Владимир Самченко, плотник-бетонщик 5 разряда, бригадир филиала Строительное управление-713 Дальспецстроя
Первый пуск ракеты-носителя с космодрома Восточный – очень ожидаемое и волнующее событие для строителей: арматурщиков, плотников, бетонщиков, отделочников, плиточников... На их плечи легла самая тяжелая, изнурительная работа: в суровом климате, в тяжелейших условиях создавать поистине уникальные объекты нового российского космодрома.
Вот и плотник-бетонщик 5-го разряда, бригадир филиала СУ-713 Дальспецстроя Владимир Самченко, как и его коллеги, ждал этого события четыре года. На космодроме «Восточный» праздники бывают редко. Чаще всего их проводят на стройплощадках - стройка идет в напряженном ритме, и все понимают, что нельзя сбавлять обороты.
«За первым запуском мы будем наблюдать с территории нашего вахтового городка. Ведь, понимаете, все эти объекты – это наш труд! Мы сделали свою работу и теперь можем увидеть ее плоды. Тем, что я участвовал в строительстве космодрома и смог сделать что-то нужное для своей страны, буду гордиться всю жизнь».
Владимир Самченко строил стартовый стол, метеорологическую станцию, водозабор, административные здания. Со своей бригадой он прошел все этажи «подземного царства» стартового сооружения.
Чуткий и мудрый бригадир сумел сплотить людей из разных уголков России и заразить их общей идеей. В бригаде Самченко есть рабочие из Читинской, Ростовской, Амурской областей, Алтайского края. Все они ехали на космодром с большим желанием, движимые идеей сделать великое дело, которым будут гордиться всю жизнь, рассказывать детям и внукам.
Когда работы по бетонированию стартового стола вошли в самую активную фазу, бригада Самченко выросла почти в три раза, в ней было уже не 30 рабочих, а 80.
«У нас сложился коллектив, в котором можно положиться на каждого, от звеньевого до простого рабочего, и как только мы это почувствовали, стройка пошла. Когда бетонировали стартовый стол, работали в две смены – днем и ночью под светом прожекторов. Когда нужно было закончить бетонные или подготовительные работы перед бетонированием, никто часы не сверял – все оставались на производстве».
Сегодня, любуясь объектами Восточного, освещенного лучами весеннего солнца, Самченко уже и сам с трудом верит, что совсем недавно на этом же месте был котлован. «Самое благоприятное время для строительства – весна и осень. Но стройку ведь не остановишь, и мы работали круглый год. Зимой при температуре от -30 С° до -45 С° и летом под лучами палящего солнца и нашествием мошки и комаров. Даже крепкие парни-дальневосточники скажут вам, что это непросто. Представьте, что в перчатках при таком морозе нужно часами вязать арматуру диаметром 4 см, весом 120 килограмм, а длинной 11 метров. Чтобы ее перенести, нужны усилия пяти-шести человек. Так ее нужно не просто поднять, а еще и зафиксировать. А арматура на ощупь, что наждачка, вся ребристая и даже утепленные перчатки дня за два стираются».
«При строительстве стартового сооружения использовалось сложная система армирования. А сложные работы всегда интересно выполнять, это богатейший опыт для любого строителя. Много было «гнутиков» диаметром 36, 40 сантиметров. Уложить их в нужный радиус тоже непростая задача».
«Гнутиками» Самченко называет арматуру для стартового кольца, которая предварительно радиально гнулась в арматурном цеху и уже дорабатывалась на объекте. Нельзя исключить и человеческий фактор, ведь проект есть проект, а в реальной жизни невозможно достигнуть «компьютерной» точности. Поэтому бригадир всегда должен держать на особом контроле каждый этап работ.
Еще одно новаторство – это муфтовые соединения. «Раньше армирование было преимущественно перехлестным, а на космодроме, что интересно, все армирование на муфтовых соединениях держится. А это дополнительный фронт работ – каждую муфту подогнать. Зато строятся такие объекты на века».
Когда ведутся бетонные работы, строительная площадка кипит как улей. Здесь нужен круглосуточный контроль. Чтобы нужную консистенцию бетонных смесей подобрать, без раковин и пор требуется опыт. Владимир Самченко знает об этом материале все. «Зимой, например, добавляются в бетон морозостойкие добавки. Это нужно, чтобы он лучше схватывался, но и раньше времени не замерз. Сложно вести бетонные работы на густоармированных участках. Так, на стартовом сооружении шаг армирования достигает 4-5 сантиметров, поэтому и бетон требуется более жидкой консистенции. А вот лоток газохода – это другая история. Мало того, что работы здесь велись под углом 45°, так бетон заливали поверх специальной влагонепроницаемой мембраны. Для таких работ мы заказывали самый густой бетон. Работать с ним на порядок тяжелее, зато в качестве работ можно не сомневаться.
Если вспомнить весь период строительства, то, конечно, были моменты, когда материалы проявляли себя под воздействием внешних факторов по-новому, например, рвался стяж на опалубке. Но эти проблемы мы быстро исправляли. Ни разу на моем участке не было критических ситуаций».