Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Olonkho's land is multiplying gradually

What prevents the development of Yakut animation, finds EastRussia

The phenomenon of Yakut cinema has been known for a long time: films filmed in the frosty republic are shown in one region of Russia, then in another, and three Yakut films in February go to the Berlin International Film Festival. The situation with animation is not so rosy: budget millions have not yet been allocated to support it, and the pictures themselves, albeit translated into foreign languages, are filmed by enthusiasts who simultaneously teach animation to children. EastRussia understood what the Yakut animators succeeded in and where they were wrong.

Olonkho's land is multiplying gradually
Photo: Still from the cartoon Nyurgun Bootur Swift
Movies in Yakutia generally like. A year ago, the Ministry of Culture and Spiritual Development of the republic asked for more than 300 million rubles to hold a Russian cinema in Yakutia. Interest in the cinema is experienced not only by officials, but also by the audience - during the screenings of Yakut films the cinema halls are full and for the second week, and even for the third. With animation, everything is more complicated.

If you look optimistically, Yakut cartoons go out all the time. There was even a full-length picture called "Nurgun Bootur the Swift." 50-minute cartoon is based on the folk epic of the Yakuts Olonkho, recognized by UNESCO as a masterpiece of the intangible cultural heritage of mankind. The painting was released in the Yakut language and translated into Russian, English, German, Chinese, Japanese and Korean. They removed the cartoon on the initiative of the Museum of Music and Folklore of Yakutia. When asked about the budget, scriptwriter Maria Kornilova laughingly replies that she started out on bare enthusiasm. "We had an idea, and we began to implement it." When the work was already under way, people's deputy Alexander Zhirkov helped us, "she said.

The main goal of the creators of the cartoon is to acquaint as many people as possible with the Olonkho epic. They embodied this noble idea, as they say, with the whole world. The background - birdsong, horses neighing, screams of evil Abass spirits - were voiced by students of the local college of culture. The translation was carried out by the teachers of the North-Eastern Federal University, which is based in Yakutsk. Work on the cartoon began in 2008. A year later they presented a draft version, in 2010 they showed a Russian-language version. Two years later, the painting was translated into foreign languages. The paradox of "Nurgun Bootur the Swift", filmed in Yakutia based on the Yakut epic, is that it was presented in its original language only in December 2015.

After "Nyurgun Bootur the Swift" the Museum of Music and Folklore has released several more similar projects. "We call it video exhibits. A folk epic needs material embodiment, because it is impossible to hang it on the wall like a picture, or touch it like a book. Inspired by a full-length cartoon, we have also prepared several short films and popular science films with game elements," - says Maria Kornilova. For example, in November of this year, the museum will present the first puppet cartoon based on the Evenk heroic epic (Nimngakan) called "Hurupochon. The Bird's Son". "We received a grant for the manufacture of dolls from the Ministry of Culture and Spiritual Development of the republic. The dolls are ready, they were made by the teachers of the College of Technology and Design," she says.

The animator of the new film is Anna Sleptsova, who created "Nyurgun Bootur the Swift". After studying at the St. Petersburg Institute of Film and Television, in 2009 she returned to Yakutia. "I didn't like the weather in St. Petersburg, and the roots were pulling back," the animator admits. Now Anna works in the Palace of Children's Art in the city of Yakutsk, teaches children to create cartoons. “Why did I go to teach? Because you can't earn money by creating cartoons in Yakutia, - says Anna Sleptsova. - The problem of animation in Yakutia is the lack of personnel. My children and I once decided to count how many cartoons we have. They counted only twenty. "

However, the animator is full of enthusiasm. "In the animation studio, in addition to me, there is another teacher, her name is Oksana Vasilieva.We have created this circle together in 2013.Now we have about 70 children.Last year we held a cartoon festival.The works were sent from different parts of Yakutia, It was very nice to see, so we plan to hold it this year, in April, "she says of the plans.

Anna and Oksana are not the only ones in Yakutia who teach children animation. Back in 2012, the film-miracle film animation studio opened in the capital of the republic. The initiator was the charity fund for children with disabilities "Kharyshal" ("Charm"). The creation of the studio was inspired by communication with the participants of the Petersburg studio "Yes", who came to Yakutsk with a master class. Then everything went like a good movie: the leadership of Kharyskhala became interested in the idea of ​​performing art therapy for the wards, but there was no person who could create cartoons. And Peter Nikolaev, an animator-amateur who had previously worked in one of the cinemas of the city, appeared burning with the thought of helping children.

Now in the "Miracles of Cinema" studio 20 children are engaged. Young multipliers from 7 to 14 years. Together with Peter Nikolayev with the guys engaged Irina Dyakonova. She also came to the animation by trial and error. In addition to working with children in Yakutsk, Peter went to the regions of the republic with master classes. For three years, the organizers of the project have been conducting a national festival of children's animated films "Wonders of Cinema". This time it will be held at the end of May. In 2016, more than 80 works were sent to the contest - it was the record of the festival.

Wait for the development of the contest is from what: last year one of the republican colleges released animation teachers. That is, in the republic, in which it is too early to talk about the large-scale development of animation, eight educator animators have already been released, not in Yakutsk, but in the village of Namtsy - in 83 km from the capital. "The guys are good and well versed in the programs, maybe in two years we'll hear about them," Anna Sleptsova believes.

Strictly speaking, college graduates will not be the first teachers-animators of Yakutia. Even in the "zero" in the republic from Moscow came Robert Labidas. Having finished the higher courses of animation scriptwriters and directors in the capital and spending a couple of years in studios in Moscow, the young man returned to his elderly mother in Yakutsk. His ideas were not in demand, although the republic itself directed the study of Robert. Work for a young specialist with capital experience was not found.

"I thought that I would create an animation studio, teach new personnel for the republic and make cartoons based on Yakut fairy tales and legends. Why folklore? It inspires me, our folk art is a treasure of ideas," says Robert Labidas. When asked why in the republic, where millions are allocated for the creation and development of cinema, they do not pay attention to the art of animation, he replies with noticeable annoyance in his voice: “Creating a cartoon requires more time and money. 300 thousand rubles. And our story is different - to make a picture lasting about 15 minutes, you need to invest about three million. " Despite the lack of state support, Labidas creates cartoons. True, more often for other regions and countries than for Yakutia. Among his paintings - the winner of the prize of the "Cinema of the Arctic" festival "Karas Komar" and the cartoon "Cycle", which was awarded at the "Saint Anna" and "Heavenly Horse" festivals.

The theme of the Yakut epic also inspires Oktyabrina Potapova from Soyuzmultfilm, born in Yakutia, and now working in the capital. For example, her picture "Once Upon a Time" was created in 2002 on the motives of a fairy tale about the adventures of the brothers-hunters Torobos and Tasynas. Five-minute cartoon participated in the film festival "Suzdal-2003". But this animator is a representative of the Russian rather than the Yakut school. Among her other works are "The New Adventures of Grandma Ezhki" (2008) and "The Whole Girl" (2013). She - an adherent of the old school: draws by hand, reviving every frame, not afraid of scrupulous work.

Meanwhile, the multipliers in Yakutia are sometimes supported, but entirely from unexpected sources. "When I was working on the film" Samenchik djollooh kune "(in the translation from Yakut" Happy Samenchik's Day "), I was financially supported by the Ministry of Agriculture of Yakutia, which sounds strange, but I turned to them because the film touches on the theme of rural life. Offensive that I still was in the red, "- says the young animator Olga Stepanova. And in 2015, she took part in the online contest "People's Budget" and received grant support from the administration of Yakutsk: 80% of the funds needed to create a cartoon. Last year, with popular support and with the help of her team, the girl presented three parts of the cartoon that tells about the city of Yakutsk.

Olga Stepanova does not stop there: working on order, she is simultaneously developing a new project. "One does not interfere with the other, and you always want to eat," the animator jokes. "Plus, my author's project is still at the stage of developing an idea." Such a comment, if you think about it, fits the assessment of the state and the entire animation industry in Yakutia. There are professionals in it, they are in demand outside the republic. But you can't make much money by creating cartoons in Yakutia. That's the whole conversation.
October 19: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Земля Олонхо мультиплицируется постепенно

Что мешает развиваться якутской мультипликации, выясняет EastRussia

Феномен якутского кинематографа известен давно: снятые в морозной республике фильмы показывают то в одном регионе России, то в другом, и сразу три якутских фильма в феврале едут на Берлинский международный кинофестиваль. С мультипликацией дела обстоят не так радужно: бюджетные миллионы на ее поддержку пока не выделяются, а сами картины, пусть и переводимые на иностранные языки, снимают энтузиасты, параллельно обучающие анимации детей. EastRussia разбиралась, в чем преуспели и в чем ошибались якутские аниматоры.

Земля Олонхо мультиплицируется постепенно
Фото: Кадр из мультфильма Ньургун Боотур Стремительный
Кино в Якутии в целом любят. Год назад министерство культуры и духовного развития республики попросило более 300 млн рублей на проведение в Якутии года российского кино. Интерес к кинематографу испытывают не только чиновники, но и зрители — во время показов якутских фильмов залы кинотеатров полны и на вторую неделю, а то и на третью. С мультипликацией все сложнее.

Если смотреть оптимистично, якутские мультфильмы выходят постоянно. Появилась даже полнометражная картина под названием "Ньургун Боотур Стремительный". 50-минутный мультфильм снят по мотивам народного эпоса якутов Олонхо, признанного ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. Картина выпущена на якутском языке и переведена на русский, английский, немецкий, китайский, японский и корейский. Сняли мультфильм по инициативе музея музыки и фольклора Якутии. На вопрос о бюджете сценарист картины Мария Корнилова со смехом отвечает, что начинали на голом энтузиазме. "У нас была идея, и мы начали ее воплощать. Когда уже работа пошла, нам помог народный депутат Александр Жирков",— говорит она.

Главная цель создателей мультфильма — познакомить с эпосом Олонхо как можно больше людей. Воплощали эту благородную идею, что называется, всем миром. Фон — пение птиц, ржание лошадей, крики злых духов-абассы — озвучивали студенты местного колледжа культуры. Переводом занимались преподаватели Северо-Восточного федерального университета, который базируется в Якутске. Работа над мультфильмом началась в 2008 году. Через год представили черновой вариант, в 2010-м — показали русскоязычную версию. Спустя два года картину перевели на иностранные языки. Парадокс "Ньургуна Боотура Стремительного", снятого в Якутии по мотивам якутского же эпоса, в том, что на оригинальном языке он был презентован только в декабре 2015 года.

После "Ньургун Боотура Стремительного" музей музыки и фольклора выпустил еще несколько подобных проектов. "Мы называем это видео-экспонатами. Народный эпос нуждается в материальном воплощении, ведь его невозможно повесить на стену, как картину, или пощупать, как книгу. Вдохновившись полнометражным мультфильмом, мы подготовили также несколько короткометражек и научно-популярных фильмов с игровыми элементами",— говорит Мария Корнилова. Например, в ноябре этого года музей презентует первый кукольный мультипликационный фильм по эвенкийскому героическому эпосу (Нимнгакан) под названием "Хуругочон. Птичий сын". "Мы получили грант на изготовление кукол от министерства культуры и духовного развития республики. Куклы уже готовы, их изготовили преподаватели колледжа технологии и дизайна",— рассказывает она.

Аниматор новой картины — Анна Слепцова, создававшая "Ньургун Боотура Стремительного". Отучившись в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения, в 2009 она вернулась в Якутию. "Мне не нравилась погода в Петербурге, да и корни тянули обратно",— признается аниматор. Сейчас Анна работает во Дворце детского творчества города Якутска, учит детей создавать мультфильмы. «Почему я пошла преподавать? Потому что созданием мультфильмов в Якутии денег не заработаешь,— говорит Анна Слепцова.— Проблемой мультипликации в Якутии является и отсутствие кадров. Мы с детьми однажды решили посчитать, сколько у нас мультфильмов. Насчитали всего двадцать».

Впрочем, аниматор полна энтузиазма. "В студии анимации, помимо меня, есть еще один преподаватель, ее зовут Оксана Васильева. Мы вместе создали этот кружок в 2013 году. Сейчас у нас занимаются около 70 детей. В прошлом году мы провели фестиваль мультфильмов. Работы отправляли из разных уголков Якутии, это было очень приятно видеть, так что мы планируем провести его и в этом году, в апреле",— рассказывает она о планах.

Анна и Оксана — не единственные в Якутии, кто учит детей анимации. Еще в 2012 году в столице республики открылась медиа-анимационная студия "Чудеса кино". Инициатором стал благотворительный фонд помощи детям с ограниченными возможностями здоровья "Харысхал" ("Оберег"). Создание студии было вдохновлено общением с участниками петербургской студии "Да", которые приезжали в Якутск с мастер-классом. Дальше все сложилось как в добром кино: руководство "Харысхала" заинтересовалось идеей проведения арт-терапии для подопечных, но не было человека, который умел бы создавать мультфильмы. И появился горящий мыслью о помощи детям Петр Николаев — аниматор-любитель, прежде работавший в одном из кинотеатров города.

Сейчас в студии "Чудеса кино" занимаются 20 детей. Юным мультипликаторам от 7 до 14 лет. Вместе с Петром Николаевым с ребятами занимается Ирина Дьяконова. Она тоже пришла в анимацию путем проб и ошибок. Помимо работы с детьми в Якутске, Петр выезжает в районы республики с мастер-классами. Уже три года организаторы проекта проводят республиканский фестиваль детских анимационных фильмов "Чудеса кино". На этот раз он состоится в конце мая. В 2016-м на конкурс было отправлено более 80 работ — это был рекорд фестиваля.

Ждать развития конкурса есть от чего: в прошлом году один из республиканских колледжей выпустил преподавателей анимации. То есть в республике, в которой о масштабном развитии мультипликации еще даже рано говорить, уже выпустили восемь педагогов-аниматоров, причем не в Якутске, а в селе Намцы — в 83 км от столицы. "Ребята хорошие и прекрасно разбираются в программах. Возможно, года через два мы о них услышим",— считает Анна Слепцова.

Строго говоря, выпускники колледжа будут не первыми педагогами-аниматорами Якутии. Еще в "нулевые" в республику из Москвы приехал Роберт Лабидас. Окончив высшие курсы анимационных сценаристов и режиссеров в столице и проведя пару лет в студиях Москвы, молодой человек вернулся к пожилой матери в Якутск. Его идеи оказались не востребованы, хотя на учебу Роберта направила сама республика. Работы для молодого специалиста со столичным опытом не нашлось.

"Я думал, что создам анимационную студию, буду учить новые кадры для республики и делать мультфильмы по мотивам якутских сказок и легенд. Почему именно фольклор? Меня это вдохновляет, наше народное творчество — это же кладезь идей",— говорит Роберт Лабидас. На вопрос, почему в республике, где на создание и развитие кинематографа выделяют миллионы, не обращают на мультипликационное искусство внимания, он отвечает с заметной досадой в голосе: "Создание мультфильма требует больше времени и денег. Некоторые якутские фильмы и вовсе снимают за смешные бюджеты в 300 тысяч рублей. А у нас история другая — чтобы сделать картину длительностью около 15 минут, нужно вложить примерно три миллиона". Несмотря на отсутствие господдержки, мультфильмы Лабидас создает. Правда, чаще для других регионов и стран, чем для Якутии. Среди его картин — выигравший приз фестиваля "Кино Арктики" "Карась Комар" и отмеченный на фестивалях "Святая Анна" и "Небесный конь" мультфильм "Круговорот".

Тема якутского эпоса вдохновляет также и Октябрину Потапову из "Союзмультфильма", родившуюся в Якутии, а сейчас работающую в столице. Например, ее картина "Однажды" создана в 2002 году по мотивам сказки о приключениях братьев-охотников Торобоса и Тасынаса. Пятиминутный мультфильм участвовал в кинофестивале "Суздаль-2003". Но этот аниматор — предстаивтель скорее российской, чем якутской школы. Среди других ее работ — "Новые приключения Бабки Ежки" (2008) и "Ненастоящая девочка" (2013). Она — приверженец старой школы: рисует от руки, возрождая каждый кадр, не боясь скрупулезной работы.

Между тем, мультипликаторов в Якутии иногда поддерживают, но совсем из неожиданных источников. "Когда я работала над фильмом "Сэмэнчик дьоллоох кунэ" (в переводе с якутского "Счастливый день Сэмэнчика"), финансовую поддержку мне оказало министерство сельского хозяйства Якутии. Звучит странно, но я обратилась к ним, потому что фильм затрагивает тематику сельской жизни. Самое обидное, что я все равно оказалась в минусе",— говорит молодой мультипликатор Ольга Степанова. А в 2015 году она приняла участие в онлайн-конкурсе "Народный бюджет" и получила грантовую поддержку от администрации Якутска: 80% средств, необходимых для создания мультфильма. В прошлом году с народной поддержкой и с помощью своей команды девушка представила три части мультфильма, который рассказывает о городе Якутске.

Ольга Степанова на этом не останавливается: работая на заказ, она параллельно разрабатывает новый проект. "Одно другому не мешает, да и кушать хочется всегда,— шутит мультипликатор.— Плюс мой авторский проект пока находится на стадии развития идеи". Такой комментарий, если вдуматься, подходит к оценке состояния и всей мультипликационной индустрии в Якутии. Профессионалы в ней есть, они востребованы за пределами республики. Но созданием мультфильмов в Якутии пока особо не заработаешь. Вот и весь разговор.