Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Health, diaspora, control of residents

The resettlement of a million people from the Caucasus to the Far East will not contribute to the development of the region - an expert

On the eve of the All-Russian conference "Demographic Development of the Far East" Svetlana Mishchuk, head of the Laboratory for Mathematical Modeling of Dynamics of Regional Systems of the Institute for Complex Analysis of Regional Problems, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, answers questions of EastRussia correspondent.

Health, diaspora, control of residents
Photo: shutterstock.com

- Svetlana Nikolaevna, how do you assess the migration situation in the Far East? How much are the tendencies to decrease the outflow of population?

- At present, the overall migration situation has not changed. The positive dynamics associated with a decrease in the migration loss of the population in the first half of 2016 is not indicative and may be associated with the peculiarities of natural growth in previous years (a surge or decline in the birth rate is possible, which has influenced the migration mobility of the population at present), with deterioration in the financial situation of the Far East, which does not allow them to migrate, etc.

With regard to the Amur region, it can be assumed that the increase in the outflow of population in previous years was due to the construction of the Vostochny cosmodrome (the population feared the influence of heptyl, which, combined with the low level of social and economic development of the region, increased the migration outflow). Perhaps in 2016, the population refers to the "cosmodrome" more calmly.

For a full analysis of the current situation, it is necessary to consider the movement of the population in the federal districts of the Russian Federation, and to assess the territorial structure of external migration (with the countries of the near and far abroad).

- Do you have information about who these people are who come to the Far East today? How many of them? Why do they go?

- Traditionally, people came to the Far East to earn money and leave. In the region formed a kind of social community. Which is focused on constant variability - the so-called “flow culture” [the term proposed by L.E. Blyakher in the article The need for nationalism, or national identity in the Russian Far East, - note. ER]. Alas, at present the situation has not changed - the main goal of coming to the Far East is to solve financial problems. The territorial structure of migrants coming to the Far East is dominated by citizens of the CIS countries, primarily - Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Azerbaijan, Armenia.

The entry of individual countries into the Single Economic Union expands the opportunities for migration of citizens from the member countries of the Union (for example, Kyrgyzstan).

- What are the trends regarding the migration of foreign citizens? From Central Asia? From China?

- On the whole, it is difficult to talk about the overall situation in the Far East, as the situation in the regions has its differences. The construction of facilities for the APEC summit led to an increase in the number of Uzbeks in Primorsky Krai. After the completion of the construction, not all of them left, thereby forming a large diaspora. Migrants from Tajikistan are quite active in the EAO, as they occupy a stable economic niche in the region, generally not competing with representatives of other diasporas. In the Sakhalin Region (Yuzhno-Sakhalinsk) a fairly large number of migrants from Kyrgyzstan.

In my opinion, the number of migrants from China remains at the same level.

The main spheres of attracting Chinese capital and migrants are agriculture, construction, and production.

At the same time, one of the options for attracting migrants in addition to the approved quotas is the attraction of highly qualified specialists from abroad. Most often, managers, managers of enterprises are involved in the quality of such specialists. However, the share of this category of migrants is insignificant. At the same time, it is extremely important to assess the migration processes from the far abroad countries taking into account the investment activity of the countries in question, as the practice of attracting foreign citizens to a company with foreign capital is quite common.

- How much is the demand for foreign labor in the Far East against the background of the devaluation of the ruble?

- In the Russian Far East, there is a shortage of labor resources. Compensate for it at the expense of internal reserves (attracting workers from other regions of Russia) is unlikely. The devaluation of the ruble has led to the replacement of labor migrants by the local population, but far from everywhere. Migrants from the DPRK began to be involved, since their wages are lower than those of Chinese migrants.

Attracting foreign workers is an easier solution. But this is a short term option. If we are planning a long-term progressive development of the Russian Far East, then we must remember the need to introduce innovative low-cost (in terms of labor resources) technologies. Lack of labor resources (to a greater degree - low and moderately qualified, which were attracted from abroad) can and should be solved technologically, and not by manual labor.

- How many migrants from China are receiving in the Far East now? From North Korea?

- This is a difficult question, since the remuneration of migrants is not always "transparent". Chinese migrants are most often paid by employers on Russian territory the minimum established by law in the Russian Federation. The rest of the workers receive in China.

I cannot talk about specific amounts, especially the salary level depends on the type of activity. But, for example, a cook in a Chinese restaurant receives about 200 thousand rubles.

- How do you assess the prospect of the demand for the rule of law on the possibility of attracting foreign workers to enterprises in TOPs in excess of regional quotas?

- Of course, this norm will be in demand on the part of investors and residents of TOPs. However, there is concern about the increasing role of labor migrants while the share of the local population at work in the ASEZ is decreasing. Official information on the situation on the labor market of the Far Eastern regions and the real situation may differ.

- How realistic are the goals announced by the Minsk Territory to stabilize the population at the level of 6,2-6,3 million people by 2020 and ensure conditions for further growth to 8 million people?

- In my opinion, the population growth to 8 million people is unlikely. Perhaps, given the positive dynamics of natural and migratory growth, this population will be reached, but in a more remote perspective. So, the maximum population in the Far East was 8,06 million people in 1991, and decreased by 2 million people in 25 years. Achieving the same indicators, but in the opposite direction, for 4 years - is unrealistic, even based on objective indicators. In modern conditions, the socio-economic situation, the standard of living of the population is much inferior to the corresponding indicators in the European part of Russia, which has a negative impact on the consolidation of the population in the Far East. Proceeding from this, it can be said that, given the implementation of measures to improve the investment climate, improve the quality of life in the Far Eastern regions (including the health care system, education, transport, etc.), we can expect a decrease in migration loss and stabilization of the population Level 6,2 million people.

- There were proposals for the mass resettlement of people from labor-surplus regions (the same North Caucasus) to the Far East. It's real?

- Such proposals sounded, they want to attract almost to 1 million people, give them the opportunity to get education, etc. This will certainly not contribute to the development of the Far East. It must be understood that migrants will not stay in the region in the current socio-economic situation, low level and quality of life in the Far East. It turns out that the funds spent will not reach the goal - there will be no increase in the permanent population in the Russian Far East.

In my opinion, it is necessary to increase the attractiveness of the region not only in terms of receiving wages and financial benefits, but also in terms of the benefits of permanent residence on its territory. And in this context, it is necessary to create conditions for raising the level of skills or obtaining the necessary education by the local population, to carry out measures of preferential housing purchase (possibly in rent as on Sakhalin), and create real opportunities for the residents of the Far East to travel to the central part of Russia for rest.

- Please, name 3-5 the most important measures to be implemented in the Far East within the framework of demographic policy.

- First, to solve the issue of providing health services in medium and small settlements. There is currently a shortage of doctors and medical personnel. Working personnel do not always take advanced training courses, which negatively affects the quality of treatment of patients. The high mortality rate can be reduced by early qualified diagnosis of diseases. The construction of federal centers does not solve the problem of prevention and treatment of diseases at the initial stages, therefore it is extremely important to resolve issues with the availability of medical services.

Secondly, it is necessary to carefully monitor inter-ethnic relations in the macro-region.
 

In the national structure of the regions of the Far East, there is an increase in the share of migrants (both for the purpose of employment and for the purpose of permanent residence) from the countries of Central Asia, which may aggravate inter-ethnic relations.

Thirdly, monitoring and control over the activities of TOR residents is necessary. The improvement of economic indicators does not reflect an improvement in the living standards of the local population and an increase in the attractiveness of the territory. If we are talking about a demographic policy, the creation of preferential terms for residents of TORs should lead to the formation of a positive image of the Far Eastern regions in terms of living in them.

Finally, it is necessary to constantly assess the internal structure of the macroregion from the point of view of the more active development of some territories and the possible weakening of others. Such a transformation will require measures for the relocation of people, their retraining, etc.

- Is there enough now developed measures to reverse the situation?

- Quantitatively, perhaps enough. It is important to evaluate the quality of the activities. In my opinion, the problem lies in the generalization of problems and ways to solve them. The concept of demographic development of the Far East is being developed as a whole for the macroregion. However, the subjects have differences in the demographic situation. Each region requires an individual approach. Perhaps it is difficult in terms of implementation, but this is the only way to correctly assess the situation and address problems.

To live in the Far East - it is necessary to love and know that it is mutual. And reciprocity can be created with the help of population policy measures! The implementation of regional demographic development programs, if I am not mistaken, is financed independently by the subject of the federation, and this initially dooms the underdeveloped regions to a negative result.

March 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Здоровье, диаспоры, контроль резидентов

Переселение миллиона человек с Кавказа на Дальний Восток не будет способствовать развитию региона – эксперт

В преддверии всероссийской конференции “Демографическое развитие Дальнего Востока” на вопросы корреспондента EastRussia отвечает Светлана Мищук, заведующая лаборатории математического моделирования динамики региональных систем Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, кандидат экономических наук.

Здоровье, диаспоры, контроль резидентов
Фото: shutterstock.com

– Светлана Николаевна, как Вы оцениваете миграционную обстановку на Дальнем Востоке? Насколько ощутимы тенденции к снижению оттока населения?

– В настоящее время в целом миграционная ситуация не изменилась. Положительная динамика, связанная со снижением миграционной убыли населения в первом полугодии 2016 г., не является показательной и может быть связана с особенностями естественного прироста в предыдущие годы (возможен всплеск или спад рождаемости, что оказало влияние на миграционную подвижность населения в настоящее время), с ухудшением материального положения дальневосточников, что не позволяет им мигрировать и т.д.

В отношении Амурской области можно предположить, что усиление оттока населения в предыдущие годы было связано со строительством космодрома «Восточный» (население опасалось влияния гептила, что в сочетании с низким уровнем социально-экономического развития региона усилило миграционный отток). Возможно, в 2016 г. население относится к «космодрому» более спокойно.

Для полноценного анализа сложившейся ситуации необходимо рассмотреть движение населения по федеральным округам РФ, оценить территориальную структуру внешней миграции (со странами дальнего и ближнего зарубежья).

– А у Вас есть данные, кто эти люди, которые приезжают на Дальний Восток сегодня? Сколько их? Зачем они едут?

– Традиционно на Дальний Восток приезжали люди с целью заработать и уехать. В регионе сформировалась своеобразная социальная общность. Которая ориентирована на постоянную изменяемость – так называемую "проточную культуру” [термин, предложенный Л.Е. Бляхером в статье Потребность в национализме, или национальное самосознание на дальнем Востоке России, – прим. ER]. Увы, в настоящее время ситуация не изменилась – основная цель приезда на Дальний Восток – решение финансовых вопросов. В территориальной структуре мигрантов, приезжающих на Дальний Восток, преобладают граждане стран СНГ, в первую очередь – Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Армении.

Вхождение отдельных стран в Единый экономический союз расширяет возможности для миграции граждан из стран-участниц Союза (например, Киргизии).

– Какие тренды в отношении миграции иностранных граждан? Из средней Азии? Из Китая?

– В целом сложно говорить о ситуации в целом на Дальнем Востоке, так как ситуация по регионам имеет свои отличия. Строительство объектов к саммиту АТЭС привело к росту числа узбеков в Приморском крае. После завершения строительства, не все из них уехали, тем самым сформировали крупную диаспору. В ЕАО достаточно активно приезжают мигранты из Таджикистана, так как в области они занимают стабильную экономическую нишу, в целом не конкурируя с представителями других диаспор. В Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск) достаточно большое количество мигрантов из Киргизии.

На мой взгляд, число мигрантов из Китая сохраняется на прежнем уровне.

Основные сферы привлечения китайского капитала и мигрантов – сельское хозяйство, строительство, производство.

При этом одним из вариантов привлечения мигрантов в дополнение к утвержденным квотам является привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Чаще всего, в качестве таких специалистов привлекаются менеджеры, руководители предприятий. Однако доля данной категории мигрантов незначительна. При этом оценку миграционных процессов из стран дальнего зарубежья крайне важно проводить с учетом инвестиционной деятельности рассматриваемых стран, так как достаточно распространена практика привлечения иностранных граждан в компании с иностранным капиталом.

– Насколько востребована иностранная рабочая сила на ДВ на фоне девальвации рубля?

– На Дальнем Востоке России сохраняется нехватка трудовых ресурсов. Компенсировать ее за счет внутренних резервов (привлечения работников из других регионов России) маловероятно. Девальвация рубля привела к замене трудовых мигрантов местным населением, но далеко не везде. Стали привлекаться мигранты из КНДР, так как их заработная плата ниже, чем у китайских мигрантов.

Привлечение иностранных работников – это более легкий вариант решения проблемы. Но это краткосрочный вариант. Если мы планируем долгосрочное поступательное развитие российского Дальнего Востока, то надо помнить о необходимости внедрения инновационных малозатратных (в отношении трудовых ресурсов) технологий. Недостаток трудовых ресурсов (в большей степени – низко и среднеквалифицированной, которую и привлекали из-за рубежа) может и должен решаться технологически, а не ручным трудом.

– Сколько сейчас получают на Дальнем Востоке мигранты из Китая? Из Северной Кореи?

– Сложный вопрос, так как не всегда оплата труда мигрантов «прозрачна». Китайским мигрантам работодатели чаще всего на российской территории  выплачивают минимум, установленный законодательно в РФ. Остальную часть работники получают на территории Китая.

Говорить о конкретных суммах не могу, тем более уровень з/п зависит от вида деятельности. Но, например, повар в китайском ресторане получает порядка 200 тыс. руб.

– Как Вы оцениваете перспективу востребованности нормы закона о возможности привлечения иностранных работников на предприятия в ТОРах сверх региональных квот?

– Безусловно, со стороны инвесторов и резидентов ТОРов эта норма будет востребована. Однако вызывает опасение усиления роли трудовых мигрантов при снижении доли местного населения на рабочих местах в ТОРах.  Официальная информация о ситуации на рынке труда дальневосточных регионов и реальная ситуация – могут отличатся.

– Насколько реалистичны цели, заявленные Минвостокразвития, о стабилизации численности населения на уровне 6,2-6,3 млн человек к 2020 году и обеспечения условий для дальнейшего роста до 8 млн человек?

– На мой взгляд, рост численности населения до 8 млн человек маловероятен. Может быть, при условии положительной динамики естественного и миграционного прироста, данная численность населения будет достигнута, но в более удаленной перспективе. Так, максимальная численность населения на Дальнем Востоке была 8,06 млн человек в 1991 г., и снизилась на 2 млн человек за 25 лет. Достижение таких же показателей, но в обратном направлении, за 4 года – нереально, даже исходя из объективных показателей. В современных условиях социально-экономическая ситуация, уровень жизни населения значительно уступают соответствующим показателям в европейской части России, что негативно сказывается на закреплении населения на Дальнем Востоке. Исходя из этого, можно говорить, что при условии реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата, повышения качества жизни в дальневосточных регионах (включая систему здравоохранения, уровня образования, транспорта и т.д.), можно ожидать снижение миграционной убыли населения и стабилизации его численности на уровне 6,2 млн человек.

– Звучали предложения о массовом переселении людей из трудоизбыточный регионов (тот же Северный Кавказ) на Дальний Восток. Это реально?

– Такие предложения звучали, хотят привлечь чуть ли не до 1 миллиона человек, предоставим им возможность получить образование и т.д. Это точно не будет способствовать развитию Дальнего Востока. Надо понимать, что при современной социально-экономической ситуации, низком уровне и качестве жизни на Дальнем Востоке мигранты не будут задерживаться в регионе. Получится, что затраченные средства не достигнут цели – увеличения постоянного населения на Дальнем Востоке России не произойдет.

На мой взгляд, надо повышать привлекательность региона не только с точки зрения получения заработной платы и финансовых выгод, но и с точки зрения выгоды постоянного проживания на его территории. А в этом контексте надо создавать условия для повышения квалификации или получения необходимого образования местным населением, проводить мероприятия льготного приобретения жилья (возможно и в аренду, как на Сахалине), создавать реальные возможности для выезда жителей Дальнего Востока в центральную часть России на отдых.

– Пожалуйста, назовите 3-5 самых главных мер, которые нужно реализовать на Дальнем Востоке в рамках демографической политики.

– Во-первых, решить вопрос о предоставлении услуг здравоохранения в средних и малых населенных пунктах. В настоящее время отмечается нехватка врачей и медицинского персонала. Работающий персонал далеко не всегда проходит курсы повышения квалификации, что негативно сказывается на качестве лечения больных. Высокий уровень смертности можно снизить, проводя раннюю квалифицированную диагностику заболеваний. Строительство федеральных центров не решает проблемы профилактики и лечения заболеваний на начальных стадиях, поэтому крайне важно решать вопросы с доступностью услуг врачей.

Во-вторых, необходимо тщательно мониторить межэтнические отношения в макрорегионе.
 

В национальной структуре регионов Дальнего Востока происходит увеличение доли мигрантов (как с целью трудоустройства, так и с целью постоянного проживания) из стран Средней Азии, что может обострять межэтнические отношения.

В-третьих, необходим мониторинг и контроль за деятельностью резидентов ТОРов. Улучшение экономических показателей не отражает улучшение уровня жизни местного населения и рост привлекательности территории. Если мы говорим о демографической политике, то создание льготных условий для резидентов ТОРов должно приводить к формированию положительного имиджа дальневосточных регионов с точки зрения проживания в них.

Наконец, необходимо постоянно оценивать внутреннюю структуру макрорегиона с точки зрения более активного развития одних территорий и возможного  ослабления, других. Такая трансформация будет требовать мероприятий по переселению людей, их переквалификации и т.д.

– Достаточно ли сейчас разработано мер, чтобы переломить ситуацию?

– Количественно, возможно, достаточно. Важно оценивать качественную составляющую мероприятий. На мой взгляд, проблема заключается в генерализации проблем и путей их решения. Концепция демографического развития Дальнего Востока разрабатывается в целом для макрорегиона. Вместе с тем, субъекты имеют отличия в демографической ситуации. Каждый регион требует индивидуального подхода. Возможно, это сложно в части выполнения, однако только так можно правильно оценить ситуацию и адресно решать проблемы.

Чтобы жить на Дальнем Востоке – его надо любить и знать, что это взаимно. А взаимность может быть создана с помощью мер демографической политики! Реализация программ регионального демографического развития, если не ошибаюсь, финансируется субъектом федерации самостоятельно, а это изначально обрекает слаборазвитые регионы на отрицательный результат.