Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Южная Якутия - территория опережающего развития

Интервью с Михаилом Бруком

Южная Якутия - территория опережающего развития

В последнее время российская экономика ищет новые точки роста. И таковые, как признают и власть, и общество, находятся на Дальнем Востоке. По мнению генерального директора ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Михаила Брука, наиболее привлекательным регионом-локомотивом Дальнего Востока для крупномасштабного комплексного индустриального развития является Южная Якутия.

- Михаил Львович, что же отличает Южную Якутию от других регионов Дальнего Востока, почему именно она вызывает такой живой интерес?

- В настоящее время, наряду с разработкой мер государственной поддержки и повышения инвестиционной привлекательности, все более актуальным становится выбор приоритетных проектов и территорий, которые призваны стать локомотивами развития Дальнего Востока.

Южная Якутия имеет выгодное экономико-географическое и геостратегическое положение, необходимый инфраструктурных каркас, крупные месторождения полезных ископаемых, а также значительные гидроэнергетические ресурсы и является наиболее привлекательным регионом Дальнего Востока страны для полномасштабного первоочередного комплексного промышленного освоения. Особо отмечу, что на территории комплекса сосредоточены значительные объемы лесосырьевых ресурсов Дальнего Востока, а в зоне действия Байкало-Амурской магистрали расположен Южно-Якутский каменноугольные бассейн (высококачественные коксующиеся угли).

Южную Якутию по праву можно назвать регионом опережающего развития: она полностью по своей подготовленности и ресурсному потенциалу вписывается в концепцию Территорий опережающего социально-экономического развития, которая нашла отражение в проекте Федерального Закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока».

Особенно выделяется территория Нерюнгринского и Алданского районов республики, примыкающая на расстоянии до 50 км к железной дороге «Беркакит – Томмот – Якутск», федеральной автодороге М 56 «Большой Невер – Якутск». В этом же створе проходят нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», магистральные высоковольтные линии 220 кВ и будет проложен в ближайшие годы газопровод «Сила Сибири». На данной территории сосредоточены крупнейшие месторождения коксующихся углей, железа, урана, апатитов, золота, строительных материалов, графита, марганца, других полезных ископаемых.

- Понятно, что потенциал развития был заложен не вчера. Какова предыстория индустриализации Южной Якутии?

- 40 лет назад руководством СССР было принято решение о создании Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, ядром которого являлся Нерюнгринский бассейн высококачественных коксующихся углей.

К середине 1980-х годов были построены крупнейший Нерюнгринский угольный разрез мощностью свыше 10 млн т угля, обогатительная фабрика, ГРЭС, создана мощная строительная и ремонтная база. Уже тогда Южно-Якутский ТПК рассматривался в качестве перспективного центра отечественной черной металлургии. Был построен благоустроенный город Нерюнгри, население которого доходило до 100 тыс. человек. До начала 1990-х годов и развала СССР и последовавшего экономического спада Южно-Якутский ТПК динамично развивался.

- А когда была открыта современная страница промышленного роста Южной Якутии?

- В 2006 году была разработана по поручению президента России В.В. Путина и одобрена Правительством Российской Федерации «Схема развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». В соответствии с ней с 2008 года реализуется инвестиционный проект общегосударственного значения «Комплексное развитие Южной Якутии».

Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ. На реализацию первого этапа, включающего разработку проектной документации, направлено более 27 млрд рублей, в том числе 7,4 млрд рублей из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Подготовлены проекты строительства транспортной и электросетевой инфраструктуры, Эльконского уранового ГМК, Канкунской ГЭС, Инаглинского угольного комплекса.

С учетом изменений рыночной конъюнктуры выделена 1 очередь Проекта, включающая строительство в 2015 - 2017 годы Инаглинского угольного комплекса (инвестор - ООО «УК «Колмар») и Таежного железорудного ГОКа (Инвестор - ЗАО «ГМК «Тимир») с соответствующей инфраструктурой. В то же время, назрела необходимость дополнительно обеспечить более глубокую переработку добываемого сырья на месте, в первую очередь за счет металлургического передела, повысить эффективность развития территории за счет диверсификации, размещения сервисных, механосборочных и других сопутствующих производств, в том числе на основе малого и среднего бизнеса.

Однако к настоящему времени действующий формат финансирования и управления Проектом себя исчерпал и не позволяет обеспечить дальнейшую эффективную реализацию потенциала территории. Практически не работает из-за отсутствия средств Инвестиционный фонд Российской Федерации, ведомственная разобщенность не позволяет оперативно и согласованно решать вопросы финансирования строительства объектов транспортной и энергетической инфраструктуры.

- Какие выходы из этой ситуации Вы видите?

- Считаю, что для обеспечения дальнейшего динамичного развития Южной Якутии может быть эффективно использован механизм Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), который прорабатывается в настоящее время Минвостокразвития.

Создание ТОСЭР «Южная Якутия» позволит обеспечить более привлекательные условия для отечественных и зарубежных инвесторов, прежде всего из Китая, Кореи и Японии, повысить конкурентоспособность продукции на рынках АТР. Ядром ТОСЭР «Южная Якутия» станет комплекс крупных угольных предприятий, на базе которого будут развиваться различные сервисные и инфраструктурные бизнесы различного масштаба. Впоследствии к ним примкнут железорудные компании, а в перспективе возможно и строительство металлургического завода. Существенно повысит оперативность и эффективность управления развитием территории создание единой управляющей компании ТОСЭР с участием действующего в настоящее время ОАО «Корпорация развития Южной Якутии».

Наличие крупных системообразующих предприятий горно-металлургического профиля и рамочные условия ТОСЭР будут способствовать развитию в регионе современной научно-технологической базы, технопарков, малого и среднего бизнеса, системы подготовки кадров, эффективной жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Должен особо отметить, что якорные проекты в Южной Якутии обеспечены реальными отечественными инвесторами, большой интерес к территории проявляют и зарубежные инвесторы, прежде всего из стран АТР. На мой взгляд, ТОСЭР «Южная Якутия» может стать пилотной территорией-локомотивом нового индустриального развития Дальнего Востока.