Поделиться
Японский бизнес на российском рынке
Поделиться

Японские компании на рынок России традиционно выходили весьма осторожно, тщательно взвешивая все «за» и «против», есть ли сейчас условия для изменения этой стратегии?

Анализ специфики развития стратегий выхода японских компаний на рынок России позволяет понять логику развития значительной части экономического сотрудничества России и Японии, которое является одним из важнейших компонентов развития отношений в целом. EastRussia представляет очередной материал из серии публикаций IX Международной научной конференции молодых востоковедов Института Дальнего Востока РАН.

К 2003 году 230 японских компаний вошли на российский рынок. В 1990-е годы большинство их них старалось избежать рисков (например, с помощью опосредованного экспорта), так как факторы принимающей стороны, определяющие стратегию выхода на рынок, были не в лучшей форме. Однако некоторым японским компаниям удалось обрести производственные мощности в России.

По датам открытия дочерних компаний в России некоторыми японскими компаниями (например, Toyota (2001), Panasonic (2004), Mitsui (2004)) можно предположить, что до 2000-х годов многие японские компании были представлены либо представительствами, либо филиалами, подразумевающими экспорт (часто непрямой) как способ выхода на рынок из-за ограниченных возможностей. При этом они часто являются дочерними компаниями дочерних компаний японских транснациональных корпораций в ЕС.

В 2000-е годы условия для деятельности иностранного бизнеса в России заметно улучшились. Кроме того, рост доходов в России вызвал интерес японского бизнеса. Количество проданных автомобилей, которые по-прежнему составляют значительную часть импорта России из Японии, увеличилось более чем в два раза в 2000-х годах. Японские компании, ожидавшие подходящего момента, начали создавать дочерние предприятия в основном для сбытовых целей, а затем и для производства.

Огромный интерес и высокие ожидания отразились на месте России в составленном Японским банком международного сотрудничества рейтинге перспективных направлений для развития бизнеса. В 2001 г. Россия там отсутствовала, а в 2006–2009 гг. она была уже на 3 месте.

Все это привело к увеличению объема двусторонней торговли и потоков японских инвестиций в РФ, чему способствовали также совместные двусторонние усилия по развитию экономических отношений, например, создание двухсторонней организации по содействию торговле и инвестициям в 2003 г. и т. д.

Автомобильная промышленность стала важнейшим направлением экономического сотрудничества Японии и России, что было вызвано в том числе мерами правительства России по модернизации обрабатывающей промышленности. Примерно в то же время были приняты меры, снизившие импортные пошлины на компоненты автомобилей и потребовавшие от иностранных автопроизводителей локализовать производство. Первое условие привлекло японских автопроизводителей, второе – часто аффилированных с ними производителей деталей. Таким образом, японские компании начали создавать цепочки поставок в России, что способствовало увеличению инвестиций из Японии напрямую и через другие страны (в основном из ЕС).

Создавая производство в России, японские компании получили преимущества в виде более низких издержек, возможности сотрудничества с местными компаниями и властями. Кроме того, локализация производства позволила им адаптировать продукты к местным предпочтениям и получить больше опыта. Это должно было укрепить их желание работать в России и привлечь новые компании, согласно Уппсальской модели интернационализации бизнеса.

Интересной особенностью продвижения японского бизнеса в РФ было то, что японские банки также вышли на российский рынок: Mitsubishi-UFG (2006 г.), Mizuho (2006), Mitsui Sumitomo Bank (2009), они в основном ограничили свои операции финансированием японских компаний в России и совместных проектов.

Таким образом, японские компании в России были склонны к созданию своего рода сети между собой и с местными компаниями, а также властями. Если учитывать японо-российские организации по развитию экономических связей и другие меры (например, начало проведение ежегодных Российско-японских инвестиционных форумов с 2006 г.), то можно утверждать, что стратегическое поведение японских компаний, вероятно, имеет характеристики сетевого подхода к интернационализации бизнеса.

В 2009 году в РФ было около 17 тыс. предприятий с иностранным капиталом, из них 444 были с японским. Среди них было 7 филиалов, 154 представительств, 192 стопроцентные дочерние компании, 74 совместных предприятий.

Следующее десятилетие характеризовалось продолжением тенденций, зародившихся в 2000-х годах, и началом нового периода в экономических связях между Японией и Россией в середине десятилетия. Первое относится к продолжению локализации производства в основном в автомобильной и смежных отраслях. Помимо автомобилестроения, японский бизнес продолжал осваивать и другие отрасли.

События 2014 года и их последствия, такие как экономические санкции, введенные США и ЕС, повлияли на японский бизнес в России. Санкции, колебания обменного курса российского рубля, располагаемых доходов населения России и т. д. ухудшили ситуацию (хорошим примером снова может послужить количество проданных автомобилей), с другой стороны, усилия, предпринятые двумя странами, и улучшение институционального аспекта добавили новую динамику.

Однако в целом продвижение японского бизнеса в России замедлилось, показательной может служить статистика количества японских компаний, входящих в Московский японский деловой клуб: в 2000-х годах количество компаний-участников росло, а с 2010 до 2016 г. оставалось почти одним и тем же.

Это было результатом появления новых проблем и рисков, связанных с ведением бизнеса в России. И эти новые проблемы, такие как экономические санкции со стороны США и ЕС (Япония также ввела санкции, которые были гораздо менее значительными), которые ограничивали доступ к иностранным финансам, и риски быть наказанными в случае действий, которые могут быть восприняты как подозрительные и т. д., добавились к ранее существующим проблемам. Хотя некоторые аспекты ведения бизнеса улучшались: Россия в рейтинге Всемирного банка Doing Business поднялась до 28-го места в 2019 году.

Кроме того, большинство японских фирм, действующих в России, являются крупными транснациональными компаниями, у малых и средних предприятий либо не было причин для выхода на российский рынок, либо им не хватало ресурсов. Кооперация малого и среднего бизнеса обеих стран является одним из пунктов плана сотрудничества 2016 года, о котором речь пойдет ниже.

Потепление в отношениях Японии и России обозначило новые сферы сотрудничества и возможности для японских компаний. В 2016 году премьер-министр Японии Абэ предложил план сотрудничества из восьми пунктов, который до сих пор во многом определяет развитие двустороннего экономического сотрудничества. План предусматривал такие области сотрудничества, как здравоохранение, городская среда, малый и средний бизнес, энергетика, промышленность, развитие Дальнего Востока, передовые технологии, гуманитарные обмены. В плане указывались перспективные отрасли на российском рынке, которыми японский бизнес мог бы воспользоваться даже в сложных условиях. Также был прогресс в институциональном аспекте двухстороннего сотрудничества, например, было подписано соглашение о налогообложении (2017 г.). В 2018–2019 гг. прошел год культурных и иных (в том числе деловых) обменов между Японией и Россией, за ним последовал год региональных обменов в 2020–2021 гг., для которого тоже планировалось проведение деловых мероприятий.

Следуя плану сотрудничества из восьми пунктов, во второй половине десятилетия появились новые совместные российско-японские проекты в возобновляемой энергетике, в сельском хозяйстве, медицинской отрасли и т. д. Японские компании также принимают участие в развитие проектов по добыче газа (Ямал СПГ и Арктик СПГ-2).

В 2019 году в России было 456 японских компаний, из них 163 были представительствами и филиалами, 163 дочерними компаниями, 63 совместными предприятиями. Число явно невелико по сравнению с количеством компаний из других стран (например, европейских). Россия получила меньше 0,5% всех ПИИ, произведенных Японией в период с 1991 по 2020 гг. Например, Мьянма и Филиппины, получили их за этот период в несколько раз больше. Это может означать, что у России есть определенные проблемы с привлечением японского бизнеса, от плохого имиджа, проистекающего из территориального вопроса, до того факта, что у Японии есть много других гораздо более многообещающих направлений для бизнеса.

В этом десятилетии стратегии японского бизнеса в России в первой половине оставались в основном теми же, развитие событий можно объяснить стадиальными теориями: накопленный опыт привел к более сложным способам выхода на рынок, таким как местное производство. Однако во второй половине десятилетия сетевой подход к объяснению поведения компаний может быть более полезным: уже вполне разросшаяся сеть японских компаний в России имела связи с властями на родине, а они их укрепили их связи с властями России, поскольку обе страны были заинтересованы в углублении экономических связей, а содействие японского бизнеса было здесь более чем полезным. Таким образом, был дан новый импульс развитию экономического сотрудничества.

При явных успехах в развитии экономического сотрудничества, к сожалению, оно имеет относительной небольшой объем: доля в международной торговле друг друга не превышает 5%. Структура торговли не сильно меняется. И несмотря на то, что японский бизнес преуспел в некоторых отраслях в России (например, около 15% всех иностранных инвестиций в автомобильную промышленность и около 13% в добычу и разработку природных ресурсов к 2013 г., доля Японии невелика в притоке ПИИ. Но инвестиции, сделанные через другие страны (особенно ЕС), обычно не учитываются. Хоть и японские компании создали некоторые цепочки поставок и создания стоимости, они все еще несопоставимы с таковыми между Японией и, например, странами АСЕАН, количество действующих компаний также относительно небольшое.

План из восьми пунктов, по всей видимости, в ближайшем будущем продолжит играть решающую роль в развитии экономических связей между Японией и Россией. В Белой книге по международной торговле японского министерства экономики 2020 года подчеркивалось, что реализация этого плана будет продолжена, возможно даже в измененном виде. Интересно, что содержание плана во многом схоже с национальными проектами, которые были представлены правительством России в 2019 году (например, здравоохранение, городская среда, повышение производительности труда). Акцент на применении японских технологий и опыта в этих областях, в которых Япония довольно преуспела, для целей России в развитии сотрудничества может быть усилен. Кроме того, во время саммита в июне 2019 г. было принято совместное заявление о пересмотре плана реализации восьми пунктов сотрудничества, был также подписан совместный план действий по сотрудничеству в области цифровой экономики. Все это может побудить больше японских компаний выйти на российский рынок или усилить свое присутствие.

Тем не менее, недавние события в экономических связях между Японией и Россией по-прежнему показывают, что природные ресурсы и энергетика являются наиболее важными. Новые сферы сотрудничества пока не набрали такой важности в торговле и инвестициях и, вероятно, вряд ли это сделают в ближайшем будущем. Сотрудничество в области энергетики и природных ресурсов включает такие масштабные проекты, как Арктик СПГ-2, в которые недавно были привлечены миллиарды долларов США японских инвестиций. Таких инвестиций не было даже в автомобилестроении, например, Toyota к 2017 году инвестировала от 300 до 900 миллионов долларов США в зависимости от применяемого обменного курса.

Возможно, отрасль ИКТ большой имеет потенциал для развития, особенно после подписания соглашения по цифровой экономике. С 2018 года при поддержке Японской организации по развитию внешней торговли (JETRO) осуществляются меры по развитию сотрудничества в этой сфере, например, такие как мероприятия по обмену между стартапами в крупных городах России. Возможно, в будущем могут появиться совместные предприятия или проекты, которые продемонстрируют, насколько плодотворным может быть такое сотрудничество, особенно с учетом того, что Япония не так давно приняла концепцию общества 5.0, где главную роль играют ИКТ.

Реализация плана из восьми пунктов может принести в Россию больше японских малых и средних предприятий, в России их гораздо меньше, чем, например, в тех же странах АСЕАН. Японская сторона создала специальную платформу для комплексной поддержки малых и средних предприятий, которые рассматривают возможность выхода на российский рынок. Кроме того, регулярные японо-российские встречи между представителями МСП проводятся при поддержке JETRO и японских центров.

Как видно, развитие стратегий выхода японских компаний на рынок России прошло через несколько этапов со своей спецификой: 1990-е и ранние 2000-е гг. были временем выжидания лучших времен, 2000-е и ранние 2010-е гг. характеризовались бурным ростом интереса и активности, последние годы стали временем поиском новых путей развития в менее благоприятных условиях, зачастую с помощью усиливающейся поддержки со стороны государств, имеющих относительно небольшую степень экономической взаимозависимости, но заинтересованных в улучшении и укреплении добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества.

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Трудности коридора

Прошло пять лет, как Россия, Китай и Монголия заявили о создании трехстороннего экономического коридора, формирование которого в условиях коронакризиса проходит под влиянием противоречивых процессов: развития кооперации, с одной стороны, и стремления государств к обособлению – с другой. Сама суть экономического коридора предполагает интенсификацию потоков людей, товаров и услуг, однако в настоящее время ключевые узлы пространственного каркаса коридора – пограничные пункты пропуска – усиливают барьерную функцию границ. Материалом Виктории Намжиловой EastRussia начинает цикл публикаций материалов IX Международной научной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН, состоявшейся в ноябре 2021.

Читать полностью
Поделиться
Российский несырьевой экспорт в Китай: состояние и перспективы

Стратегическое партнерство России с ключевой экономикой восточноазиатского региона традиционно является одним из важнейших приоритетов национальной внешней политики, в том числе в сфере торговли. Стратегия Китая - «двойная циркуляция», в основе которой лежит внутренняя экономика с акцентом на внутреннее потребление, способна стать импульсом для развития несырьевого экспорта из России. EastRussia представляет очередной материал из серии публикаций IX Международной научной конференции молодых востоковедов Института Дальнего Востока РАН.

Читать полностью
Поделиться
Я привезу себе китайское авто

«97% новых импортных автомобилей, продаваемых в России – китайского производства». «Китайские производители машин захватят 90% авторынка России за два года» - примерно такие заголовки и тезисы все чаще встречаются в СМИ и на просторах Интернета, что, впрочем, соответствует реальности: китайских машин даже на дорогах Дальнего Востока, избалованного правым рулем, становится все больше.

И вот тут возникает вопрос: а не привезти ли машину «made in China» самому? Зачем переплачивать дилерам, посредникам и прочим товарищам? Возили же мы когда-то машины пароходами из Японии? Что сейчас мешает, тем более что можно и не по морю, а по земле – благо, сухопутных погранпереходов на российско-китайской границе хватает?

Читать полностью
Поделиться
«Китайско-российское сотрудничество обязательно совершит новые прорывы»

Каким будет в ближайшее время глобальное взаимодействие России и Китая, как развивается «народная дипломатия», почему понадобился «зелёный коридор» для студентов, ждать ли дальнейшего упрощения (без)визового режима и можно ли самостоятельное привезти автомобиль из китайского приграничья – самая свежая информация об отношениях РФ и КНР в ответах Генерального консула КНР в Хабаровске.

Читать полностью
Поделиться
Якутия становится частью международного транспортного пути

Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.

Читать полностью
Поделиться
Безграничная Фемида: растущей российско-китайской торговле нужен арбитраж

За 8 месяцев товарооборот РФ и Китая увеличился почти на треть и составил $155 млрд. При этом китайский экспорт вырос на 63%, достигнув $72 млрд, а российский – на 13%, до $83 млрд. У торговли соседних стран серьезные перспективы, в то же время деловому партнерству мешают административные барьеры, что отмечалось на прошедшем во Владивостоке VIII Восточном экономическом форуме. Один из них – доступ к системе правосудия. Межправительственный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, принятый 30 лет назад, сегодня не отражает реалии российско-китайского сотрудничества.

Читать полностью
Поделиться
Бубен, золото, ножи. Улица Дальнего Востока ждёт гостей

Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».

Читать полностью
Поделиться
Опасения и энтузиазм: что сдерживает китайских инвесторов на Дальнем Востоке

В Приморском крае до недавнего времени проявляли большую активность инвесторы из Южной Кореи. Но ситуация стремительно меняется вместе с геополитическим ландшафтом. Как смотрят на неё эксперты, куда инвестируют соседи из КНР, и почему они с большой осторожностью относятся к российскому рынку, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Российско-китайская торговля: быстрее, выше, сильнее

На Петербургском международном экономическом форуме чиновники и эксперты загадывали, какие направления экономики могут стать дополнительными драйверами в отношениях между странами, помимо сотрудничества в области энергоресурсов. В Минвостокразвития, прежде всего, предлагают акцентировать внимание на туризме и пищевой промышленности. Последняя действительно имеет неплохие шансы, но, как свидетельствуют российские экспортеры, для расширения рынка сбыта в КНР нужно преодолеть немало барьеров.

Читать полностью
Поделиться
«Привет, друга!»: возобновилось речное сообщение между Хабаровском и китайским Фуюанем

Корреспондент EastRussia отправился в Поднебесную, чтобы своими глазами увидеть, как изменился популярный у хабаровчан город и может ли Фуюань претендовать на что-нибудь большее, чем только на столицу шоппинга районного масштаба.

Читать полностью
Поделиться
Амур как Рубикон

Начало работы моста Нижнеленинское – Тунцзян выявило узкие места нового транспортного коридора. Их решение зависит как от ФГКУ «Росгранстрой», так и от компаний, задействованных в развитии железнодорожного узла. При этом, по мнению одного из главных на сегодня грузоотправителей, Кимкано-Сутарского ГОКа, для привлечения перевозок на новое трансграничное направление нужна более адекватная тарифная политика частного оператора и владельца инфраструктуры мостового перехода – ООО «Рубикон».

Читать полностью
Поделиться
Скрипучие калитки российско-китайской границы

Международные пункты пропуска на российско-китайской границе не перестает лихорадить последние три года. На автомобильных погранпереходах скопление грузовых фур давно стало обыденностью, часто вводятся конвенции на погрузку в адрес железнодорожных пограничных станций, речные сообщения по Амуру страдают нерегулярностью. Принято считать, что пункты пропуска работают не в полную силу сугубо из-за вводимых Китаем карантинных мер, однако влияние на общую ситуацию оказывает также неразвитая инфраструктура и несовершенный порядок работы каналов внешней торговли с российской стороны.

Читать полностью
Больше материалов