Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Затяжная явь аэродрома

EastRussia разбиралось в запутанной ситуации с аэропортом Магадана

В апреле на совещании в Хабаровске премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил ряд мер, направленных на устойчивое развитие экономики и социальную стабильность на Дальнем Востоке.

Затяжная явь аэродрома

В апреле на совещании в Хабаровске премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил ряд мер, направленных на устойчивое развитие экономики и социальную стабильность на Дальнем Востоке. Среди них - восстановление ранее предусмотренных на 2015 год бюджетных средств на финансирование реконструкции аэропортовых комплексов, в том числе и аэропорта «Магадан», предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Но финансирование работ – это одно, а их невыполнение – другое. Начиная с 2006 года компания ЗАО «МДС-групп» выиграла несколько госконтрактов на модернизацию магаданского аэропорта общей стоимостью более 5 млрд рублей. Темпы и качество выполняемых работ оставляют желать лучшего. Заканчивается июнь, но ни одного работника со стороны подрядчика в аэропорту нет. Последний сданный объект - стоянки для самолетов.

Как рассказал генеральный директор ОАО «Аэропорт “Магадан”» Сергей Замараев, работы по следующему этапу реконструкции в 2015 году не начинались, потому что проект не получил положительного заключения государственной экспертизы, поэтому и средств на этот год не выделено. Зато остались незавершенные работы по предыдущим контрактам, которые также не выполняются.

«Планировалось по настойчивому требованию заказчика и застройщика-подрядчика ввести в декабре в эксплуатацию светосигнальное оборудование, в связи с чем аэропорт выделил средства на облет в размере 2,5 млн рублей. До настоящего время облета не было, как не было и попыток сдать уже по сути установленную светосигнальную систему (ССО)», - комментирует ход реконструкции Сергей Замараев.

Что касается  невыполненных  работ, например, по водосточно-дренажной системе, то в конце прошлого года подрядчик попытался приступить к устранению недоделок. Однако к конкретным результатам это не привело. На сегодня сданы два объекта – покрытие взлетно-посадочной полосы и стоянки №17 и №19.

Надо сказать, что водосточно-дренажная система была в нерабочем состоянии с момента ее устройства. И теперь помимо того, что остаются недоделки прошлых лет, образуются и новые дефекты, причем интенсивность их образования превышает скорость работы подрядчика.

Не так давно инспекционная комиссия межгосударственного авиационного комитета проводила сертификацию аэродрома (выполняется раз в пять лет), по результатам деятельности подрядчика заключение сделано не самое положительное и отмечен ряд недостатков. К примеру, уступы высотой 100-150 мм в местах сопряжения грунтовой поверхности спланированной части летной полосы с фундаментом глиссадных и входных огней искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП).

Как говорит Сергей Замараев, эти недостатки явились результатом несоблюдения подрядчиком правил производства работ по монтажу элементов ССО искусственной взлетно-посадочной полосы в условиях действующего аэродрома. Более того, на спланированной части летного поля часть колодцев водосточно-дренажной системы оказались заглубленными, что влечет за собой угрозу безопасности полетов в случае скатывания воздушного судна с полосы. Присутствуют там и колодцы, которые наоборот возвышаются, что также является причиной для беспокойства с точки зрения обеспечения безопасности полетов.

«Мы работаем с этим подрядчиком почти 10 лет, и всякий раз в начале строительного сезона слышим оптимистичные заявления по поводу дальнейшего хода работ, но на этом все и заканчивается», - говорит руководитель аэропорта «Магадан». – «У подрядчика отмечается низкий уровень организации работ, о чем свидетельствует прошлогодняя замена плит. Работы выполнены с нарушением технологий приготовления бетона. Благодаря тому, что аэропорт вынужден был за свой счет делать независимую экспертизу, подрядчик переделал 122 плиты из 180. Это колоссальный объем. Практически весь прошлый год подрядчиком был потрачен на исправление брака предыдущих лет. И в этот строительный сезон все браковые работы подрядчик не устранит. Кредит доверия к данной подрядной организации становится все меньше».

В свою очередь руководитель проекта ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», заказчик работ по реконструкции Сергей Буднев также отметил, что проблема заключается в слабой работе подрядной организации.

«С нашей стороны, как со стороны заказчика, в рамках договора строительного подряда проводятся все меры воздействия, в том числе и выставляются штрафные санкции. Штрафы на сумму 11,5 млн рублей подрядчиком уже оплачены, на 48,3 млн еще выставлено действующих претензий. Несмотря на то, что количество претензий ежегодно растет, к адекватным действиям, направленным на ускорение работ и повышение качества, подрядчика это не побуждает. В связи с этим в ФГУ «Гражданские аэродромы» принято предварительное, но принципиальное решение о расторжении договора с данным подрядчиком. Мы понимаем все риски, и просим Владимира Печеного поднять этот вопрос на встрече с Александром Нерадько».

По последним данным через две недели подрядчик все же должен приступить к работам со сроком их исполнения два месяца.

Что касается второго этапа реконструкции аэропорта «Магадан», как сообщил Сергей Буднев, проектная документация уже второй раз проходит главгосэкспертизу, но получает отрицательное заключение. По заверениям подрядной организации, через месяц заканчивается доработка проекта, и он повторно направляется на экспертизу. Впрочем, у заказчика есть сомнения в том, что проект будет одобрен, а это значит, что и в 2016 году второй этап реконструкции может не начаться.

Ознакомившись с текущей ситуацией по реконструкции аэродромного комплекса Магадана, губернатор Владимир Печеный констатировал, что картина безрадостная.

«Это недопустимая ситуация, и правительство Магаданской области  не позволит, чтобы она развивалась таким образом в дальнейшем. Аэропорт - важнейший для территории объект! Поэтому вопрос о продолжении реконструкции будет подниматься мной на федеральном уровне. Есть установленные взаимоотношения заказчика и подрядчика, где одним из главных условий является исполнение контракта. Правительство Магаданской области при возникающих проблемах также будет вмешиваться в эти отношения. Аэропорт должен работать, и в перспективе становится надежным воздушным узлом для территории», - сказал Владимир Печеный.

Глава региона поручил руководству аэропорта и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» отследить сроки начала работ в этом году. А поскольку ситуацию с реконструкцией губернатор охарактеризовал как критическую, тормозящую развитие аэропорта и влияющую на предложения авиакомпаний, то поручил региональному Минтрансу подготовить детальную информацию о ходе реконструкции с тем, чтобы представить ее на встрече с руководителем Росавиации Александром Нерадько.