Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Lost world of volcanoes

A tourist cluster will appear in the South Kuriles

A trip to the southern Kuriles is a pass to another galaxy, so unusual and vivid are the impressions after visiting these small islands. Examining Kunashir and Shikotan, you come to the conclusion that many cult films, for example, "Jurassic Park" or "The Lord of the Rings" could be filmed here. Of course, if only the Kuril Islands were more visible on the world tourist map.

Lost world of volcanoes
Photo: shuterstock

In the meantime, the South Kurils are becoming an ever brighter region in the tourist atlas of Russia. The project for the development of the tourist infrastructure of two islands - Kunashir and Shikotan - reached the final of the All-Russian competition for the creation of tourist and recreational clusters and the development of ecotourism in Russia. The competition is held by the Agency for Strategic Initiatives.

“Two of our applications made it to the final of the competition, now we need to get into the top ten projects in the country,” the Governor of the Sakhalin Region told reporters

Valery Limarenko. One of the applications is the formation of the South Kuriles shopping and entertainment complex. The project fully covers the territory of the southern Kuril Islands - Kunashir, Iturup and Shikotan, as well as the water area between them. It cannot be otherwise - once you are here, you understand that any local village, be it the largest Yuzhno-Kurilsk on Kunashir or Malokurilskoye on Shikotan, is just a visit center of a grandiose natural park. It remains only to build several hotels and open a couple of cafes, because now even the available tourist flow is too crowded on the islands. And it should grow, because in a relatively small area there are dozens of natural attractions that can be reached on foot!

“The tourist demand for these islands is colossal. Last year they were visited by about 6 thousand tourists. In the future, we estimate the possibility of increasing the tourist potential up to 30 thousand people. But so far the infrastructure cannot cope even with the existing flow. In this regard, we have developed a number of measures and proposals that will allow, in the short and long term, to develop tourism on these islands, ”said Valery Dubrovsky, head of the Sakhalin Region Ministry of Tourism, sharing his plans.

Now in Shikotan and Kunashir, work is underway to select sites for the construction of facilities and identify areas of activity for potential investors. It is with their participation that the development of tourism and engineering infrastructure is planned on the islands.

What are the islands rich in? In terms of the range of tourist opportunities, the South Kuriles can be compared with the world centers of ecological tourism in the zones of volcanic activity. There are two regions of active volcanism in Russia - Kamchatka and the Kuril Islands, and on the same Kunashir it is easier to get to volcanoes, and most importantly, cheaper than in Kamchatka. In the South Kuriles, objects are located compactly, within the reach of passenger cars and walking routes, so tourists do not spend extra hours on the road, do not overpay for helicopter excursions and do not depend so much on the weather. The most important thing is to fly to the local Mendeleevo airport. Fog over the airfield is quite frequent here, so the South Kuriles may not accept or let tourists go!

There are four volcanoes on Kunashir. From Yuzhno-Kurilsk, the main settlement of the island, the travel time by car to the starting points of the hiking routes ranges from fifteen to forty-five minutes. And there - climbing to the peaks of active volcanoes, studying lava fields and "dead" forests, volcanic landscapes, geysers and swimming in wild thermal springs. A tourist gets these activities when visiting only one volcano, and there are many other attractions here.

A significant part of the cluster falls on the territory of the Kuril State Reserve. At the moment, the tourist infrastructure within its borders is not present everywhere. However, its creation is included in the plans for the development of the territory and will begin in the near future. There is a well-developed road network on which tourist routes to the sights of the islands will be based. Here are just a few of them.

Tyatya Volcano is one of the most beautiful volcanoes in the world, well recognizable due to its "volcano within a volcano" shape. Tyatya is the highest point of Kunashir and one of the symbols of the Sakhalin region. Not everyone can conquer the route on it - to climb Tyatya, you need to be physically prepared. During the ascent, you can assess the scale of volcanic manifestations on the slopes, as well as look into two craters. From the top of the volcano, a stunning panorama of the Kuril Islands opens. At the foot of Tyat, the possibility of creating a recreation area and arranging a base camp as a starting point for the ascent is being considered.

Tyatya is located in the north of Kunashir, and in the southern part of the island is the Golovnin volcano. Its caldera is a hollow at the site of an ancient volcano explosion. Inside there are two lakes, along the banks of which you can see and feel the active manifestations of volcanic activity: solfatars, mud pots, hot springs. A trip to the Golovnin volcano caldera is a route to a real lost world! Caldera is an amazing valley surrounded by "walls" of volcanic origin with its own microclimate, flora and fauna. From the edge of the caldera, views of the entire southern part of the island and the caldera itself with its lakes open up. From here you can also see the Japanese coast - the outlines of the island of Hokkaido are clearly visible on the horizon, a little more than 30 kilometers to it.

The largest freshwater reservoir of the Kuril Islands is Lake Peschanoe. Part of this route passes through the territory of the reserve and is notable for the fact that Soviet IS-3 tanks have been preserved here in good condition. Approximately in the middle of the route there is a cordon of the Danilovsky reserve, on the territory of which there is an infrastructure for tourists. You can also set up a tent here.

Cape Stolbchaty is a unique geological object, which is "assembled" from huge stone prisms of regular shape. The road to the cape lies along the Stolbovskaya trail - an old Japanese road. The route is picturesque, comfortable and unique: along the way you can meet many rare and Red Book plants. The cape is one of the symbols of the Sakhalin region and the visiting card of Kunashir, while being within walking distance and accessible to every tourist.

The most complex and mysterious volcano of Kunashir is Mendeleev volcano. On the slopes one can observe active fumaroles, sulfur deposits, thermal springs, including streams, waterfalls, natural baths, cascades. The route goes along the old Japanese road, through thickets of bamboo trees taller than human growth. Here tourists can see Japanese boilers for processing sulfur and the deposits of this mineral are bright yellow. Already from the middle of the way, the pungent smell of volcanic activity is clearly felt. The second part of the route goes along the bed of the Kisly stream, around which there are many thermal outlets.

Shikotan also has something to see. For example, Cape End of the World. The name itself attracts tourists to this piece of land, outstanding in the waters of the Pacific Ocean. At the foot of the steep cliffs, there are seal rookeries. No less remarkable are the neighboring objects: Cape Crab and Spanberg's lighthouse.

In general, the geographical location of the South Kuriles cluster determines the high potential for the development of coastal water tourism, sea excursions, fishing, mini-cruises along the coast and to neighboring islands. Operating sea terminals, picturesque coastline, compact location of attractions - all this makes cruise routes very attractive ...

The South Kurils are a promising area for the development of other water tourism. The water area of ​​Kunashir and Shikotan is quite suitable for short sea excursions, walks on sap and kayaks, as well as for transporting small groups of tourists. The project can be implemented in several stages with a parallel expansion of the route network and an increase in the number of access points to the coastline. To develop this direction, the regional authorities intend to purchase several vessels and update the berthing infrastructure in Yuzhno-Kurilsk, Malokurilskiy and Krabozavodskiy.

October 1: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Затерянный мир вулканов

На Южных Курилах появится туристический кластер

Путешествие на южные Курилы – это пропуск в другую галактику, настолько необычны и ярки впечатления после посещения этих небольших островов. Осматривая Кунашир и Шикотан, приходишь к мысли, что многие культовые фильмы, например, «Парк Юрского периода» или «Властелин колец» можно было бы снять здесь. Конечно, если бы Курильские острова были более заметными на мировой туристической карте.

Затерянный мир вулканов
Фото: shuterstock

Пока же Южные Курилы становятся все более ярким регионом в туристическом атласе России. Проект по развитию туристской инфраструктуры двух островов – Кунашира и Шикотана – прошел в финал Всероссийского конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России. Конкурс проводит Агентство стратегических инициатив. 

«Две наши заявки прошли в финал конкурса, теперь нам нужно попасть в десятку лучших проектов по стране», – рассказал журналистам губернатор Сахалинской области

Валерий Лимаренко. Одна из заявок – формирование ТРК «Южные Курилы». Проект полностью охватывает территорию южных Курильских островов – Кунашира, Итурупа и Шикотана, а также акваторию между ними. По-другому и быть не может – оказавшись здесь, понимаешь, что любой местный поселок, будь то самый крупный Южно-Курильск на Кунашире или Малокурильское на Шикотане – это всего лишь визит-центр грандиозного природного парка. Осталось только построить несколько гостиниц и открыть пару кафе, потому что сейчас на островах тесновато даже имеющемуся турпотоку. А он должен нарастать, ведь на относительно небольшой площади расположены десятки природных достопримечательностей, до которых можно добраться пешком!

«Туристический спрос на эти острова колоссальный. В прошлом году их посетило около 6 тысяч туристов. В перспективе мы оцениваем возможность роста туристического потенциала до 30 тысяч  человек. Но пока инфраструктура не справляется даже с имеющимся потоком. В связи с этим мы разработали ряд мер и предложений, которые позволят в краткосрочной и долгосрочной перспективах развивать туризм на этих островах», – поделился планами руководитель министерства по туризму Сахалинской области Валерий Дубровский.

Сейчас на Шикотане и Кунашире ведется работа по подбору площадок для строительства объектов и определяются направления деятельности для потенциальных инвесторов. Именно при их участии на островах планируется развитие туристической и инженерной инфраструктуры. 

Чем же богаты острова? По набору туристических возможностей «Южные Курилы» можно сравнить с мировыми центрами экологического туризма в зонах вулканической активности. В России есть два региона действующего вулканизма – Камчатка и Курильские острова, причем на том же Кунашире добираться до вулканов проще, а главное дешевле, чем на Камчатке. На Южных Курилах объекты расположены компактно, в зоне досягаемости легковых авто и пеших маршрутов, поэтому туристы не тратят лишние часы на дорогу, не переплачивают за вертолетные экскурсии и не так сильно зависят от погоды. Самое главное – прилететь в местный аэропорт Менделеево. Туман над аэродромом – довольно частое явление здесь, поэтому Южные Курилы могут не принимать или не отпускать туристов!

На Кунашире четыре вулкана. От Южно-Курильска, главного поселения острова, время поездки на машине до стартовых точек пеших маршрутов составляет от пятнадцати до сорока пяти минут. А там –  восхождения на вершины действующих вулканов, изучение лавовых полей и «мертвых» лесов, вулканические ландшафты, гейзеры и купание в диких термальных источниках. Эти активности турист получает при посещении одного только вулкана, а ведь здесь есть множество других достопримечательностей. 

Значительная часть кластера приходится на территории Курильского государственного заповедника. На текущий момент туристическая инфраструктура в его границах присутствует не везде. Однако ее создание входит в планы развития территории и начнется в ближайшее время. Здесь хорошо развита дорожная сеть, на которую будут опираться туристические маршруты к достопримечательностям островов. Вот лишь  некоторые из них. 

Вулкан Тятя – один из красивейших вулканов мира, хорошо узнаваемый благодаря своей форме «вулкан в вулкане». Тятя – наивысшая точка Кунашира и один из символов Сахалинской области. Маршрут на него покорится не каждому – чтобы взобраться на Тятю, нужно быть физически подготовленным. Во время подъема можно оценить масштабвулканических проявлений на склонах, а также заглянуть в два кратера. С вершины вулкана открывается потрясающая панорама на Курильские острова. У подножия Тяти рассматривается возможность создания зоны отдыха и обустройства базового лагеря как стартовой точки восхождения.

Тятя расположен на севере Кунашира, а в южной части острова находится вулкан Головнина. Его кальдера представляет собой котловину на месте взрыва древнего вулкана. Внутри находятся два озера, по берегам которых можно увидеть и почувствовать активные проявления вулканической деятельности: сольфатары, грязевые котлы, горячие ключи. Путешествие в кальдеру вулкана Головнина – это маршрут в настоящий затерянный мир! Кальдера – удивительная долина, окруженная «стенками» вулканического происхождения со своим микроклиматом, животным и растительным миром. С края кальдеры открываются виды на всю южную часть острова и на саму кальдеру с ее озерами. Отсюда можно разглядеть и японские берега – на горизонте отчетливо видны очертания острова Хоккайдо, до него немногим более 30 километров.

Самый большой пресноводный водоем Курильских островов – это озеро Песчаное. Часть этого маршрута проходит по территории заповедника и примечательна тем, что здесь в хорошем состоянии сохранились советские танки ИС-3. Примерно на середине маршрута расположен кордон заповедника «Даниловский», на территории которого обустроена инфраструктура для отдыха туристов. Здесь же можно установить палатку.

Мыс Столбчатый – уникальный геологический объект, который «собран» из огромных каменных призм правильной формы. Дорога к мысу лежит по тропе «Столбовской» – старой японской дороге. Маршрут живописен, комфортен и уникален: по пути можно встретить множество редких и краснокнижных растений. Мыс является одним из символов Сахалинской области и визитной карточкой Кунашира, при этом находится в пешей досягаемости и доступен для каждого туриста. 

Самый сложный и загадочный вулкан Кунашира – это вулкан Менделеева. На склонах можно наблюдать активные фумаролы, отложения серы, термальные источники, в том числе ручьи, водопады, природные ванны, каскады. Маршрут проходит по старой японской дороге, сквозь заросли бамбучника выше человеческого роста. Здесь туристы могут увидеть японские котлы для обработки серы и отложения этого минерала ярко-желтого цвета. Уже с середины пути отчетливо ощущается острый запах вулканической активности. Вторая часть маршрута проходит по руслу ручья Кислого, вокруг которого находится множество термальных выходов.

На Шикотане тоже есть, что посмотреть. Например, мыс Край Света. Само название привлекает туристов на этот кусочек суши, выдающийся в воды Тихого океана. У подножья отвесных скал находятся лежбища тюленей. Не менее примечательны и соседние объекты: мыс Краб и маяк Шпанберга. 

Вообще географическое положение кластера «Южные Курилы» обуславливает высокий потенциал развития прибрежного водного туризма, морских экскурсий, рыбалки, мини-круизов вдоль побережья и к соседним островам.Действующие морские терминалы, живописная береговая линия, компактность расположения достопримечательностей – все это делает круизные маршруты весьма привлекательными.

Южные Курилы – перспективная территория для развития других водных видов туризма. Акватория Кунашира и Шикотана вполне подходит для коротких морских экскурсий, прогулок на сапах и каяках, а также для перевозок небольших групп туристов. Проект может реализовываться в несколько этапов с параллельным расширением сети маршрутов и увеличением количества точек подхода к береговой линии. Для развития этого направления региональные власти намерены закупить несколько судов и обновить причальную инфраструктуру в Южно-Курильске, Малокурильском и Крабозаводским.

28 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика