Не только политические итоги года - хабаровский спикер Сергей Луговской
В сентябре на выборах губернатора Хабаровского края победу после борьбы в два тура неожиданно для многих одержал кандидат от ЛДПР Сергей Фургал. Появление нового губернатора, безусловно, уже поменяло политический ландшафт в регионе – и будет менять его дальше. Как приход новой команды влияет на взаимоотношения двух ветвей власти - исполнительной и законодательной, - EastRussia объясняет лидер реготделения «Единой России», председатель Законодательной думы Хабаровского края Сергей Луговской.
- Ситуация, которая у всех, кто следит за политикой в Хабаровском крае, на слуху: депутаты 21 ноября приняли в первом чтении законопроект, наделяющий думу правом согласовывать кандидатуры высших чиновников правительства региона - вице-губернатора и заместителей губернатора. Сам губернатор категорически против. Впереди принятие поправок. Конфликт остается горячим?
- Я уже говорил неоднократно: дума не хотела инициировать конфликтную ситуацию. Законопроект о согласовании ключевых членов правительства был внесен для того, чтобы разделить ответственность с новым кабинетом – и ни для чего другого. К сожалению, история получилась шумная: с громкими заголовками в СМИ, в том числе федерального уровня, и в соцсетях. Все эти бурные обсуждения, впрочем, уводили от реальной сути законопроекта. Многие не слышали или не хотели слышать, что такая норма в краевом уставе существовала до 2013 года, что мы не назначаем, а согласовываем кандидатов, что законодательные собрания 53 регионов России так или иначе участвуют в процессе формирования исполнительных органов власти, что на Дальнем Востоке такое право отсутствует только у парламента Хабаровского края и ЕАО. Нам (инициаторами проекта в числе 13 депутатов-единороссов выступил и Сергей Луговской. - EastRussia) была прежде всего не политика интересна: партии это рейтинга все равно бы не прибавило, и фракции «Единой России» в думе - тоже.
- Разве ни капли политики в этой истории нет? Проект внесла «Единая Россия», новый губернатор избрался от ЛДПР.
- Решение избирателей, оказавших в ходе губернаторской кампании доверие не нашему кандидату, а Сергею Фургалу, отражает современные политические реалии Дальнего Востока. Мы это решение ни в коей мере не подвергаем сомнению, и завязывать какую-то борьбу партий в масштабе отдельно взятого региона России в сложившейся ситуации – это только «терять очки». Сейчас в стране есть много острых вопросов, пока не имеющих окончательного удовлетворяющего всех решения, и избиратели все это видят. Партийная риторика эти проблемы не решит.
- Кажется, вы имеете в виду то, что общий негативный настрой избирателей, выявленный в нескольких последних кампаниях по стране – это последствия политики отнюдь не региональной?
- Скажу так: нам, депутатам от партии власти, работающим на местах, с людьми, в последнее время сложно говорить о положительном, когда общая федеральная повестка – скорее отрицательная. Это и пенсионная реформа, и повышение НДС, и другие меры, предпринятые по инициативе руководства страны. Понятно, что они давно назрели, что это было неизбежно. Но все это серьезно повлияло на настроение избирателей. Напряженность в экономике есть, в том числе из-за внешних факторов, и это сказывается на отношении людей. В Хабаровском крае общий протест был выражен действующему губернатору, это тоже очевидно. На съезде партии «Единая Россия», который прошел 7-8 декабря, наш регион звучал во многих выступлениях. Анализируем нашу ситуацию не только мы – вся партийная организация. Так что выводы будут глубокими.
- Можно ли на региональном уровне как-то «смягчать» последствия федеральной политики?
- Возможность всегда есть, пусть и минимальная. В случае с пенсионной реформой, например, мы приняли пакет поправок в региональное законодательство, связавший льготы по оплате услуг ЖКХ не со статусом пенсионера, а с возрастом, причем возраст остался тем же, с которого выходили на пенсию до начала реформы. Аналогично скорректировали и региональные нормы по компенсации проезда на общественном транспорте, убрали критерий «нуждаемости», увеличили ежемесячные суммы выплат вдвое (сейчас они составляют от 720 до 1020 рублей). Ни много ни мало, а сумма этой льготы для бюджета края в будущем году обойдется в 3 млрд рублей. По партийной линии мы собирали предложения. Нас услышали в вопросах по коренным малочисленным народам, по многодетным матерям, по женщинам, которым изначально планировали поднять пенсионный возраст на 8 лет. Не знаю, как будет развиваться ситуация дальше, возможно, будут еще какие-то изменения.
- А все равно выходит, субъект на подобные ситуации может отреагировать только одним способом – дополнительным «рублем» для недовольных?
- Стимулирующие выплаты распределяются не по этому принципу. Это не просто восстановление социальной несправедливости – это и меры развития в том числе. За последние годы, например, увеличена региональная часть «материнского капитала». Она не индексировалась с момента принятия, с 2011 года. Да, наш материнский капитал был одним из самых высоких на Дальнем Востоке – 200 тысяч рублей, с 1 января сумма увеличивается до 250 тысяч. Это все в сумме большие расходы, но принесет, как мы считаем, свои плоды – пусть и не сразу.
- Лично на вас поражение кандидата от партии как-то сказалось? Накануне съезда ходили слухи, что с партийного поста вас будут «снимать».
- Как видите, работаю.
- И что дальше, как считаете? Жесткий перманентный конфликт?
- Еще раз про конфликт. Нам его навязывают. Когда мы вносили законопроект о согласовании ключевых членов правительства, предварительный разговор с новым губернатором был. Есть же определенные процедуры. Мы сразу после выборов встретились, причём ни один на один, а собрались с депутатским корпусом, проговорили, что это будет нормальным элементом диалога двух ветвей власти, тем более что Сергей Фургал сразу после вступления в должность пообещал сформировать коалиционное правительство из представителей всех партий. Понятно, что назначение заместителей – это прерогатива губернатора. Дума на это его право не посягает, речь идет только о разделении ответственности, о согласовании. Желания воспрепятствовать чему-то или ограничить не было. С подобными формулировками, которые звучали во время обсуждения нашей инициативы в СМИ, я никогда не соглашался.
- Если, как вы говорите, все сначала было согласовано – почему в какой-то момент что-то пошло не так?
- Уже в процессе прохождения официальных процедур согласований мы увидели неприятие со стороны исполнительной власти. Не стали нагнетать обстановку, приостановили рассмотрение вопроса: если помните, я сам снял законопроект из повестки очередного заседания думы – как раз для того, чтобы дополнительно все обсудить. Если бы у главы региона было желание идти на компромисс, предложить другой путь, думаю, он бы его реализовал, время было. С другой стороны, и право «вето» у губернатора никто не отнимал. Пока что мы имеем отрицательное заключение губернатора по всему пакету поправок в законы, связанных с согласованием зампредов и вице-губернатора. В первом чтении норма в устав внесена. Дальше будем смотреть, как прописывать норму, возможно, через закон о правительстве региона.
- Давайте вернемся к мысли о том, что же дальше. Сейчас с этим конкретным законопроектом получилось вот так, спор идет на языке юристов. Но ведь дума и правительство могут не согласиться друг с другом по какому угодно поводу. Как не застопорить законотворческий механизм?
- Дума как работала, так и работает. Многие предложения губернатора мы поддерживаем. Недавно приняли бюджет на следующий год, хотя к нему было очень много вопросов у депутатов. Но мы понимаем: губернатор только пришел, разобраться сразу сложно. Есть долговая нагрузка, сформированная в предыдущие годы - объективные условия. Оставлять регион без бюджета – это неприемлемо. Никому и в голову не приходит ставить вопрос так: раз это законотворческая инициатива губернатора, то блокируем. Это наша общая ответственность. Для жителей Хабаровского края разделения властей по большому-то счету не существует, хотя и можно начать долго перечислять, за что «отвечает» дума, а за что – губернатор. Мы все отвечаем в равной степени.
- Вы не блокируете инициативы правительства. А оно – ваши?
- Взаимопонимание есть и будет. У нас, например, действует закон о перераспределении полномочий между регионом и муниципалитетами. Но есть назревшие проблемы: часть полномочий передана, но без источников финансирования. Вопросы социально-значимые, например, обеспечение дровами населения или ремонт дорог. С предыдущим составом правительства мы пытались согласовать поправки к этим нормам, но у блока внутренней политики не получили поддержки. Новый губернатор, хоть и устно, но подтвердил, что проблему нужно решать. Совместная работа идет. Мы покритиковали, скажем, проект бюджета, откуда в рамках общей оптимизации выпали кое-какие расходы. Депутаты говорят – это острые вопросы, не требующие большого бюджетного финансирования, и их нужно сохранять. Конечно, мы будем настаивать, чтобы это было внесено в бюджет в ходе его исполнения.
- Но это не исключает, что опять могут возникнуть и принципиальные разногласия?
- Наверное, вопросы, по которым губернатор занимает позицию, отличную от позиции думы, неизбежны. Но мы считаем, что в таком случае тоже вправе высказывать свою позицию. И высказываем ее.
- Для нынешнего думского созыва завершающийся год – последний перед выборами 2019 года. На ваш взгляд, какой самый важный законопроект принял «этот состав»?
- Мы уделяли много внимания внедрению патентной системы – я уверен, это еще не завершенная история. Была эпопея с законом об отлове диких собак. Долго добивались особого статуса для «детей военного времени». Совместно с парламентариями из других регионов убедили центр, что вопрос обеспечения лекарствами людей с редкими (орфанными) заболеваниями - это федеральная тема. Провели огромную работу по созданию на дальневосточных гектарах нового села Дальневосточное. А назвать самый важный закон, - наверное, нереально. Всегда очень значим для региона, конечно, бюджет. Он в последние годы сложный, на следующий год он принят, но без сомнения будет уточняться, в каких обстоятельствах – мы уже проговорили. Хочется надеяться, что наши пожелания и инициативы по этому поводу будут услышаны исполнительной властью - это и ей, я уверен, будет в плюс.
Беседовал Дмитрий Щербаков