Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Japanese National Policy

A few words about the history of the Ainu

Japanese National Policy

Ainu is one of the most mysterious nations of the world. Several generations of scientists are trying to unravel the mystery of their racial, linguistic, and cultural affiliation; however, to this day, the question of the origin of this nation remains open. There is no doubt that only the fact that the Ainu appeared on the Japanese islands long before the arrival of the Japanese. They created a unique culture that includes elements of both southern and northern civilizations.

The history of the formation and decline of the Ainu nation is very sad. Perhaps not a single people in history has fought for their rights as they do for more than one and a half millennia. The Ainu lost their last lands in the late XNUMXth - early XNUMXth centuries. However, to this day, this unique people has managed to preserve the grains of the ancient culture and not lose a sense of national identity.

"Real people"

According to the research of the Association for the Protection of the Rights of the Ainu "Utari", which was held in 2006, today there are 23782 indigenous Ainu in Japan. They are concentrated in 72 towns and villages of the island of Hokkaido, the northern of the Japanese islands, and inevitably gradually mix with the Japanese.

The ancient Ainu legends tell us that their ancestors came from the west. A beautiful girl, not wanting to become the wife of her father, fled the unknown country beyond the sea, taking her favorite dog with her. There, on the islands beyond the sea, she had children from whom the Ainu originated. The very word "Ainu" or "Ainu" in the Japanese transcription of the indigenous people of the Japanese islands did not appear immediately, and at first it was not applied to the whole ethnos. The term "ainu" began to enter into use only in the Edo period (1603 - 1868), and only from the 19 century it became widespread. This word, meaning "man," "noble man," "real man," "a man belonging to the Ainu people," the Ainu representatives began to use only when the Japanese began to "pinch" them definitively. Use as an opposition of themselves to the Japanese, whom they called "sisam".

The area of ​​the Ainu settlement was very wide. At one time, the free island people inhabited the Japanese islands, and Sakhalin, and the Kuriles. Ain settlements were in Primorye, and in the south of the Amur region, as well as on the southern tip of Kamchatka. The fact that all the Ainu lands were considered "their own" is evidenced by the fact that many territorial names come from the Ainu language. So "Kuril Islands" - from the Ainu word "chicken" - "man", "Iturup" means "big salmon", "Kunashir" - "black island", "Shikotan" - "the best place."

"The names of the Kuril Islands, even the nearest to Kamchatka, fully confirm these assumptions. So the names of the Kuril Islands are Simushir, Ketoy, Musir, Shiyashikotan (according to the local pronunciation of Siusiothan), Onekotan, Paramushir, and others all of Ainu, "writes M.M. Dobrotvorskiy, who lived in Ainu for many years and studied Ainu language.

In the first millennium BC, immigrants began to invade the lands of the Ainu, who were later destined to become the united nation of the Japanese state. Approximately in the seventh century, the border and good relations were established between the two peoples for several centuries: trade and successful cultural exchanges were conducted. An interesting fact: the traditional Japanese suicide "seppuku" (it is also "hara-kiri") is actually borrowed from the religious rites of the ancient Ainu. Moreover, some researchers believe that even the first of the two major religions in Japan - Shinto - originated from the primitive beliefs of the Ainu.

In all the Russians are to blame?

However, the serious numerical superiority of Japanese peoples shook peaceful coexistence. There followed a series of bloody skirmishes, as a result of which part of the Ainu was enslaved (and eventually assimilated), and part - pushed into the mountains and the northern regions. The process of the formation of the Ainu people in its modern form coincided with the Kamakura period in the history of the Japanese people (12-14 century). In 1565, the Ainu were first described by a European - Catholic missionary Froes. Russian researchers in the academic expeditions met with the Ainu in the first half of the 18 century. In particular, very interesting information about the Ainu who lived in the Kurile Islands was reported by travelers Vladimir Atlasov, Danila Antsyferov and Ivan Kozyrevsky. In its report to Peter the Great in 1711, they described their meeting with the "hairy Kuriles", which was named gustoborodymi, bigeye and broad-shouldered, that is quite similar to the Japanese. And especially Russian sailors noted Ainu girls - fair-skinned, with figures of "fine education".

Russian travelers noted the soft, kind disposition of the Kuril people, their meekness and poetry. Undaunted, Ain went alone to bear, but could sincerely burst into tears if he was insulted. Personal disputes were resolved at the confluence of people in a poetic tournament. The right was recognized by the one who defeated the enemy with a flowery figurative speech.

Oddly enough, it was the interest of Russian researchers to the Ainu people that led the story to a sad ending. The activity of the northern neighbors did not go unnoticed by Japan, and in the ties between Ainu and Russian relations, the Japanese court saw a threat to its “domination” over the natives. Because of the Japanese-Russian colonial race of the end of the 19 century, the Ainu first lost Hokkaido (the island was finally assigned to the Japanese people), and the 1875 year became a turning point for two “branches” of the Ainu people: Sakhalin and Kuril. The Russian and Japanese governments signed the Petersburg Treaty, under which Sakhalin Island, previously under joint management, was fully recognized as Russian territory. Japan received the Kuriles, and the Ainus, who originally lived in these territories, were given the opportunity to determine their nationality for three years. However, the Japanese government hastily used this article to their advantage and began to deport the Ainu from Sakhalin and the Kuriles to Hokkaido. M.M. Dobrotvorsky wrote: “We do not know for sure how many Ainu are now on Sakhalin. According to information gathered from the Japanese, the Ainu are attributed to various Japanese villages for work and the 2885 toll of a man of both sexes. According to information collected by the translator Dyachkov, who know very well almost all the Ainu villages and even most of the Ainu in person, there are only 2050 people on Sakhalin. This last number seems to be the closest to the truth. In ancient times, the Ainu on Sakhalin was much more. There were eight large Ainu villages around one Busse bay, while now there are three, and in all three only seven yurts. ”

In 1884, the Japanese government, fearing that the Russified Ainu inhabiting the Northern Kuriles will constantly gravitate toward Russia, resettled almost all the natives to the South Kuril island of Shikotan. In the life and culture of the Ainu, great changes occurred, even going to sea for fishing or hunting from the village was carried out only by special permission. The result of the introduction of such a police regime was the mass extinction of the Ainu. It is believed that the fatal Ainu transition from fish and animal food to rice, which the Japanese government sold to the Ainu. The change in the diet, learned at the genetic level, ricocheted over the Ainus unprecedented epidemics. Most of the lives were carried away by syphilis (Ainu - "Japanese disease"), scurvy and measles, scarlet fever and smallpox.

By 1891 on Xikotan, 59 ain remained from the entire population, and soon the Kuril branch of the Ainu people gradually disappeared.

The Japanese did not hurry to take care of their new subjects. Since the Meiji period, clear legal clarifications about the peoples of Hokkaido and Okinawa have been lacking. Legislation recorded the presence in the country of only one nation - the Japanese. The only time the legal act affecting the interests of the Ainu people directly appeared in 1899: the government passed the law "On the protection of the aboriginal population". This document among other things did not allow Ainam to own land. By the way, it is still not canceled and has the force.

Conservation laws

Today, the bulk of the Ainu population, as researcher A.B. Spivakovsky, lives in the southeast of Hokkaido, in the district of Hidake, where more than a third of the ethnic group is concentrated. In Hidaka Ainu live on the Pacific coast (in the villages Molibetsu, Niikanpu. Siidzunay, Mitsuisi, Uranava, Samani, Horoidzumi) and in the interior of the island, mainly in the Saru River Basin (in the villages Saruba, Nibutani, Osatinay, Furenay, Hidaka, Nonnioy , Noyo, Nukibetsu). The rest of the Ainu living in other Hokkaido districts: Ibur (villages Syrah, Azuma, Horobetsu), Oshima (Yakumo village), Gonata (villages Nisshin, Fushiki, Acero, Obihiro, Kushiro (Anai towns, Toro, Kutyaro) Abashiri (villages Abashiri , Bihor), as well as in Asahigava and in a number of villages in other counties. it is a small group of Ainu now lives on Honshu (peninsula shimokita peninsula Aomori Prefecture) in the town of Omagh. in the cities of the Ainu is extremely small, since it is related to their difficulties in device To work: the national question in Japan still exists exists.

The problem of assimilation with the Japanese today is very acute for the Ainu, and some representatives of the ancient people are increasingly eager for national identification. One of the signs of this state of affairs is the emergence and rapid development of the Ainu's own media - newspapers and Internet resources. Of course, while these publications are few, and the circulation and distribution of their distribution is small, but the fact of their existence testifies to a clear understanding of the Ainu's uniqueness and national identity.

The Ainu have two newspapers: the Ainu Times edition in Ainu and the official printed organ of the organization for the protection of the Ainu rights "Utari" "Senkusya no tsudoi" in Japanese. "Ainu Times" is published with 1997 yearly four times a year - in March, June, September and December. However, the desire to preserve national identity, unfortunately, rests on one serious problem. The Ainu did not have their own written language, and the Ainu language is now reproduced in the letter either by the Japanese syllabic "katakana" or by the Latin transliteration. The circulation of the newspaper is very small - only 500 copies, and mostly copies are distributed by subscription. Today, regular subscribers from the newspaper 150. They are mainly scientists, Ainu organizations, libraries of Japanese universities, where Ainu culture is studied. Read "Ainu Times" and in Moscow - the only subscriber of the Ainu version of the newspaper in Russia is the famous ethnographer and culturologist Sergei Arutyunov.

Three months after the publication, the publication is reprinted in Japanese. Publishers do not hide that the Japanese version not only expands the potential readership of the publication, but also helps the Japanese, who wish to join the culture of indigenous islanders, to learn the Ain language independently. In "Ainu Times" there are no clearly formed columns, headings. As they say in the newspaper, the content in this edition is far from the main thing. The main thing is to somehow preserve the Ainu language, its lexical variety. The purpose of the publications is to force the Ainu to read and speak in their native dialect.

The indigenous people of the Japanese islands created not only their own stamp, but also the unique radio "FM Pipausi" (Ef Em Pipausi), the only information medium in the world that broadcasts in Ainu. "FM Pipausi" was formed on the initiative of the same organization "Ainu PEN", which began to publish the newspaper "Ainu Times". In the near future, "Ainu PEN" - the creation of local Ainu television. "FM Pipausi" is aired once a month. You can hear the programs of the first Ainu radio in the vicinity of Sapporo. Broadcast center radio station is located in the town of Biratori in the building of children's library, where a collection of materials about the Ainu and Ainu culture. Once a month the library closes for a while for visitors and turns into a radio studio. On the roof of the library building is installed special equipment resembling a loudspeaker with which the FM Pipausi can be heard in real time on the street without the help of a radio receiver. "FM Pipausi" began work in 2001, and since then never for a long time did not stop its programs.

Trump in the sleeve

The Ain media are unique, and every year they gain all the great popularity in Japan, helping the indigenous people of the Japanese islands not to forget their amazing culture and difficult history. In addition, as the Ainu themselves note, since their newspapers began to cover Ainu issues, to talk about discrimination in society, there were fewer cases of negative attitudes toward Ainus. The national media are also turning to Ainu topics more often. Documentary films about the life of the “natives” have already been aired on the central Japanese TV channels several times, and, according to the Ainu themselves, they were soundly and objectively put together. True, this interest on the part of the National Bolsheviks has a downside: responding to the Ainu’s initiatives, insisting on tolerance, the Japanese government can pursue a specific political goal. It doesn’t matter who and when he discovered the Kuriles, the Japanese or the Russians. The fact that the Ainu are the indigenous people of the Kuril Islands is recognized by both sides, and this historical trump is very useful in territorial disagreements with Russia.

However, in case of the return of Japan at least part of the Kurile Islands, it is unlikely that the Ainu would have been given even a small part of their native land. In addition, it is not known if today's natives could start living in the same conditions as their distant ancestors, because the Ainu went through a complex path of development of their ethnos, almost completely assimilated with the Japanese. Today, almost nothing in their current appearance does not recall the strong, fair-skinned and clear-eyed warriors that they were many centuries ago. Although the most important thing they still retained - their language, their national identity and identity. Let them be small cultural centers, but perhaps in the future this work will bear fruit, and the Ainu will finally be able to say that their rights are fully protected. Meanwhile, the Constitution of the blossoming cherry blossom clearly states that Japan is a mono-national state and all its inhabitants are exclusively Japanese.

September 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Японский нацвопрос

Несколько слов об истории айнов

Японский нацвопрос

Айну - один из наиболее загадочных народов мира. Несколько поколений ученых пытаются разгадать тайну их расовой, языковой, культурной принадлежности, однако до сегодняшних дней вопрос происхождения этой нации остается открытым. Не вызывает сомнений науки пока лишь тот факт, что на японских островах айны появились задолго до прихода японцев. Они создали уникальную культуру, которая включает в себя элементы как южных, так и северных цивилизаций.

История становления и упадка айнской нации очень печальна. Пожалуй, ни один народ в истории не боролся за свои права, как они, на протяжении более полутора тысячелетий. Свои последние земли айны утратили в конце XIX – начале XX века. Однако по сей день этому уникальному народу удалось сохранить крупицы древнейшей культуры и не потерять чувство национального самосознания.

«Настоящие человеки»

По данным исследования Ассоциации по защите прав айнов «Utari», которое было проведено в 2006 году, сегодня в Японии проживает 23782 коренных айна. Они сосредоточены в 72 городках и поселках острова Хоккайдо, северного из японских островов, и неизбежно постепенно смешиваются с японцами.

Старинные айнские легенды повествуют о том, что их предки пришли с запада. Прекрасная девушка, не желая становиться женой своего отца, сбежала из неведомой страны за море, прихватив с собой любимую собаку. Там, на островах за морем у нее родились дети, от которых произошли айны. Само слово «айну» или «айну» в японской транскрипции у коренного народа японских островов появилось не сразу, и поначалу не применялось по отношению ко всему этносу. Термин «айну» начал входить в употребление только в период Эдо (1603 – 1868), и только с 19 века получил всеобщее распространение. Это слово, означающее «человек», «благородный человек», «настоящий человек», «человек, относящийся к айнскому народу», представители айну начали использовать только тогда, когда японцы стали их окончательно «зажимать». Использовать как противопоставление себя японцам, которых они называли «сисам».

Территория расселения айнов была очень широкой. В свое время свободный островной народ заселил и Японские острова, и Сахалин, и Курилы. Айнские поселения были и в Приморье, и на юге Приамурья, а также на южной оконечности Камчатки. О том, что все эти земли айны считали «своими» говорит тот факт, что многие территориальные названия происходят из айнского языка. Так «Курильские острова» - от айнского слова «кур» - «человек», «Итуруп» означает «большой лосось», «Кунашир» - «черный остров», «Шикотан» - «лучшее место».

«Названия Курильских островов, даже самых ближайших к Камчатке, вполне подтверждают эти предположения. Так называния Курильских островов Симушир, Кетой, Мусир, Шияшикотан (по здешнему произношению Сюсиотан), Онекотан, Парамушир и другие все – айнские», - пишет исследователь М.М. Добротворский, много лет проживший в айнском селеньи и изучивший айнский язык.

В первом тысячелетии до нашей эры на земли айнов стали вторгаться переселенцы, которым позднее суждено было стать единой нацией японского государства. Приблизительно в седьмом веке на несколько столетий между двумя народами была установлена граница и добрые отношения: велась торговля и успешный культурный обмен. Интересный факт: традиционное японское самоубийство «сэппуку» (оно же «харакири») в действительности заимствовано из религиозных обрядов древних айнов. Более того, некоторые исследователи полагают, что даже первая из двух главных в Японии религий - синтоизм - произошла от первобытных верований айнов.

Во всем виноваты русские?

Однако серьезный численный перевес японских народов пошатнул мирное сосуществование. Последовала череда кровопролитных стычек, в результате которых часть айну была порабощена (а со временем – ассимилирована), а часть – оттеснена в горы и в северные районы. Процесс формирования айнского народа в его современном виде совпал с периодом Камакура в истории японского народа (12 -14 век). В 1565 году айны впервые были описаны европейцем - католическим миссионером Фроэсом. Российские исследователи в составе академических экспедиций познакомились с айнами в первой половине 18 века. В частности, очень интересные сведения об айнах, которые проживали на Курильских островах, были сообщены путешественниками Владимиром Атласовым, Данилой Анцыферовым и Иваном Козыревским. В своем отчете Петру Первому в 1711 году они описали свою встречу с «мохнатыми курильцами», которых назвали густобородыми, большеглазыми и широкоплечими, то есть совершенно не похожими на японцев. А особенно русские моряки отметили айнских девушек – светлокожих, с фигурами «прекрасного образования».

Российские путешественники отмечали мягкий, любезный нрав курильских жителей, их кротость и поэтичность. Неустрашимо, в одиночку шел айн на медведя, но мог искренне расплакаться, если его оскорбили. Личные споры разрешались при стечении народа на поэтическом турнире. Правым признавался тот, кто побеждал противника цветистой образной речью.

Как ни странно, но именно интерес русских исследователей к айнскому народу привел историю к печальному финалу. Активность северных соседей не осталась незамеченной для Японии, и в завязывающихся между айнами и русскими отношениями японский двор увидел угрозу своему «господству» над туземцами. Из-за японо-российской колониальной гонки конца 19 века айну сначала лишились Хоккайдо (остров был окончательно закреплен за японским народом), а 1875 год и вовсе стал переломным сразу для двух «ветвей» айнского народа: сахалинской и курильской. Российское и японское правительство подписали Петербургский договор, по которому остров Сахалин, ранее находившейся под совместным управлением, полностью признавался российской территорией. Япония получала Курилы, а айнам, исконно проживавшим на этих территориях, была предоставлена возможность в течение трех лет определить свое подданство. Однако японское правительство поспешно использовало эту статью в своих интересах и начало депортировать айнов с Сахалина и Курил на Хоккайдо. М.М. Добротворский писал: «достоверно не знаем, сколько сейчас айнов на Сахалине. По сведениям, собранных от японцев, айнов приписано к разным японским селениям для работ и оброка 2885 человек обоего пола. По сведениям, собранным переводчиком Дьячковым, знающим очень хорошо почти все айнские селения и даже большую часть айнов лично, их всего на Сахалине 2050 человек обоего пола. Это последнее число, кажется, наиболее всего приближается к истине. В древности айнов на Сахалине было гораздо больше. Около одной бухты Буссе было восемь больших айнских селений, между тем, как теперь три, и во всех трех только семь юрт».

В 1884 году японское правительство, опасаясь, что живущие на Северных Курилах русифицированные айны будут постоянно тяготеть к России, переселило почти всех туземцев на южнокурильский остров Шикотан. В быту и культуре айнов произошли большие изменения, даже выход в море для ловли рыбы или на охоту из селения осуществлялся только по спецразрешению. Результатом введения такого полицейского режима стало массовое вымирание айнов. Считается, что роковым стал переход айнов от рыбы и животной пищи к рису, который японское правительство сбывало айнам. Смена пищевого рациона, усвоенного на генетическом уровне, срикошетила по айнам невиданными эпидемиями. Больше всего жизней унесли сифилис (по-айнски – «японская болезнь»), цинга и корь, скарлатина и оспа.

К 1891 году на Шикотане из всего многочисленного населения остался 59 айн, а вскоре курильская ветвь айнского народа постепенно исчезла.

Японцы не спешили заботиться о своих новых подданных. Еще с эпохи Мейдзи четкие правовые разъяснения о народах Хоккайдо и Окинавы отсутствовали. Законодательство фиксировало наличие в стране только одной нации – японцев. Единственный раз правовой акт, затрагивающий интересы непосредственно айнского народа, появился в 1899 году: правительство приняло закон «О покровительстве аборигенному населению». Этот документ в числе прочего не разрешал айнам владеть землей. К слову, он до сих пор не отменен и имеет силу.

Законы сохранения

Сегодня основная масса айнского населения, как пишет исследователь А.Б. Спеваковский, проживает на юго-востоке Хоккайдо, в округе Хидаке, где сконцентрировано более трети этноса. В Хидаке айны живут на побережье Тихого океана (в поселках Молибэцу, Нииканпу. Сиидзунай, Мицуиси, Уранава, Самани, Хороидзуми) и в глубине острова, в основном в бассейне реки Сару (в поселках Саруба, Нибутани, Осатинай, Фурэнай, Хидака, Нонниой, Ниой, Нукибэцу). Остальная часть айнов проживает в других округах Хоккайдо: Ибури (поселки Сираой, Адзума, Хоробэцу), Осима (поселок Якумо), Гонати (поселки Ниссин, Фусико, Асеро, Обихиро, Кусиро (поселки Анаи, Торо, Кутяро), Абасири (поселки Абасири, Бихоро), а также в городе Асахигава и в ряде деревень других округов. Очень незначительная группа айнов живет сейчас на Хонсю (полуостров Симокита префектуры Аомори) в поселке Ома. В городах айнов крайне мало, так как это связано для них с трудностями при устройстве на работу: национальный вопрос в Японии все-таки существует.

Проблема ассимиляции с японцами сегодня стоит перед айнами чрезвычайно остро, и отдельные представители древнего народа все более стремятся к национальной идентификации. Один из признаков такого положения вещей - появление и быстрое развитие у айнов собственных СМИ – газет и интернет-ресурсов. Конечно, пока эти издания немногочисленны, а тираж и ареал их распространения небольшой, но сам факт их существования свидетельствует о четком понимании айнами своей уникальности и национальной идентичности.

У айнов две газеты: издание на айнском языке «Ainu Times» и официальный печатный орган организации по защите прав айнов «Utari» «Senkusya no tsudoi» на японском языке. «Ainu Times» выходит с 1997 г. периодичностью четыре раза в год – в марте, июне, сентябре и декабре. Однако стремление к сохранению национальной идентичности, к сожалению, упирается в одну серьезную проблему. У айну не осталось собственной письменности, и айнский язык на письме сегодня воспроизводится либо японской слоговой «катаканой», либо и вовсе латинской транслитерацией. Тираж газеты очень маленький - всего 500 экземпляров, и в основном экземпляры распространяется по подписке. Сегодня постоянных подписчиков у газеты 150. В основном это ученые, айнские организации, библиотеки японских университетов, где изучается айнская культура. Читают «Ainu Times» и в Москве – единственным подписчиком айнской версии газеты в России является известный этнограф и культуролог Сергей Арутюнов.

Через три месяца после выхода издание перепечатывается и на японском языке. Издатели не скрывают, что японская версия не только расширяет потенциальную читательскую аудиторию издания, но и помогает японцам, которые желают приобщиться к культуре коренных островных жителей, самостоятельно осваивать айнский язык. В «Ainu Times» нет четко сформированных колонок, рубрик. Как говорят в редакции газеты, информационное наполнение в этом издании далеко не главное. Главное – хоть как-то сохранить айнский язык, его лексическое разнообразие. Цель публикаций – заставить айнов читать и говорить на родном наречии.

Коренной народ японских островов создал не только свою печать, но и уникальное радио «FM Pipausi» («Эф эм Пипауси»), единственное в мире средство информации, вещающее на айнском языке. «FM Pipausi» образовано по инициативе той же самой организации «Ainu PEN», которая стала издавать газету «Ainu Times». В ближайших планах «Ainu PEN» - создание локального айнского телевидения. «FM Pipausi» выходит в эфир раз в месяц. Услышать программы первого айнского радио можно в окрестностях города Саппоро. Вещательный центр радиостанции находится в городке Биратори в здании детской библиотеки, где помещена коллекция материалов об айнах и айнской культуре. Раз в месяц библиотека на некоторое время закрывается для посетителей и превращается в радиостудию. На крыше здания библиотеки установлено специальное оборудование, напоминающее громкоговоритель, с помощью которого эфир «FM Pipausi» можно слушать в реальном времени на улице без помощи радиоприемника. «FM Pipausi» начала работу в 2001, и с этих пор ни разу на долгое время не прекращала своих передач.

Козырь в рукаве

Айнские СМИ уникальны, и с каждым годом они приобретают всю большую популярность в Японии, помогая коренному народу японских островов не забывать свою удивительную культуру и непростую историю. Кроме того, как отмечают сами айны, с тех пор, как их газеты стали освещать айнскую проблематику, говорить о дискриминации в обществе, случаев негативного отношения к айнам стало гораздо меньше. Чаще обращаться к айнской тематике стали и национальные СМИ. На центральных японских телеканалах уже несколько раз выходили в эфир документальные фильмы о жизни «туземцев», причем, по словам самих айнов, сверстанные достаточно добротно и объективно. Правда, у этого интереса со стороны нацбольшинства есть и оборотная сторона: откликаясь на инициативы айну, настаивая на толерантности, японское правительство может преследовать конкретную политическую цель. Неважно, кто и когда открыл Курилы, японцы или русские. То, что айны – коренной народ Курильских островов, признается обеими сторонами, и в территориальных разногласиях с Россией этот исторический козырь весьма полезен.

Правда, в случае возвращения Японии хотя бы части Курильских островов, вряд ли айнам была бы отдана хотя бы малая доля их родной земли. Кроме того, неизвестно, смогли бы сегодняшние туземцы начать жить в тех же условиях, как и их далекие предки, ведь айны прошли сложный путь развития своего этноса, почти полностью ассимилировались с японцами. Сегодня почти ничего в их нынешнем облике не напоминает о крепких, светлокожих и ясноглазых воинах, которыми они были много веков назад. Хотя самое главное они все же сохранили - свой язык, свою национальную идентичность и самобытность. Пусть это небольшие культурные очаги, но, возможно, в будущем эта работа принесет плоды, и айны смогут, наконец, сказать о том, что их права защищены полностью. А пока что в конституции страны цветущей сакуры четко зафиксировано, что Япония – это мононациональное государство и все его жители исключительно - японцы.