Юрий Гулягин: Принципы, от которых мы отступать не собираемся
09.03.2016 16:07
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Гулягин рассказал о том, как борются с криминалом на Дальнем Востоке и почему рост количества зафиксированных преступлений иногда свидетельствует лишь о качестве работы прокуроров
— Юрий Александрович, 2015 год для всей страны оказался непростым. Насколько сильно экономический кризис сказывается на обстановке в Дальневосточном федеральном округе? Отмечает ли статистика рост числа преступлений?
— Все познается в сравнении, статистика тоже. Согласно ее данным, в 2014 году в округе произошло сокращение общей преступности, и в первом полугодии года ушедшего такая тенденция сохранилась. И все же мы считаем по итогам года число зарегистрированных преступных посягательств в ДФО велико −134 418. При этом надо учесть: в среднем по России отмечен рост преступности на 9 процентов, то есть почти втрое больше, чем на Дальнем Востоке. О чем это свидетельствует? Давайте разбираться.
На наш взгляд, прирост преступности (в абсолютных цифрах — на 4 328 деяний) обусловлен рядом причин. Звучит парадоксально, но среди них — более кропотливая ежедневная работа правоохранительных органов. Если объяснять простыми словами — дело не только в том, что «преступность выросла», а в том, что нам чаще удавалось выявлять и пересекать противоправные деяния в экономической сфере, попытки коррупции и т.д.
Четверть всех выявленных преступлений экономического характера приходится на Приморье, затем идут Хабаровский край и Сахалинская область. Причины известны и традиционны: несовершенство отраслевого законодательства, недостаточное финансирование провозглашенных программ, в том числе и по предупреждению преступлений, безответственность, а порой и коррумпированность сотрудников контролирующих органов.
В последние годы самыми распространенными уголовно наказуемыми деяниями остаются преступления против собственности — это более половины всего зарегистрированного криминала. За 2015 год в округе было совершено около 55,5 тысяч краж, около 8,8 тысяч мошенничеств и т.д.
Снова парадокс: прогресс дело хорошее, но порой люди становятся и жертвами высоких технологий. Зафиксирован рост так называемого «телефонного мошенничества», когда преступники злоупотребляют доверием граждан и похищают средства через сеть Интернет, с банковских карт, используя платежные сервисы и системы дистанционного банковского обслуживания. Почему преступники так осмелели? Одна из причин в том, что нарушается главный принцип — неотвратимости наказания за содеянное. Несмотря на все усилия правоохранительных органов, каждое третье из подобных преступлений так и не было раскрыто. Десятки тысяч «электронных» преступников смогли уйти от ответственности.
Что же касается кризиса в экономике — безусловно, негативные экономические процессы ведут и к росту преступности. И наоборот. В 2014 году мы проанализировали основные тенденции в этой сфере на территории округа за
7-летний период. Стало понятно: главными предпосылками для снижения роста криминала (в частности, сокращения числа краж) стало снижение безработицы и повышение благосостояния людей.
Беспокоит нас и рост повторной преступности. Поэтому основной задачей прокуроров становится эффективная координация работы правоохранительных органов с упором на профилактику криминала и оперативное противодействие ему.
Но, хотя криминогенная обстановка в округе остается непростой, за истекший год несколько снизилось число особо тяжких и тяжких преступлений. Их удельный вес в общей структуре преступности стал меньше и по сравнению с прошлыми годами. В ДФО сократилось число убийств (с 958 до 889), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (с 2 569 до 2 331). К сожалению, более часто мы фиксируем преступления, связанные с изнасилованиями и покушениями на них. Да, рост вроде бы не слишком большой (менее 1%). Но нас беспокоит уже сам факт, что число таких преступлений из года в год не снижается.
— Есть ли у дальневосточного криминала какие-то «особые приметы» и «региональная специфика»?
— Наш регион неотделим от России, а значит и тенденции одинаковы, но Дальний Восток — один из самых богатых регионов страны. Улов наших рыбаков составляет 70 процентов от общероссийского. В лесах региона сосредоточена четверть запасов древесины страны. Округ занимает одно из первых мест в России по залежам полезных ископаемых и их добыче. В наших недрах — свыше 80 процентов алмазов, около 40 — золота, много нефти, полиметаллов. Это и есть наши «региональные особенности».
Только за последние три года было выявлено свыше 200 тысяч преступлений в сфере экономики, по материалам прокурорских проверок возбуждено почти восьми сот уголовных дел. В рыбной и лесной отраслях ежегодно выявляют около трех о шести тысяч правонарушений соответственно. Понятно, что охрана природных ресурсов и их рациональное использование невозможны без совместной работы правоохранительных, надзорных и контролирующих органов. 18 сентября 2015 г. проблемы законности в сфере добычи и оборота водных биологических ресурсов были рассмотрены на межведомственном оперативном совещании правоохранительных и контролирующих органов. Разговор шел жесткий. Пришлось признать, что сейчас делается явно недостаточно для того, чтобы выявить и пресечь все нарушения. Абсолютное большинство среди них — это деяния, предусмотренные ст.256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), согласно которой уголовному преследованию подвергаются частные лица. То есть отдельных преступников мы еще хоть как-то ловим, а случаи, когда в наши «сети» попадается крупная «рыба» (то есть организованные преступные группы), единичны.
Вот вам наглядная иллюстрация моих слов. Одной из наиболее серьезных проблем рыбопромышленной отрасли Дальнего Востока остается браконьерский промысел морепродуктов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Вред, который эти преступления причиняют государству, огромен. Однако в 2014 году зарегистрировано всего 5 преступлений, предусмотренных ст. 253 УК РФ, в 1 полугодии 2015 г. — одно. То же касается и незаконного экспорта биоресурсов: в 2014 г. выявлено 5 деяний, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ, в текущем году — лишь 1. Вне поля зрения правоохранительных органов округа в текущем году остаются факты приобретения и сбыта водных биологических ресурсов, которые добыты заведомо преступным путем. В 2014 г. их регистрация уменьшилась на 38% и составила 13 криминальных эпизодов. В 1 полугодии 2015 г. преступления данной категории выявлены не были. Но это вовсе не значит, что их никто не совершал.
Недостаточное внимание уделяется противодействию организованной преступности в сфере незаконной добычи и оборота водных биологических ресурсов, а также продуктов их переработки. Так, в 2014 г. в производстве правоохранительных органов находились уголовные дела о 10 преступлениях (в 2013 г. — о 20), совершенных организованными группами или преступными сообществами, в текущем году такие дела не расследовались (за 6 месяцев 2014 г. — одно).
Есть вопросы и к предварительному следствию. Далеко не всегда компетентные органы оказывались в состоянии дать ход законному расследованию поступивших сообщений, даже если в них содержались достаточно убедительные данные о признаках преступлений. А более 80% уже возбужденных уголовных дел приостанавливается, поскольку виновные «не установлены». Говорит это в первую очередь о неэффективности действий правоохранительных органов.
По-прежнему остро стоит проблема возмещения ущерба, причиненного преступниками водным биоресурсам Дальнего Востока. В 2014 г. его размер составлял около 540 млн руб., в 1 полугодии 2015 г. — 489 млн руб. Наибольший ущерб зафиксирован в Камчатском крае, Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях. Однако взыскать в
2014-15 году удавалось не более 9% (это средняя цифра по округу).
— А что или кто мешает торжеству закона в этих случаях?
— Есть множество причин, которые не дают возможность полностью возместить вред, причиненный запасам водных биоресурсов. В ходе следствия и дознания правоохранительные органы опаздывают с обеспечительными мерами, а у физических лиц-виновников преступлений отсутствует постоянный заработок, денежные средства или имущество (что с них взыщешь в этом случае и как погасишь сумму ущерба?). Есть серьезные недостатки и в работе территориальных органов Росимущества, обязанных контролировать хранение и реализацию изъятых, арестованных и конфискованных биоресурсов, а также браконьерских судов и иных орудий промысла, обращенных в федеральную собственность. Существующая практика не позволяет эффективно использовать бюджетные средства: затраты на длительное хранение таких судов превышают и их рыночную стоимость, и размер причиненного браконьерами ущерба. Об этом тоже говорилось на упомянутом выше совещании. Мы выработали программу координационных мер и контролируем их исполнение.
— Излюбленное занятие чиновников в России известно со времен классика русской литературы: «воруют...» Как бороться с этой традицией и каковы «особенности национальной коррупции» на Дальнем Востоке?
— Коррупция страшна именно тем, что она не только нарушает права и законные интересы граждан, подрывает в их глазах авторитет публичной власти как таковой, но и препятствует нормальному ходу экономических процессов. Люди теряют уверенность в том, что закон способен их защитить, усваивают «правовой нигилизм». Это мешает решению важнейших экономических и политических задач.
Ничего особо нового коррупционеры, которых мы выявляем в Дальневосточном округе, не придумали. Они по-прежнему обогащаются благодаря занимаемой высокой должности. Злоупотребление служебным положением, взятки, коммерческий подкуп происходят в самых разных сферах — в органах госвласти и местного самоуправления, в здравоохранении и образовании, в бизнес-структурах. Поэтому для органов прокуратуры противодействие коррупции остается приоритетным направлением в работе. И нам действительно чаще удается теперь «схватить за руку» вымогателей и недобросовестных дельцов.
Приведу лишь некоторые цифры. В 2015 году количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности увеличилось с 1188 до 1242. Правоохранительные органы ДФО активизировали работу по выявлению и пресечению фактов взяточничества. Повысилась эффективность противодействия преступлениям, связанным со злоупотреблением должностными полномочиями. Возросла результативность прокурорского надзора за расследованием уголовных дел коррупционной направленности. В целях устранения нарушений федерального законодательства направлено на 16 процентов больше требований и протестов. 96% актов реагирования руководители органов расследования удовлетворили. На 11% увеличилось число материалов, направленных прокурорами в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам процессуальных проверок по 152 материалам возбуждены уголовные дела коррупционной направленности. В суд направлено 696 уголовных дел. С вынесением обвинительного приговора рассмотрено 650 уголовных дела, в том числе с применением конфискации имущества — 100. По результатам судебного следствия осуждены 57 сотрудников правоохранительных органов, а также 43 должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления.
Если сравнить данные 2015 года с предыдущим, то рост числа выявленных правонарушений составил 11 процентов. Причина снова в том, что прокуратура стала активнее.
— А как же профилактика преступлений и возможна ли она вообще в «чиновничьих» делах?
— Безусловно. Как и прежде, особое внимание при проведении проверок прокуроры уделяют соблюдению запретов и ограничений, установленных федеральным законодательством при поступлении на государственную гражданскую службу и в процессе ее прохождения.
Кроме того, многие нечистые на руку чиновники неплохо учатся на чужом опыте. А он достаточно красноречив. В прошлом году пришлось не раз реагировать на факты нарушений закона в связи с конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе, ненадлежащим исполнением служащими антикоррупицонной обязанности при владении ценными бумагами, акциями, долями участия в уставных капиталах организаций. В органах государственной власти и местного самоуправления мы выявили случаи несоблюдения закона при приеме на службу. В Приморском крае, Республике Саха (Якутия), Сахалинской и Магаданской областях в результате вмешательства прокуроров в связи с утратой доверия были расторгнуты служебные контракты с отдельными государственными и муниципальными служащими.
За ущерб, нанесенный государству, коррупционерам пришлось ответить. Так, 17 юридических лиц были привлечены к административной ответственности по ст.19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и оштрафованы на общую сумму свыше 11,8 млн рублей. Работники этих организаций «подкупали ревизоров» — передавали им деньги за составление положительных актов проверок. С помощью прокурорского воздействия удалось обратить в доход государства имущество, которое приобреталось на незаконные и неподтвержденные документально средства.
Нарушения закона были выявлены также при расходовании муниципальных и региональных бюджетов. К примеру, в Камчатском крае по результатам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по ст.286 УК РФ в отношении бывшего руководителя УФАС по краю, который незаконно перевел бюджетные средства аффилированной коммерческой организации, заведомо зная, что условия госконтракта этот подрядчик не выполнил. Несмотря на то, что уголовное дело было прекращено по амнистии, по иску прокурора с виновного лица было взыскано свыше 7 млн рублей в качестве компенсации ущерба государству. В Республике Саха (Якутия) также по инициативе прокурора было возбуждено уголовное дело в отношении главы муниципального образования поселок Усть-Куйга. Он требовал
3-миллионную взятку за свою подпись под актами фактической поставки коммунальных услуг, а также по фиктивным документам, по предварительному сговору с соучастниками похитил более 650 тысяч бюджетных средств за выполненный сугубо на бумаге ремонт. Усть-Янский районный суд признал его виновным по всем статьям обвинения и отправил на 9 лет в исправительную колонию строгого режима со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки — 210 млн рублей.
— Задача прокуратуры — не только обвинять, но и защищать, особенно простых граждан. С какими жалобами они чаще всего обращались к вам в прошлом году, что удалось сделать по их заявлениям?
— Да, прокуратура призвана не просто «рассматривать обращения», но и следить за тем, чтобы другие органы власти реагировали на запросы граждан в строгом соответствии с Конституцией и другими законами страны. Ни одно из поступивших от граждан сообщений о нарушении их прав не остается без должного ответа. В прошлом году органы прокуратуры в Дальневосточном округе выявили свыше 218 тысяч нарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека. Для их устранения внесено более 30 тысяч представлений, опротестовано более 15 тысяч незаконных правовых актов, предъявлено почти 56 тысяч исков, 3744 лица получили предостережения о недопустимости нарушений закона. По инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 20437 виновных должностных лиц, к административной — 11920 лиц, 25 из которых дисквалифицированы. Возбуждено около 600 уголовных дел.
При этом число обращений граждан в прокуратуру ежегодно остается значительным. Только в 2015 году в органы прокуратуры Дальневосточного федерального округа поступило свыше 222 тысяч обращений. На личном приеме у прокуроров побывало без малого 55700 граждан. Большинство обращений были связаны с нарушением трудового и жилищного законодательства, а также со сферой ЖКХ. Для восстановления нарушенных прав граждан прокуроры опротестовали более 770 незаконных правовых актов, было внесено более 11300 представлений, в суд предъявлено более 22 тысяч исков, о недопустимости нарушений предостережено более 209 должностных лиц, возбуждено более 3200 дел об административных правонарушениях.
Например, ООО «Желдорэкспедиция-27» в Хабаровском крае, невзирая на все предпринятые нами меры, продолжало нарушать права работников на оплату труда. Долги превышали 3 млн рублей. Учитывая неоднократные обращения работников этого предприятия в органы прокуратуры, по моим постановлениям данное юридическое лицо и его руководитель были привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Только после этого задолженность была полностью погашена.
В своей работе мы широко используем различные формы взаимодействия с населением — в том числе «горячие линии» или выездные приемы населения в субъектах округа. Гражданам это позволяет получить бесплатную юридическую помощь, а нам — оценить ситуацию с законностью и правопорядком. Так, сотрудники управления в 2015 г. смогли провести личный прием более 460 заявителей. Я сам принял 280 граждан. Вопросы их волновали самые разные. К примеру, ко мне обратились жители Владивостока — участники долевого строительства многоквартирного дома № 10 по ул. Отлогая с жалобой на безосновательный отказ городской администрации выдать застройщику разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта. В результате проверки было установлено, что отказ последовал из-за того, что застройщик не предоставил отдельные документы, которые согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации обязательными и не являются. По представлению прокуратуры разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано, а виновное должностное лицо администрации привлечено к дисциплинарной ответственности. Так что если говорить о «востребованности» прокуратуры — вот вам живые доказательства.
— Вы коснулись темы долгов по зарплате. Если судить по данным статистики, на Дальнем Востоке они растут. Насколько серьезной вы считаете ситуацию, отслеживает ли прокурорский надзор вопросы выплат задолженностей и судьбу сокращаемых работников?
— У прокуроров есть особые рычаги воздействия на нерадивых руководителей — от судебной защиты сотрудников и до уголовной ответственности лиц, виновных в задержках зарплаты. Вот несколько итоговых цифр. В 2015 году прокуроры выявили свыше 65 тысяч нарушений, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы. Речь шла не только о самих долгах, но и о незаконных правовых актах и противоправных действиях работодателей. Для восстановления прав работников прокурорами было принесено без малого 1300 протестовна незаконные правовые акты, внесено более 3400 представлений, возбуждено 34 уголовных дела. По инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности были привлечены 1875 лиц, а к административной — 1955. При этом замечу, что в истекшем году за повторные нарушения закона привлечено в 4 раза больше должностных лиц, чем в 2014 году. Объявлено 407 предостережений о недопустимости нарушений закона. По инициативе прокуроров суды дисквалифицировали 22 руководителей предприятий-должников: из них 6 — в Еврейской автономной области, 5 — в Сахалинской области, 3 — в Приморском крае, по 2 — в Республике Саха (Якутия), Амурской, Магаданской областях, по 1 — в Камчатском и Хабаровском краях. В результате в ДФО была погашена задолженность по зарплате более чем на 3,4 млрд. рублей. Кроме того, принимались меры для усиления надзора в сфере занятости и защиты граждан от безработицы.
Всего в 2015 году в сфере занятости выявлено свыше 1,5 тысяч нарушений закона. Для их устранения были опротестованы 42 правовых акта. Внесено 780 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 464 лица, к административной — 164, предостережено о недопустимо нарушения закона 53 должных лица, по инициативе прокуроров возбуждено 8 уголовных дел.
К примеру, в Приморском крае при проверке сведений, опубликованных в СМИ, вскрылись факты необоснованного расторжения трудовых договоров в ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников. По представлению первого заместителя прокурора края незаконные приказы были отменены.
Прокуроры регулярно анализируют работу служб занятости — в том числе следят за тем, чтобы работодатели обеспечивали сотрудникам все гарантии и компенсации, предусмотренные законом, вовремя и полностью платили зарплату, а органы власти своевременно принимали нормативные правовые акты, регулирующие вопросы занятости, и расходовали бюджетные средства строго по назначению.
Самое пристальное внимание уделяется и организациям, где в связи с ликвидацией или сокращением штата происходит высвобождение работников. Практика показывает, что при этом повсеместно распространены нарушения прав сотрудников — не соблюдаются процедуры увольнения, информация о высвобождаемых работниках и об открытых вакансиях поступает в органы занятости несвоевременно или вообще отсутствует. В Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае прокуроры выявили факты неправомерного использования бюджетных средств, выделенных на программы содействия трудоустройству граждан.
— Есть и другая сторона вопроса о контроле и учете. Насколько часто приходится защищать представителей малого и среднего бизнеса от необоснованных проверок со стороны многочисленных госведомств?
— Достаточно часто. Мы ежегодно оцениваем проекты планов органов контроля окружного и межрегионального значения и делаем выводы о том, законны ли те или иные плановые проверки. Только в 2015 году управление рассмотрело около 4,3 тыс. проверочных мероприятий, представленных органами государственного контроля (надзора) для включения в сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год. В результате мы выявили нарушения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем отклонили 1387 проверок. В 2015 их уже стало почти в 2 раза меньше (753).
Мы выяснили, что контролирующие органы включают в свои планы проверку юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность еще в
2005-14 гг., пытаются прийти к предпринимателям до истечения трех лет со дня окончания последней плановой проверки. В связи с этим я внес представления руководителям восьми органов контроля, допустившим нарушения законодательства. 36 виновных должностных лиц привлечены к ответственности.
Управление проводит и другую работу по надзору за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей. Мы регулярно проверяем исполнение окружными (межрегиональными) органами государственного контроля (надзора) законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в ходе плановых проверок. В результате принятых управлением мер в 2015г. выявлено 240 нарушений законодательства в этой сфере. Для их устранения принесено 3 протеста на незаконные приказы руководителей органов контроля (приказы отменены), внесено 30 представлений, по результатам их рассмотрения 74 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Надзорная практика в сфере защиты прав предпринимателей показывает, что проблем в рассматриваемой области остается еще немало. Поэтому во исполнение решения Всероссийского совещания прокуроров субъектов Российской Федерации в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе создана и работает межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей. На ее заседаниях представители бизнеса рассказывают о проблемах, которые препятствуют их деятельности. Предметом разговора становятся актуальные вопросы устранения избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов. Прокуроры намерены приложить для этого максимум усилий.
— Будут ли органы прокуратуры учитывать в своей работе такое новшество, как введение на дальневосточных территориях режима ТОРов?
— Естественно, будут. Причем объем этой работы весьма значительный. В 2015 году в Дальневосточном федеральном округе созданы девять территорий опережающего социально-экономического развития (в Республике Саха (Якутия), Хабаровском, Приморском и Камчатском краях, Амурской области, Чукотском автономном округе). 25 декабря 2015 на заседании подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в округе Юрия Петровича Трутнева утверждены еще две новые территории опережающего развития — «Южная» и «Горный воздух» на Сахалине. В перспективе ТОСЭРы будут создаваться во всех регионах, входящих в ДФО. Управляющая компания «Корпорация развития Дальнего Востока» заключила 21 соглашение с резидентами, осуществляющими деятельность на таких территориях.
На управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в округе возложены полномочия по организации и контролю работы прокуратур субъектов Российской Федерации в округе по надзору за исполнением законов на территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. По моему распоряжению в округе образована межведомственная рабочая группа. Одной из ее задач является организация межведомственного взаимодействия органов власти, правоохранительных и контролирующих органов в целях обеспечения законности и правопорядка при создании и деятельности территорий опережающего социально-экономического развития.
В состав группы входят работники органов прокуратуры, Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), а также заместители губернаторов других субъектов Федерации, курирующие вопросы деятельности ТОСЭРов, руководители контролирующих и правоохранительных органов. Прорабатывается вопрос о создании еще одной межведомственной рабочей группы — Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Минвостокразвития России. Мы уже успели обсудить актуальные вопросы и провести рабочие встречи с представителями министерства и Корпорации по развитию Дальнего Востока.
Задача прокуроров, к выполнению которой они уже приступили, — обеспечить законность нормативного регулирования всех вопросов, связанных с ТОСЭРами, а также заключенных соглашений. Для создания объектов инфраструктуры ТОСЭРов выделены значительные бюджетные средства. Естественно, прокуратура будет следить за их целевым использованием и за тем, чтобы резиденты строго выполняли условия соглашений. Об этом, кстати, шла речь в апреле прошлого года на совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. В 2016 году мы планируем обратить особое внимание на такие вопросы, как надлежащее нормативное регулирование при установлении налоговых преференций и упрощенных административных режимов их резидентам, целевое расходование бюджетных средств, направленных на финансирование строительства объектов инфраструктуры ТОСЭРов.
— На что еще, по вашему мнению, дальневосточная прокуратура должна сейчас обращать особенно пристальное внимание?
— Российская прокуратура — один из важнейших институтов государства. Поэтому она должна своевременно и оперативно реагировать на все, что происходит в стране. Минувший год наглядно показал, что это удается. Именно органы прокуратуры оказались максимально востребованы и сыграли определяющую роль для того, чтобы в социально-экономической сфере торжествовал закон.
В деятельности управления, которое я курирую, есть базовые задачи. Это, прежде всего, защита основ конституционного строя, обеспечение законности нормативных правовых актов, прав и свобод граждан, индивидуальных предпринимателей, повышение эффективности борьбы с преступностью, организация и контроль деятельности прокуроров субъектов Российской Федерации в округе в пределах предоставленных полномочий.
Чтобы достичь этих целей, требуется взаимодействие правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Мы смогли сделать его более результативным за счет оптимизации своей работы, более активной деятельности на самых сложных направлениях. Я понимаю, что 2016 год будет для нас непростым. Есть сферы, на которые нам придется обращать особое внимание. Например, возрастает сумма недоимки по уплате взносов на обязательное социальное страхование. Понятно, что вопросы защиты социальных прав граждан выходят при этом на первый план.
Еще одна болевая точка — жилье. К концу 2015 г. в 2,5 раза возросло количество многоквартирных домов, несвоевременно введенных в эксплуатацию. Можно прямо говорить о недостаточном контроле со стороны соответствующих органов власти в округе за деятельностью организаций-застройщиков, которые сплошь и рядом нецелевым образом используют средства граждан-участников долевого строительства. Это диктует необходимость дополнительных мер для обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере.
В экономических вопросах главным для нас остается, как я уже говорил, обеспечение законности при создании и функционировании территорий опережающего социально-экономического развития. Продолжим и борьбу с преступностью в основных отраслях экономики (для Дальнего Востока это в первую очередь добыча и оборот биоресурсов, деревообработка и пр.)
И, конечно, мы — часть общей системы надзорной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Прокуроры всех субъектов РФ делают все возможное для того, чтобы предотвратить экспансию радикальной идеологии (в том числе через сеть Интернет), не дать разгореться межнациональной розни.
Кроме того, в сентябре состоятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва. В большинстве субъектов округа одновременно будут идти предвыборные кампании органов местного самоуправления. В такой период вопросы соблюдения законодательства о выборах актуальны как никогда, и работы у прокуроров будет наверняка немало.
Уверен, что мы сможем выполнить свою главную задачу — укрепить закон и порядок. Этому способствует активная позиция органов прокуратуры и системный надзор за исполнением законодательства — принципы, от которых мы отступать не собираемся.
Ирина Поленова
Теги: