Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Why drag Asian investors to the Far East?

Why drag Asian investors to the Far East?

Pavel Kadochnikov

Vice-Rector of the Russian Academy of Foreign Trade

Pavel Kadochnikov, Vice Rector of the Russian Academy of Foreign Trade:

- The situation in the global economy is tense today. The forecasts of its development have been going down in the last year. According to the IMF, in 2014 the world economy will grow by only 3,8%, the World Bank gives a figure of 4,1%, and this gives rise to strong concerns. At some point, there was even talk about the possibility of deglobalization, that is, a decrease in the volume of international trade. Since the 2008 crisis, the world has already become less predictable, and the growth rate of international trade has declined from 7% to a modest 4%.

As the recent events in the world show, particularly in the relations between Russia and Western countries, politics is now the main driver and the determining background of economic conditions. The main issue for Russia remains the normalization of the situation in Ukraine. If the reason for the imposition of sanctions, namely the armed conflict in Ukraine, does not disappear, then the parties will continue to walk along the escalation ladder, which resulted in the outflow of capital and speculative manipulation of the ruble exchange rate.

I want to touch on the trade side of the legitimacy of mutual sanctions. At its core, even sanctions against individuals or banks are already damaging trade. Because it becomes more expensive for persons and structures who fall under them to conclude transactions and obtain financing, which means that their business conditions are deteriorating, which is exactly what contradicts the WTO rules. This, of course, can become a pretext for a legal action under international law.

However, in practice, none of the parties to the WTO considers it necessary to sue. This is because neither a positive nor a negative decision on such a claim bodes well for the applicant. Imagine if the United States filed a lawsuit against Russia, or even vice versa, for the sanctions that are already in force today, and if the decision turns out to be positive - that is, the court recognizes the legitimacy of the sanctions, then no one needs a precedent. After all, both sides also have much more “insane” partners in developing countries, on which sanctions will also have to be imposed. If the decision is negative, the sanctions will have to be lifted, which means that all parties will need to change their policies.

That is why both Russia and the West will not dispute each other’s actions in the legal field in the hope that the situation in Ukraine will normalize over the course of several years, which will continue the proceedings. I stress that today both sides are waiting for the situation to normalize, so sooner or later it will happen. And then we will return to the integration agenda, which was a little forgotten in the last year.

Globalization of Russia

How can we in this situation maintain our role in the global economy, maintain our growth? According to our estimates, the growth of the economy should be in Russia 5-6%, while it would be good, finally, to deviate from the raw method of stimulating it. And here the Asian vector plays an important role.

The statistics of the 2014 year tell us clearly about the real economic turn of Russia towards Asia. If imports and exports with the EU are declining, just as trade in the CIS is declining, and more or less the situation remains within the Customs Union, then the growth of trade with the APR is too noticeable. The first countries partners in this direction are, of course, China and Korea. And this is considering that for Russia integration in the Asia-Pacific region is still only in the third place or in the third integration ring.

Among these rings, the first can be called historical. This is the post-Soviet space. Now it accounts for all 10% -15% of the total trade turnover of Russia. As such, there is no free trade in the CIS. There is only a draft of the Customs Union, around which we are trying to build a similar economic zone.

The second ring is the European Union. At the moment, this is the main trading partner, despite all that is happening in our relationship. For many reasons, this was and will be for a long time. If in the 2000s many people doubted whether Russia needed a free trade zone with Europe, today, in anticipation of a weaker degree of mutual complaints, all the heads are openly talking about the need to build interblock relations with it and strive for free trade. While this is a very complex topic. In the mutual perseverance of defending their own positions, the parties went, perhaps, too far, and it was worth earlier to conduct these negotiations. If they had given at least some fruits, Ukraine would never have been torn due to the fact that one part of it was striving for the European and the other for the Customs Union.

The next round of the agenda is integration with individual countries. Here everything is at different stages. There are a number of promising partners. In particular, in the Asia-Pacific region this is primarily the Republic of Korea. Here, apparently, it is necessary to dive into the integration around ASEAN, which today is the nucleus for economic processes.

Why should we integrate?

The main question is why do we need this integration? Most of the integration in the post-Soviet space is moving for political reasons. This, of course, faster, but you need to look for economic benefits.

Already in the second half of the 20th century, it became clear that the desire to concentrate the extraction, processing and production of all goods necessary for the state in this state itself reduces the competitiveness of these goods. We produce many components for our production, including for export, ourselves. And although this seems to be a positive fact, it actually has a significant minus.

To increase competitiveness, we must take the best of what is produced in the world. And if in your plane 80% of imported parts, it is not bad at all. As a rule, this means that your aircraft is cheaper and uses the best solutions found in the world, which means it is competitive. Making "protons" from Chinese parts also makes sense. This system uses the whole world. We will not be able to expand exports if we do not change our attitude towards imports, if we don’t understand that it is better to buy existing components in other countries that are the best in terms of price-quality ratio. Worldwide, chains of enterprises have already been built, some of which produce raw materials, others create materials for it, thirdly collect them into finished products, fourths fill it all with services, and thus we have a ready-made value in the output, in which several economies.

It is quite difficult to build in these chains from scratch, but there is a model for such an embedding, and it has been worked out well enough. For these purposes, countries, this is clearly seen in the Asia-Pacific region, apply what is called special economic zones, territories of advanced development, in order to drag investors by any means, to drag the links of this chain to their territory, building up their competencies, searching for opportunities Control, expand their participation in international trade.

And I want very much that this whole story with Torahs and zones in the Far East is not lost, but becomes really similar to the model that many countries use. So far, Russia is only taking the first steps here, and its participation in this chain of international trade is very bad today. Although we look quite impressive in terms of the use of our energy resources and our metals in industries around the world, we are better than Saudi Arabia for using imports in our own exports. Even in those sectors in which we traditionally hold in sales leaders, and this is military equipment, the nuclear industry, and space services, we practically all produce ourselves. But as practice shows, it will not continue to allow us to produce competitive goods. Because there are always those who produce some components better, there are places where assembly is cheaper.  

October 19: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Зачем тащить азиатских инвесторов на Дальний Восток?

Зачем тащить азиатских инвесторов на Дальний Восток?

Павел Кадочников

проректор Российской академии внешней торговли

Павел Кадочников, проректор Российской академии внешней торговли:

— Ситуация в мировой экономике сегодня напряженная. Прогнозы ее развития в последний год понижаются. Согласно информации МВФ, в 2014 году мировая экономика вырастет всего на 3,8%, Всемирный банк дает цифру в 4,1%, и это внушает сильные опасения. В какой-то момент появились даже разговоры о том, что может наступить деглобализация, то есть снижение объемов международной торговли. После кризиса 2008 года мир и так уже стал менее предсказуем, а темпы роста международной торговли снизились с 7% до сдержанных 4%.

Как показывают последние события в мире, в частности в отношениях России и стран Запада, политика сейчас является основным драйвером и определяющим фоном экономических условий. Для России принципиальным вопросом остается нормализация ситуации на Украине. Если причина наложения санкций, а именно вооруженный конфликт на Украине, не исчезнет, то стороны будут продолжать идти по лестнице эскалации, следствием которой уже стали отток капитала и спекулятивные манипуляции с курсом рубля.

Я хочу затронуть торговую сторону легитимности взаимных санкций. По своей сути, даже санкции против физических лиц или банков – уже наносят ущерб торговле. Потому что попавшим под них лицам и структурам становится дороже заключать сделки и получить финансирование, а значит, их условия ведения бизнеса ухудшаются, что как раз и противоречит правилам ВТО. Это, конечно, может стать поводом для судебного иска в рамках международного права.

Однако на практике ни одна из сторон в ВТО судиться не считает необходимым. Все потому, что ни положительное ни отрицательное решение по такому иску не сулит заявителю ничего хорошего. Представьте, если бы США подали в суд на Россию, или даже наоборот, за те санкции, которые уже действуют сегодня, и если решение окажется положительным – то есть суд признает легитимность санкций, то появится никому не нужный прецедент. Ведь у обеих сторон есть и куда более «безумные» партнеры в развивающихся странах, на которых санкции тоже придется наложить. Если же решение будет отрицательным – санкции придется отменять, а это значит, что всем сторонам нужно будет менять свою политику.

Вот почему и Россия и Запад не будут оспаривать действия друг друга в правовом поле в надежде, что ситуация на Украине нормализуется в течение нескольких лет, которые продлится разбирательство. Подчеркну, сегодня обе стороны ждут нормализации ситуации, поэтому рано или поздно она случится. И вот тогда мы вернемся к той интеграционной повестке, о которой немного позабыли в последний год.

Глобализация России

Как же нам в этой ситуации сохранить свою роль в мировой экономике, сохранить свой рост? По нашим оценкам, рост экономики должен составлять в России 5-6%, при этом хорошо бы, наконец, отойти от сырьевого способа его стимулирования. И вот тут азиатский вектор играет не последнюю роль.

Статистика 2014 года отчетливо говорит нам о реальном экономическом развороте России в сторону Азии. Если импорт-экспорт с ЕС снижается, так же как снижается торговля в СНГ, и более-менее сохраняется положение в рамках Таможенного союза, то рост торговли с АТР слишком заметен. Первые страны партнеры в этом направлении - это, конечно, Китай и Корея. И это учитывая, что для России интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион пока находится лишь на третьем месте или в третьем интеграционном кольце.

Среди этих колец первое можно назвать историческим. Это постсоветское пространство. Сейчас на него приходится всего 10%-15% всего торгового оборота России. Как таковой свободной торговли в СНГ нет. Есть только проект Таможенного союза, вокруг которого мы и пытаемся строить подобную экономическую зону.

Второе кольцо – это Европейский союз. В настоящий момент это основной торговый партнер, несмотря на все то что происходит в наших отношениях. В силу многих причин так было и еще долго будет. Если в 2000-ых годах многие сомневались в том, нужна ли России зона свободной торговли с Европой, то сегодня, в ожидании ослабления градуса взаимных претензий, все начальники уже открыто говорят о необходимости выстраивать с ней межблоковые отношения и стремиться к свободной торговле. Пока это очень сложна тема. Во взаимном упорстве отстаивания собственных позиций стороны зашли, пожалуй, слишком далеко, и вести эти переговоры стоило раньше. Если бы они дали хоть какие-то плоды, Украину никогда бы не разорвало из за того, что одна ее часть стремилась в Европейский, а другая в Таможенный союз.

Следующий круг повестки - это интеграции с отдельными странами. Тут все на разных стадиях. Есть ряд перспективных партнеров. В частности, в Азиатско-тихоокеанском регионе это в первую очередь республика Корея. Тут, по-видимому, нужно нырять в интеграцию вокруг АСЕАН, которое сегодня является ядром для экономических процессов.

Зачем нам интегрироваться?

Главный вопрос – зачем нам нужна эта интеграция? Большая часть интеграции на постсоветском пространстве движется по политическим мотивам. Это, конечно, быстрее, но нужно искать и экономические выгоды.

Уже во второй половине XX века, стало понятно, что стремление к концентрации добычи, обработки и производства всех необходимых государству товаров в самом этом государстве снижает конкурентоспособность этих товаров. Мы очень многие компоненты для нашего производства, в том числе и для экспортного, производим сами. И хотя это кажется положительным фактом, на самом деле имеет значительный минус.

Чтобы повышать конкурентоспособность, надо брать лучшее из того, что производится в мире. И если в вашем самолете 80% импортных частей, это совсем не плохо. Как правило, это означает, что ваш самолет дешевле и пользуется лучшими решениями, найденными в мире, а значит – конкурентоспособен. Производить «протоны» из китайских запчастей тоже имеет смысл. Подобной системой пользуется весь мир. Мы не сможем расширять экспорт, если не изменим отношение к импорту, если не поймем, что лучше закупить в других странах уже имеющиеся компоненты, наилучшие по соотношению цена-качество. По всему миру уже выстроены цепочки предприятий, одни из которых добывают сырье, другие – создают их него материалы, третьи – собирают их в готовую продукцию, четвертые наполняют все это услугами, и таким образом на выходе мы имеем готовую стоимость, в которой участвует сразу несколько экономик.

Встроиться в эти цепочки с нуля довольно сложно, но модель такого встраивания есть, и она достаточно отработана. Для этих целей страны, это хорошо видно в Азиатско-тихоокеанском регионе, применяют то, что называется особыми экономическими зонами, территориями опережающего развития, для того чтобы любыми способами затащить инвесторов, затащить звенья этой цепочки на свою территорию, наращивая на них компетенции, ища возможности контроля, расширять свое участие в международной торговле.

И очень хочется, чтобы вся эта история с ТОРами и зонами на Дальнем Востоке не потерялась, а стала действительно похожа на ту модель, которую используют многие страны. Пока Россия делает здесь только первые шаги, и ее участие в этой цепи международной торговли сегодня очень плохое. Хотя по показателю использования наших энергоресурсов и наших металлов в производствах по всему миру мы смотримся довольно внушительно, то по использованию импорта в собственном экспорте мы лучше только Саудовской Аравии. Даже по тем секторам, в которых мы традиционно держимся в лидерах продаж, а это военная техника, атомная промышленность, космические услуги, — практически все мы производим сами. Но как показывает практика, это не будет и дальше позволять нам производить конкурентоспособные товары. Потому что всегда есть те, кто производит какие-то компоненты лучше, есть места, где сборка осуществляется дешевле.