбора ныряльщицами морского ушка – основного объекта сбора - сократился в пять раз. Чтобы сохранить самобытную традицию, власти префектуры Миэ в 2013 году разработали программу оживления жизни прибрежных поселков и увеличения доходов женщин ныряльщиц.

Годовой доход современных «ама» составляет примерно 1,0 млн иен (около 10 тыс. долл.) в год. Только на эти деньги прожить в современной Японии практически невозможно. Чтобы увеличить доходы «ама», программа оживления жизни побережья предусматривает формирование промысловых участков, увеличение запасов морского ушка путем расселения личинок, внедрение технологий переработки мало используемых и неиспользуемых водорослей. Подобная поддержка должна стабилизировать производственный, а также традиционный уклад жизни «ама». Финансирование данных программ предусмотрено государственным бюджетом для рыбохозяйственной отрасли Японии. Бюджет в первую очередь направлен на оздоровление хозяйственной жизни прибрежных поселков. Но в данном случае можно с уверенностью говорить и поддержании традиций.

Таблица

Изменение числа «ама» после 1931 года

Год обследования

Количество человек

1931

12 913

1934

10 128

1938

9 320

1956

17 611

1965

11 042

1975

10 609

1978

9 134

1990

4 213

2010

2 174

По данным Морского музея Японии и Департамента рыболовства Японии.

Практически всегда собирание продуктов моря ныряльщицы сочетают с сельским хозяйством, иногда со сферой обслуживания (как правило, туризмом). В зависимости от природных условий конкретной местности число дней, отдаваемых морскому промыслу, сильно различается. Так, в окрестностях местности Тоба число дней морского промысла составляет от 10 до 110 дней в год. В окрестностях местечка Сима значение морского промысла выше и составляет от 40 до 286 дней в год.

В ряде местностей своеобразным регулятором промысла «ама» стали веками сложившиеся праздники ныряльщиц, как, например, в префектуре Ямагути на берегу Японского моря. Здесь в заливе Юя расположено древнее поселение «ама». В ходе обязательных выходных ныряльщицы посещают храмы, где совершают обряды с пожеланиями хорошего морского урожая и сохранения запасов добываемых объектов. Такие дни становятся традиционными инструктажами о правилах добычи (не добывать моллюсков размером меньше промысловой меры и т.д.).

Угрозу ремеслу, которое за тысячелетия превратилось в традицию и искусство, создает и постепенное старение ныряльщиц. Преобладающий возраст большинства ныряльщиц префектуры Миэ составляет 70-80 лет.

Япония и Южная Корея оспаривают право регистрации в ЮНЕСКО женского вида морского промысла «ама»

Южнокорейское Агентство по культурным ценностям приняло решение подать заявку в комиссию ЮНЕСКО, чтобы зарегистрировать культуру ныряльщиц «хэнё» с острова Чеджудо как нематериальное наследия человеческой культуры. Регистрация культуры «хэнё» в ЮНЕСКО, возможно, состоится в 2015 году.

Японские соответствующие органы также намерены подать заявку на регистрацию своей культуры в ЮНЕСКО. Способ добычи с морского дна организмов женщинами-ныряльщицами, превратившийся в самобытную культуру, существует только в Японии и Республике Корея.

По данным СМИ Республики Корея, на острове Чеджудо число ныряльщиц в период максимального развития этого вида промысла составляло 30000 человек. В настоящее время их число не превышает 4500 человек.

В Республике Корея считают ремесло «хэнё» исконно корейским и весьма критично относятся к намерениям Японии также зарегистрировать этот вид рыбного морского промысла как общечеловеческое достояние. Правда, корейские письменные источники средневековья датируют появление ремесла «хэнё» примерно началом 17 века. Указывается, что в 17 – 18 веках (эпоха Тёсон) корейские ныряльщицы поставляли дары моря к столу королевской семьи.

В японской префектуре Миэ данным видом промысла занимаются более половины всех ныряльщиц, зарегистрированных в стране, – около 1000 человек. Город Тоба и уезда Сима префектуры Миэ, где сильно развит вид промысла «ама», начиная с 2009 года, осуществляют обмены с подругами по ремеслу из Южной Кореи и там ежегодно проводится «Саммит “ама”». На саммите 2010 года было принято совместное решение ныряльщиц из Японии и Республики Корея подать единую заявку на регистрацию этого вида промысла в ЮНЕСКО. Причина в отказе от совместной заявки в ЮНЕСКО пользу отдельных национальных заявок кроется в ухудшении климата политических отношений двух стран. Также это связано с возросшими в этой связи национальными амбициями.

Японо-южнокорейские обмены между представительницами «промысла-культуры» «ама-хэнё», а также между специалистами - культурологами и историками двух стран продолжаются и в настоящее время. Сейчас это воспринимается как нечто особенное. Но до Второй мировой войны корейские «хэнё» постоянно приезжали на японский остров Сикоку для сбора агароносной водоросли гелидиум, что было нормальным явлением. Также и «ама» в конце 19 века выезжали на отхожие промыслы на Корейский полуостров. Еще раньше японские и корейские предприниматели создавали из хэнё бригады, с которыми направлялись на промыслы в Японию и Китай. В дореволюционные времена такие бригады появлялись и в российском Приморье, разумеется, только в короткие летние месяцы.

На отхожие промыслы в начале 20 века в Корею «ама» из префектуры Миэ отправлялись, как правило, с марта по сентябрь. Переправлялись на небольшом деревянном судне с помощью весел и паруса. Весь экипаж, включая «ама» и помощников, состоял из 15 человек. На время этих «экспедиций» судно становилось домом для всех. Парус и мачта превращались в крышу над лодкой, в которой все и спали.

Об искусстве и традициях «ама» в Японии написаны сотни и тысячи научных и популярных публикаций. «Ама» - это без преувеличения культурное наследие японского народа, хотя бы по возрасту. Этим продиктовано пристальное внимание японских исследователей к данной теме. И эта тема очень сильно перекликается с глобальной проблемой человечества – жить в гармонии с природой. В данном смысле феномен «ама», как и корейских ныряльщиц «хэнё», далеко выходит за рамки культурных ценностей только одной нации.

Стиль жизни, философия и мировоззрение «ама» тесно связаны с морем. Эта связь неразрывна и гармонична. «Ама» - это японские русалки, но не сказочные, а настоящие.

Число «ама» неуклонно снижается. Виной тому не только экономические условия. Главное состоит в том, что постепенно утрачивается природная среда их обитания, с которой они неразрывно связаны. Это не только горы пластикового мусора, загрязняющие прибрежную зону, но и забранные в бетон берега, доступные для праздных туристов и зевак. Однако неравная борьба за сохранение самобытного промысла с 2000-летней историей продолжается.