Как показывают последние события в мире, в частности в отношениях России и стран Запада, политика сейчас является основным драйвером и определяющим фоном экономических условий. Для России принципиальным вопросом остается нормализация ситуации на Украине. Если причина наложения санкций, а именно вооруженный конфликт на Украине, не исчезнет, то стороны будут продолжать идти по лестнице эскалации, следствием которой уже стали отток капитала и спекулятивные манипуляции с курсом рубля.
Я хочу затронуть торговую сторону легитимности взаимных санкций. По своей сути, даже санкции против физических лиц или банков – уже наносят ущерб торговле. Потому что попавшим под них лицам и структурам становится дороже заключать сделки и получить финансирование, а значит, их условия ведения бизнеса ухудшаются, что как раз и противоречит правилам ВТО. Это, конечно, может стать поводом для судебного иска в рамках международного права.
Вот почему и Россия и Запад не будут оспаривать действия друг друга в правовом поле в надежде, что ситуация на Украине нормализуется в течение нескольких лет, которые продлится разбирательство. Подчеркну, сегодня обе стороны ждут нормализации ситуации, поэтому рано или поздно она случится. И вот тогда мы вернемся к той интеграционной повестке, о которой немного позабыли в последний год.
Глобализация России
Как же нам в этой ситуации сохранить свою роль в мировой экономике, сохранить свой рост? По нашим оценкам, рост экономики должен составлять в России 5-6%, при этом хорошо бы, наконец, отойти от сырьевого способа его стимулирования. И вот тут азиатский вектор играет не последнюю роль.
Среди этих колец первое можно назвать историческим. Это постсоветское пространство. Сейчас на него приходится всего 10%-15% всего торгового оборота России. Как таковой свободной торговли в СНГ нет. Есть только проект Таможенного союза, вокруг которого мы и пытаемся строить подобную экономическую зону.
Второе кольцо – это Европейский союз. В настоящий момент это основной торговый партнер, несмотря на все то что происходит в наших отношениях. В силу многих причин так было и еще долго будет. Если в 2000-ых годах многие сомневались в том, нужна ли России зона свободной торговли с Европой, то сегодня, в ожидании ослабления градуса взаимных претензий, все начальники уже открыто говорят о необходимости выстраивать с ней межблоковые отношения и стремиться к свободной торговле. Пока это очень сложна тема. Во взаимном упорстве отстаивания собственных позиций стороны зашли, пожалуй, слишком далеко, и вести эти переговоры стоило раньше. Если бы они дали хоть какие-то плоды, Украину никогда бы не разорвало из за того, что одна ее часть стремилась в Европейский, а другая в Таможенный союз.
Следующий круг повестки - это интеграции с отдельными странами. Тут все на разных стадиях. Есть ряд перспективных партнеров. В частности, в Азиатско-тихоокеанском регионе это в первую очередь республика Корея. Тут, по-видимому, нужно нырять в интеграцию вокруг АСЕАН, которое сегодня является ядром для экономических процессов.
Зачем нам интегрироваться?
Главный вопрос – зачем нам нужна эта интеграция? Большая часть интеграции на постсоветском пространстве движется по политическим мотивам. Это, конечно, быстрее, но нужно искать и экономические выгоды.
Уже во второй половине XX века, стало понятно, что стремление к концентрации добычи, обработки и производства всех необходимых государству товаров в самом этом государстве снижает конкурентоспособность этих товаров. Мы очень многие компоненты для нашего производства, в том числе и для экспортного, производим сами. И хотя это кажется положительным фактом, на самом деле имеет значительный минус.
Встроиться в эти цепочки с нуля довольно сложно, но модель такого встраивания есть, и она достаточно отработана. Для этих целей страны, это хорошо видно в Азиатско-тихоокеанском регионе, применяют то, что называется особыми экономическими зонами, территориями опережающего развития, для того чтобы любыми способами затащить инвесторов, затащить звенья этой цепочки на свою территорию, наращивая на них компетенции, ища возможности контроля, расширять свое участие в международной торговле.