Интервью с Михаилом Бруком
- Михаил Львович, что же отличает Южную Якутию от других регионов Дальнего Востока, почему именно она вызывает такой живой интерес?
- В настоящее время, наряду с разработкой мер государственной поддержки и повышения инвестиционной привлекательности, все более актуальным становится выбор приоритетных проектов и территорий, которые призваны стать локомотивами развития Дальнего Востока.
Южная Якутия имеет выгодное экономико-географическое и геостратегическое положение, необходимый инфраструктурных каркас, крупные месторождения полезных ископаемых, а также значительные гидроэнергетические ресурсы и является наиболее привлекательным регионом Дальнего Востока страны для полномасштабного первоочередного комплексного промышленного освоения. Особо отмечу, что на территории комплекса сосредоточены значительные объемы лесосырьевых ресурсов Дальнего Востока, а в зоне действия Байкало-Амурской магистрали расположен Южно-Якутский каменноугольные бассейн (высококачественные коксующиеся угли).
Особенно выделяется территория Нерюнгринского и Алданского районов республики, примыкающая на расстоянии до 50 км к железной дороге «Беркакит – Томмот – Якутск», федеральной автодороге М 56 «Большой Невер – Якутск». В этом же створе проходят нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», магистральные высоковольтные линии 220 кВ и будет проложен в ближайшие годы газопровод «Сила Сибири». На данной территории сосредоточены крупнейшие месторождения коксующихся углей, железа, урана, апатитов, золота, строительных материалов, графита, марганца, других полезных ископаемых.
- Понятно, что потенциал развития был заложен не вчера. Какова предыстория индустриализации Южной Якутии?
- 40 лет назад руководством СССР было принято решение о создании Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, ядром которого являлся Нерюнгринский бассейн высококачественных коксующихся углей.
К середине 1980-х годов были построены крупнейший Нерюнгринский угольный разрез мощностью свыше 10 млн т угля, обогатительная фабрика, ГРЭС, создана мощная строительная и ремонтная база. Уже тогда Южно-Якутский ТПК рассматривался в качестве перспективного центра отечественной черной металлургии. Был построен благоустроенный город Нерюнгри, население которого доходило до 100 тыс. человек. До начала 1990-х годов и развала СССР и последовавшего экономического спада Южно-Якутский ТПК динамично развивался.
- А когда была открыта современная страница промышленного роста Южной Якутии?
- В 2006 году была разработана по поручению президента России В.В. Путина и одобрена Правительством Российской Федерации «Схема развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». В соответствии с ней с 2008 года реализуется инвестиционный проект общегосударственного значения «Комплексное развитие Южной Якутии».
С учетом изменений рыночной конъюнктуры выделена 1 очередь Проекта, включающая строительство в 2015 - 2017 годы Инаглинского угольного комплекса (инвестор - ООО «УК «Колмар») и Таежного железорудного ГОКа (Инвестор - ЗАО «ГМК «Тимир») с соответствующей инфраструктурой. В то же время, назрела необходимость дополнительно обеспечить более глубокую переработку добываемого сырья на месте, в первую очередь за счет металлургического передела, повысить эффективность развития территории за счет диверсификации, размещения сервисных, механосборочных и других сопутствующих производств, в том числе на основе малого и среднего бизнеса.
Однако к настоящему времени действующий формат финансирования и управления Проектом себя исчерпал и не позволяет обеспечить дальнейшую эффективную реализацию потенциала территории. Практически не работает из-за отсутствия средств Инвестиционный фонд Российской Федерации, ведомственная разобщенность не позволяет оперативно и согласованно решать вопросы финансирования строительства объектов транспортной и энергетической инфраструктуры.
- Какие выходы из этой ситуации Вы видите?
- Считаю, что для обеспечения дальнейшего динамичного развития Южной Якутии может быть эффективно использован механизм Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), который прорабатывается в настоящее время Минвостокразвития.
Наличие крупных системообразующих предприятий горно-металлургического профиля и рамочные условия ТОСЭР будут способствовать развитию в регионе современной научно-технологической базы, технопарков, малого и среднего бизнеса, системы подготовки кадров, эффективной жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Должен особо отметить, что якорные проекты в Южной Якутии обеспечены реальными отечественными инвесторами, большой интерес к территории проявляют и зарубежные инвесторы, прежде всего из стран АТР. На мой взгляд, ТОСЭР «Южная Якутия» может стать пилотной территорией-локомотивом нового индустриального развития Дальнего Востока.
Текст: Екатерина Семенова