Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Закатать в рулонный бетон

Зачем на Дальнем Востоке новые технологии строительства дорог

Если поверхность нельзя забетонировать, ее можно… забинтовать. Осыпающиеся берега рек, склоны и насыпи, траншеи, водоводы, да хоть наши дороги с их вечным ямочным ремонтом – все это можно быстро «вылечить» с помощью бетонного бинта. Новую технологию в России презентовали в разгар экономических санкций: компания двух британцев, предложивших уникальный способ, который работает уже в пятидесяти странах мира, открыла в Истринском районе Подмосковья демонстрационный парк, где можно увидеть, как это делается. А началось все с Дальнего Востока.

Закатать в рулонный бетон
Фото: Concrete Canvas Ltd.
ПРОСТО ДОБАВЬ ВОДЫ
Ткань сантиметровой толщины с непромокаемой подкладкой, пропитанная специальным сухим раствором – это и есть бетонное полотно. Двое крепких мужчин в состоянии развернуть рулон с такой тканью на любой поверхности, отрезая нужную длину и укладывая куски бетонной ленты внахлёст. Потом куски полотна необходимо скрепить болтами и щедро, но аккуратно полить водой. По мере высыхания материал твердеет, становится водонепроницаемым и огнеупорным. Вот, собственно, и все ноу-хау.

Смотать бетон в рулоны придумали два британских студента, Питер Брейвен и Вильям Кроуфорд. В 2000-х годах парни учались в Королевском колледже искусств по специальности «Технологии индустриального дизайна» и однажды задались целью сделать бетон более управляемым. И – сделали, сотворив трёхмерную матрицу волокна, наполненную специальной сухой бетонной смесью. После того, как полотно, намокнув, высыхает, раствор застывает, а волокна укрепляют бетон, предотвращая появление трещин. ПВХ-прокладка на нижней поверхности полотна защищает готовое покрытие от влаги.

Предприимчивые британцы говорят, что, несмотря на то, что их продукт предназначен для решения серьезных строительных задач, друзья дизайнеры и архитекторы обращаются к бетонному полотну для воплощения своих творческих идей. Они используют его даже для создания мебели!

Основные мощности компании размещены в Соединенном Королевстве, несколько заводов работает в США, есть планы развивать сеть заводов в других странах. В их числе оказалась и Россия.


КОГДА ДРУГИХ РЕШЕНИЙ НЕТ
Технология Concrete Canvas представляет собой «сэндвич» из текстильных полотен с прослойкой из высококачественной цементной смеси. Полотна соединены волокнами. С внешней стороны одно из полотен покрыто слоем ПВХ. В «сухом» виде бетонное полотно демонстрирует свойства обычного рулонного материала. После смачивания оно превращается в высокопрочное покрытие из армированного бетона. Бетонное полотно было разработано в середине 2000-х годов в Великобритании. В настоящий момент оно поставляется в более чем 40 стран мира. В России полотно впервые было применено в 2014-2015 годах в Якутии и на Сахалине.

В обоих случаях укладка бетонного полотна носила экспериментальный характер. Эта технология была еще незнакома российским заказчикам. Но на тот момент она являлась наиболее оптимальным решением поставленных задач. Являлась, разумеется, теоретически. Какие-либо практические выводы можно было сделать только после укладки.

Поставленные задачи – это укрепление дренажных канав. В Якутии это дренажные канавы вокруг аэропорта Мирный, который обслуживает алмазную столицу России, на Сахалине – на территории берегового комплекса подготовки Чайво. Ничего, казалось бы, сложного – существует несколько способов футеровки. Но, как выяснилось позже, на обоих объектах их применение или невозможно или сопряжено со значительными трудностями.

И там и там очень слабые грунты, и суровый климат. В Мирном канавы пытались бетонировать, но очень быстро бетон пошел трещинами. Укрепление канав другими способами потребовало бы доставки строительных материалов, что из-за значительной удаленности объектов сильно сказалось бы на рентабельности проектов. Кроме того, было жесткое ограничение по срокам – и в Якутии и на Сахалине подобные работы опять же из-за климата можно проводить лишь три месяца в году.


НЕМНОГО ТЕОРИИ
В теории технология Concrete Canvas позволяла легко преодолеть все эти затруднения. Бетонное полотно хорошо держит любой грунт. Оно армировано текстильными волокнами и поэтому имеет высокую стойкость к трещинам. Соединенные вместе отдельные отрезки полотна образуют монолитное покрытие с нулевой подвижностью. Полотно выдерживает любые температурные перепады и более 200 циклов замораживания/оттаивания. Оно хорошо выдерживает механические нагрузки, не разрушается под влиянием ультрафиолета. А ПВХ-подкладка обеспечивает полную влагонепроницаемость – качество, имеющее решающее значение при футеровки канав. Расчетный срок службы бетонного полотна в климате Великобритании составляет 50 лет.

Что касается транспортировки, то бетонное полотно является очень «компактным». Подсчитано, что 125 кв. метров полотна СС8 (то есть толщиною 8 мм) заменят собой два грузовика с подготовленным бетонным раствором по 17 тонн каждый. То есть, при использовании другого решения строительных материалов понадобилось бы в разы больше.

Еще одно важное преимущество технологии Concrete Canvas, которое полностью снимает проблему сжатых сроков, – это предельно быстрый монтаж. Бетонное полотно является готовым решением. Это значит, что никакие дополнительные материалы не потребуются. По большому счету, не потребуется даже подготовка поверхности. Гибкость «сухого» полотна позволяет легко обойти любые неровности. Его укладка не требует использования строительной техники. Весь монтаж осуществляется ручным инструментом. Квалификация рабочих принципиального значения не имеет.


А ТЕПЕРЬ ПРАКТИКА
Работы по укреплению бетонным полотном канав вокруг аэропорта Мирный заняли три дня. За это время было уложено около 1600 кв. метров бетонного полотна CC13 (толщина 13 мм). Работы на территории БКП Чайво заняли три недели, но там было уложено около 15 000 кв. метров полотна. И сделано это было бригадой из шести человек.

Процесс укладки ничем не отличался от укладки на других аналогичных объектах. От рулона полотна отрезали куски нужной длины, края стальными кольями закрепляли в анкерных траншеях, проходящих по верхним кромкам канавы. Слои бетонного полотна укладывали друг на друга внахлест по направлению потока воды и соединяли винтами. Стыки промазывали герметиком. Готовое покрытие смачивали. Поскольку работы в Мирном шли уже в октябре, на ночь смоченные участки накрывали полиэтиленовой пленкой, чтобы не допустить замерзания.


ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ОБНАРУЖЕНО
Кстати, на Чайво теорию сначала решили проверить на практике. Годом раньше с помощью бетонного полотна уже укрепили небольшой участок, чтобы посмотреть, как полотно поведет себя в зимних условиях. В Мирном регулярный мониторинг за готовым покрытием проводит институт «Якутнипроалмаз». До сих пор никаких отрицательных изменений обнаружено не было.

Можно сказать, что эти объекты открыли дорогу бетонному полотну в России. Действительно, по данным компании United Concrete Canvas Russia, объемы поставок бетонного полотна в Россию постоянно растут. В числе отечественных компаний, которые уже используют бетонное полотно – РЖД, Северсталь, СУЭК, Лукойл-Коми.

– У России есть особенность: международные стандарты, должны соответствовать нашим требованиям, – говорит Игорь Богородов, директор российского партнера британской компании. – Мы ведь живём в особенной среде. Например, в Европе испытание полотна на количество циклов промерзаний и размерзаний должно составлять 200 циклов. А по требованиям российского законодательства, их должно быть не менее трехсот.

– В России колебания температур могут быть от -50 до +50 градусов, – говорит Питер Брейвен, второй изобретатель бетонного полотна. – Это совершенно экстремальные условия, но применение нашей технологии в Якутии и испытания, которые мы проводили, подтверждают - наше полотно действительно износостойкое, его качество соответствует всем стандартам.

В России строят много и с размахом. Космодром «Восточный», аэродромы, объекты предстоящего в 2018 году чемпионата мира по футболу, нефтяные и химические предприятия – каждый из этих проектов может быть оптимизирован с помощью бетонной ленты. Любые работы с бетоном задействуют сопутствующие материалы, большие человеческие и технические ресурсы. То ли дело просто размотать рулон, полить его водой и оставить сохнуть. Даже «крекс-пекс-фекс» говорить не надо.

– На территории России мы занимаемся внедрением бетонного полотна уже полтора года, – говорит Игорь Богородов. – На последней выставке «Автодора» наше полотно было названо той инновацией, которая меняет в целом принципы строительства автодорог. Но ведь эту технологию можно использовать где угодно! Она более долговечна по сравнению с обычным бетоном, абсолютно безопасна для окружающей среды. И с логистической точки зрения полотно имеет множество преимуществ. Например, рулон среднего размера заменяет два 17-титонных бетоновоза! Одного рулона полотна достаточно, чтобы покрыть бетоном 200 квадратных метров. На один грузовик-платформу можно поместить 17 рулонов, что сравнимо с 34 бетоновозами. Представляете, какое транспортное преимущество!

Для его монтажа бетонного полотна требуется на 90% меньше материалов, чем для традиционной бетонной заливки, а укладка занимает в 10 раз меньше времени. А если речь идет о защите почвы от эрозии или склонов от осыпания там, где использование тяжелой техники невозможно, то бетонное полотно становится оптимальным решением.

На вопросы о стоимости бетонных бинтов в компании среагировали уклончиво, подчеркнув, что это дешевле, чем монолитный железобетон, равноценно по себестоимости сборному железобетону и дешевле по трудозатратам.

Может и правда одной российской бедой станет меньше, и в арсенале останутся только дураки. Иначе чем объяснить, что этот бинт придумали не мы?