Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Solar stations in Yakutia and wind farms in Kamchatka as a symbol of Russia's new energy industry - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Green giant will wake up from the East

Solar stations in Yakutia and wind farms in Kamchatka as a symbol of the new energy of Russia

Green giant will wake up from the East

Head of the IFC Program for the Development of Renewable Energy in Russia Patrick Willems - on the proven economic effectiveness of Far Eastern RES projects, as well as their significance for the rest of the country.

At the end of February, news agencies passed the news that OJSC RAO Energy Systems of the East entered into a partnership agreement with the Khabarovsk Territory. Earlier, similar agreements were concluded with Yakutia, Primorye and Kamchatka Krai. The documents are signed against the background of the intensive development of the corporate program “RAO Energy Systems of the East” for the construction of renewable energy facilities. According to leading industry experts, it is in the Far East that energy, in cooperation with regional authorities, is able to achieve the most significant progress in the field of renewable energy sources (RES). An EastRussia.Ru correspondent met with Patrick Willems, head of the International Finance Corporation's Program for the Development of Renewable Energy Sources in Russia, one of the key ideologists of green energy in our country.

- Mr. Willems, many of your colleagues consider you a real romantic - to come to the oil and gas country to lobby for the development of cheap renewable energy. You called your first program report "Awakening the Green Giant". Did the giant wake up?

- Unfortunately, the giant is still in hibernation. But what is gratifying - today it is trying to wake up not only IFC. Thanks to the multitude of conferences, seminars and other events that have been systematically held recently in Moscow and in the regions, we have a lot of allies in this topic. And with the help of companies' efforts in the Belgorod region, Siberia and the Far East, we were able to see even small but effective examples of retail generation based on renewable energy sources. Solar stations in Yakutia, wind farms in Kamchatka - it's all day today. And this gives confidence that tomorrow the green giant (and so we call Russia because of its completely unique resources in the field of renewable energy) will finally wake up.

- In the first reports and researches on RES theme, which IFC presented in Russia, practically nothing was said about the potential of isolated territories. Now rhetoric has changed - now the isolated areas of the Far East recognize a certain leadership. At what point did you see this potential?

- I admit that we were wrong. We did not immediately see that in isolated areas renewable energy will develop at a faster rate. Although, if we look at the context, it was not only our delusion, caused primarily by how the Russian government set the targets for the development of renewable energy. In 2010, we lived in the logic that to 2020 year in the country 4,5% of electricity should be produced from renewable sources. This is approximately 15 GW of power. And the maximum potential, which at this time can be "assembled" for isolated systems, is 1 GW. So if you take for the truth the development of the giant industry of alternative energy in the shortest possible time - this 1 GW can go for error. As, actually, we did.

- That is, time to pay attention to isolated systems prevented an excessively large-scale approach at the federal level?

- When we realized that the goal in 4,5% can be treated flexibly - we changed our program. We began to look for where “green” projects can be cost-effective now. Look for conditions in which the presence of surcharges from the state or market will not be a determining factor for the development of renewable energy. In our opinion, precisely such conditions have developed in many energy-insulated regions of the regions of the Russian Federation.

- What is the economic efficiency?

- Do you know what the cost of electricity in isolated areas of the Far East? Here are a few Yakut villages: Yutschui - 33,77 rub / kWh, Deputy - 27,25 rub / kWh, Yunkure - 54 rub / kWh. I can say with full confidence that when you put hybrid equipment to these and many other points, the savings on diesel fuel will not only pay back your investment, but also leave an additional effect that can be used to reduce government subsidies to support diesel. energy in isolated energy regions.

So, unlike projects in the wholesale market zone where "green" electricity is more expensive than the market, here - in the Far East, Siberia, the Far North - renewable energy technologies are on the contrary cheaper than existing production.

- RAO ES of the East announces a large-scale program for the construction of renewable generation facilities in isolated areas - more than one hundred solar stations, several dozen wind power projects ...

- Of course, this is not the green giant, which we initially talked about in our work. I repeat - the potential of renewable energy in isolated areas is minimal against the background of the effect that the Russian state can get if it systematically approaches the development of “green” technologies. However, you are right: Siberia and the Far East give us today the most important thing - concrete examples of how solar, wind and geothermal stations work. These local examples, even if they are small, will necessarily entail a change in attitude towards renewable energy at the regional and federal levels.

For me, for example, it is gratifying to note the fact that the Minister of Energy of the Russian Federation, Alexander Novak, several times publicly stated that renewable energy projects in isolated areas are cost-effective. And in November last year, at the ENES exhibition in Gostiny Dvor, our colleagues from the Tomsk region were able to tell in detail about the results of a joint study by the IFC and the Tomsk Center for Resource Conservation and Energy Efficiency to the Prime Minister of the Russian Federation, Dmitry Medvedev.

- How are your optimism supported by technology and equipment manufacturers? Still, our climate, and especially - our harsh Mother Winter, has ruined far more than one good initiative.

- Let's be realistic. Where in the world remains the great potential for the development of renewable energy? Only four countries - Brazil, India, South Africa and Russia. Therefore, for any manufacturer, the Russian market is potentially a leap in development. And the climatic features of Russia are rather not a limitation, but an ambitious challenge for market leaders.



Another thing is that the initiative can be ruined not by the climate, but excessive regulation of the industry. Of course, the requirements that Russia has legally established for renewable energy projects in the wholesale market zone have significantly reduced the enthusiasm of manufacturers. This is primarily about the requirements for localization - the announced requirements are very difficult to fulfill within the specified time frame. Moreover, it should be performed qualitatively so that the technology worked efficiently, and not so that it had to be debugged in a day.

Proceeding from this, a powerful stimulus from the federal government would be a signal to the community of renewable energy enthusiasts that the government really intends to develop this market. There are not enough words and legislation - it is necessary to express real intentions around which it will be possible to do something.

For example, we expect that our own regulatory framework will also be established for projects in isolated energy districts. And we do not yet know whether there will be localization requirements, and if so, to what extent. Too high demands can harm the development that is now underway. Isolated systems can remain a kind of free “testing ground”, where you can try out new approaches and solutions, test new equipment, and so on.

- And what specific steps do you think the regions should take in order to support the nascent direction of renewable energy?

- It must be bold decisions. Renewable energy is a fairly new sphere for Russia, and here the result is far from always the same as the calculations that were originally laid. We expect the authorities of political courage and willingness to share the risks of failure.

Speaking of specific decisions, I want to focus on three aspects. Firstly, each region has its own energy efficiency program, which can also include renewable energy projects. It seems to me that the regions should more actively use this tool in the development of green energy projects.

Secondly, regions can help investors get tariff solutions for a period longer than one year. The current tariff policy, alas, is the main obstacle to the participation of financial institutions in renewable energy projects. No financial institution is ready to finance such projects where the tariff is known for only one year. On the contrary, if the project includes a long-term tariff, a number of potential lenders will willingly join in the work.

And thirdly, the best thing that regional authorities can do is to preserve the subsidies that they give today for diesel fuel to those companies that want to build generation facilities on renewable sources, thus creating a source for return on investment and income generation . And here the example extends not only to the Far East - similar mathematics is applicable in the Tomsk region. If Tomsk guarantees that all fuel economy, which the operator will achieve in a separate isolated energy unit, it will receive as revenue - we will receive intensive development of renewable energy in this region. Even in spite of the fact that diesel fuel costs less here than in Yakutia or Kamchatka.

- And for how many years should the regions guarantee the preservation of fuel subsidies for the success of projects?

- They should guarantee this for the period of investment return, in reality - 7-10 years.

- Then tell me, what kind of income are you willing to consider fair in this market?

- The answer depends more on the level of inflation and economic growth in the country. I believe that today the normal income is about 12%. In Russia, many require much more, but I believe that this figure is fair.

- So these 12% are you ready to defend?

- Why am I only prepared for these 12% - because you understand that all projects are financed partly from own, partly from borrowed capital. And in principle, if we look at how much equity capital can be received here, the indicator can be much more interesting. We are talking about the income of 18% or more per net worth.

- Still, not such a profitability that investors are lining up.

"But one that, in our opinion, will allow real changes in the generation structure, partially replacing the generation of diesel power stations from renewable sources. Moreover, besides commercial interests for business, there are understandable expectations of the state. After all, budget money is currently used as subsidies for energy in isolated areas. And the region is quite interested in giving the business the guarantees of an interesting project, so that after the payback period it is possible to reduce subsidies.

- Since last summer, the IFC Program for the Development of Renewable Energy in Russia has been conducting a large interregional study of the potential of green energy in the Far East. Are you ready to share the first results? How did they meet your expectations?

- We are not ready to announce the results - the research is not quite finished. In addition, this is not only our work, it is a joint project with OAO RAO Energy Systems of the East, and we will need to decide together to what extent the results of the research will be public.

- One more question. The peculiarity of all programs of the International Finance Corporation is that they are finite. When the IFC Program for RES Development in Russia ends, and what will happen next?

“I have good news here.” In principle, the program was supposed to end this year. But we were able to prove to managers and partners that we had just begun to receive the first serious results of our work. The key partner of our Program, the Global Environment Facility, agreed with our findings, and the Program has been extended to 30 in June of 2016.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Зеленого великана будут будить с Востока

Солнечные станции в Якутии и ветровые на Камчатке как символ новой энергетики России

Зеленого великана будут будить с Востока

Руководитель Программы IFC по развитию возобновляемой энергетики в России Патрик Виллемс – о доказанной экономической эффективности дальневосточных проектов ВИЭ, а также об их значении для остальной страны.

В конце февраля по информагентствам прошла новость о том, что ОАО «РАО Энергетические системы Востока» заключило партнерское соглашение с Хабаровским краем. Ранее подобные соглашения были заключены с Якутией, Приморьем и Камчатским краем. Документы подписываются на фоне интенсивного развития корпоративной программы «РАО Энергетические системы Востока» по строительству объектов возобновляемой энергетики. По словам ведущих экспертов отрасли, именно на Дальнем Востоке энергетики во взаимодействии с региональными властями способны добиться наиболее значимого прогресса в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Корреспондент EastRussia.Ru встретился с Патриком Виллемсом, главой Программы Международной финансовой корпорации по развитию ВИЭ в России, одним из ключевых идеологов «зеленой» энергетики в нашей стране.

– Господин Виллемс, многие ваши коллеги считают вас настоящим романтиком – приехать в нефтегазовую страну, чтобы лоббировать развитие далеко не дешевой возобновляемой энергетики. Свой первый программный доклад вы назвали «Пробуждение зеленого великана». Проснулся великан?

– К сожалению, великан пока в спячке. Но что отрадно – сегодня его старается разбудить уже не только IFC. Благодаря множеству конференций, семинаров и других мероприятий, которые в последнее время систематически проходят в Москве и в регионах, в этой теме у нас появилось много союзников. А с помощью усилий компаний в Белгородской области, в Сибири и на Дальнем Востоке мы смогли увидеть пусть и небольшие, но эффективно работающие примеры розничной генерации на основе возобновляемых источников энергии. Солнечные станции в Якутии, ветровые на Камчатке – это все уже день сегодняшний. И это дает уверенность в том, что завтра зеленый великан (а так мы называем Россию ввиду ее совершенно уникальных ресурсов в области возобновляемой энергетики) окончательно проснется.

– В первых докладах и исследованиях по теме ВИЭ, которые IFC представило в России, практически ничего не говорилось о потенциале изолированных территорий. Сейчас риторика изменилась – теперь за изолированными районами Дальнего Востока признается определенное лидерство. В какой момент вы смогли разглядеть этот потенциал?

– Я признаю, что мы ошибались. Мы не сразу увидели, что в изолированных районах возобновляемая энергетика будет развиваться опережающими темпами. Хотя, если смотреть контекст, это было не только наше заблуждение, вызванное в первую очередь тем, как устанавливало цели по развитию ВИЭ российское правительство. В 2010 году мы жили в логике, что к 2020 году в стране 4,5% электроэнергии должно производиться из возобновляемых источников. Это приблизительно 15 ГВт мощности. А максимальный потенциал, который в данное время можно «собрать» по изолированным системам, – 1 ГВт. Так что если принимать за истину развитие гигантской индустрии альтернативной энергетики в кратчайшие сроки – этот 1 ГВт может сойти за погрешность. Как, собственно, у нас и получилось.

– То есть вовремя обратить внимание на изолированные системы помешал чересчур масштабный подход на федеральном уровне?

– Когда мы поняли, что к цели в 4,5% можно гибко относиться – мы изменили нашу программу. Мы стали искать, где «зеленые» проекты могут быть экономически эффективны уже сейчас. Искать условия, в которых наличие надбавок со стороны государства или рынка не будет определяющим фактором для развития возобновляемой энергетики. На наш взгляд, именно такие условия сложились во многих энергоизолированных районах регионов Российской Федерации.

– Из чего складывается экономическая эффективность?

– Вы знаете, какова себестоимость электроэнергии в изолированных районах Дальнего Востока? Вот несколько якутских сел: Ючюгей – 33,77 руб/кВт-ч, Депутатский – 27,25 руб/кВт-ч, Юнкюр – 54 руб/кВт-ч. Я могу с полной уверенностью говорить, что, когда в эти и во многие другие точки вы поставите гибридное оборудование, экономия по дизельному топливу не только полностью окупит ваши инвестиции, но и оставит дополнительный эффект, который может быть направлен на снижение государственных субсидий на поддержку дизельной энергетики в изолированных энергорайонах.

Так что в отличие от проектов в зоне оптового рынка, где «зеленое» электричество выходит дороже рынка, здесь – на Дальнем Востоке, в Сибири, на Крайнем Севере – технологии ВИЭ наоборот оказываются дешевле существующего производства.

– РАО ЭС Востока заявляет о масштабной программе строительства объектов возобновляемой генерации в изолированных районах – более ста солнечных станций, несколько десятков ветроэнергетических проектов…

– Конечно, это не тот зеленый великан, о котором мы изначально говорили в нашей работе. Я повторюсь – потенциал возобновляемой энергетики в изолированных районах минимальный на фоне того эффекта, который может получить российское государство, если системно подойдет к развитию «зеленых» технологий. Однако вы правы: Сибирь и Дальний Восток дают нам сегодня самое главное – конкретные примеры того, как работают солнечные, ветровые и геотермальные станции. Эти локальные примеры, пусть даже небольшие, обязательно повлекут за собой изменение отношения к возобновляемой энергетике и на региональном, и на федеральном уровне.

Для меня, например, отрадно отмечать тот факт, что министр энергетики Российской Федерации Александр Новак несколько раз публично заявлял о том, что проекты ВИЭ в изолированных районах экономически эффективны. А в ноябре прошлого года на выставке ENES в Гостином Дворе наши коллеги из Томской области смогли подробно рассказать о результатах совместного исследования IFC и Томского центра ресурсосбережения и энергоэффективности председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву.

– Насколько ваш оптимизм поддерживают производители технологий и оборудования? Все-таки наш климат, а особенно – наша суровая матушка-зима сгубили далеко не одну благую инициативу.

– Давайте будем реалистами. Где в мире остается большой потенциал развития возобновляемой энергетики? Только четыре страны – Бразилия, Индия, ЮАР и Россия. Поэтому для любого производителя российский рынок – это потенциально скачок в развитии. И климатические особенности России – скорее не ограничение, а амбициозный вызов для лидеров рынка.

Другое дело, что инициативу может сгубить не климат, а чрезмерная зарегулированность отрасли. Безусловно, те требования, которые законодательно установила Россия в отношении проектов возобновляемой энергетики в зоне оптового рынка, существенно убавили энтузиазм производителей. Речь идет в первую очередь о требованиях к локализации – объявленные требования очень трудно выполнить в указанные временные рамки. Тем более выполнить качественно, чтобы технология эффективно работала, а не так, чтобы ее через день приходилось отлаживать.

Исходя из этого, мощным стимулом со стороны федерального правительства был бы сигнал сообществу энтузиастов возобновляемой энергетики о том, что правительство действительно намерено развивать этот рынок. Недостаточно слов и законодательства – необходимо выразить реальные намерения, вокруг которых можно будет что-то сделать.

Например, мы рассчитываем, что для проектов в изолированных энергорайонах будет также установлена своя нормативная база. И мы пока не знаем, будут ли там требования к локализации, и если да, то в каком объеме. Чересчур высокие требования способны навредить тому развитию, которое сейчас идет. Изолированные системы могут оставаться неким свободным «полигоном», на котором можно опробовать новые подходы и решения, обкатывать новое оборудование и так далее.

– А какие конкретные шаги по-вашему должны предпринять регионы, чтобы поддержать зарождающееся направление возобновляемой энергетики?

– Это должны быть смелые решения. Возобновляемая энергетика – это достаточно новая для России сфера, и здесь далеко не всегда результат будет соответствовать тем расчетам, которые изначально закладываются. Мы ожидаем от властей политического мужества и готовности разделить риски неудачи.

Говоря о конкретных решениях, я хочу остановиться на трех аспектах. Во-первых, каждый регион имеет свою программу по энергоэффективности, в которую можно включить также проекты по возобновляемой энергетике. Мне кажется, что регионы должны более активно использовать этот инструмент в развитии проектов «зеленой» энергетики.

Во-вторых, регионы могут помочь инвесторам получить тарифные решения на срок более одного года. Нынешняя тарифная политика, увы, является главным препятствием для участия финансовых институтов в проектах возобновляемой энергетики. Никакая финансовая организация не готова финансировать такие проекты, где тариф известен только один год. Напротив, если в проекте фигурирует долгосрочный тариф – к работе охотно подключится целый ряд потенциальных кредиторов.

Ну и в-третьих, самое хорошее, что могут сделать региональные власти – это сохранить те субсидии, которые они сегодня дают на дизельное топливо, тем компаниям, которые хотят строить объекты генерации на возобновляемых источниках, создав таким образом источник для возврата инвестиций и получения дохода. И здесь пример распространяется не только на Дальний Восток – аналогичная математика применима и в Томской области. Если Томск гарантирует, что всю экономию по топливу, которой оператор добьется в отдельном изолированном энергоузле, он получит в качестве дохода – мы и в этом регионе получим интенсивное развитие возобновляемой энергетики. Даже несмотря на то, что дизельное топливо тут стоит меньше, чем в Якутии или на Камчатке.

– А на сколько лет регионы должны гарантировать сохранение топливных субсидий для успеха проектов?

– Они должны гарантировать это на период возврата инвестиций, реально – 7-10 лет.

– Тогда скажите, а какой доход вы готовы считать справедливым на этом рынке?

– Ответ больше зависит от уровня инфляции и роста экономики страны. Я считаю, что на сегодняшний день нормальный доход – около 12%. В России многие требуют намного больше, но я считаю, что именно эта цифра справедлива.

– То есть эти 12% вы готовы защищать?

– Почему я готов только на эти 12% – потому что вы понимаете, что все проекты финансируются частично из собственного, частично из заемного капитала. И в принципе, если мы посмотрим, сколько здесь может получать собственный капитал, то показатель может быть гораздо интереснее. Мы говорим о доходе 18% и более на собственный капитал.

– Все-таки не такая доходность, чтобы инвесторы в очередь выстраивались.

– Но такая, которая позволит, на наш взгляд, добиться реальных изменений в структуре генерации, частично заместив выработку дизельных станций энергией из возобновляемых источников. Тем более что, помимо коммерческих интересов для бизнеса, здесь есть и понятные ожидания государства. Ведь именно бюджетные деньги в данный момент используются в качестве субсидий на энергетику в изолированных районах. И регион вполне заинтересован дать бизнесу гарантии интересного проекта, чтобы по истечении срока окупаемости иметь возможность сократить субсидии.

– С лета прошлого года Программа IFC по развитию ВИЭ в России ведет крупное межрегиональное исследование потенциала «зеленой» энергетики на Дальнем Востоке. Готовы ли вы поделиться первыми результатами? Насколько они оправдали ваши ожидания?

– Результаты объявлять мы не готовы – исследование не совсем закончено. Кроме того, это не только наша работа, это совместный проект с ОАО «РАО Энергетические системы Востока», и нам совместно надо будет определиться, в какой мере результаты исследования станут публичными.

– Еще один вопрос. Особенность всех программ Международной финансовой корпорации заключается в том, что они конечны. Когда завершается Программа IFC по развитию ВИЭ в России, и что будет дальше?

– Здесь у меня хорошие новости. В принципе, Программа должна была завершиться уже в текущем году. Но мы смогли доказать руководителям и партнерам, что только-только начали получать первые серьезные результаты нашей работы. Ключевой партнер нашей Программы – Глобальный экологический фонд – согласился с нашими выводами, и срок действия Программы продлен до 30 июня 2016 года.