Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Заточить под работодателя

Как должна измениться система высшего образования на Дальнем Востоке

Заточить под работодателя
Фото: firestock.ru
По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК), устроиться на работу по специальности удается только 64% выпускников дальневосточных учебных заведений. При этом те, кто окончил вузы по программам специалитета и магистратуры, находят работу по специальности в 70% случаев, а вот те, кто учился на бакалавриате – всего в 52%. То есть фактически половина молодых специалистов этого уровня подготовки остается не у дел.

Различается ситуация с трудоустройством молодых по регионам. Так, на Камчатке ситуация хотя и далека от нормальной, но все-таки более благополучная, чем в других дальневосточных регионах: здесь найти работу удается 70% выпускников. А вот в Якутии, Приамурье и Еврейской автономной области этот показатель – всего 30%. В том, что работу по профессии найти крайне трудно, во время опроса признались 68% выпускников техникумов и 71% выпускников вузов ДФО.

Все это происходит на фоне серьезного кадрового дефицита в регионах Дальнего Востока. В ДФО реализуются новые инвестиционные проекты, развиваются уже действующие предприятия. По данным АРЧК, к 2025 году на Дальнем Востоке должно быть создано 115 тысяч новых рабочих мест – таковы требования экономики региона. При этом должна измениться сама структура рынка труда. Если сейчас больше всего жителей федерального округа заняты в сфере торговли, то к 2021 году рост должны показать такие отрасли, как, например, судостроение и судоремонт (на 40-45%), химическая промышленность (на 75-80%), газопереработка (на 125-130%).

Ситуация выглядит несколько парадоксально. Рабочих мест в дальневосточных регионах – переизбыток (и число вакансий будет только расти). Агентство по развитию человеческого капитала приглашает специалистов из других регионов работать на Дальний Восток, местные власти готовы им предоставить серьезную поддержку. При этом «свои» молодые специалисты трудоустроиться на эти тысячи рабочих мест не могут. В чем же проблема?

– Система образования не вполне отвечает требованиям региональных экономик, и необходимо привести в соответствие спрос и предложение на дальневосточном рынке труда, – считает начальник отдела социальных проектов АРЧК Александр Логунов.

Только сбалансированность потребностей работодателей и системы образования позволит готовить тех специалистов, которые нужны на рынке труда, говорят в руководстве Агентства. Необходим и достоверный кадровый прогноз – то есть реальное понимание того, какие специалисты нужны дальневосточным работодателям сейчас и какие будут необходимы через 5-10-15 лет. А образовательные программы должны строиться прежде всего на принципе практикоориентированности. То есть молодые люди должны четко представлять себе, чем им предстоит заниматься, если они выберут ту или иную профессию, каковы будут к ним требования работодателей и условия работы.

– До недавнего времени профессию выбирали по привычке или статусу, отдавая дань моде или семейным традициям. В результате лишь небольшой процент выпускников сегодня работает по специальности. Необходимо изменить эту систему, ориентируясь на классический профориентационный треугольник: «хочу – могу – востребован». Система образования на Дальнем Востоке должна соответствовать потребностям новой экономики региона, а не готовить специалистов исчезающих профессий, – комментирует ситуацию генеральный директор АРЧК Валентин Тимаков.

Первым такой подход начал применять Дальневосточный федеральный университет. Причем задолго до того, как вуз вообще получил этот статус, а в стране заговорили о том, что университеты и работодатели должны работать в связке при подготовке специалистов. Вуз (в то время еще Дальневосточный государственный университет) ориентировался на ключевые для региона предприятия и их конкретные запросы еще в 90-е годы прошлого века. И там, где эти запросы выполнялись, не было ни дефицита хороших инженеров, ни проблем с трудоустройством молодежи.

– Наш филиал был образован в 1994 году, и за 23 года мы отшлифовали все формы сотрудничества с заводами «Прогресс» и «Аскольд». За эти годы наши выпускники составили инженерный костяк этих предприятий, сейчас их на заводах работает около 600, – говорит EastRussia Юрий Огнев, директор филиала ДВФУ в Арсеньеве, доктор технических наук, профессор. – Мы точно знаем, что наши выпускники будут востребованы, поскольку предприятия готовят их «под себя». Специалисты авиазаводов участвуют в учебном процессе, проводят практику, ребята после второго курса в обязательном порядке работают на предприятиях. И видят перспективу: знают, чем будут заниматься, видят, что работа их ждет стабильная, с хорошей зарплатой.

Появляются и новые договоренности. Так, осенью Дальневосточный федеральный университет заключил соглашение по целевой подготовке специалистов с крупнейшей в России газо- и нефтеперерабатывающей компанией «СИБУР». При этом имеются в виду конкретные предприятия, на которых будут задействованы молодые профессионалы. Сейчас компания готовит крупный проект «ЗапСибНефтехим» в Тобольске – его строительство завершится в 2019 году. Прорабатывается и дальневосточный проект – по запуску Амурского газохимического комплекса. Но не только: «СИБУР» выпускает продукцию на 23 производственных площадках в России, и молодые грамотные специалисты нужны везде.



– Социальная функция университета – это подготовка специалистов под рабочие места для разных предприятий. Университеты традиционно стараются создать очень плотные связи с предприятиями региона, где находится вуз, – говорит заместитель проректора ДВФУ по учебной и воспитательной работе Анна Тышецкая. – Компания «СИБУР» является одним из инвестиционных партнеров Дальневосточного федерального округа. Сейчас изучает возможность реализации проекта строительства Амурского газохимического комплекса. По замыслу, те ребята, которые сейчас оканчивают профильные специальности для компании «СИБУР», начнут свою карьеру на других заводах компании, например, в Тобольске. Поэтому в данном случае речь идет не просто о подготовке под конкретное рабочее место, а о развитии человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Отбор ребят, которые будут учиться по программе ДВФУ «по заказу» «СИБУРа», уже состоялся.

– Компания «СИБУР» отбирает среди студентов 2-3 курсов наиболее перспективных. Для тех, кто прошел отбор, совместно с компанией прорабатывается индивидуальная образовательная траектория, программа практик и тематика выпускных работ, – рассказывает Анна Тышецкая. – По итогам собеседований, которые проходили в мае и ноябре 2017 года, компания «СИБУР» отметила очень высокий уровень подготовки инженеров в ДВФУ. Но ДВФУ сотрудничает с большим количеством индустриальных партнеров. Поэтому программы подготовки специалистов носят универсальный характер. Наши специалисты идут работать не только в «СИБУР», и «докручивание» учебных планов под потребности конкретного работодателя – это стандартный ход в практике любого университета.

А в компании говорят: в целом схема взаимодействия предприятия и университета уже обкатана, ведь базовые вузы «СИБУРа» есть во всех регионах его присутствия (в Нижнем Новгороде, Благовещенске, Перми, Томске, Тобольске).

– Мы взаимодействуем с ДВФУ по сценарию, реализованному с другими вузами-партнерами. В первую очередь проводим собеседования со студентами, определяем «серые зоны» в компетенциях, которые необходимы для работы на предприятиях «СИБУРа». В настоящее время рассматриваем возможность дальнейшего трудоустройства студентов на позиции строящегося под Тобольском комплекса «ЗапСибНефтехим», оцениваем знание химических технологий, умение строить математические модели технологических процессов, владение иностранными языками и компетенции в работе с базами данных, – рассказывает руководитель направления Корпоративного университета «СИБУР» Юлия Воротникова. – Вместе с вузом прорабатываем дополнительную к основному обучению программу, в которую включены лекции от экспертов производственных площадок компании. Темы дипломных проектов подбираются кафедрой под проблематику целевого предприятия, при этом научным консультантом выступает эксперт с будущего места трудоустройства выпускника. Практику студенты целевой группы проходят на своем предполагаемом месте работы, осваивая навыки, которые пригодятся на конкретном рабочем месте.

Как поясняет Юлия Воротникова, в первую очередь компания заинтересована в выпускниках по таким направлениям, как химическая технология, электроэнергетика, автоматизация технологических процессов. Собственно, это и есть те самые специальности, которые в Агентстве по развитию человеческого капитала назвали самыми перспективными и «быстрорастущими» на Дальнем Востоке в ближайшие 5-7 лет. Кроме того, «СИБУР» намерен на базе ДВФУ готовить юристов в сфере контрактного менеджмента, а также строителей со знанием английского и китайского языков.

– Подобные программы появились как решение вопроса ранней адаптации студентов к корпоративной и производственной культуре «СИБУРа», развития востребованных компетенций в сфере цифровизации, проектной работы и погружения в специфику деятельности компании, – говорит Юлия Воротникова. – В отличие от наших целевых студентов, выпускники других вузов дольше адаптируются к системе ценностей компании, зачастую наращивая свою производственную экспертизу только после окончания учебного заведения.

Конечно, ДВФУ есть куда расти. Сейчас, например, через Центр карьеры университета каждый год находят работу всего 1600 студентов, при том что Центр предлагает ребятам 4000 вакансий ежегодно (а учатся в ДВФУ 22 тысячи человек). Естественно, что далеко не все попадут на целевые образовательные программы, которые предлагают «СИБУР» и другие стратегические партнеры вуза по подготовке специалистов – «Роснефть», «Газпром», «Вертолеты России», «РусГидро», «Росатом» и другие.

Однако если связка «вуз – работодатель» или, по словам Валентина Тимакова, принцип «хочу – могу – востребован» будет действовать, ситуация с трудоустройством молодых специалистов постепенно изменится. Как и с нехваткой подготовленных кадров на предприятиях.