Сахалину нужно 100 тысяч экологичных авто, но с оглядкой на санкции
Перспективы развития «зеленого» транспорта в островном регионе обсудили на тематическом форуме. Эксперты сошлись во мнении: работа на снижение парникового эффекта должна быть выстроена с учетом действующей экономической ситуации.
Выездная сессия ВЭФ, посвященная экологическому транспорту, состоялась на Сахалине 8 июля. Вопросы, которые подняли приглашенные эксперты, затрагивают громкий федеральный проект — достижение углеродной нейтральности. Сахалинская область вошла в пилотную программу, целью которой является снижение выбросов СО2 в атмосферу. И около пятой части объемов углекислоты можно нейтрализовать за счет массового перехода на «зеленые» виды топлива. Зампред правительства Сахалинской области Олег Попов, открывая III Дальневосточный форум экологичного транспорта, напомнил об этом.
«С 2021 года Сахалинская область включена в пилотный эксперимент по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. И в связи с этим предусмотрен комплекс мер по достижению углеродной нейтральности на островах. Поэтому мы значительное внимание уделяем развитию газомоторной транспортной сети, расширению сети заправок для электромобилей, а также вопросам производства водородного топлива. Все это вносит существенный вклад в достижение статуса углеродно-нейтрального региона», — подчеркнул зампред Попов.
Сахалинская область к лету 022 года стала одним из регионов-лидеров России по переводу транспорта на газомоторное топливо, отметил чиновник. Кроме того, на островах развивается электрозаправочная сеть, но все же хочется видеть на улицах городов больше «зеленых» авто. Кроме того, пора всерьез рассуждать и о применении метан-водородной смеси, которая в качестве топлива набирает популярность на Западе. ИА EastRussia уже писало о том, что на водородные проекты Сахалин возлагает большие надежды, несмотря на очевидные сложности и туманные перспективы.
В рамках диалога модератор форума, директор по консалтингу в секторе «Газ и химия» VYGON Consulting Дмитрий Акишин поинтересовался, на какие инициативы по развитию электро- и газомоторного транспорта сахалинцы и курильчане могут рассчитывать уже сейчас. Министр энергетики области Михаил Гузенко озвучил действующие меры поддержки: ими могут воспользоваться как физлица, так и представители бизнеса. Среди пунктов списка возможной помощи — в основном деньги в виде компенсаций из островного бюджета. Но есть и другие бонусы.
«Для граждан, которые переоборудуют свои автомобили на газомоторное топливо, мы предоставляем льготу на транспортный налог: они платят на 50% меньше. Кроме того, стопроцентно — но не более чем на 150 тысяч рублей — компенсируем затраты на переоборудование транспорта под газомоторное топливо», — рассказал Гузенко.
Предприятия, которые переводят свой транспорт на метан, также получают 50%-ю скидку на автомобильный налог. Кроме того, им возмещают от 70 до 90 процентов затрат на покупку нового газомоторного транспорта и переоснащение старого, если эта техника предназначена для сельскохозяйственных работ или задействована в пищевой промышленности. До 70% расходов на замену двигателя на газомоторный компенсируют всем предприятиям вне зависимости от отрасли — но не более 150 тысяч рублей на единицу авто. А еще бизнес может претендовать на сниженную ставку лизинга транспорта — всего 5%.
На особые преференции могут претендовать предприниматели, которые вносят вклад в развитие газозаправочной инфраструктуры на островах. Им достаются участки земли под АЗС без торгов. Если бизнесмен покупает передвижной автозаправщик, ему компенсируют 50% трат, а если оборудует полноценную станцию в рамках инвестпроекта, то получает 38 млн рублей. Кроме того, стоимость техники возместят сервисным центрам, которые переоборудуют транспорт на газомоторное топливо.
Все вышеперечисленные меры поддержки разрабатывали для привлечения инвесторов: Сахалинская область, по словам Гузенко, должна добиться серьезных результатов в переводе на экологически чистый транспорт к 2025 году. Около 100 тысяч единиц авто — а это половина от зарегистрированных сегодня — нужно переоборудовать на метан и другие виды «зеленого» топлива. Речь идет не только о личной, но и о промышленной технике, причем большая часть задачи касается южных районов Сахалина.
К 2022 году в регионе насчитали 3,1 тысячи газовых авто. Что касается электромобилей, это пока штучная история, хотя на островах, по словам министра энергетики, делают все, чтобы мотивировать население выбирать экологически чистый транспорт. На сегодняшний день по Сахалину курсируют 7 передвижных газовых заправщиков, работают два стационарных комплекса. К 2025 году эти цифры увеличатся до 8 и 11 соответственно. Кроме того, в 10 раз планируют увеличить сеть электрозаправок — от 106 единиц сегодня до 500 к 2023 году и до 1 000 — к 2025-му. По мнению Гузенко, это достижимые показатели.
«Хочу отметить: мы вошли в федеральный список приоритетных территорий по развитию электрозарядной инфраструктуры, в 2022 году на территории Сахалинской области поставят и быстрозарядные станции — 35 штук, каждая по 150 кВт. Это все стимулы для развития электротакси, электрокаршеринга. Это сигнал обществу: можно пересаживаться на электромобиль», — подчеркнул глава минэнергетики Сахалинской области.
Необходимость развития электрозаправочной инфраструктуры отметила и глава российской Ассоциации развития электромобильного, беспилотного, подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Она напомнила, что переоборудовать автомобиль на электрозарядность заметно дешевле, чем на газомоторное топливо: стоимость запчастей начинается от 40 тысяч рублей. А вот с регулярной зарядкой такого авто все сложнее: станций не хватает. В пример Гордеева привела банальные для современных россиян истории, когда владельцы электрокаров, чтобы зарядить своего «железного друга», спускают толстый кабель во двор из окна квартиры.
«Оптимальная формула, на наш взгляд, — одна зарядная станция на 10 электромобилей», — озвучила Ия Гордеева.
России, как и Сахалинской области, есть куда расти в этом направлении, отметила эксперт. В нашей стране около 5 тысяч заправок для электрокаров, в то время как в маленьких Нидерландах их 45 тысяч, а в КНР — перевалило за миллион. Поэтому, уверена Гордеева, работать есть над чем, если власти хотят и дальше продвигать электромобили как тренд «зеленого» транспорта.
Вице-президент АО «Русатом Оверсиз» Антон Москвин отметил: электромобили все же имеют ряд минусов. И поэтому стоит обратить внимание на водородный транспорт.
«У электротранспорта есть свои недостатки. Главный — продолжительность зарядки и небольшая продолжительность пробега. Особенно это критично для коммерческого транспорта. Для муниципального тоже. Поэтому сейчас, в том числе в европейских странах, на передовое место начинает выходить водородный транспорт. У него свои плюсы. Зарядить можно за минуты, в отличие от электромобилей. Кроме того, пробег больше: на водородном топливе машина может проехать до тысячи километров, в то время как электромобиль — максимум 500», — уточнил Антон Москвин.
Главные производители водородных автомобилей на данный момент — корейская корпорация Hyundai и японская Toyota. Они поставляют экологичный транспорт в страны всего мира. Поэтому в ближайшие несколько лет не исключено, что и на Сахалине появятся автомобили на водородном топливе. Правда, по мнению Москвина, о такой перспективе еще нужно долго размышлять. Антироссийские санкции и заявления Японии об отказе от экспорта в РФ продукции своего автопрома накладывают определенные ограничения.
С сопутствующими сложностями неизбежно столкнутся и проекты развития инфраструктуры заправочных станций, ремонта и текущего сервиса для «зеленого» транспорта, уверены эксперты форума. Поэтому, как бы активно в Сахалинской области не развивали это направление, нельзя не оглядываться на текущую экономическую обстановку. А это означает поиск альтернативных поставщиков и налаживание постоянных логистических каналов. В противном случае масштабный проект внедрения экологического транспорта попросту не оправдает тех затрат, которые несет сахалинский бюджет, продвигая его в массы.
Олег Леккер