Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Здесь начинается Россия

Здесь начинается Россия
Жители этого края первыми в России встречают новый день. В Москве в это время еще ужинают, а на Камчатке часы уже отсчитывают новые сутки. Крайний северо-восток России. Как сегодня живется здесь? Об этом мы беседуем с губернатором Камчатского края Владимиром Илюхиным.
– Владимир Иванович, в последнее время Камчатка получила новый импульс к развитию. Большие стройки, рекордные уловы в рыбопромышленном секторе, развитие горнорудного производства. Что дало толчок к таким заметным переменам? 

– Не секрет, что окраинные субъекты испытывают гораздо большие трудности при развитии экономики, чем центральные регионы страны. Ведь помимо прочего у нас слишком много инфраструктурных и транспортных барьеров. Однако в отдаленных субъектах Федерации всегда очень заметны перемены к лучшему. Камчатка – своего рода барометр, индикатор того, что происходит в стране. И сегодняшние перемены, успехи края говорят о том, что усилия государства по развитию Дальнего Востока стали давать реальные плоды.
Благодаря федеральным программам мощный толчок получило жилищное строительство на Камчатке. Мы впервые комплексно решаем проблему расселения сейсмодефицитного жилья. В прошлом году в Петропавловске-Камчатском сдали первый крупный жилой район – новоселье справили почти тысяча петропавловских семей. В этом году начинаем строить еще один жилой массив, готовим программу строительства малоэтажного жилья.
Впервые за долгое время в крае ведутся работы по благоустройству: начинаем строить новые набережные, обустраиваем жилые районы, ремонтируем дороги. Значительное внимание уделяем развитию бывшего Корякского округа. Начинаем реализацию программ по строительству небольших школ и фельдшерских пунктов в отдаленных селах.
Очень важна для Камчатки поддержка федерального центра в вопросах развития транспортного сообщения. Сейчас мы реконструируем главный аэродромный комплекс полуострова. Реконструкция взлетно-посадочной полосы обойдется более чем в 10 млрд рублей, но это позволит на долгие годы обеспечить надежную связь с материком, безопасное авиасообщение. Когда есть федеральная поддержка, вопросы привлечения частных инвестиций решать значительно легче. С началом работ на аэродроме у нас появились гарантии инвестиций в строительство нового аэровокзала. В следующем году надеемся начать строительство нового современного аэропорта.
Не стоит на месте дорожная отрасль. В этом году подрядчики, сахалинские мостовики, сдали крупнейший в крае мост. Подобных мостовых переходов на Дальнем Востоке – по пальцам сосчитать. Уникальная в своем роде конструкция моста позволит ему устоять даже в случае сильного землетрясения. Мост обеспечит надежную связь с крупным рыбопромышленным районом Камчатки.
Камчатка развивается. И этого не могут не заметить люди. Социальное самочувствие населения постепенно меняется, а это – самое главное для полу-острова, для всего Дальнего Востока. 
 
– Владимир Иванович, сейчас в стране обсуждают разные варианты дальнейшего развития дальневосточных территорий. По-вашему, какой механизм будет наиболее оптимален? 

– Дальний Восток давно находится в фокусе особого внимания российских властей. Это проблемный, но очень перспективный регион. Близость к странам АТР, богатый ресурсный потенциал позволяют Дальнему Востоку стать плацдармом для развития экономики всей страны. Правда, для этого нам еще предстоит приложить немало усилий.
В последнее время высказывают самые разные мнения о том, как дальше развивать Дальний Восток. Но думаю, фарватер успешного развития дальневосточных субъектов уже определен. Осталось только сказать: «Полный вперед!» Дальний Восток долгие годы испытывал острую проблему с оттоком населения. Только Камчатка за последние 8 лет потеряла 38 тысяч человек. Но в этом году, впервые за несколько десятков лет, численность жителей Камчатки стала расти. Семьи больше не боятся рожать третьего и четвертого ребенка. Только за год число многодетных в крае выросло на четверть. Люди стали чувствовать поддержку, они видят положительные изменения, улучшается их быт. Мы постепенно перестаем быть вымирающей территорией, и это самый яркий пример того, что курс взят верный.
Что касается механизмов развития территории, то, думаю, важнее обратить внимание не на форму, а на содержание. Будет ли это государственная корпорация или программы нового Министерства по развитию Дальнего Востока, для нас главное, чтобы были учтены прежде всего интересы территории. Проблемы кадрового потенциала, развития экономики, инженерные решения – все это требует особого подхода, учитывающего региональную специфику. Сейчас на высшем уровне активно обсуждают возможность предоставления серьезных льгот по ипотеке, выплаты «подъемных», предоставления жилья молодым специалистам, которые переезжают на Дальний Восток. Но помогать нужно и тем, кто сегодня живет в регионе. Мы должны сделать все, чтобы люди перестали уезжать с дальневосточных территорий. Для этого много не надо: население должно жить в благоустроенных городах, уровень достатка должен быть высоким, люди должны видеть перспективу развития.
Особые условия нужно создавать и для развития бизнеса. Работа промышленного сектора, малого и среднего бизнеса – это показатель того, как живут люди в субъекте Федерации. Стабильно работающие предприятия – это всегда рабочие места, достаток людей, доходы в бюджет. На местах мы стараемся как можем поддержать представителей бизнес-сообщества, сделать край привлекательным для бизнеса. Инвестору нужно создать особые условия, дать понять, что территория в нем заинтересована. Думаю, со временем мы сможем говорить о реальных успехах в развитии промышленности края. 
Работа промышленного сектора, малого и среднего бизнеса – это показатель того, как живут люди в субъекте Федерации. Стабильно работающие предприятия – это всегда рабочие места, достаток людей, доходы в бюджет. На местах мы стараемся как можем поддержать представителей бизнес-сообщества, сделать край привлекательным для бизнеса. Инвестору нужно создать особые условия, дать понять, что территория в нем заинтересована. Думаю, со временем мы сможем говорить о реальных успехах в развитии промышленности края.
 
– Владимир Иванович, ключевой отраслью для Камчатки остается рыбодобыча. Какие новости в этом секторе?

– В этом году камчатские рыбаки вновь бьют собственные рекорды по объемам вылова. У нас даже были опасения, что перерабатывающие мощности в крае могут не справиться с таким объемом рыбы. Но опасения не подтвердились. Наши промышленники за последние годы заметно усилили свои производственные мощности, только за три года в крае построено восемь новых современных заводов. Еще несколько производственных баз будут сданы до конца года. Рыбная промышленность края не стоит на месте. Мы постепенно расширяем рынки сбыта, в прошлом году начали прямые поставки Северным морским путем в Петербург. Наша рыба все чаще появляется на прилавках российских магазинов. Кроме того, считаю, что развитие главной арктической транспортной магистрали даст мощный толчок развитию экономики прибрежных территорий. С развитием Севморпути мы связываем модернизацию портов, обновление морского флота, развитие судоремонта. Для Камчатки это может стать хорошей площадкой дальнейшего развития экономики. 
 
– Владимир Иванович, побывать на Камчатке – мечта многих туристов. Ждут их здесь? 

– Действительно, территория Камчатского края – одна из богатейших в мире по природным и рекреационным ресурсам. Термальные и минеральные источники, вулканы и ледники, знаменитая Долина гейзеров, признанная в 2008 году одним из семи чудес России, создают большие возможности для развития экологического туризма, альпинизма, горнолыжного туризма, спортивной рыбалки и охоты, организации чартерных рейсов и круизов.
Отдельное направление – развитие зимних видов туризма и спорта. Мягкая снежная зима, заснеженные даже в летнее время склоны вулканов дают возможность для организации круглогодичного горнолыжного туризма, строительства горнолыжных курортов. Среди многих горнолыжных баз Камчатки пять имеют трассы, характеристики которых отвечают требованиям международных стандартов. Устойчивый снежный покров на трассах образуется в начале ноября и сохраняется до начала мая. С конца мая и до конца октября действуют горнолыжные базы на склонах Авачинского и Козельского вулканов. Разработана концепция развития горнолыжного туризма и спорта в Камчатском крае, которая предусматривает строительство современных гостиничных комплексов, трасс и подъемников, а также сопутствующей инфраструктуры.
Кроме того, осуществляется работа по созданию на территории Камчатского края парка зимних видов спорта, включающего в себя гостиницы туристского и премиум-класса, крытый ледовый дворец, биатлонный комплекс класса «В», жилищный комплекс «Олимпийская деревня» и другие объекты. Для развития данного направления необходимо создание соответствующей инфраструктуры, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства. Мы над этим работаем. И всем, кто захочет приехать на Камчатку, полюбоваться ее красотами и чудесами, говорим: «Добро пожаловать!»
В заключение хочу сказать: Камчатский край открыт для диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Правительство края готово оказывать всемерную поддержку при реализации инвестиционных проектов на территории региона.