Поделиться
Забота за чужой счет
Поделиться

Малый бизнес заставят оплачивать проезд сотрудников на курорт

Закон, обязывающий предпринимателей на Крайнем Севере предоставлять своим работникам бесплатный проезд до мест отдыха, ударит по среднему и мелкому дальневосточному бизнесу, заявили EastRussia.ru эксперты.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 Трудового кодекса РФ», по которому независимые от государства предприниматели в районах Крайнего Севера или местностях, приравненным к таким районам, обязаны компенсировать своим сотрудникам и членам их семей проезд до мест отдыха.

Если раньше, согласно ст. 325 Трудового кодекса РФ, за билеты до курортов платили своим работникам только бюджетные организации, то теперь и частные и государственные предприятия обязаны делать это раз в два года. Работодатель будет компенсировать сотрудникам билеты только на внутрироссийские маршруты. Получается, что оплачивать отпускные билеты работникам должна любая парикмахерская или даже ларек.

На Дальнем Востоке под эту норму полностью подпадают Чукотский АО, Магаданская область, Сахалин и Якутия, частично – Хабаровский край, Амурская область и Приморский край. Так, в Хабаровском крае около 70% территории считается северной или приравненной к северным местностям, это, в частности, город Комсомольск-на-Амуре (население – 300 тыс. человек, второй по численности город Хабаровского края). ЕАО поправки не коснутся.

Мелкий и средний бизнес воспринял эту новость с пессимизмом. Эксперты считают, что одни предприниматели уйдут в тень, другие свернут бизнес, третьи начнут сокращать штат или нанимать сотрудников по срочным договорам.

Предприниматели полагают, что этот закон только разорит их. Предприниматель из Магадана Дмитрий Сергеев прогнозирует, что ему скорее всего придется закрыть свой бизнес по ремонту компьютерной техники из-за этого закона.

«Чисто арифметически, после выплат этих компенсаций, мне самому не на что будет свозить семью на курорт. Мой годовой доход колеблется от 700 до 800 тыс. рублей, за вычетом аренды помещения и зарплаты двух мастеров. Представим, что каждый из них с женой и ребенком захочет полететь летом на Черное море. Я должен буду оплатить им билеты на самолет сначала до Москвы, затем до Краснодара, это около 22 – 24 тыс. рублей в одну сторону, 44-48 тыс. рублей в оба конца, на трех людей – 132 - 140 тыс. рублей. Две семьи – 264 - 280 тыс. рублей, это треть годового дохода», - поделился Д.Сергеев в разговоре с корреспондентом EastRussia.ru.

Председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов считает, что государство перекладывает свои социальные функции на предпринимателей. «Здесь нечего гадать, расходы у бизнесменов существенно возрастают, и, по логике, предприниматели начинают оптимизировать налоги, повышать цены на продукцию, принимать работников по разным формам срочных договоров (выводя их за штат)… Моделей и средств, для того чтобы оптимизировать издержки, достаточно. Каждый будет думать, исходя из собственных обстоятельств, - уверен Е. Шулепов. – Если государство вводит льготы для работающих людей и их не компенсирует, то предпринимательство это считает несправедливым. Выходит, что это забота о людях за чужой счет. Если государство озабочено некими социальными гарантиями, то оно и должно оплачивать эти льготы».

Эта, безусловно, полезная инициатива для людей может повлечь удорожание производства. В северных районах еще больше снизится конкурентоспособность, заявил директор Дальневосточного научно-исследовательского института рынка, доктор экономических наук Вадим Заусаев.

«Для развития Дальнего Востока такая инициатива – оплачивать людям проезд до мест отдыха – однозначно полезна. Но складывать все это на издержки предпринимателей нельзя, ведь продукция в северных регионах может подорожать из-за повышения этих издержек производства, - сказал В. Заусаев. – Если мы исходим из того, что Дальний Восток является территорией активного развития, то в интересах государства наращивать демографический потенциал региона. Не случайно в стратегии развития Востока страны и Байкальского региона в качестве генеральной цели прописано закрепление населения».

Необходимо укреплять связи Дальнего Востока с европейской частью России, иначе люди будут уезжать, потому что они часто не могут слетать на свою историческую родину, посмотреть на культурные ценности страны (особенно это важно для молодежи). Если этого не будет, то дальневосточники продолжат уезжать. Но это задача государства, а не бизнеса. В социальную ответственность предпринимательства входит обеспечение своих сотрудников хорошими заработными платами, создание приличных условий труда, исполнение всех налоговых обязательств, сообщил корреспонденту EastRussia.Ru В. Заусаев.

Предпринимателей бьют под дых этим законом, он одобрен в неприемлемом виде, высказал мнение сопредседатель межрегионального отделения общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Андрей Сухоруков.

«С существующими тарифами на проезд и провоз багажа, для предприятий крайнего севера, которые и так не живут, а выживают, это станет неподъемным грузом. Из этой ситуации выходов может быть несколько. Часть бизнеса, возможно, уйдет в тень, часть закроется, часть сократит численность сотрудников. В любом случае предприниматели эти траты заложат в стоимость товаров или услуг, поэтому стоит ожидать существенного повышения цен, это можно утверждать гарантировано, - уверен А.Сухоруков. – Население Крайнего Севера и так живет небогато, а этот закон может усугубить их положение. С одной стороны мы видим проявление заботы о людях Крайнего Севера, с другой - эта же забота выходит им боком».

В думе Хабаровского края уже озаботились поправками в закон, регламентирующий компенсации. Перед его принятием глава краевого парламента Виктор Чудов предлагал внести изменения в принимаемые поправки. В. Чудов считает, что более 80% субъектов малого и среднего бизнеса на севере Дальнего Востока будут убыточными после выплат таких компенсаций. В связи с этим он направил в Госдуму и Совет Федерации предложение: обеспечивать выплаты компенсаций транспортных затрат на отдых за счет средств федерального бюджета. На покрытие этих расходов В. Чудов планировал получить 1,5 млрд рублей. Но от Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов пришел ответ: затраты не предусмотрены федеральным бюджетом. 

Текст: Алексей Петрук Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов