Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Запад пытается понять политику России в АТР

О роли России в АТР, о явных и скрытых мотивах её поведения с юго-восточными «соседями» пишет The Diplomat

6 января 2016 года СМИ Северной Кореи объявили об успешных испытаниях водородной бомбы в КНДР, что вполне ожидаемо вызвало бурю протестов и порицания во всем мире, однако, крайне резкая критика со стороны России в адрес столь вызывающего акта КНДР вызвала особый интерес.

Запад пытается понять политику России в АТР
Постоянный представитель России в ООН, Владимир Воронков, назвал ядерные испытания в Северной Корее явным нарушением международного права и непосредственной угрозой национальной безопасности. Глава комитета Госдумы по обороне, адмирал Владимир Комоедов поддержал мнение Воронкова, назвав ядерные испытания в Северной Корее «пугающими» и призвал международное сообщество к усилиям по сдерживанию растущего ядерного потенциала КНДР, пишет The Diplomat.

В этом же ключе российские дипломаты высказывались в общении со своими коллегами из США, Японии и Южной Кореи. Россия не исключает возможности поддержки более жестких международных санкций в отношении режима Ким Чен Ына.

Жесткая реакция России на несущие угрозу действия Северной Кореи по крайне мере на какое-то время приостановило траекторию развития более тесного партнерства России и КНДР, когда-то зацементированного совместными военными учениями, одним из первых в политической карьере Владимира Путина визитом в КНДР, а также объявлением года дружбы России и КНДР. Реакцию России на информацию об испытаниях водородной бомбы в КНДР, повлекшую за собой изменение в отношении России, можно объяснить двумя факторами. Во-первых, Россия пытается укрепить взаимоотношения с Японией, чтобы избавиться от растущей экономической зависимости от Китая. Во-вторых, Россия полагает, что роль посредника в урегулировании проблем на территории Корейского полуострова поможет упрочить её международный статус.

Переориентация на Японию

Несмотря на то, что западные аналитики часто представляют связи между Россией и Северной Кореей как признак возобновления альянса советской эпохи, нынешнее партнерство до настоящего времени было значительно более ограниченным и оперативным по свое природе, чем партнерство времен холодной войны. Решение Владимира Путина об укреплении дипломатических отношений с Северной Кореей было прямым ответом на западные санкции. В качестве противодействия международной изоляции, Россия повернулась к Азиатско-Тихоокеанскому региону и буквально под копирку начала штамповать союзы с антизападными авторитарными режимами в развивающихся странах по всему миру.

Как отмечает The Diplomat, несмотря на то, что Северная Корея официально провозгласила установление партнерства с Россией своим дипломатическим триумфом, у данного союза нет прочного экономического фундамента. Андрей Ланков, один из ведущих мировых экспертов по Северной Корее, уверен в том, что заверение России в увеличении объемов торговли до $1 миллиарда к 2020 году являются лишь символичным жестом, так как Северной Корее просто нечего предложить России в экономическом плане. В свою очередь, очевидно, что Россия просто не сможет соперничать с инвестиционными возможностями Китая в развитие экономики КНДР.

Так как Северная Корея представляет для России нечто большее, чем опорный плацдарм в Азиатско-Тихоокеанском регионе с невозвратными инвестициями, недавнее вызывающее поведение КНДР заставило Путина обратить внимание на всех остальных существующих и потенциальных партнеров. Россия старательно избегает возможности попасть в экономическую зависимость от Китая, а также испытывает явный страх перед возможностью установления экономической гегемонии Китая на Российском Дальнем Востоке, поэтому Путин пытается использовать общий страх перед агрессией Северной Кореи для того, чтобы смягчить напряженность в отношениях с Японией. Российско-Японские отношения в последние годы были неоднозначными, так как, во-первых Япония не одобряла военную активность России в Украине, во-вторых ввела режим санкций против России, плюс ведет многолетние споры по поводу территориальной принадлежности Курильских островов. В результате, в 2015 году объем торговли России и Японии упал на 30 процентов, что является негативным симптомом для российских политиков, ищущих новых рынков сбыта своей нефти и газа.



Несмотря на давние разногласия, стратегия Путина по противодействию наращиванию военного потенциала Северной Кореи, похоже, находит отклик у руководства Японии. Вице-президент правящей Либерально-демократической партии Японии Масахико Комура посетил Москву с официальным визитом после объявления КНДР о ядерных испытаниях в стране. По результатам переговоров с официальными представителями России, Комура призвал к развитию сотрудничества в вопросе выработки стратегии для ужесточения положений резолюции Совета Безопасности ООН, чтобы вынудить Северную Корею отказаться от дальнейших ядерных испытаний. Секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга также отметил, что Синдзо Абэ может посетить Россию с официальным визитом в ближайшее время. Это служит явным позитивным показателем изменения в отношениях двух стран, несмотря на то, что после провокационного визита Дмитрия Медведева на Курильские острова в августе 2015 года в дипломатических отношения двух стран наступило охлаждение.

Подтверждая наметившиеся позитивные изменения в отношениях, в своем заявлении от 12 января, Министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что, Россия и Япония желают мира на Корейском полуострове. Это послужит «развитию плодотворного сотрудничества в области торговли, а также развитию экономических и финансовых взаимоотношений». Однако, несмотря на миротворческие высказывания, Япония не собирается в ближайшем будущем отступать от западных договоренностей и снимать или ослаблять антироссийские санкции. Тем не менее, потепление отношений в результате совместных действий по обеспечению безопасности в Северо-Восточной Азии может сдвинуть с мертвой точки переговоры по историческому документу, подписанному в конце Второй Мировой войны, и решить вопрос с Курильскими островами.

11 января Комура выразил поддержку идеи мирных переговоров. Успешное дипломатическое разрешение многолетнего конфликта станет серьезной победой для Путина, что может стать поворотным пунктом в укреплении дипломатических позиций страны в азиатском регионе, а также будет способствовать увеличению объема инвестиций Японии в развитие сибирского региона России, богатого энергетическими ресурсами и природными ископаемыми.

Россия как потенциальный посредник

По опыту прошлых кризисов, Китай должен был взять на себя роль посредника для снижения обострения ситуации на Корейском полуострове. Президент Южной Кореи, Пак Кын Хе, отметила значительные улучшения в отношениях южнокорейской республики и Китая. Её призыв в адрес Китая ввести штрафные санкции против КНДР можно расценивать как лакмусовый тест для проверки успешности её дипломатических усилий. Однако, желание Китая оградить себя от возможного кризиса с беженцами на собственных границах, который вероятен в случае нарушения стабильности положения КНДР, а также необходимость ограничить региональное влияние США и Японии в регионе, являются сдерживающими факторами для Китая, не позволяя в полной мере ввести какие-либо жесткие меры против КНДР, считает The Diplomat.

Даже если Китай зароет глаза на все ранее указанные стратегические опасения и попытается ввести санкции или угрожать КНДР какими-либо мерами, вряд ли эти меры будут служить долгосрочным сдерживающим фактором. Ким Чен Ын прилагает усилия, чтобы убедить жителей КНДР в независимости КНДР от Китая, несмотря на экономическую зависимость страны от Пекина. Деятельность же Китая по отношению к КНДР после объявления последней о проведении ядерных испытаний, может поставить сотрудничество двух стран под угрозу, считает Ким Чен Ын.

В данном контексте, Россия, второй по значимости стратегический партнер КНДР, получила возможность сыграть роль посредника в разрешении конфликта. В то время, когда улучшение взаимоотношений Китая с Южной Кореей привели к охлаждению взаимоотношений первого с КНДР, Россия проявляет большее мастерство в сохранении баланса в отношениях, как с Северной, так и с Южной Кореей. Несмотря на то, что Россия усилила военное сотрудничество с Северной Кореей после аннексии Крыма, Южная Корея отказалась присоединяться к режиму западных санкций против России. Высокопарные высказывания Южной Кореи по поводу неприкосновенности территории Украины напоминают риторические высказывания Китая по поводу Российской агрессии в Восточной Украине. Южная Корея оставила без изменений безвизовый режим, установленный в ноябре 2013 года и продолжает развивать сотрудничество с Россией в области тяжёлой промышленности и аэронавигационной отрасли.



Российское агентство ТАСС, после сообщения о переговорах Лаврова с Министром иностранных дел Южной Кореи Юн Бен Се, заявило, что южнокорейские эксперты выразили уверенность в том, что Россия станет инициатором установления санкций против Северной Кореи. Однако роль России в качестве потенциального посредника в регионе Корейского полуострова не ограничиваются введением каких-либо жестких мер принудительного воздействия, а скорее в возможности России стать неким экономическим мостом между Северной и Южной Кореей. После аннулирования 90 процентов долга Северной Кореи в 2012 году, Россия объявила о необходимости увеличения инвестиций в развитие инфраструктурных проектов, таких, как строительство газопровода от Сахалина до Южной Кореи. В свою очередь, южнокорейское бизнес-сообщество отреагировало на данное предложение подтверждением готовности участия в проекте строительства железной дороги между приморским Хасаном и северокорейским Раджином.

Так как интерес России в поддержании взаимоотношений с Северной Кореей имеет более основательный фундамент, чем Китай, это может заставить северокорейскую элиту задуматься более серьезно по поводу угрозы России отменить все совместные проекты, чем по поводу угроз Китая прекратить финансовую и экономическую помощь. Потеря России в качестве дипломатического союзника поставит под угрозу взаимоотношения КНДР с Индией, а также другими авторитарными режимами Центральной и Западной Африки, которые также находятся в близких дипломатических отношениях с Москвой. Угроза полной международной изоляции Северной Кореи может вынудить Ким Чен Ына свернуть враждебные действия на Корейском полуострове.

Альянс Россия-Северная Корея существует еще со времен коммунистических идей и в те времена он получил максимальное развитие, но, тем не менее, нынешняя жесткая реакция России на действия КНДР не вызывает удивления. Охлаждение взаимоотношений России и Северной Кореи можно считать тактическим, временным решением, направленным на улучшение взаимоотношений с Японией и на завоевание международного статуса дипломатического арбитра. Как только Россия достигнет своих целей и получит статус незаменимого участника одного из самых трудноразрешимых азиатских конфликтов, Путин значительно усилит влияние России, сделав страну столь же влиятельной, как Китай или страны западного сообщества, пишет The Diplomat.