EastRussia послушало претензии бизнеса к законодательству о рыболовстве
31 мая на «круглом столе» в Хабаровске в очередной раз обсудили особенности правоприменения в сфере регулирования рыболовства на Дальнем Востоке, и как отметил проводивший мероприятие заместитель генпрокурора по ДФО Юрий Гулягин, конкретные примеры того, что власти пошли навстречу рыбакам и совершенствуют законодательство, есть. Однако у бизнеса, как выясняется, по-прежнему немало нареканий к качеству нормативно-правовой базы. Что беспокоит дальневосточных рыбопромышленников, выясняло EastRussia.
Чаще договариваться — меньше нарушать
В среду в Хабаровске на «круглом столе», посвященном совершенствованию правоприменительной практики в сфере рыболовства, заместитель генпрокурора РФ Юрий Гулягин заявил, что органы власти стали активнее взаимодействовать с предпринимателями-рыбаками. В частности, он упомянул семинары по правоприменительной практике при неоднократном пересечении госграницы, которые проводит с судовладельцами и экипажами судов погрануправление ФСБ на Камчатке, назвав их «примером очень показательным».
«Проблемные вопросы могут и должны разрешаться в ходе обсуждения, поиска взаимоприемлемых подходов в рамках действующего законодательства. Уверен, что и в других регионах округа следует выстраивать подобный уровень взаимоотношений предпринимателей и представителей контрольно-надзорных органов»,— сказал господин Гулягин. Он также упомянул о том, что 5 мая генпрокурор России дал указание прокурорам усилить надзор в сфере охраны и добычи водных биоресурсов. «Одним из разделов предусмотрены мероприятия по систематической оценке законности действий органов контроля в отношении предпринимателей, осуществляющих эту деятельность»,— сообщил заместитель генпрокурора.
Среди мер по совершенствованию применения норм законодательства о рыболовстве Юрий Гулягин назвал, во-первых, принятый Госдумой в первом чтении 20 апреля 2017 года законопроект об упрощении порядка пересечения госграницы рыбопромысловыми судами. Действующая редакция закона о госгранице не позволяет судам проходить из одного района промысла в другой с пересечением границы без прохождения таможенного контроля. И входя в территориальное море, то есть пересекая границу, судно обязано пройти все контрольные процедуры — а значит, вернуться в порт. Однако это неудобно для рыбаков. Поэтому для перемещения, к примеру, из Охотского моря в промысловые районы Курил, восточной Камчатки, Берингова моря рыбакам приходится идти, не пересекая госграницу, по длинному пути — огибая острова. Такой путь не через Четвертый Курильский пролив, а через Первый, составляет 230 миль — вместо 29. Законопроектом предлагается ввести уведомительный характер прохода границы.
Более того, сообщил заместитель генпрокурора, уже подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ, направленные на совершенствование рыболовства и обеспечение безопасности в данной сфере», предусматривающий возможность осуществления рыболовства судами, выходящими на промысел из российских морских портов и возвращающимися в российский морской порт без захода в иностранные порты, в режиме «открытой» границы. «Идет его обсуждение с отраслевым сообществом»,— уточнил Юрий Гулягин.
Во-вторых, рассказал он, для обеспечения лососевой путины на Дальнем Востоке Росрыболовством подготовлены поручения своим дальневосточным территориальным управлениям обеспечить выдачу разрешений на добычу анадромных видов рыб в срок не более трех дней после поступления заявления. Сейчас, следует из материалов к совещанию, это происходит не всегда столь быстро. В целом по России в срок до 5 рабочих дней оформляется 65% заявлений, в срок 6-10 рабочих дней — около 20%, 11-15 рабочих дней — около 15%.
В-третьих, Минприроды разработало проект изменений в Лесной кодекс, который разрешит рыбаками устанавливать на берегу в лесной зоне объекты рыболовства и рыбоводной инфраструктуры, и прежде всего — временные станы. Сейчас это запрещено. Кроме того, Росрыболовство прислушалось к мнению рыбопромышленников Сахалина, которые предложили предоставлять уже действующим рыборазводным заводам права пользования рыбоводным участком в границах водного объекта, в котором предприятиями осуществлялся выпуск молоди тихоокеанских лососей, без проведения процедуры торгов. «Проект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке»,— отметил заместитель генпрокурора.
Лавируя между законами
«Рыбаки с благодарностью и признанием относятся к тем мерам, которые принимались Генпрокуратурой и вами,— сказал, обращаясь к Юрию Гулягину, глава торгово-промышленной палаты Камчатского края, зампред правления «Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» Евгений Кабанов. — Мы увидели решение проблем, которые ставились и 31 мая (на предыдущем аналогичном мероприятии.— EastRussia), и совершенно свежих. Многие проблемы были уже несколько лет, и в отношении них федеральные органы власти уже приучили рыбаков, что так будет всегда, и те начали изобретать свои меры обхождения законов»,— отметил господин Кабанов.
В качестве примера он привел требования положения статьи 12.4 закона об исключительной экономической зоне РФ, в котором было закреплено, что «погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны». «Что для рыбака самое главное? Непроизводительные потери промыслового время, когда каждый час простоя пересчитывается в тонны не выпущенной продукции. Эту безнадежность в свое время нам подарила статья 12.4 закона об экономической зоне, согласно которой во время перегрузов рыбопродукции присутствие инспекторов обязательно. Когда в Охотском море работало по 170-200 судов, и каждый, кто стремился идти на перегруз, бедного инспектора по Охотскому морю выискивал, терялось время и тысячи тонн рыбы. Эта обстановка восстановила рыбацкий коллектив против этого положения закона»,— напомнил Евгений Кабанов.
Однако благодаря тому, что проблема была рассмотрена на «круглом столе» под председательством Юрия Гулягина год назад, «в этом году ни одно из 170 судов, работающих в Охотском море, ни одного часа не потеряло по вине пограничников», сообщил зампред правления «Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки». «Это последствия ваших действий, рассматриваемых вопросов, и сегодня мы пограничникам говорим за это спасибо. Сегодня говорить о том, что надо „кончать“ статью 12.4 закона об исключительной экономической зоне, — это снимается. Это для рыбаков самое главное»,— отметил он.
В то же время, признал господин Кабанов, у рыбаков остаются вопросы к некоторым нормам законодательства. Например, в 90-е годы было актуально требование о прохождении контрольных точек при осуществлении лова в исключительной зоне. «Но сегодня технические решения таковы, что эту избыточную норму надо снимать»,— призвал Евгений Кабанов.
Но особые претензии у рыбаков Камчатки, как выяснилось, к другому нормативно-правовому акту — изданному в январе 2015 года приказу Минтранса №4 об обязательной лоцманской проводке при оформлении судов на вход и выход в порту Петропавловска-Камчатского. Эта тема поднималась представителями рыбопромышленного сообщества еще в прошлом мае, напомнил Евгений Кабанов.
А лоцман — кто?
«До этого приказа лоцманское сопровождение на подходах в Авачинской губе и в губе было необязательным. И суда малой вместимости, до 20 тысяч тонн, проходили проливом, соединяющим Авачинский залив и губу, беспрепятственно, без лоцманской проводки — к месту стоянки. Приказом была введена обязательная лоцманская проводка. Издавая его, Минтранс обошел стороной многие положения законодательства, в частности, 261-го закона о морских портах»,— объяснил рыбопромышленник.
Обязательное прохождение по фарватеру при подходах к Авачинской губе может поставить под риск судно, которое имеет осадку 13 м — предельно допустимую для обслуживания в порту Петропавловска-Камчатского, заявил Евгений Кабанов. На точке приема лоцмана в начале фарватера отметка глубины — 12,8 м. Но затем судно с осадкой 12,8 м, следуя за лоцманом по фарватеру, попадает на отмели траверза острова Завойко, где на картах отметки глубин — и 11,4 м, и 12 м, пояснил он. Однако сойти с фарватера с лоцманом судно права уже не имеет, подчеркнул он.
Кроме того, при силе ветра более 14 м/с лоцманское сопровождение запрещено. А это рабочая погода для рыболовных судов в Авачинском заливе, где, согласно лоции Берингова моря, погода с силой ветра 12,5-15,2 м/с стоит по 60 суток в году, и в Авачинской губе, где такая погода бывает и по 90 суток в году. «Что в этом случае у нас делает лоцман? Он говорит: слушай, капитан, иди сам. Вот тебе документ, мне потом подпишешь, что я тебе оказал услугу. Но я капитан. Извините. Зачем мне лоцман, если я за все последствия несу ответственность я?» — сказал господин Кабанов.
По мнению рыбопромышленника, цель принятого Минтрансом нормативно-правового акта — увеличить выручку порта. «По тем тарифам и ставкам, которые установил порт, для предприятия с 17 однотипными судами годовые затраты на лоцманское сопровождение — около 10 млн рублей. По данным администрации нашего порта, под действие этого приказа попало 82 промысловых судна. Значит, годовая «мзда» составляет 47 млн руб. Это деньги, которые могли пойти на техническое содержание судов, на охрану человеческих жизней»,— возмутился Евгений Кабанов.
«Поэтому предложение конкретное. Поскольку это не соответствует федеральному законодательству, этот приказ нужно немедленно отозвать, пока мы не напоролись на беду и на те банки, которые я озвучил. Минтранс накануне разработки проекта не принимал никаких наших требований, разработали в тиши кабинета, написали и выпустили — без учета особых условий конкретного порта. Поэтому отозвать досрочно и отправить на доработку»,— предложил Евгений Кабанов.
«Главное, что есть эффект от нашей деятельности, который улучшает состояние дел в России и на Дальнем Востоке. Дел у нас с вами более чем достаточно, и работать еще над многим надо — внутри происходящих процессов. Если вы, бизнес, будете нам своевременно подсказывать, мы будем безусловно добиваться успеха, и то недоверие, которое есть, будет преодолеваться»,— сказал по итогам совещания Юрий Гулягин.
Заместитель полпреда президента в ДФО Владимир Солодов отметил, что в рыболовной отрасли «с учетом необходимости достаточно динамичной разработки поправок в нормативно-правовую базу, в силу возникающих нестыковок, в силу сложности правоприменения, есть необходимость еще более плотной работы между различными ведомствами: федеральными органами власти, контрольными и правоохранительными органами, региональными структурами». Он напомнил, что площадки для межведомственного взаимодействия в отрасли уже существуют: это и межведомственные группы, возглавляемые Юрием Гулягиным и главой Контрольного управления Константином Чуйченко, и профильная правительственная комиссия под руководством вице-премьера — полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева. «Но, на мой взгляд, на нашем ежедневном уровне работы необходимо еще более плотное взаимодействие»,— сказал он.
Дмитрий Щербаков