Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Здоровье на экспорт

На Дальнем Востоке намерены заняться развитием медицинского туризма

Министерство здравоохранения России в ближайшие пять лет намерено серьезно продвинуть отечественную медицину среди иностранных пациентов. Для этого начали формировать концепцию развития экспорта медицинских услуг, коснутся меры и Дальнего Востока. Во Владивостоке в ходе профильной сессии дальневосточного форума «Тихоокеанская Россия – территория здоровья» чиновники, эксперты и руководители клиник обсудили конкурентные преимущества отрасли в привлечении пациентов из Кореи и Китая.

Здоровье на экспорт
Фото: pixabay.com

Семь шагов до пациентов

За развитие стратегии экспорта медуслуг на государственном уровне отвечают Минздрав и Национальный совет медицинского туризма. Его президент Евгений Чернышев отметил, что для этого в регионах реализуют семишаговую модель. Сначала в субъектах должны определиться со списком территорий – доноров пациентов. Речь идет о зарубежных городах, находящихся в близкой доступности от места оказания помощи. 

Минздравы регионов должны внимательно изучить разницу в законодательстве со странами, откуда планируется приезд пациентов, определить сильные профили в оказании медицинской помощи и понять их востребованность для иностранцев. Важно и сравнить ценовые диапазоны на ту или иную услугу, чтобы предложить ее пациенту из другого государства по более привлекательной цене.

«Оценка потенциала экспорта медицинских услуг региона складывается из совокупности возможностей каждой клиники. Надо понимать время, трудозатраты по госзаданию и сколько остается времени и ресурсов, чтобы обслуживать иностранных пациентов. И тогда возникает цифра, сколько мы можем их привлечь – это конечное количество. Становится понятным и бюджет продвижения», – сообщил Евгений Чернышев.

Сейчас к проекту подключился 71 регион страны и более 500 государственных медорганизаций. У лечебных учреждений должна быть определенная инфраструктура: выделенный международный отдел, каналы связи с иностранными пациентами, навигация и логистика на языке будущих клиентов. На язык пациента должны перевести и всю необходимую документацию, чтобы клиент знал, что нужно привезти с собой, кто его встретит в больнице и как до нее добраться.


Из Кореи и Китая

Приморские власти уже определили топ-3 медицинских услуг, которыми регион может заинтересовать иностранных пациентов, прежде всего, проживающих в Корее и Китае. Врио вице-губернатора Приморского края, курирующий вопросы экономики и развития предпринимательства, государственного заказа, туризма Константин Шестаков в своем выступлении отметил, что в Приморье сложилась доступная стоимость медицинских услуг. К этому также можно добавить уникальные российские методики, качественность и безопасность при оказании помощи.

«Есть несколько безусловных позитивных факторов, которые привлекут к нам новые потоки, в том числе с целью медицинского туризма. Прежде всего, это короткий перелет до ближайших крупных агломераций. Еще один немаловажный фактор – стоимость услуг. Например, стоимость лазерной коррекции зрения во Владивостоке дешевле в два раза, чем в Корее или Китае. Мы могли бы продвигать такие услуги, как услуги выходного дня, подстраиваясь под потребности тех туристов, которые уже посещают наш регион. Нужно лишь убедить наших потенциальных клиентов, что это интересное направление. Помимо крабов, архитектуры, европейского города в Азии и событийных мероприятий они могут прилететь к нам за медицинской помощью», – отметил чиновник.

Сейчас краевые власти уже создали видеоролик для туристов из Китая и Кореи. В нем подчеркнуты три направления медтуризма Приморья: check-up (комплексное обследование организма), гинекологический кейс (от ЭКО до деторождения) и офтальмология. Готовы взять на вооружение власти и такие успешные кейсы по раскрутке, как промотуры для иностранных блогеров и создание развлекательных программ по типу «Орел и решка».

Представители турбизнеса отмечают, что в их практике есть положительные примеры оказания медицинской помощи иностранцам в Приморье, которые можно выносить в информационное пространство. Исполнительный директор приморского отделения Российского Союза Туриндустрии Дмитрий Павлов рассказал, что иностранные туристы нередко хвалят уровень государственных и частных приморских больниц.

«У мамы одной из наших китайских туристок случился инфаркт, женщина впала в кому на несколько дней. Ее спас от смерти нейрохирург Первой краевой больницы. Теперь дочь спасенной женщины считает его богом, очень благодарна русской медицине и делает все, чтобы рассказать об этом дома. Главная наша проблема – продвижение, чем мы сейчас и должны заниматься. Китайцы помнят медицину Советского Союза. Можно взять ее за основу, добавить наше высокотехнологичное оборудование, и будет хороший кейс для туристов», – уверен Дмитрий Павлов.

По его словам, если проводить социологический опрос, то по его результатам будет видно, что китайцы предпочтут ехать лечиться в Корею, Сингапур. Прежде всего выбор им отдают из-за большого количества рекламы клиник. Чтобы переменить сложившуюся тенденцию, необходимо проводить промотуры в Приморье для турагентов Китая и Кореи, чтобы показать конкурентные преимущества местной медицины.


От простого к сложному

Владивосток пока не готов оперативно предложить иностранцам высокотехнологичные медицинские услуги, поскольку за короткое время пребывания в городе туристы обращаются за медпомощью только в случае необходимости. Однако, по словам главного специалиста департамента здравоохранения Приморского края Евгении Шутка, в плане оказания высокотехнологичной медицинской помощи у региона есть большой потенциал. Прежде всего, речь идет о стентировании, шунтировании, фотодинамической терапии, оказании медпомощи по гинекологическому профилю.



«Мы можем предложить индивидуальные услуги в перинатальном центре, в Китае – это амбулаторная помощь, капельницы ставят прямо в очереди. В том же Китае в гинекологический кабинет заводят по десять пациенток, а у нас индивидуальный подход. Также мы можем предоставить услугу second opinion. Недавно к нам приезжала гражданка Кореи с диагнозом "онкология молочной железы". На родине ей предложили лучевую терапию, здесь пациентка проконсультировалась со специалистом, ей было рекомендовано оперативное лечение. Наши специалисты могут проконсультировать очно и заочно по результатам анализов и предложить свою схему лечения», – отметила Евгения Шутка.

Принимавшие участие в круглом столе руководители крупнейших медицинских центров – медцентра ДВФУ и перинатального центра, отметили, что доля иностранцев среди пациентов медучреждений пока невысока. Так, за три последних года в ДВФУ прошли лечение 3 583 человека из-за рубежа, однако все они находились в Приморье в отпуске или в деловой поездке. 

При этом обе клиники заточены именно на оказание высокотехнологичной помощи. Специализация медцентра ДВФУ – хирургическая помощь (например, сложные операции на сердце), а перинаталки – оказание индивидуальной помощи роженицам и будущим матерям. В частности, перинатальный центр предлагает комплексное обследование и лечение семейных пар в рамках подготовки к беременности, программы по индивидуальному ведению беременности с ранних сроков с круглосуточным онлайн-консультированием, палаты повышенной комфортности и круглосуточное нахождение там родственников, совместное пребывание с ребенком в палате повышенной комфортности уже после родов.


Частники к приему готовы

Крупные частные медицинские компании также намерен включиться в борьбу за новых клиентов. Генеральный директор ООО «Фальк Медикал Владивосток» Юлианна Пожиткова в разговоре с корр. EastRussia отметила, что сегодня частный бизнес готов начать массово работать с иностранцами.

«Частная клиника подразумевает сервис, скорость и персонализированность. Мы сделали навигацию на английском языке, работаем над переводом документации и над новым сайтом. Пока нет большого потока пациентов, есть возможность подготовиться», – отметила Юлианна Пожиткова.

По ее словам, стоимость пластических операций в клинике в два раза дешевле, чем в Корее. В «Фальк Медикал Владивосток» действует чек-ап – конструктор, отличный от тех, которые приняты в других медучреждениях Приморья. Там также есть определенная база обследований, но после беседы с терапевтом пациент может добавить в нее дополнительные, если в семье есть генетическая склонность к определенным заболеваниям.

«Сейчас есть задание, есть ответственные за его реализацию, нас рассматривают как достойную площадку, поэтому мы готовы сотрудничать. Еще один важный момент, о котором почему-то умалчивают – российский пациент не богатеет, три года назад в частной медицине он мог себе позволить больше, чем сейчас. Сейчас есть недостаток российских пациентов, и появилась возможность заполнить эту нишу иностранцами. Это хороший коммерческий момент», – уверена руководитель клиники.

Однако представители частных клиник видят определенные подводные камни, которые могут помешать развитию экспорта медицинских услуг. Один из экспертов, на правах анонимности в разговоре с корр. EastRussia отметил, что навязанное администрирование, которое налагается на государственные учреждения, вынужденные в приказном порядке заниматься этим вопросом, для бизнеса неприемлемо. И если государственные клиники в любом случае получат деньги для выполнения госзадания, то у частного бизнеса такой возможности просто нет. Также для развития медицинского туризма в Приморье требуется, чтобы эта тема была закреплена на уровне межправительственных договоренностей.

«В Китае есть внутренняя негласная политика – власти не приветствуют медицинский туризм в нашу страну. Нужен именно уровень межправительственных договоренностей. В частном порядке сделать это не получится. С другой стороны, очень хорошо, что государство сегодня вернулось к этому вопросу. Но вот только Корея занимается экспортом медицинских услуг15 лет. Мы очень сильно отстаем, как и наше представление об этом процессе. Нам придется изучать опыт этих стран. Бизнес давно об этом думает, но почему государство только сегодня проснулось?», – недоумевает эксперт.

При этом он добавляет, что развитая приморская медицина – одна из конкурентных особенностей региона. Даже самую «сложную» больницу Владивостока трудно сравнить с любой китайской, где наблюдаются постоянные очереди и нет никакой приватности.