Поделиться
Юрий Чайка: Хабаровский край – один из наиболее инвестиционно привлекательных регионов Дальнего Востока
Поделиться

Об инвестиционных инструментах, проектах и институтах развития редакции East Russia рассказал заместитель Председателя Правительства Хабаровского края, министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Юрий Чайка

– Юрий Афанасьевич, скажите, какие главные результаты Хабаровскому краю принесло участие его представителей в недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме?

– В целом на Петербургском международном экономическом форуме были представлены инвестпроекты на сумму более 1 трлн рублей. При этом особое внимание в рамках прошедшего форума было уделено Дальневосточному региону. В особенности территориям опережающего развития. Хабаровский край, делегацию которого возглавил губернатор региона Вячеслав Шпорт, презентовал в рамках форума 8 инвестиционных проектов - регионального значения и среднего масштаба – на общую сумму 97,3 млрд рублей. Данные проекты планируется запустить на хабаровских территориях опережающего развития. В числе крупнейших из них – строительство в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля (ООО "Сахатранс", бюджет проекта - 30,6 млрд рублей) и автомобильной дороги "Обход г. Хабаровска км 13 - км 42" (правительство Хабаровского края, 37,96 млрд рублей). Делегацией края на площадке форума был представлен и ряд инвестпредложений. В их числе – модернизация производственного комплекса группы компаний "Дальэнергомаш" (ГК "Дальэнергомаш", 1,3 млрд рублей).

На полях Петербургского международного экономического форума состоялась несколько важных рабочих встреч, на которых губернатором Хабаровского края были подписаны соглашениями с крупными бизнес-структурами. Так, с «Почтой России» им было подписано соглашение о взаимодействии в сфере развития федеральной почтовой связи на территории Хабаровского края. Данное соглашение оговаривает взаимодействие региона и предприятия в сфере развития федеральной почтовой связи на его территории. Одним из ключевых проектов, оговоренных в соглашении,  является строительство логистического центра в Хабаровске пропускной способностью более 270 млн почтовых отправлений в год. Благодаря нему в регионе появится около 800 рабочих мест, обеспеченных высокотехнологичным оборудованием. Другое соглашение в рамках форума было подписано Вячеславом Шпортом с «Почтой Банком» . Подписанное с данной компанией соглашение о сотрудничестве предусматривает взаимодействие банка и властей региона в развитии современных банковских технологий, увеличении доли безналичных платежей в краевой экономике, повышении доступности банковских услуг и финансовой грамотности населения Хабаровского края. Важность документа в том, что «Почта Банк» может в перспективе закрыть потребности наиболее удаленных от центра районов и населенных пунктов края в банковских услугах. Прежде всего, в тех 130, которые сегодня вообще не имеют никакой банковской структуры. Еще одно соглашение – о совместной деятельности – было подписано на форуме между Правительством Хабаровского края, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и ПАО "Ростелеком". Стороны договорились о сотрудничестве в формировании инфокоммуникационной инфраструктуры в Хабаровском крае и обеспечении доступа в Интернет социально значимых учреждений региона. В данном контексте следует отметить, что эта работа ведется в рамках федеральной программы по ликвидации цифрового неравенства. В Хабаровском крае в 2016-2018 годах планируется установить точки широкополосного доступа в Интернет в 56 поселениях, где проживает около 21 тыс. человек.

В то же время, павильона Хабаровского края в этом году на площадке форума не было. Но это связано исключительно с решением властей региона сконцентрироваться на двух более приоритетных для него мероприятиях: ЭКСПО в Екатеринбурге и Восточном экономическом форуме. В силу того, что рынок Хабаровского края – это, в большей степени, Восток России и страны АТР, а большинство бизнес-площадок ПМЭФ в этом году, как и всегда, были ориентированы на Европу.

– Юрий Афанасьевич, Хабаровский край сегодня имеет своего рода уникальный опыт – осуществления деятельности по двум направлениям одним Министерством - Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края. Как родилась идея создания такого Министерства и что можно сказать сейчас о его работе – какие для неё характерны плюсы и минусы?

– В свое время в Хабаровском крае был создан комитет, специализирующийся на инвестиционной деятельности. Но в связи с началом реализации в России активной политики по развитию Дальнего Востока, данный комитет начал заниматься вопросами распространения системы ТОР на территорию Хабаровского края. И, так как формирование ТОР подразумевает прежде всего решение земельных и имущественных вопросов, для чего необходимо оперативное предоставление и свободное владение информацией о земельных ресурсах, то уже спустя 2-3 месяца функционирования комитета появилась на свет мысль о создании ведомства, занимающегося не только инвестиционной деятельностью, но и земельными отношениями. Довольно скоро она была оформлена в предложение губернатору. Рассмотрев его, губернатор его поддержал.

Следует отметить, что, помимо развития ТОР, благодаря Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики гораздо эффективнее получается вести работу по развитию острова Большой Уссурийский и Портовой особой экономической зоны «Советская Гавань», тоже предусматривающей решение не только инфраструктурных вопросов, но также земельных, имущественных и инвестиционных. Эффективнее, в частности потому, что Министерство, занимаясь как инвестиционной деятельностью, так и земельно-имущественными отношениями, позволяет в рамках нескольких оперативных совещаний решить множество вопросов. То есть гораздо быстрее, чем раньше.

– В Хабаровском крае также недавно произошло другое не менее важное для развития инвестиционной деятельности в регионе событие - была введена в действие новая редакция земельного кодекса, в частности предусматривающая право инвестора на получение для реализации масштабного инвестиционного проекта земельного участка без торгов. О каких именно проектах идет речь?

– Говоря о недавно появившемся в крае механизме предоставления земельных участков без торгов, важно понимать его алгоритм. Заключается он в следующем: инвестор подает документы на рассмотрение и признание его приоритетным в инвестиционный совет края. После заключение инвестиционного соглашения по реализации проекта с заявлением на масштабность он обращается в министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики на комиссию по масштабности.

Далее готовится распоряжение Губернатора Хабаровского края о соответствии масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом № 102, которым создают правовые основания для последующей реализации инвестором своего права на получение земельного участка в аренду без проведения торгов.

Инвестор самостоятельно обращается в соответствующий уполномоченный орган для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. Большей частью это касается муниципальных властей Хабаровского края – администрации города Хабаровска, районных и поселенческих администраций. Так называемой «краевой» земли в регионе совсем мало. Наделённые правом предоставления земли органы власти региона подбирают в соответствии с заявленными инвесторами потребностями необходимый им земельный участок. Так как в новой редакции кодекса границы территорий Хабаровского края, в пределах которых возможно предоставление земельных участков без торгов, не зафиксированы. Указано только, в каких муниципальных образованиях края и для инвестиционных проектов с каким объёмом инвестиций возможно предоставление земельных участков.

В приоритете у властей края – предоставление инвесторам земельных участков в пределах земель сельскохозяйственного назначения. И предоставление таких участков уже ведётся. К примеру, 9 участков на земле сельскохозяйственного назначения предоставляется инвестиционному проекту ООО «Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат», предусматривающего организацию выращивания индейки. Но земельные участки предоставляются сегодня и на землях другого функционального назначения. Как пример – предоставление инвестору земельного участка на территории Ванинского муниципального района для такого важного для развития данного муниципалитета инвестиционного проекта, как строительство глинозёмного терминала, предполагающего по проектной мощности перевалку порядка 3 млн. тонн глинозёма. В целом, в настоящее время в крае ведется работа по предоставлению земельных участков в рамках работы с 11 заявками инвесторов.

– Охарактеризуйте, пожалуйста, как распределяются сегодня в крае роли между Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, его Агентством инвестиций и развития, Корпорацией развития, а также Министерством РФ по развитию Дальнего Востока. Как в идеале должны быть распределены функции между ними и осуществляться взаимодействие, чтобы они не дублировали друг друга и их работа ускорилась?

– Главная структура, контактирующая сегодня в крае с Минвостокразвития - это Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики. Так как практически все инициативы федерального ведомства реализует в крае именно оно – так, в сферу его деятельности входит и функционирование системы ТОСЭР в крае, и проект дальневосточного гектара, и комплекс мер по развитию острова Большой Уссурийский, и долгосрочный план мероприятий по комплексному социально-экономическому развитию Комсомольска-на-Амуре, а также введение на территории края режима свободного порта. При этом Министерство обеспечивает финансирование существующих в крае институтов развития, ставит им задачи, после чего контролирует эффективность их исполнения и предпринимает другие необходимые для этого меры.

Не меньшее значение для развития края имеют и работающее на его территории Агентство инвестиций и развития, а также Корпорация развития. При этом между ними имеется существенная разница. Агентством осуществляется сервисное обслуживание инвесторов – консультирование по всем возникающим у них вопросам, а также приём их заявок и вся начальная работа с ними. Причем в её активной форме – выступления на форумах, поиск и привлечение инвесторов, озвучивание им инвестиционных предложений. В свою очередь, Корпорация развития решает вопросы, связанные с земельными участками для инвесторов, подготовкой и управлением производственных площадок, в том числе инфраструктурой.

Взаимодействие с Корпорацией развития Дальнего Востока ею будет осуществляться через её и дальневосточной Корпорации дочерние компании. Для работы таких компаний недавно, 13 мая, был подписан учредительный договор, регламентирующий создание дочерних обществ от Корпорации развития Дальнего Востока и Корпорации развития Хабаровского края. То есть полномочия по формированию и функционированию ТОР с федерального уровня переданы данным дочерним компаниям, тесное взаимодействие с которыми будет осуществлять Корпорация развития Хабаровского края. Причем, это более, чем оправдано в условиях, когда на Дальнем Востоке создано уже более 10 ТОР – когда работа с ними, и, в частности, управление ими, сосредоточенное в едином центре, представляет собой крайне сложную задачу.

Формат будущего взаимодействия Агентства инвестиций и развития Хабаровского края и Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта в настоящее время ещё определяется.  В частности, год как уже обсуждается перспектива интеграции Агентства Хабаровского края и Агентств других дальневосточных субъектов в Агентство Дальнего Востока. На мой взгляд, функции между Агентством Хабаровского края и Агентством Дальнего Востока должны распределяться так: первое обеспечивает инвесторам весь сервис, второе – осуществляет управление ими и ведёт практическую работу.

– С недавнего времени в Хабаровском крае в работе с инвесторами используется принцип одного окна. Расскажите, пожалуйста, о том, как осуществляется в регионе движение инвестиционного проекта, инициатор которого хочет получить поддержку со стороны региона?

– После того, как инвестор провел все необходимые переговоры и хочет созреть, либо уже созрел для реализации инвестиционного проекта, он обращается в Агентство инвестиций и развития Хабаровского края. То есть одним окном для инвестора в Хабаровском крае выступает Агентство инвестиций и развития.

Агентство же, в свою очередь, имеет возможность сопровождать проекты в соответствии со своим внутренним регламентом взаимодействия с инвестором (таким образом оно сейчас сопровождает порядка 18-20 проектов), либо же в соответствии с регламентом одного окна Правительства. Последний, в недавнем прошлом утверждённый постановлением правительства, обязывает органов власти Хабаровского края осуществлять поддержку проектов в рамках утверждённого плана сопровождения. Данный план разрабатывается отдельно для каждого инвестиционного проекта Агентством инвестиций и развития Хабаровского края и далее направляется им в Правительство региона. В нем содержится вся ориентировочная информация о проекте, в частности – сроки его реализации, периоды отдельных его этапов, задачи, на достижение которых он направлен, а также ответственный за него исполнитель – то или иное соответствующее по профилю его специализации Министерство. Заявка, направляемая инициатором проекта в одно окно правительства, может быть двух типов: на предварительное консультационное сопровождение (перед решением инициатора о реализации инвестиционного проекта) и на полное сопровождение (после того, как решение о реализации проекта его инициатором уже принято). Вторая заявка, разумеется, имеет более масштабную форму. После того, как она принята, совместно с Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Агентство инвестиций и развития Хабаровского края формирует план сопровождения проекта в соответствии с заявленными инициатором потребностями. К примеру, план может предусматривать помощь инициатору в поиске финансирования, в рамках которой Агентство, в частности, организует ему встречи с банками, а также содействие в решении разного рода инфраструктурных вопросов. С начала года и до настоящего времени в одно окно Правительства поступило порядка 10 заявок.

Параметры, обязательные для того, чтобы проект мог получить сопровождение в рамках одного окна Правительства, содержатся в приложении к регламенту данного окна, устанавливающего определённую для заявок инвесторов форму. К примеру, одним из обязательных параметров является отсутствие у инициатора проекта задолженности перед бюджетом. Но здесь следует отметить, что несоответствие данному параметру проекта является ограничением для получения сопровождения только до момента ликвидации задолженности. После него, инициатор может заново подавать заявку. Среди других параметров, обязательных для проекта – четкое представление его инициатором необходимого объёма инвестиций, его доходности, места реализации, наличия проработанного бизнес-плана. Следует отметить, что у инициаторов проектов есть возможность и до составления заявки на сопровождение проверить то, насколько качественен его проект, чтоб получить поддержку со стороны региона – заполнить заявку на инвестиционном портале Хабаровского края, а также получить на нем в интерактивной форме ответы на все интересующие вопросы.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, что как Вы помогаете инициаторам проектов в поиске финансирования?

– Сразу отмечу, что такого рода поддержку оказывать сложнее всего. В рамках неё Агентство и соответствующие Министерства помогают инициаторам проектов прежде всего организационно. В частности, проводят многочисленные встречи с банками. Также, в ряде случаев, инициаторам проектов оказывается помощь в снятии вопросов, имеющих место при их общении с банками. Помимо того, инициаторам предоставляется вся информация о возможных источниках государственного финансирования. Ведь в настоящее время их уже существует немалое количество, и о многих из них инициаторы проектов сегодня все еще не знают. Я имею ввиду такие источники государственного финансирования, как, к примеру, Фонд развития промышленности, Фонд развития Дальнего Востока, Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, Гарантийный Фонд Хабаровского края.

Разумеется, Агентству сложно оказать влияние на внутренний регламент тех или иных финансовых институтов, но на регламент государственных в определённой степени все-таки может. Поэтому, иногда Агентство помогает инициаторам проектов непосредственно в получении государственного финансирования – делает запросы не его предоставление в разного рода государственные институты.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о взаимодействии региона с Фондом развития Дальнего Востока. Каким проектам удалось помочь благодаря его поддержке?

– Если говорить о финансовой поддержке со стороны Фонда, то в крае её ещё не один проект не получил. Но власти региона сейчас ещё рассчитывают на вероятность её получения некоторыми проектами до конца 2016 года. Речь о проектах, работа над которыми осуществляется властями региона совместно с Фондом, и которые вызывают у него определённый интерес. В числе таких проектов, к примеру, строительство тепломагистрали в Хабаровске, строительство здания цеха механообработки «Эпсилон-2», разного рода инициативы по развитию острова Большой Уссурийский, развитие аэропорта Хабаровск, а также некоторый ряд проектов по разработке месторождений полезных ископаемых.

Но не стоит забывать, что у края есть возможность пользоваться и другими инструментами господдержки, источником которых является Минвостокразвития. К примеру, получение с его стороны финансовой поддержки для создания инфраструктуры своих проектов. Два проекта, реализуемые сегодня на территории Хабаровского края, уже такую поддержку получили – это проект ООО «Сахатранс» по строительству угольного терминала в порту Ванино и проект ОАО «Ургалуголь» по строительству обогатительной фабрики на Ургальском каменноугольном месторождении и увеличению объемов добычи на данном месторождении. В настоящее время на получение инфраструктурной поддержки претендуют ещё один проект в сфере лесного хозяйства.

– Расскажите, пожалуйста, об одном из важных и крупных проектов Хабаровского края, продвигается который с давних пор медленно и тяжело - проект модернизации аэропорта Хабаровск. В чем причины такого его слабого развития?

– Причин здесь существует несколько. Главная состоит в том, что проектно-сметная документация данного проекта полностью была разработана только чуть больше года назад. Также не был решен ряд вопросов, связанных с предоставлением земельных участков. Без их решения было невозможно прохождение экспертизы проектом. Если говорить конкретно, то право на получение нескольких земельных участков, необходимых проекту, у его инициатора появилось только после того, как он стал резидентом ТОСЭР.

Также стоит отметить, что в настоящее время экономика данного проекта несколько утяжелилась в силу того, что поток пассажиров сегодня значительно снизился, в частности - даже в Турцию и Египет. А также по той причине, что аэропорт потерял одного из своего важных стратегических перевозчиков – «Трансаэро».

Но в то же время аэропорт Хабаровск по-прежнему остается очень интересным и стратегически важным для России проектом. В силу своего удобного расположения как навигационного пункта и выгодного географического положения как пункта транзитного.  При этом немалую роль он играет и для развития экономики самого края.

– А есть ли ещё сегодня в Хабаровском крае такие проекты, для которых, при том, что они интересны самому региону, не находится инвесторов? Или проекты, для реализации которых у инициаторов/инвесторов не хватает средств?

– Да, есть и другие такие проекты. К примеру – проект Портовой особой экономической зоны «Советская Гавань», развитие которого сильно тормозилось по разного рода причинам, и сейчас, в меньшей мере, но всё ещё тормозится. Одной из главных причин, мешавших в прошлом проекту развиваться, была существовавшая раньше в рамках него довольно неэффективная система управления им из центра - акционерное общество, управление которым осуществлялось на федеральном уровне. Когда неэффективность такого управления была осознана, то полномочия по управлению портовой зоной были переданы субъекту - создана управляющая компания ПОЭЗ «Советская гавань». Другой причиной, не в меньшей степени тормозившей развитие данного проекта, являлась долгая разработка проекта планировки его территории - продолжавшаяся более, чем в течение 3,5 лет. Но, тем не менее, уже в конце прошлого года этот проект получил финансирование. В настоящее время происходит согласование его разнообразных инвестиционных планов, оформление всей необходимой документации.

– Как выглядит сегодня Хабаровский край на фоне других дальневосточных субъектов по привлечению инвестиций и как будет выглядеть в обозримой перспективе?

– В настоящее время Хабаровский край является одним из самых инвестиционно-привлекательных субъектов на Дальнем Востоке – наряду с Приморским краем и Амурской областью. Если же давать характеристику его инвестиционному  климату, то это нормальный климат, позволяющий реализовать проекты в области сельского хозяйства и многих других. Примерно такой же, как климат Приморского края. Но следует отметить, что, при этом инвестиционный климат Хабаровского края имеет ряд преимуществ

В частности, по сравнению с рядом  других регионов Хабаровский край имеет большее население, более мягкий климат и развитую инфраструктуру, а также соседнее с Китаем положение. В свою очередь, в структуре инвестиций Хабаровского края в настоящее время преобладают инвестиции в транспортный сектор. Если же рассматривать его инвестиции на фоне других регионов Дальнего Востока, то в них достаточно велика доля инвестиций в перерабатывающие производства.
Конечно, в настоящее время в крае наблюдается некоторое падение инвестиций – но оно наблюдается сегодня во всех дальневосточных субъектах. В Хабаровском крае снижение объёма инвестиций связано с объективными причинами – с окончанием реализации крупных инвестиционных проектов. Таких, как, к примеру, строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. В то же время, с поступлением инвестиций небольших размеров в крае ситуация неплохая. Наглядное тому подтверждение – из 52 существующих сегодня на Дальнем Востоке резидентов ТОР 15 – резиденты Хабаровского края.

– Если не секрет, то о чем Вы мечтаете как Министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края? Какими видите через три года результаты своей работы, и какие изменения в крае Вам хотелось бы увидеть?

– В первую очередь я хотел бы увидеть в крае не только территории опережающего развития, но также и другие разнообразные инвестиционные площадки, в частности - индустриальные парки, с работающими в них инвесторами. А также, чтобы все площадки в крае были полностью приспособлены под приём разного рода инвесторов и чтобы сроки их обустройства на любой из них были значительно сокращены – составляли не более месяца. Другое моё желание – старт и реализация в регионе тех мегапроектов, которые сейчас у всех нас слуху – ПОЭЗ Совгавань, Свободного порта Хабаровск, аэропорта Хабаровск, острова Большой Уссурийский.

Помимо этого, хотелось бы, чтобы Хабаровском крае улучшилась ситуация с учётом земли, в частности – границ поселений. Да и в целом наведен порядок в кадастровых и других земельных вопросах. При этом, чтобы земельные участки в регионе активно раздавались и осваивались, и, как результат данных процессов, в Хабаровском крае имели место положительные тренды быстрого экономического развития.
Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов