Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Заходили корабли

На Дальнем Востоке обсуждают возможности развития круизного туризма

Рано утром 7 августа в порт Владивосток зашел океанский суперлайнер MSC Splendida, способный вместить более 4 тысяч человек. Пока он остается самым большим круизным кораблем, посетившим приморскую столицу. Но уже в 2019 году, после завершения реконструкции причальных стенок, Владивосток сможет принимать круизные суда вместимостью более пяти тысяч человек.

Заходили корабли
Фото: shutterstock.com
ИЩУТ СВЯЗИ 

«На линиях круизного туризма стран АТР курсирует примерно 3 миллиона туристов, и мы делаем все, чтобы привлечь часть этого потока, - говорит директор департамента по туризму Приморья Константин Шестаков. - Мы изложили реальные предложения по судозаходам, условиям бункеровки, портовым сборам, описали плюсы региона, предложения по экскурсионной программе, и отправили информацию в крупнейшие круизные компании мира. С некоторыми уже провели прямые переговоры, познакомили с нашими возможностями компании Princess Cruises, MSC, Royal Caribbean, Costa, SkyCruise и другие».

Вице-президент по развитию глобального бизнеса Royal Caribbean Хорхе Дельгадо во время визита во Владивосток заявил, что его компания рассматривает заходы сюда на ближайшие 20 лет: «Азиатский рынок развивается быстро. Суда, которые будут заходить во Владивосток, проследуют из Шанхая через порты Японии. Владивосток – очень привлекателен для туристов как единственный из европейских городов по этому маршруту».

Как говорит генеральный директор Владивостокского морского терминала Валерий Нагорный, сейчас в стадии согласования находится меморандум о создании профессиональной сети круизных портов Японского моря.  

- Чтобы системно заниматься привлечением круизных операторов, нужно объединять усилия и формировать проекты маршрутов, что сложно делать без обмена информацией об инфраструктуре,  туробъектах, политике ценообразования… Мировая практика знает успешные примеры работы таких ассоциаций, например, в Европе. Это говорит о переходе круизного рынка на более качественный уровень, - считает он.

В прошлом году в Приморье побывали 15 круизных судов с 13 тысячами пассажиров. В этом лайнеров будет меньше, но за счет их большей вместимости количество гостей вырастет. По словам Нагорного, технические возможности Владивостокского терминала позволяют принимать круизные суда ежедневно. Но реально в ближайшие 2-3 года стоит цель увеличить количество судов до 30, затем до 50 в год.

ДЕНЬГИ В ИНФРАСТРУКТУРУ

Ставку на развитие круизного туризма делают и на Камчатке. Раньше крупные лайнеры вставали на рейд в Авачинской бухте, а туристов доставляли на берег тендерами. Введенный год назад в эксплуатацию морвокзал снял вопрос. Руководитель краевого Агентства по туризму и внешним связам Елена Стратонова добавляет, что рядом с вокзалом реконструированы и включены в пункт пропуска через госграницу три причальных сооружения, и теперь Камчатка может принимать круизные суда длиной до 250 метров. В этом году запланирован заход 10 лайнеров, в будущем – 14. Власти ведут переговоры с рядом туроператоров круизов и работают над созданием туристической инфраструктуры. Объем инвестиций в это направление в 2017-м составил 2,5 млрд. рублей – в 1,5 раз больше, чем в 2016-м.

Сахалинская область, еще один морской региона Дальнего Востока, пока только заявила о намерении построить морвокзал и провести дноуглубительные работы в порту Корсаков общей стоимостью в 1,9 млрд. рублей. В 2016 году там стартовали гидрологические изыскания, но строительство пока не началось. В 2017 году в Корсаков зашло восемь иностранных крупных круизных лайнеров, которые привезли более 19 тысяч туристов (на 15 процентов больше, чем в 2016-м году). 70% из них японцы, неравнодушные к истории Сахалина.

КОМУ ВЫГОДНО

- Для камчатской туриндустрии, гости, прибывающие на круизных лайнерах, по сути, организованный турпоток. И увеличение количества иностранных путешественников даст загрузку нашим региональным операторам. По их оценкам, около 80% круизных пассажиров тратят на берегу от 4 до 20 тысяч рублей за день. Камчатка предлагает уникальный по своему составу  турпродукт – от городских экскурсий до полетов к вулканам и купания в горячих источниках, -говорит Елена Стратонова.

Во Владивостоке среднестатистический путешественник оставляет в районе 6-7 тысяч рублей – на экскурсии, еду, сувениры.

- Большой популярностью пользуется обзорные экскурсии, прогулки по старому городу, храмам и церквям разных конфессий. Для 400 гостей с лайнера MSC Splendida мы устраивали тур по участку Транссиба. Заказывали два электропоезда, после поездки отправились в автомобильный музей на Садгороде, -  рассказала Елена Мамонова, директор турдепартамента компании «А/С», оператора по приему круизных лайнеров.

- Давайте забудем миф, что круизный бизнес не приносит денег региону, - призывает Константин Шестаков. – Приносит. Например, MSC Splendida, по подсчетам экспертов, оставил в крае примерно 20 миллионов рублей, при этом государство заработало на судозаходе около 1,5 миллионов рублей в виде сборов. Но могло быть и больше. Что нам может помочь? Основной вектор наших усилий важно направить на продвижение портов Дальнего Востока России, как благоприятных круизных дестинаций на мировом круизном рынке. Приморье, Камчатка и Сахалин ведут эту работу. Мы проводим фам-туры в регионах и ведем прямые переговоры с глобальными круизными компаниями и подобные мероприятия федерального уровня значительно усилили бы наши позиции.

Между тем, на смену завершающейся федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма» Ростуризм готовит новую, рассчитанную на 2019-2025 годы. В ней, в том числе, в качестве приоритетного направления будет определен круизный туризм в регионах Дальнего Востока.

ЗАМКНУТЬ КОЛЬЦО

Исключительные возможности для развития туризма в макрорегионе уже стали основой для межрегионального туристического проекта – «Восточное кольцо России». Камчатка и Приморье предлагают использовать эту федеральную инициативу, как базу для создания новых круизных программ, ориентированных в первую очередь, на ближайших соседей из АТР. Маршруты восстановленной дальневосточной круизной линии летом могут связать Сахалин, побережье Хабаровского края, Курильские острова, Камчатку и Хоккайдо, зимой – порты Азии, вплоть до Сингапура. Администрация Приморского края совместно с правительством Сахалинской области ведет работу по подбору и приобретению круизного судна.

Выстраивая логистику, Валерий Нагорный предлагает рассматривать все в комплексе.
- Большой плюс – работа, которую ведет международный аэропорт Владивосток по увеличению количества линий. Важно начавшееся развитие аэропортов на Сахалине и Камчатке. Нужны разные схемы. Например, туристы могут прилететь во Владивосток, сеть на судно, добраться до Камчатки и улететь оттуда. Но для этого нужно проанализировать маршрутную сеть и ее динамику развития в регионах. Нам надо сделать то, что происходит на противоположном берегу Тихого океана, где магнитом является Аляска, на которую работают два крупных круизных порта – Ванкувер и Сиэтл. В списке наших мероприятий, естественно, будут вопросы берегового обслуживания, развития инфраструктуры круизных портов. К примеру, точку, где будут останавливаться круизные суда, чтобы «разбить» длительный» переход от Сахалина до Камчатки нужно создавать на Курилах. Наша задача создать продукт, и когда круизные компании увидят в этом рынок, придут обязательно, - уверен он.