Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Земли мало!

Хватит ли всем желающим россиянам гектаров на Дальнем Востоке?

Интенсивная подготовка к реализации инициативы по предоставлению земельных участков на Дальнем Востоке рождает парадоксы. По мнению ряда экспертов, предыдущие публичные оценки в 150 — 300 млн гектаров свободных земельных участков были завышены. Так как, несмотря на среднюю плотность населения в макрорегионе 1 чел./кв километр, в реальности земля не просто «хозная», но и активно используется.

Земли мало!
Один олень 40 переселенцев стоит

Не остался незамеченным тот факт, что законопроект о «дальневосточном гектаре», разработанный Минвостокразвития России, вызвал бурную и неоднозначную реакцию общественников в Якутии. Опрошенные EastRussia эксперты связывали чрезмерную активность активистов как с деятельностью местных оппозиционных сил (якобы, курируемых депутатом Госдумы Федотом Тумусовым), так и с некоторым попустительством местных властей.

Как бы то ни было — но Якутия внесла наибольшее количество предложений и поправок к тексту законопроекта. По информации EastRussia, поправки представлялись параллельно по линии Государственного собрания Ил Тумэн, Правительства Якутии, Общественной палаты Республики. Во многом предложения пересекались: это касалось, например, установления запрета на выделение земельных участков на территориях традиционного природопользования; преодоления так называемого «цифрового неравенства» (отсутствие интернета в населенных пунктах республики лишает граждан возможности заявляться на электронном сервисе).

При этом в конце прошлого года в своём интервью председатель постоянного комитета парламента Якутии по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев предложил, чтобы регионы сами определяли, каким образом и какие земли предоставлять для реализации закона «О Дальневосточном гектаре». Так как, имея всю необходимую информацию, они смогут лучше принимать те или иные решения по предоставлению земель в рамках программы дальневосточного гектара.

Некоторые общественные активисты, если не брать во внимание их политические лозунги, говорили о том, что в Якутии земли ... мало, поэтому и раздавать нечего. Логика убедительная: в условиях сурового северного климата Якутии, существования на её территории вечной мерзлоты и очень хрупкой экосистемы, в республике выработаны уникальные виды традиционного северного природопользования и хозяйствования (табунное коневодство, оленеводство и содержание крупного рогатого скота в зимнее время в стойловых помещениях). Олени и лошади пасутся, свободно передвигаясь на пастбищах, самостоятельно добывая себе корм летом и зимой. Для этого требуются круглогодично действующие, самовосстанавливающиеся просторные пастбища. Для рационального ведения хозяйства на территории республики в свое время даже были разработаны научно-обоснованные нормативы землепользования для разведения сельскохозяйственных животных.

Так, по нормативам на одного оленя должно приходиться не менее 40 га пастбищ, на одну лошадь — 16 га земли. То есть стаду из 100 голов оленей для пропитания необходима территория в 40 кв километров, а аналогичному табуну лошадей — 16 кв километров.

Все эти территории, по мнению общественников, представляют собой угодья общего пользования и в связи с этим в кадастровом учете не отражены. Также как не учтены охотничьи и рыболовные угодья, места сбора дикоросов, промысловые территории, земли традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. По инициативе общественников, все эти земли должны быть выведены из-под действия закона. «У нас вся территория Якутии — родовая земля, традиционное пользование», — не раз утверждали активисты. Основной идеей, на базе которой даже была сформулирована идея о референдуме, стало исключение Якутии из состава регионов, в которых будет действовать закон.

Еще один занимательный тезис якутских общественников связан с «неблагонадежностью» собственного населения. Как следует из резолюции Общественной палаты республики, «в силу того, что раздача земли в частную собственность предполагает действие вторичного рынка, в условиях экономического кризиса, безработицы, низкого заработка сельских жителей, бесплатно розданные земли со временем будут проданы за копейки и перейдут в собственность финансовых структур за невозвращенные кредиты. Тогда как без сельскохозяйственных земель и лесного фонда коренным народам в условиях рынка просто не выжить». А раз так — на Севере Якутии земли сельскохозяйственного назначения не должны продаваться и служить залогом под кредиты, а должны регулироваться специальным законом, соответствующим содержанию ст. 9 Конституции РФ.

В целом активность якутских общественников была не только регулярной, но и весьма заметной — в частности, одним из запоминающимся их выступлений был пикет на сорокаградусном морозе в день приезда в регион вице-премьера Юрия Трутнева. Но, как бы то ни было, в настоящее время очевидно, что протестная волна, вызванная в Якутии законопроектом «О Дальневосточном гектаре», идет на спад.

В одном из своих последних выступлений глава республики Якутия Егор Борисов отметил, что власти республики, разрабатывая свод поправок к законопроекту Минвостокразвития, стремились сделать его, с одной стороны, полезным для местных жителей и территории Якутии, с другой стороны — сделать его безвредным для республики. И в настоящее время ими продолжается работа по разработке предложений по совершенствованию проекта закона.

По его словам, сегодня, благодаря усилиям якутских властей, из состава территорий, на которые распространяется действие законопроекта, исключены такие якутские территории, как особо охраняемые зоны, традиционные места проживания северных народов, районы залегания полезных ископаемых. Таким образом, сейчас более 60% территории республики исключено из-под действия законопроекта. Также, в законопроекте теперь предусматривается использование лесного фонда республики только в качестве ЛПХ или в целях ведения сельского хозяйства.

Глава Якутии также отметил, что единственное, в чем якутским властям не удалось добиться успеха, так это в вопросе распространения законопроекта на охотничьи угодья республики. Их предложение по исключению этих угодий из состава территорий распространения законопроекта пока не подержано федеральными ведомствами, так как данный вопрос непосредственно в сфере землепользования не лежит.



Что раздаем — покажет карта

Едва ли не основным элементом программы по предоставлению гектара, по замыслу разработчиков, является уникальная электронная система — карта, размещенная в интернете, на которой пользователи смогут «кликами» выбирать себе участки по вкусу. Система разрабатывается по заказу Минвостокразвития IT-компанией Prognoz. По словам заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Сергея Качаева, в данный момент в интерактивный сервис по предоставлению земельных участков вносится уточняющая информация о том, какие территории попадают под действие законопроекта, а какие — нет.

«На ресурс заносится информация о территориях, не подлежащих предоставлению — такими являются, например, особо охраняемые природные территории, охранные леса, земли традиционного природопользования, участки вблизи крупных городов или те территории, в отношении которых распространяются конкретные градостроительные планы. После того, как закончится процесс внесения всей данной информации на ресурс, будет проведена оценка общего объема земельных площадей, подлежащих предоставлению россиянам в соответствии с законопроектом», — пояснил он корреспонденту EastRussia.

Сергей Качаев добавил, что первая подобная оценка по пилотным муниципальным образованиям может быть сделана уже в апреле.

Вместе с тем, согласно мнению разработчика законопроекта — Минвостокразвития —регионы уже сегодня должны иметь реальные механизмы по превентивному «бронированию» тех или иных земельных участков, подлежащих предоставлению в рамках программы Дальневосточного гектара. Данное бронирование предусматривает установление определенного временного «моратория» в тех случаях, когда, например, участок используется, будучи не оформленным при этом должным образом в собственность. Или если в отношении участка имеются конкретные инициативы, но они корректно не отражены в градостроительных планах. Либо если на территории участка установлен режим ООПТ, но границы этой охраняемой зоны носят описательный характер.

Иными словами, участок помечается в системе как запрещенный к выдаче, а собственник (или регион) получает временной лаг на приведение всех документов в соответствие. Но логично возникающий при рассмотрении такой схемы бронирования вопрос — не станут ли региональные «брони» объектом спекуляций с целью «придерживания» выгодных участков земли — Минвостокразвития оставило без ответа.

При этом корреспонденту EastRussia в ведомстве рассказали, что сегодня в рамках подготовки «пилотных районов», в дальневосточных регионах осуществляется их аудит. Первые оценки на его основании можно будет сделать в начале апреля.
«Предполагается, что срок приведения в порядок всех действующих прав собственности будет отражен в законе, — пояснил представитель Минвостокразвития. — Это значит, что по истечении этого срока перечень участков, подлежащих выдаче, будет пересмотрен и дополнен».



Пилотные районы: единство непохожих

Напомним, что вступление закона в силу будет происходить в три этапа. На первом этапе землю смогут получить только жители дальневосточных регионов и только в «пилотных» районах. На втором этапе земельный надел можно будет получить в любом муниципальном образовании Дальнего Востока, но воспользоваться этим правом смогут опять же исключительно дальневосточники. На третьем этапе землю на Дальнем Востоке сможет получить любой гражданин Российской Федерации. При этом в случае, если на тот или иной участок претендуют несколько человек, на любом этапе его получает тот гражданин, который подал заявку первым.

К настоящему времени все 9 субъектов ДФО определились с пилотными районами. Вместе с тем, сравнивая показатели этих районов, уже сейчас можно выявить различия в подходах регионов к проекту «дальневосточного гектара».

Например, примечателен тот факт, что определяемые сегодня регионами пилотные районы обладают различным потенциалом. Например, в Хабаровском крае готовы выделить 0,915 млн га лесов и еще 11 400 га земель бывших совхозов в пределах Амурского муниципального района. Этой площади хватит для предоставления порядка 926 770 человек. Так как в Амурском районе, площадью в 16269 кв. км, столько населения не проживает, очевидно, что выделяемой земли помимо местных жителей, хватит ещё и многим переселенцам. В то же время на территории Приморского края в Ханкайском районе наблюдается явный дефицит: площадь данного района с концентрированными населёнными пунктами составляет 2730 кв.км , а для раздачи в нём выделено только 700 га. Тем временем в Амурской области для выдачи бесплатных гектаров земли также предоставляется достаточно. Её «пилотным районом» для выделения земельных участков россиянам является Архаринский, размером в 14600 кв.км. В его пределах площадь земель под бесплатную раздачу составляет 20 тыс. га. Выбор властями области Архаринского района в качестве «пилотного» обусловлен его благоприятными климатическими характеристиками и наличием на его территории транспортной инфраструктуры. Выделенные областью участки на территории данного района полностью пригодны для развития фермерского и личного подсобного хозяйства.

Если же говорить о Еврейской автономной области, то её «пилотным районом» выделения бесплатных гектаров является Октябрьский. Но объемы земли для бесплатной раздачи россиянам на его территории ещё не подсчитаны. В регионе сейчас осуществляется нанесение информации о землях и земельных участках, не подлежащих предоставлению на его территории, на разнообразные карты. Работы по картографированию данной информации завершатся 15 марта, после чего она будет направлена в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в базу данных электронного сервиса по предоставлению гражданам земельных участков на территории ДФО.

На основании этой картографической информации будут определены места возможного предоставления земельных участков на территории
Планируется, что в пилотных регионах закон вступит в силу с 1 мая — иными словами, раздавать бесплатно землю на Дальнем Востоке будут с начала мая. К настоящему времени Минвостокразвития утвердило список из девяти пилотных районов, где планируется начать раздачу бесплатных «дальневосточных гектаров». В Приморье, Еврейской автономной области и Амурской области выделять землю предлагается в приграничных с Китаем районах. В Хабаровском крае, как уже говорилось ранее — в Амурском районе, на Чукотке — в Анадырском, в Магаданской области — на берегу Охотского моря, в Якутии — на территории Намского улуса. В пределах Камчатского края землю будут выделять в Усть-Большерецком районе, Сахалинской области — в Тымовском.

«Мы уважительно относимся к мнению региональных властей и общественности. Все конструктивные предложения рассматриваются. Мы максимально учитываем мнение дальневосточных регионов» — пояснили корреспонденту ER в Минвостокразвития.

Также в ведомстве отметили, что пока проект по «выделению дальневосточного гектара» не стартовал, сложно судить о том, к землям каких регионов россиянами проявляется наибольший интерес.



Предварительные оценки количества земли завышены в 10 раз — эксперт

В декабре законопроект «О Дальневосточном гектаре» прошел первое чтение в Госдуме. В настоящий момент он готовится к рассмотрению Государственной думой во втором чтении. По информации Минвостокразвития, вторые чтения могут пройти уже в марте.

«Предварительные оценки размеров возможной для бесплатной раздачи на Дальнем Востоке земли не то, что завышены, а сильно преумножены — приблизительно в 10 раз. Изначально, для того, чтобы понять, какой площадью для предоставления бесплатных гектаров располагают дальневосточные регионы, следовало вычесть из их общей площади все необжитые территории (те, что находятся на расстоянии 50 км от населённых пунктов). И в целом для того, чтобы законопроект „О Дальневосточном гектаре“ заработал, необходимо, чтобы он распространялся только на территории, на которых имеют место городские и сельские системы расселения. Так как переселенцы должны оседать только в тех местах на Дальнем Востоке, где они смогут опереться на уже существующую инфраструктуру. И таких „свободных“ территорий в пределах дальневосточных регионов крайне мало — они практически полностью находятся в частной собственности. В то же время, законопроект должен распространяться только на зоны с благоприятными для жизни условиями, а, то есть, располагающиеся к югу от Крайнего Севера. Так как в места с суровыми условиями проживания, такими, к примеру, как северные районы Якутии, переселенцы заниматься гектарами не поедут», — прокомментировал доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов.

По его мнению, закон «О Дальневосточном гектаре» будет эффективным в том случае, если в нём появится статья, предусматривающая для получателей бесплатных земельных участков упрощённую процедуру землеотведения. Так как, если россиянину для получения земельного участка по программе дальневосточного гектара придётся проходить существующую современную полную процедуру — дорогостоящую и бюрократизированную — то он у него возникнет риск неокупаемости понесённых им в течение данной процедуры расходов. Иначе говоря — в этом случае его хозяйство первое время будет убыточным. Для того же, чтобы выделенные в соответствии с законопроектом земельные участки не то, что приносили прибыль, а не простаивали, в дальневосточных регионах следует организовать съёмку видеороликов с показательными примерами их успешного использования. При этом всю просветительскую работу в рамках предоставления бесплатных гектаров на Дальнем Востоке следует вести исходя из того факта, что в приобретении данных земельных участков в первую очередь заинтересовано население тех регионов, для которых в настоящее время характерен наиболее высокий уровень безработицы и в которых имеется довольно много сельских жителей.

«Как идея, заложенная в законопроект „О Дальневосточном гектаре“, так и он сам по себе не дадут какого-либо результата в экономическом секторе Дальнего Востока. И следует отметить, что сегодня данный макрорегион нуждается не в бесплатных гектарах (сейчас приобрести гектар на его территории не так дорого — его цена не превышает 1000$), а в развитии местной инфраструктуры и обеспечении занятости населения. При этом возделывание как такового дальневосточного гектара, а уж тем более организация на его территории того или иного хозяйства и создание на нём инфраструктурных объектов требуют значительных капиталовложений. Поэтому данный законопроект представляется ничем иным, как PR-акцией Минвостокразвития. Более того — он носит антикультурный характер, так как благодаря его реализации вместо того, чтобы принимать инженерные решения и на их основе заниматься молодежными городами развития на Дальнем Востоке, российские власти занимаются на его территории раздачей гектаров. И максимум, при этом, чего у них получится добиться — это отдать в пользование россиянам 1000 участков в течение 10 лет. Что не является для России серьёзным достижением», — заверил председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития» Юрий Крупнов.

По его мнению, безработное российское население, и, в том числе жители Северного Кавказа, при всех анонсируемых сегодня перспективах приобретения дальневосточного гектара, за лучшими условиями жизни поедет не на Дальний Восток, а туда, где будет иметь место «легкий» заработок и отсутствовать необходимость существенных вложений в обустройство своего места жительства, то есть, в первую очередь, в Москву.

Справка ER:

Получить землю в собственность можно будет лишь при условии ее использования по заявленному назначению. При этом сейчас в Минвостокразвития вносятся предложения, предусматривающие как минимум дважды в течение 5 лет документально декларировать использование участка. Владея же землей, россиянин не сможет её продать, обменять или передать иностранным гражданам.

Оформление участка носит заявительный порядок. Для его осуществления человеку необходимо пройти регистрацию на портале государственных услуг www.gosuslugi.ru. Полученный логин и пароль можно использовать для перехода на карту земельных участков и выбора земельного участка, где будут указаны только свободные (не занятые другими пользователями) участки. Пользователь самостоятельно формирует границы желаемого участка — это позволяют ему сделать инструменты карты.

Заявление на предоставление земельного участка подается в электронном виде на сайте www.надальнийвосток.рф . Согласно обсуждаемому в ГосДуме законопроекту данный сервис заработает 1 мая. В настоящее время он работает в тестовом режиме. В течение 30 дней после подачи заявления земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование. Весь процесс получения участка не требует от россиянина никаких денежных платежей.

Помимо того, в настоящий момент сайт www.надальнийвосток.рф содержит раздел, в котором описывается целевое назначение тех или иных выдаваемых земель. При этом в будущем планируется вести «просветительскую» работу с людьми, приобретающими участок на Дальнем Востоке. Сейчас разрабатываются информационно-просветительские материалы, в подробностях рассказывающие о проекте. Также на сайте www.надальнийвосток.рф в перспективе будет создан раздел с ответами на часто повторяющиеся вопросы и размещены кейсы с практическими историями по использованию земельных участков.